Бюджетная политика Украины и ее основные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определение сущности и направлений бюджетной по-литики на современном этапе, ее отличительных черт, недостатков и направлений усовершенствования.
Задачи исследования:
- определение понятия бюджета и бюджетного процесса, правовой базы его составления и квалификации;
- анализ особенностей бюджетной системы Украины на современном этапе;
- определение бюджетной политики, ее функций и целей;
- анализ недостатков бюджетной политики Украины и определение путей ее усовершенствования;
- характеристика бюджетной политики на 2004 год, а также долгосрочных Основ бюджетной политики.

Оглавление

Введение 2
1. Бюджетная система Украины 4
1.1. Понятие бюджета и его правовое обеспечение 4
1.2. Функции бюджета 7
Выводы по главе 1 11
2. Бюджетная политика и ее основные проблемы 12
2.1. Сущность бюджетной политики в условиях рыночной экономики 12
2.2. Направления усовершенствования бюджетной политики 14
2.3. Бюджетная политика Украины на 2004 год 19
Выводы по главе 2 21
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Kyrsovaya_Byudsgetnaya politika Ykrainu i ee osnovnue problemu.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Стратегической задачей  является реализация политики, направленной на снижение показателя соотношения  государственного долга к валовому внутреннему продукту и сокращение расходов на его обслуживание. При планировании и осуществлении внешних займов приоритетным следует считать максимальное продление сроков займов, что даст возможность повышать управляемость внешним долгом и снизить стоимость займов в среднесрочной перспективе.

Разрыв между необходимостью в расходах и объемом ресурсов бюджета, в том числе потенциальных, можно преодолеть лишь при условии  прекращения Верховной Радой Украины действия отдельных законодательных актов. Это даст возможность существенно оздоровить бюджетную систему и одновременно предупредить рост задолженности по обязательствам государства, которые не могут быть выполнены.

 

Выводы по главе 2

 

В данное время к числу  наиболее острых экономических проблем  на Украине относятся проблемы бюджетных затрат, решение которых связано, прежде всего, с изменением роли государства в процессе перехода к рыночной экономике. В условиях командно-административной системы государство берет на себя широкий круг функций по управлению народным хозяйством, регулированию хозяйственных связей, поддержке пропорционального развития разных областей народного хозяйства, регулированию хозяйственных связей, поддержке пропорционального развития разных областей и производств, обеспечению повышения материального и культурного уровня жизни населения страны. При этом под влиянием государственного бюджета происходит формирование и выполнение финансовых планов предприятий, следовательно, и прямое участие государства в производстве, распределении ресурсов и продукции. За счет аккумулированных в бюджете средства финансируются предоставленные бесплатно услуги в системе образования и здравоохранения, дотируются товары и услуги первой необходимости (жилье, продовольствие, электроэнергия, транспорт), предоставляются социальные льготы, которые имеют универсальный характер.

В рыночных же условиях государственное  вмешательство в экономику носит довольно ограниченный характер и связано, прежде всего, с устранением сбоев в функционировании рыночного механизма (в случаях предоставления общественных благ и благ коллективного пользования, которые характеризуются внешними эффектами, при возникновении естественной монополии), а также в связи с необходимостью решения задач по перераспределению дохода (социальной справедливости).

Украина находится сегодня  на этапе перехода от командно-административной к рыночной экономике. Для условий перехода присущи последовательные сокращения и отмена функций государства, связанных с непосредственным участием в производственной сфере, передача этих функций частному сектору. Следствием таких преобразований должно стать сокращение бюджетных затрат на финансирование народного хозяйства и преобразование системы внеэкономических субсидий. При этом важным элементом реформ является формирование системы социальной защиты, которая позволила бы избегнуть неприемлемого снижения уровня жизни наименее обеспеченных групп населения. Ограниченность бюджетных доходов в переходном периоде требует перехода от социальных льгот универсального характера к социальной защите наиболее уязвимых слоев населения.

Заключение

 

1. Финансовая деятельность  в Украине, регулируемая нормами  различных финансовых институтов, строится на экономической основе  государства. Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства, это его бюджет.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечения полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВНП.

Бюджет представляет собой форму образования и  расходования денежных средств. Государственный  бюджет Украины является  основным финансовым планом государства, утверждаемым Верховной Радой Украины и имеющим силу Закона. Бюджет строится на принципах целостности, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.

Бюджетная система Украины  состоит из трех звеньев:

- Госбюджет Украины;

- Региональные бюджеты (областные бюджеты);

- Местные бюджеты.

Государственный бюджет включает доходную и расходную части. Между ними должно быть определенное соответствие.

Государство несет расходы  на содержание учреждений образования, науки, медицины, культуры, армии, правоохранительных органов, национального телевидения и радио, строительство домов, дорог, предприятий и т.д. Основным источником покрытия этих расходов являются налоговые поступления от  домашних хозяйств и предприятий. Доходы Государственного бюджета Украины формируются за счет: налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, налога на прибыль предприятий всех форм собственности и подчинений (кроме коммунальных) в размерах, определенных Законом о Государственном бюджете Украины на год. У государства могут быть и другие источники дохода (продажа государственного имущества, получение дохода на капитал, дивидендов по акциям, реализация государственных облигаций и т.д.), но их значение в общих поступления государства оказывается намного меньшим по сравнению с налоговыми отчислениями. Регулируя налоговые ставки и бюджетные расходы государство использует фискальную систему как инструмент макроэкономической стабилизации.

