Проблемы и перспективы бюджетного дефицита в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление причин и последствий бюджетного дефицита и влияние его на национальную экономику. А так же изучение методов борьбы с бюджетным дефицитом и выбор наиболее оптимального и «безболезненного» для экономики метода. Кроме того, выявление особенностей бюджетного дефицита в Украине и анализ действий нашего правительства по борьбе с дефицитом.

Оглавление

Введение.
Бюджетный дефицит и его виды. Проблемы измерения бюджетного дефицита.
Общая характеристика бюджетного дефицита и государственного долга. Циклическая составляющая в величине бюджетного дефицита.
1.2 Неучтенные и обусловленные государственные обязательства.
1.3 Инфляция и капитальные активы. Амортизация в государственном секторе и скрытый дефицит.
Причины и последствия бюджетного дефицита.
Причины бюджетного дефицита.
Последствия бюджетного дефицита.
Методы борьбы с дефицитом государственного бюджета.
3.1Источники финансирования бюджетного дефицита.
3.2 Способы финансирования бюджетного дефицита.
3.3 Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга.
Проблемы и перспективы бюджетного дефицита в Украине.
Основные проблемы бюджетного дефицита в Украине.
4.2 Оценка бюджетного дефицита в Украине.

Выводы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Аналогично  в системе государственного страхования  изменения в экономике или  страховой политике государства  могут повлиять на размер совокупных государственных обязательств. К  примеру, циклический рост производства обуславливается повышением занятости, следовательно, и увеличением объема выплат в фонд социального страхования. В то же время сокращаются выплаты пособий по безработице, следовательно, неучтенные обязательства государства возрастают. В данном случае возможна так же корректировка дефицита бюджета в сторону его увеличения.

     В течение рассматриваемого периода  возможно наступление событий, влекущих за собой выплаты по государственным  обязательствам. Примером обусловленных  обязательств является государственное страхование банковских вкладов. При наступлении неблагоприятного случая государство гарантирует выплаты компенсации вкладчикам. Поэтому с учетом возможности наступления страхового случая дефицит бюджета нужно скорректировать в сторону увеличения. [4, с. 99-102] 
 

     1.3.Инфляция и  капитальные активы.

       Меньше всего противоречий возникает  при внесении поправок на инфляцию. Почти все экономисты согласны, что государственная задолженность  должна измеряться в реальных, а не в номинальных единицах. Измеряемый дефицит должен отражать изменения реальной, а не номинальной величины государственного долга.

     Однако  обычно при измерении бюджетного дефицита не делается поправок на инфляцию. Чтобы оценить величину погрешности, рассмотрим следующий пример. Предположим, что величина государственного долга в реальном выражении не меняться, т.е. бюджет, выраженный в реальных показателях, сбалансирован. В этом случае номинальный долг должен увеличиваться в соответствии с темпом инфляции, т.е. , где - темп инфляции, а D – величина государственного долга. Правительству следует скорректировать номинальный размер государственного долга на величину , т.е. отчитываться о бюджетном дефиците равном . Поэтому большинство экономистов считает, что объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышен на .

     Эта погрешность может быть значительной, особенно при высоких темпах инфляции, и это часто может менять оценку бюджетно-налоговой политики.

     Точная  оценка дефицита государственного бюджета  требует подсчета государственных  активов, так же как и пассивов. В частности, когда исчисляется  общая государственная задолженность, необходимо вычитать государственные  активы из величины государственного долга. Поэтому бюджетный дефицит должен измеряться как изменение величины долга минус изменение величины государственных активов.

     В самом деле, частные лица и фирмы  оценивают активы и пассивы не раздельно, а в сопоставлении. Когда  человек занимает деньги для покупки дома, мы не говорим, что он свел свой бюджет с дефицитом. вместо этого увеличение активов компенсируется ростом долга и изменений в располагаемом богатстве не отмечается. Возможно, мы должны таким же образом относиться к государственным финансам.

     Процедура расчета бюджета, в котором учитываются  как активы, так и обязательства, иногда называется составлением бюджетного капитала, поскольку это операции по учету изменений в размерах капитала. Предположим, например, что  правительство продает одно из своих зданий или часть земли и использует вырученные средства для погашения части государственной задолженности. При существующей процедуре расчета бюджета объявленный дефицит уменьшится. При бюджетировании  капитала выручка, полученная от этой продажи, не снизит дефицит, поскольку сокращение задолженности будет уравновешено уменьшением активов. Аналогично, при учете в бюджете капитальных активов государственные займы для финансирования закупок капитальных благ не увеличат дефицита.

