Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:15, курсовая работа
Цель исследования – определение сущности и направлений бюджетной по-литики на современном этапе, ее отличительных черт, недостатков и направлений усовершенствования.
Задачи исследования:
- определение понятия бюджета и бюджетного процесса, правовой базы его составления и квалификации;
- анализ особенностей бюджетной системы Украины на современном этапе;
- определение бюджетной политики, ее функций и целей;
- анализ недостатков бюджетной политики Украины и определение путей ее усовершенствования;
- характеристика бюджетной политики на 2004 год, а также долгосрочных Основ бюджетной политики.
Введение 2
1. Бюджетная система Украины 4
1.1. Понятие бюджета и его правовое обеспечение 4
1.2. Функции бюджета 7
Выводы по главе 1 11
2. Бюджетная политика и ее основные проблемы 12
2.1. Сущность бюджетной политики в условиях рыночной экономики 12
2.2. Направления усовершенствования бюджетной политики 14
2.3. Бюджетная политика Украины на 2004 год 19
Выводы по главе 2 21
Заключение 22
Список использованной литературы 24
При переходе к рыночным отношениям существенным образом меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить довольно ограниченный характер и быть направлено прежде всего на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие продуктивных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения с помощью рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. С помощью бюджетного механизма возможно влияние государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости в Украине.
Государственное регулирование экономики может осуществляться на основе изменений приоритетов бюджетной политики, которые все полнее должны переходить от решения оперативных и текущих задач к разработке и последовательной реализации долгосрочных и целевых программ, охватывающих разные сферы общественной деятельности.
Развитие бюджетного механизма
в условиях рынка должен происходить
в направлении все более
Все вышесказанное определяет актуальность оптимального решения задач бюджетной политики, их первостепенную важность в народном хозяйстве страны. Вопросы усовершенствования бюджетной политики стоят во главе угла всей рыночной экономики.
Объект данного исследования – бюджетная политика Украины.
Предмет – ее основные проблемы.
Цель исследования – определение сущности и направлений бюджетной политики на современном этапе, ее отличительных черт, недостатков и направлений усовершенствования.
Задачи исследования:
- определение понятия бюджета
и бюджетного процесса, правовой
базы его составления и
- анализ особенностей бюджетной системы Украины на современном этапе;
- определение бюджетной
- анализ недостатков бюджетной
политики Украины и
- характеристика бюджетной
Совокупность финансовых институтов, которые объединяют определенные финансовые отношения по образованию и использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов средства, представляет собой финансовую систему Украины.
В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы отводится большое значение, так как они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Однако, в институтах, где финансовые отношения регулируются нормами, не согласованными с действиями экономических законов, они создают предпосылки или непосредственно действуют на углубление экономического кризиса. В данное время такими институтами являются институты банковского кредитования, государственного бюджета, а также действующая система безналичных расчетов, как внутри страны, так и в расчетах с заграничными странами. Разнообразная финансовая деятельность в Украине, регулированная нормами разных финансовых институтов, строится на экономической основе государства. Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства, это его бюджет.
Бюджет - это план создания и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и местными Советами народных депутатов. Государственный бюджет Украины утверждается законом Украины. Ведущее место в финансовой системе Украины занимает государственный бюджет Украины и местные бюджеты местных советов народных депутатов.
Государственный бюджет - роспись доходов и затрат государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, создания финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления. Государственный бюджет Украины является общегосударственным централизованным фондом средств, актом высшей юридической силы, Законом. Бюджет строится на принципах целостности, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.
Порядок составления, выполнения и составления отчета о выполнении государственного бюджета Украины установлен ст.ст. 7, 8, 9 и 10 Закона «О бюджетной системе Украины». Статьи 13, 14, 15 этого закона регламентируют составление и выполнение местных бюджетов, а ст. 28 Закона Украины «Про местное самоуправление в Украине» от 21.05.97 г. регламентирует полномочия органов местного самоуправления в бюджетной сфере.
Бюджетный процесс - регламентированный законодательством порядок создания, рассмотрения, утверждения бюджетов, их выполнение и контроль за их выполнением, утверждения отчетов о выполнении бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины. Государственный бюджет Украины утверждается законом Украины.