Могут быть также и  внешние  источники государственных  доходов – это экономические  ресурсы других стран. В странах с  развитой рыночной экономикой государственные доходы составляют значительную часть валового внутреннего продукта и оказывают сильное влияние на его перераспределение и расширенное воспроизводство.

2. Бюджет на 2004 год  должен исполняться в условиях нового порядка администрирования и налогового учета, приближенного к международным стандартам, который бы не допускал роста соответствующей задолженности. Важной задачей является усовершенствование межбюджетных отношений и усиление взаимодействия между бюджетной политикой правительства и денежно-кредитной политикой НБУ, обеспечение дальнейшей надежной стабилизации национальной денежной единицы, стабильность ее валютных позиций и увеличение валютных резервов.

Приоритетной на 2004 год является реформа системы социальной защиты и здравоохранения, полное и окончательное погашение в 2004 году задолженности по социальным выплатам из государственного бюджета, а также начало пенсионной реформы.

На нынешнем этапе  Украине необходима более предметная переориентация бюджетной политики для решения стратегических задач экономического и социального развития, создание благоприятных условий для утверждения инвестиционной и инновационной модели развития отечественной экономики, усиление ее конкурентоспособности и социальной ориентированности.

Необходимо идти путем  понижения уровня государственного потребления, обеспечения первоочередного  укрепления финансов субъектов хозяйствования, других юридических лиц и домашних хозяйств. В связи с чем возникает необходимость неотложного применения балансового метода бюджетного планирования путем расчетов сведенного финансового баланса государства.

Важной задачей является переход к перспективному планированию вопросов бюджетной политики Украины, которая основывается на программно-целевом подходе к бюджетному процессу. В основу такой политики должна быть положена среднесрочная бюджетная стратегия, разработанная Кабинетом Министров, которая на 3-4 года будет определять не только макробюджетные предложения, но и конкретные структурные реформы социальной, гуманитарной и экономической сферы, подкрепленные необходимыми бюджетными ресурсами. Приоритетными на 2004 год является реформа системы социальной защиты и охраны здоровья.

 
     

 

Список использованной литературы

 

  1. Бескид Й. Вдосконалення бюджетного процесу //Фінанси України.- 1996. - № 9.
  2. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. - 1994. - № 11.
  3. Буковинський С. Фінансова стабілізація як основа фінансової політики //Фінанси України.- 1997. - № 4.
  4. Булатова А. С. Экономика: учебник. - М.: Бек, 1994. - Гл. 16. С. 260- 277.
  5. Васильченко З. Доходи бюджету в системі управління економікою. //Фінанси України. - 1997. - № 6.
  6. Вахненко Т. До питання про бюджетну класифікацію //Фінанси України. - 1996. - № 8.
  7. Дяченко Я. Державне споживання у бюджетних програмах регулювання економіки // Економіка України. – 2002. - №9. – С.17-21.
  8. Єпіфанов А.О., Сало І.В., Дяконова І.І. Бюджет і фінансова політика України. – К.: Наукова думка, 1997. – 300 с.
  9. Канов А. Денежно-кредитная политика в Украине// Бизнес-информ. – 1997. - №22.
  10. Кравченко В. Фінансові проблеми місцевих органів влади в України. //Фінанси України. - 1995. - № 1. - с.61.
  11. Кучма хoчет экономии // Деловая неделя. – 2003. - 03.06.
  12. Луніна І. Міжбюджетні відносини в Україні: концептуальні підходи до реформування // Економіка України. – 2002. - №5. – С.10-15.
  13. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. – Баку, 1992. - Т. 1. Гл. 6, 8, 14, 20. Т. 2. С. 206-209.
  14. Мітюков І.О. Бюджет і бюджетна політика у 1999 році// Фінанси України. – 1999. - № 3. – С.3-16.
  15. Музика О. Трансформація підходів щодо визначення бюджету // Право України. – 2002. - №2. – С.42-44.
  16. Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы. - 1994. - № 8.
  17. Родионова В. М. Финансы. - М.: Финансы и статистика. - 1993. - Гл. 3.
  18. Сало І.В. Фінансово-кредитна система України та перспективи її розвитку. – К.: Наукова думка, 1995. – 178 с.
  19. Семчик О. Доходна частина бюджету як складова Державного бюджету України // Право України. – 2003. - №9. – С. 68-72.
  20. Семчик О. Правові аспекти формування Державного бюджету України // Право України. – 2002. - №8. – С.50-53.
  21. Шевчук В. Фіскальна політика: необхідність збалансованого бюджету // Фінанси України. - 1997. - № 5.

Информация о работе Бюджетная политика Украины и ее основные проблемы