Проблемы и перспективы бюджетного дефицита в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление причин и последствий бюджетного дефицита и влияние его на национальную экономику. А так же изучение методов борьбы с бюджетным дефицитом и выбор наиболее оптимального и «безболезненного» для экономики метода. Кроме того, выявление особенностей бюджетного дефицита в Украине и анализ действий нашего правительства по борьбе с дефицитом.

Оглавление

Введение.
Бюджетный дефицит и его виды. Проблемы измерения бюджетного дефицита.
Общая характеристика бюджетного дефицита и государственного долга. Циклическая составляющая в величине бюджетного дефицита.
1.2 Неучтенные и обусловленные государственные обязательства.
1.3 Инфляция и капитальные активы. Амортизация в государственном секторе и скрытый дефицит.
Причины и последствия бюджетного дефицита.
Причины бюджетного дефицита.
Последствия бюджетного дефицита.
Методы борьбы с дефицитом государственного бюджета.
3.1Источники финансирования бюджетного дефицита.
3.2 Способы финансирования бюджетного дефицита.
3.3 Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга.
Проблемы и перспективы бюджетного дефицита в Украине.
Основные проблемы бюджетного дефицита в Украине.
4.2 Оценка бюджетного дефицита в Украине.

Выводы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ

     Курсовая  работа: 43 стр., 20 источников, 5 приложений.

     Объект  исследования: бюджетный дефицит, государственный долг.

     Цель  работы: определить сущность, причины, последствия и пути преодоления  бюджетного дефицита, а так же его  особенности в Украине.

     Метод исследования: количественный и качественный анализ бюджетного дефицита.

     Бюджетный дефицит – это такое состояние  экономики, при котором доходы государства  не покрывают расходов. Бюджетный  дефицит возникает в результате войн, бедствий, кризисов, а так же при крупном вложении средств в развитие экономики сокращении налогов. Последствия дефицита чаще всего отрицательны как для национальной экономики, так и для населения. Однако при незначительном уровне дефицита они практически незаметны. Борьба с бюджетным дефицитом осуществляется посредством денежной эмиссии, займов у Центрального Банка, частного сектора и внешних займов. Для Украины характерен высокий уровень бюджетного дефицита. В качестве борьбы с ним правительство выбрало внешний займ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ДЕНЕЖНАЯ ЭМИССИЯ, ИНФЛЯЦИЯ, КАПИТАЛЬНЫЕ АКТИВЫ, БАЛАНСИРУЕМЫЙ БЮДЖЕТ, НАЛОГИ

     План

     Введение.

  1. Бюджетный дефицит и его виды. Проблемы измерения бюджетного дефицита.
    1. Общая характеристика бюджетного дефицита и государственного долга. Циклическая составляющая в величине бюджетного дефицита.

    1.2   Неучтенные и обусловленные государственные обязательства.

      1.3 Инфляция и  капитальные активы. Амортизация в государственном секторе и скрытый дефицит.

  1. Причины и последствия бюджетного дефицита.
    1. Причины бюджетного дефицита.
    2. Последствия бюджетного дефицита.
  2. Методы борьбы с дефицитом государственного бюджета.

    3.1Источники финансирования бюджетного дефицита.

    3.2 Способы финансирования бюджетного дефицита.

    3.3 Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга.

  1. Проблемы и перспективы бюджетного дефицита в Украине.
    1. Основные проблемы бюджетного дефицита в Украине.

      4.2 Оценка бюджетного дефицита в Украине.

     

Выводы. 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Государственный бюджет строится по балансовому методу, его расходы должны быть равны доходам. Превышение доходов над расходами образует излишек, который обычно идет на покрытие государственного долга или другие нужды. В конце XIX — начале XX вв. государственный бюджет в большинстве случаев сводился с излишком. Это создавало определенную устойчивость государственных финансов и денежного обращения, возможность сравнительно постепенно увеличивать налогообложение.

     В современных условиях, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих зарубежных странах наблюдается хронический дефицит их государственных бюджетов, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами.

     В западной экономической литературе существует несколько точек зрения на проблему бюджетного дефицита. Некоторые экономисты полагают, что растущий дефицит бюджета вытесняет частные накопления, идущие обычно на производственное инвестирование, расширение и обновление основных фондов. Поглощение бюджетными дефицитами инвестиционного капитала ухудшает условия получения средств предпринимателями, ведет к снижению темпов экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест. Последствием этого является замедление рассасывания безработицы.

     Другие  придерживаются противоположных взглядов, считая, что рост дефицита бюджета смягчает инфляционные процессы. Более того, в начале 80-х гг. XX века существовала и третья точка зрения: многие экономисты утверждали, что стремительный рост бюджетного дефицита поддерживает высокий уровень номинальных норм процента даже при уменьшении темпов инфляции.

     Большинство людей относят бюджетный дефицит к отрицательным явлениям наряду с инфляцией, безработицой и т.п. Однако многие экономисты считают бюджетный дефицит нормальным явлением в экономики. Когда дефицит составляет не более 2-3%, положение считается контролируемым.

     Более того, некоторые экономисты утверждают, что ежегодно балансируемый государственный бюджет не должен быть целью финансовой политики. Так как такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность.

     Проблема  бюджетного дефицита актуальна для  большинства стран и, в особенности, для нашей страны. Дефицит бюджета в Украине растет с каждым годом и его уровень уже давно нельзя назвать «нормальным». Уменьшение бюджетного дефицита возможно только при увеличении размеров государственного долга, что так же ведет к отрицательным последствиям для государства в целом и для населении в частности.

