Проблемы и перспективы бюджетного дефицита в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление причин и последствий бюджетного дефицита и влияние его на национальную экономику. А так же изучение методов борьбы с бюджетным дефицитом и выбор наиболее оптимального и «безболезненного» для экономики метода. Кроме того, выявление особенностей бюджетного дефицита в Украине и анализ действий нашего правительства по борьбе с дефицитом.

Оглавление

Введение.
Бюджетный дефицит и его виды. Проблемы измерения бюджетного дефицита.
Общая характеристика бюджетного дефицита и государственного долга. Циклическая составляющая в величине бюджетного дефицита.
1.2 Неучтенные и обусловленные государственные обязательства.
1.3 Инфляция и капитальные активы. Амортизация в государственном секторе и скрытый дефицит.
Причины и последствия бюджетного дефицита.
Причины бюджетного дефицита.
Последствия бюджетного дефицита.
Методы борьбы с дефицитом государственного бюджета.
3.1Источники финансирования бюджетного дефицита.
3.2 Способы финансирования бюджетного дефицита.
3.3 Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга.
Проблемы и перспективы бюджетного дефицита в Украине.
Основные проблемы бюджетного дефицита в Украине.
4.2 Оценка бюджетного дефицита в Украине.

Выводы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Для того, чтобы определить воздействие  бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным:

     1. Дефицит может быть связан  с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

     2. Дефициты возникают в результате  чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.

     3. Дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. [9, с. 71]

     2.2 Последствия бюджетного дефицита.

     Последствия бюджетного дефицита для национальной экономики делят на долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочные  – это экономические последствия  бюджетного дефицита, известные как  проблема вытеснения. Долгосрочные –  это экономические последствия государственного долга, известные как груз долга.

     Если  правительство финансирует дефицит  бюджета с помощью выпуска  ценных бумаг, то в национальной экономике  возрастают процентные ставки. Они  особенно повышаются тогда, когда соединяются  стимулирующая фискальная политика и сдерживающая монетарная политика. Финансирование бюджетного дефицита путем увеличения государственного долга расширяет спрос на деньги, тогда как центральный банк ограничивает их предложение. Увеличение процентных ставок будет уменьшать инвестиции в частном секторе и частично потребительские расходы. Поэтому при дефицитном финансировании государственного бюджета ослабляется влияние стимулирующей фискальной политики на национальную экономику.

     Если  увеличение государственных расходов финансируется увеличением бюджетных дефицитов, то оно, скорее всего, будет происходить за счет вытеснения инвестиций в частном секторе.

     Долгосрочные  последствия государственного долга  связаны с его влиянием на экономический  рост в долгосрочном периоде, а значит и на уровень жизни будущих поколений. Увеличение государственного долга и повышение процентных ставок в долгосрочном периоде создают вытеснение государственным долгом частного капитала. Увеличение процентных ставок ведет к тому, что люди накапливают обязательства правительства вместо приватного капитала. Поэтому рост государственного долга уменьшает производственные возможности, которые будут использовать будущие поколения, а, значит, они будут иметь более низкий уровень дохода.

     Правительства нередко увеличивают налоги, чтобы получить средства для выплаты процентов и выплаты основной суммы государственного долга. Если с увеличением государственного долга увеличиваются и налоги, то объем национального производства уменьшится еще существенней. Одновременно повышение налогов неблагоприятно влияет на стимулы к труду, инновации и инвестирование. Поэтому наличие большого государственного долга замедляет экономический рост.

     Однако  есть важное обстоятельство, которое  может смягчить груз, перемещаемый на будущие поколения. Если государственные расходы совершаются преимущественно в форме инвестиций, то государственные инвестиции увеличивают будущий производственный потенциал экономики. Значит, производственные мощности, которые унаследуют следующие поколения, не уменьшатся, измениться только их структура: часть капитала государственных предприятий возрастет, а частных – сократится.

     Возрастание бюджетного дефицита влияет так же на поведение потребителей. В аналитической  экономике существует два подхода  к анализу этого вопроса – традиционный и рикардовский.

     Согласно  с традиционным подходом, снижение налогов, которое правительство  будет финансировать увеличением  заимствований и накоплением  государственного долга, будет влиять на национальную экономику во многих направлениях. Снижение налогов сразу увеличит расходы потребителей, что отразится на развитии национальной экономики как в долгосрочном так и в краткосрочном периодах.