Правовое регулирование бюджетного процесса в Украине осуществляется соответственно Конституции Украины (п.4,14 ст.85; п.1 ст. 94; ст.ст. 95-98; п.6 ст.116; п.4 ст.119; п.4 ст.138; ст. 143); Закона Украины «О бюджетной системе Украины» от 05.12.90 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 08.10.91 г., 05.05.93 г., 29.06.95 г., 21.05.97 г.; Закона Украины «Про местное самоуправление в Украине» от 21.05.97 г.; Постановления Верховной Рады Украины № 170 от 06.05.96 г., утверждающей «Правила оформления Закона Украины о государственном бюджете Украины»; Закона Украины «О счетной палате Верховной Рады Украины» от 11.07.96 г. [20, c.51-52]
Бюджетный процесс состоит из трех стадий:
Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и извлечении средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация - единая систематизированная, функциональная группировка доходов и затрат бюджета по однородным признакам, которые обеспечивает общегосударственную и международную согласованность бюджетных данных (ст.8 Закона Украины «О бюджетной системе Украины»).
Общая структура бюджетной (рис.1 – [6]) классификации утверждена Постановлением Верховной Рады № 327 от 12.07.96 г. «О структуре бюджетной классификации Украины».
ОБЩАЯ СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
Рис. 1.
Юридическое значение бюджетной классификации состоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней в сфере бюджетного финансирования и выполнения.
Бюджетная классификация по государственному и местному бюджетах Украины утверждена приказом Министерства финансов Украины № 35 от 16.07.92 г. «О классификации доходов и затрат государственного и местного бюджетов Украины» с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов № 28 от 20.05.93 г. и дополнениями, внесенными письмами Министерства финансов: № 13 от 17.02.94; № 09-407 от 25.04.94; № 09-407 от 28.10.94; № 09-404 от 17.01.95; № 09-08/24 от 01.03.95; № 09-08/32 от 29.03.95; № 09-10/46 от 04.07.95 и письмом Национального банка Украины № 06-12 от 19.01.96 г.
Каждому источнику доходов - налогу и обязательному платежу по бюджетной классификации определено свое постоянное место в разделе, главе, параграфе. Таким же способом классифицируются все затраты госбюджета. Причем в затратах кроме разделов, глав, параграфов еще выделены и статьи.
Бюджетная классификация обеспечивает возможность на всех стадиях бюджетного процесса: устанавливать источники поступления средств; устанавливать объекты бюджетного финансирования; устанавливать органы, ответственные за полное и своевременное поступления средств в доходную часть бюджета; контролировать эффективность использования бюджетных средств. Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета. Ежегодно закрепляя Законом государственный бюджет, предполагается наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных индикативным планом (прогнозом) экономического и социального развития, избирая приоритетные области и уровень материального обеспечения населения.
В условиях экономического кризиса денежной системы невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год требует периодического корректирования отдельных показателей. Постоянное изменение налогового законодательства, его нестабильность затрудняет прогнозирование доходов в бюджет. Из-за отсутствия стабильной налоговой политики вытекает нереальность показателей, которые берутся за основу доходной части бюджета.
Сущность госбюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.
Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение средств происходит между отдельными областями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, внутри слоев населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование разных фондов денежных ресурсов - государственных и местных бюджетов, фондов социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной защиты, занятости населения, Чернобыльского и инновационного фондов. С помощью бюджета государство влияет не только на перераспределение НД, но и на его производство; накопление средства; сферу потребления; процессы демонополизации экономики и обобществление производства. Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между разными подразделениями общественного производства и слоями населения.
Контрольная функция состоит в том, что бюджет через формирование и использование средств государства отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью стягивания разных видов налогов, мобилизацией других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При затратах бюджетных средств контролируется эффективность их использования, их соответствие целевому назначению. Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением СОП и НД, за пропорциями, которые складываются в процессе перераспределения НД.
Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и финансовых органов, налоговой службы (7-9 % затрат госбюджета) [15, c.42-43].
Информация о работе Бюджетная политика Украины и ее основные проблемы