     Целью данной работы является выявление причин и последствий бюджетного дефицита и влияние его на национальную экономику. А так же изучение  методов борьбы с бюджетным дефицитом и выбор наиболее оптимального и «безболезненного» для экономики метода. Кроме того, выявление особенностей бюджетного дефицита в Украине и анализ действий нашего правительства по борьбе с дефицитом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Бюджетный дефицит  и его виды. Проблемы  измерения бюджетного  дефицита.

     1.1 Общая характеристика  бюджетного дефицита  и государственного долга. Циклическая составляющая в величине бюджетного дефицита.

     Бюджетная система государства представляет собой совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении учреждений и институтов.

     Государственный бюджет – роспись государственных  доходов и расходов за определенный период, утвержденных в законодательном  порядке.

     Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов государства над его  доходами в пределах финансового  года.

     Различают структурный и циклический дефицит.

     Структурный дефицит представляет собой разность между текущими государственными расходами  и доходами, которые могли бы поступить  в бюджет в условиях полной занятости  при существующей системе налогообложения.

     Циклический дефицит – это разность между фактическим и структурным дефицитом. [1, с. 186-187]

     По  форме проявления бюджетный дефицит  делится на открытый и скрытый.

     Открытый  бюджетный дефицит – это официально признанный дефицит в законе про  бюджет на соответствующий год.

     Скрытый бюджетный дефицит возникает  в результате завышения объемов  плановых доходов и включения  в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита.

     По  причинам возникновения бюджетный  дефицит бывает вынужденным и  намеренным.

     Вынужденный бюджетный дефицит является последствием сокращения объемов ВВП и, соответственно, ограниченности финансовых ресурсов страны.

     Намеренный  бюджетный дефицит возникает  вследствие дискреционной финансовой политики, которая предусматривает  целенаправленные изменения в размере государственных затрат, налогов и сальдо государственного бюджета.

     Намеренный  бюджетный дефицит возникает  при условии, когда для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство целенаправленно  понижает ставки налогообложения и увеличивает государственные затраты. Соответственно, в период экономического подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

     По  направлению дефицитного финансирования различают активный и пассивный  бюджетный дефицит.

     Активный  бюджетный дефицит характеризуется направлением средств на инвестирование экономики, что способствует росту ВВП.

     Пассивный бюджетный дефицит характеризуется  направлением средств на покрытие текущих  затрат (социальные трансферты, выплата  зарплат в бюджетной сфере, выплата процентов по долгу и т.д.). [2, с.625-626]

     Состояние государственного бюджета определяется с помощью бюджетного сальдо (BS), которое представляет собой разницу между чистыми налогами (T) и государственными расходами (G).

     Если  экономика находиться в состоянии  полной занятости, можно рассчитать потенциальное бюджетное сальдо:

       (1.1)

     Фактическое бюджетное сальдо отображает состояние государственного бюджета в условиях какого либо реального выпуска , который отвечает состоянию полной занятости:

       (1.2)

     Циклическое бюджетное сальдо отражает бюджетный излишек при полной занятости или потери бюджета в условиях полной занятости, которые являются последствием цикличного развития экономики:

      (1.3) [3, с. 122]

       При измерении дефицита государственного бюджета возникает ряд проблем:

     Поскольку бюджетный дефицит является автоматическим стабилизатором, его уровень возрастает в периоды спада и сокращается во время роста. Для элиминирования этого эффекта рассчитывают циклически скорректированный показатель бюджетного дефицита. Фактический дефицит при этом уменьшают на часть, возникающую из-за того, что экономика не находиться на уровне потенциального выпуска. Другими словами, проводят различие между дефицитом при полной занятости и фактическим дефицитом.

     Циклический компонент появляется из-за того, что  на государственные доходы и расходы  влияет экономический цикл. Например, при постоянных налоговых ставках рост доходов приводит к росту налоговых поступлений, а падение – к их уменьшению. Государственные расходы во время спадов возрастают из-за выплат пособий по безработице.

     При таком подходе очевидно, что снижение дефицита в принципе может быть достигнуто за счет роста выпуска, а следовательно, и дохода, и расширения таким образом налоговой базы.

     Эффект  роста доходов страны напрямую учитывается  в показателе бюджетного дефицита, скорректированного по отношению к  реальному доходу. Он измеряется как  отношение государственного долга к ВВП.

     Однако  использование показателя циклически скорректированного дефицита оправдано  в тех случаях, когда циклическая  составляющая достаточно велика, чтобы  эффект стал малым.

     1.2. Неучтенные и обусловленные государственные обязательства.

     Еще один источник корректировок при  измерении бюджетного дефицита –  неучтенные государственные обязательства. Такими обязательствами могут быть выплаты в социальный и пенсионный фонды. Отчисления из заработной платы, направленные на пенсионной обеспечение и социальное страхование работников, по существу даются в долг государству. Будущие пенсии работников, будущие социальные выплаты – это обязательства, которые берет на себя правительство, поэтому некоторые экономисты считают, что эти отчисления должны быть отнесены к государственному долгу.

     Указанный подход предполагает возможность корректировки  бюджетного дефицита в связи с  изменениями политики государства  в области пенсионного обеспечения, социального страхования, а так  же других видов государственной деятельности, связанных с образованием неучтенных обязательств. К примеру, увеличение минимального пенсионного возраста при накопительной системе пенсионного обеспечения приведет к тому, что совокупные пенсионные отчисления работников увеличатся, а количество пенсионеров в течение некоторого времени будет иметь тенденцию к снижению. В результате размер неучтенных обязательств государства в виде будущих пенсий возрастет, следовательно, увеличиться и совокупная государственная задолженность. Это приведет к корректировке бюджетного дефицита в сторону его увеличения.

Информация о работе Проблемы и перспективы бюджетного дефицита в Украине