     Главная трудность здесь заключается  в том, что сложно оценить, какие  виды государственных расходов должны считаться капитальными затратами. Например, следует ли отнести шоссейную дорогу между городами к активам государства? Если да, то по какой стоимости? Как учитывать запасы ядерного оружия? Должны ли расходы на образование рассматриваться как инвестиции в человеческий капитал? Если правительство считает целесообразным составление бюджета капитала, необходимо получить ответ на все эти трудные вопросы.

     Экономисты и политики расходятся во мнении, должно ли правительство использовать капитальное бюджетирование. Противники составления бюджета капитала считают, что хотя этот подход и имеет принципиальные преимущества по сравнению с ныне существующим, его очень трудно применить на практике. Сторонники же составления бюджета капитала отстаивают точку зрения, что лучше оценивать капитальные активы неточно, чем не учитывать их вовсе. [5, с.633-635]

     Обычно  при оценке величины государственных  расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.

     Наряду  с измеряемым дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и  в переходных экономиках существует скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной деятельностью Центрального Банка, а так же государственных предприятий и коммерческих банков.

     Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и  государственного долга, что нередко  делается целенаправленно, а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

     Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга  не могут служить надежными макроэкономическими  показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.

     Поэтому целесообразно использовать относительные  показатели задолженности. [6, с. 373]

     Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.[7]

     Вывод: Бюджетный дефицит – это такое состояние экономики, при котором сумма доходов государства не покрывает сумму расходов. Бюджетный дефицит классифицируется по различным признакам. Он бывает: структурный и циклический, открытый и скрытый, намеренный и вынужденный, активный и пассивный. При оценке размера бюджетного дефицита экономисты сталкиваются с рядом проблем. Основными из них являются: циклическая составляющая в величине бюджетного дефицита, неучтенные и обусловленные государственные обязательства, инфляция, капитальные активы, амортизация в государственном секторе и скрытый дефицит. До сих пор нет единого мнения относительно важности проблем измерения бюджетного дефицита. 
 

2. Причины и последствия  бюджетного дефицита.

     2.1 Причины бюджетного  дефицита.

     Возникновение дефицита обусловливается многими  причинами, среди которых можно  выделить следующие:

    • спад общественного производства;
    • рост предельных издержек общественного производства;
    • массовый выпуск «пустых» денег;
    • неоправданно «раздутые» социальные программы;
    • возросшие затраты на финансирование ВПК;
    • крупномасштабный оборот «теневого» капитала;
    • огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока неподдающееся общественному учету. [8, с. 334]

     Особое  значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени".

     Основные  причины бюджетного дефицита отдельных  стран можно объединить в три  группы:

     1. Необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости. И в этом, безусловно, есть рациональное зерно.

     2. Результат чрезвычайных обстоятельств  (войны, крупных стихийных бедствий  и т.п.), когда обычных резервов  становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.

     3. Кризисные явления в экономике,  неэффективность финансово-кредитных  связей,  неспособность правительства держать под контролем экономические процессы. [7]

     4. Сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки расходов).

     Налоговые поступления в государственный  бюджет и показатель налогового бремени (где - совокупный выпуск) в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:

    • в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается «налоговый клин»;
    • все системы налогообложения включают значительное количество льгот;
    • нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.);
    • в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают из-за спада в традиционных отраслях производства.

     5. Усиление влияния политического  бизнес-цикла в последние годы, связанное  с проведением «популярной»  макроэкономической политики увеличения  госрасходов и снижения налогов  перед очередными выборами.

     6. Повышение долгосрочной напряженности  в бюджетно-налоговой сфере в результате:

     - увеличения государственных расходов  на социальное обеспечение и  здравоохранение (преимущественно  в тех странах, где возрастает  доля пожилого населения);

     - увеличения государственных расходов  на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения). [6, с. 376-377]

     Следует отметить, что бездефицитность бюджета  еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

     До  недавнего времени ежегодно балансируемый  бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

       Многие современные концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает: наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

     Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. [8, с. 336-337]

Информация о работе Проблемы и перспективы бюджетного дефицита в Украине