     Сторонники  традиционного подхода считают, что в краткосрочном периоде  рост потребления увеличивает совокупный спрос и доход в национальной экономике. Но в долгосрочном периоде снижение национальных сбережений, обусловленное снижением налогов, означает уменьшение объемов накопленного капитала, ограничение экономического роста и снижения благосостояния страны.

     Согласно  с рекардовским подходом, сокращение налогов, которое финансируется  за счет роста долга, не изменяет объемы потребления и не ограничивает рост сбережений, а только перераспределяет налоговый груз между текущим  и будущим периодами. Логика этого вывода такова.  Если правительство финансирует снижение налогов увеличением дефицита бюджета, то через некоторое время ему придется увеличить налоги, чтобы погасить основную сумму долга и выплачивать проценты. Значит снижение налогов, которое финансируют увеличением государственного бюджета, не уменьшает груза налогообложения – он просто перемещается во времени. Соответственно этому подходу сумма государственного долга равняется сумме будущих налогов. Для предусмотрительных потребителей будущие налоги эквивалентны текущим. То есть финансирование государственных расходов за счет долга равнозначно их финансированию за счет налогов. Такой взгляд называют равенством Рикардо.

     Из  равенства Рикардо выплывает, что  снижение налогов, которое финансируется за счет долга, не изменяет объемов потребления. Домохозяйства экономят прирост используемого дохода для оплаты в будущем более высоких налогов. Прирост личных сбережений равняется снижению государственных сбережений, а национальные сбережения остаются неизменными. Поэтому сокращение налогов не ведет к тем последствиям, которые выплывают из традиционного анализа.

     Каждую  из концепций нельзя опровергнуть, потому что исследования фактов экономической истории не дают оснований для однозначного вывода. Поэтому оба взгляда на государственных долг сосуществуют.[10, с.423-425]

     Вывод: Причины бюджетного дефицита различны. В некоторых случаях дефицит бюджета не является виной правительства, так как дефицит может возникать вследствие войн, стихийных бедствий, катастроф или же мирового финансового кризиса. Другие причины непосредственно связаны с деятельностью правительства, например, крупные государственные вложения в развитие экономики или увеличение госрасходов и снижение налогов. Последствия бюджетного дефицита различаются в зависимости от причин его возникновения. Бюджетный дефицит в размере 2-3% считается нормальным, если же он поднимается выше 20% - положение считается катастрофическим.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Методы борьбы  с дефицитом государственного  бюджета.

          3.1Источники финансирования  бюджетного дефицита

     С возникновением бюджетного дефицита перед  государством встает вопрос его покрытия. Источники финансирования бюджетного дефицита подразделяются на внутренние и внешние.

     К внутренним источникам относятся:

    • государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;
    • кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций;
    • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
    • поступление от продажи государственного имущества (приватизация);
    • остатки по государственным запасам и резервам;
    • профициты прошлых лет.

     Внешние источники финансирования бюджетного дефицита включают:

    • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг;
    • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, выраженные в иностранной валюте

     Первый  источник финансирования позволяет  быстро и эффективно решать проблемы дефицита бюджета. Однако злоупотребление данным методом может привести к дефолту.

     Эффективность использования второго способа  финансирования бюджетного дефицита зависит  от мощности кредитной системы государства.

     Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, не могут выступать  значительным источником покрытия бюджетного дефицита.

     Приватизация  государственной собственности  может служить важным источником финансирования бюджетного дефицита. Однако следует учитывать, что указанный ресурс постепенно сужается в связи с уменьшением доли государственного имущества.

     Наконец, источник внутреннего финансирования дефицита госбюджета возникает в  том случае, если бюджет предыдущего  года был исполнен с профицитом.

     Важным  внешним источником покрытия бюджетного дефицита может служить выпуск государственных  ценных бумаг, номинированных в иностранной  валюте.

     3.2 Способы финансирования  бюджетного дефицита.

     Имеется несколько способов финансирования бюджетного дефицита. Главные из них:

    • денежная эмиссия;
    • займы у Центрального Банка;
    • займы в частном секторе и внешние заимствования.

     Влияние бюджетных дефицитов на экономику  страны во многом определяется выбранным  способом его покрытия. [11, с. 186-187]

     Все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

     Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

     Достоинства эмиссионного способа финансирования:

     1)Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии.

     2)Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

     Недостатки:

     1) Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

     2) Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует  увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

     Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Информация о работе Проблемы и перспективы бюджетного дефицита в Украине