Проблемы истории и культуры в философии Г.В.Ф. Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:20, реферат

Краткое описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.[10,c.8]

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………….. 3
Глава I
2.Метод философии Гегеля………………………………………..……4
Глава II
Философия права Гегеля………………………………………………....8
Глава III
3.Философское учение Гегеля о государстве………………………..13
4.Заключение……………………………………………………………….18
5.Список использованной литературы………………………………...19

Файлы: 1 файл

Реферат 1 т.9.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

    3) предметом договора могут быть  лишь только единичные вещи, ибо  только отчуждение их подчинено голому произволу отдельного собственника.

    В силу последнего основания Гегель отвергает  взгляды на брак, как на своеобразный договор и считает, что такой  подход к браку противоречит человеческому  достоинству. Также Гегель отвергает договорную теорию государства. “Привнесение договорного отношения, также как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности.”[1,c.129]

    Следующим моментом учения об абстрактном праве являются гегелевские суждения о неправде, принуждении. Отношение права в себе, всеобщей воли к особенной воле отдельного лица, как оно выражено в договоре, Гегель рассматривает как отношение сущности к явлению. Это явление права, переходит в неправде в видимость права, то есть нечто объективное существующее, но не имеющее опоры в сущности. Это и есть внешнее существование, которое не соответствует сущности.

    Отрицание видимости, ее исчезновение, показывает власть сущности над видимостью, ее силу, ее действительность. В результате отрицания видимости достигается единство между сущностью и явлением. Оно превращается в действительность. “Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования.”

    Право восстанавливается и утверждается путем отрицания неправды.

    Неправда  есть такая видимость, и через  ее исчезновение право получает определение  некоего прочного и имеющего силу, и если раньше оно обладало лишь непосредственным бытием, то теперь становится действительным, возвратившись из своего отрицания.

    Гегель  различает : гражданская неправда (простодушная) - лицо не сознает наличия в его  действиях неправомерности, лишь видимости  права, ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное право.

    Называя гражданскую неправду простым отрицательным суждением, Гегель хочет сказать, что в гражданской неправде не отрицается обладание данной личностью правом вообще, а отрицается лишь данное, особенное право личности.

    Гражданская неправда есть самая незначительная неправда, так как здесь отрицается лишь особенное. всеобщая воля полностью признается и уважается данным лицом. “Если я говорю : роза не красна, то я все-таки признаю, что она обладает цветом. Я поэтому не отрицаю розу, а отрицаю лишь особенное, красный цвет. Точно также каждое лицо хочет правого и добивается того, чтобы с ним поступили согласно праву. Его неправда лишь в том, что оно признает правом то, чего оно добивается.”[1,c.109]

    Второй  формой неправды, по учению Гегеля, является обман.

    В обмане особенная воля обманутого лица не нарушается, так как его заставляют верить, что с ним поступают согласно праву, то что выставляется как подлинное право, на самом деле лишь кажущееся право, оно не является объективно в себе сущим правом, а представляет собой лишь нечто субъективное.

    Преступление  с точки зрения Гегеля есть нечто  неразумное, неистинное также и потому, что оно противоречит понятию  человека как существа разумного, могущего действовать подлинно свободно.

    Преступление  есть такая неправда, которую человек  насильственно и открыто ставит на место “права в себе”. В связи с этим Гегель писал, что вор не создает внешней видимости права, которое создается в обмане. Кто совершает преступление, например воровство, тот отрицает не только особенное право другого лица на эту определенную вещь, и отрицает вообще его право, и вора поэтому не только обязывают отдать назад украденную им вещь, но и, кроме того, подвергают еще наказанию, потому что он нарушает право как таковое, т. е. право вообще.”[2,c.281]

    согласно  этому наказание является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание, по гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали. На этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит лишь в том. чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

    Абстрактное право и мораль являются двумя  односторонними моментами, которые  приобретают свою действительность и конкретность в нравственности. когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства. 

                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III

    3.Философское учение Гегеля о государстве 

    Гегель  различает гражданское общество и государство. Философ обобщив  и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII в.. последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является. а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.

    Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными интересами (системой потребностей), существующим в обществе разделением труда и различными способами удовлетворения этих потребностей.[6,c.30]

    “Гражданское  общество, пишет Гегель, - создано. впрочем  лишь в современном мире, который  всем определениям идеи предоставляет их право”.[1,c.228] Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. с точки зрения развития понятия права реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.

    Развитость  идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности разума. в частности моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном государстве, ни при феодализме.

    Гегель  изображает гражданское общество как  раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как  войну всех против всех.

    Три основных момента гражданского общества являются:

    - система потребностей;

    - отправление правосудия;

    - полиция и корпорация.

    Гегель  обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию  вездесущего полицейского государства.

    Гегель  выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:

    1) субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);

    2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

    3) всеобщее (чиновники).

    Анализ  сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено  между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.

    Несмотря  на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории философии была сама постановка проблемы о ней.

    Основой прогрессивного развития общества и  государства Гегель считает наличие  в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны  увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса.

    В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация “чрезмерных  богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает “бесконечный рост зависимости и нужды”.[6]

    Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном ему обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Гегель не мыслит иного общества, кроме  буржуазного, он всецело остается в  плену представлений о незыблемости основ этого строя.

    Гражданское общество  и государство, по Гегелевской  концепции, соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - это  “внешнее государства”, “государство нужды и рассудка”[1,c.274], а подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что снимается в государстве.

    Развитие  гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как  его основания. “Поэтому в действительности, - подчеркивает он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента”.[1,c.284]

    Гражданское общество в трактовке Гегеля - это  опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений.

    “Государство  есть действительность нравственной идеи, - нравственный дух как явная, самой  себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает.”[1,c.263]

    Государство для Гегеля есть нечто “в себе и  для себя разумное в государстве, свобода достигает наивысшего, подобающего  ей права”.[1,c.263]Поэтому государство. по учению Гоголя, есть самоцель.

    Из  утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода:

    во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами отдельного лица, оно “обладает  наивысшим правом в отношении  отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом государства”.[1,c.264]

    во-вторых, нельзя рассматривать государство  лишь как средство для охраны интересов  отдельной личности. Усматривать  назначение государства в обеспечении  и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их существования в государстве.

    “Государство  на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так как оно есть объективный  дух”. Отдельная личность черпает из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет идеям французской революции.

    Гегель  обосновывает разумность существующего  государства для того, чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями - “пустым мнением”.

    Государство Гегель рассматривает как осуществление  подлинной свободы. “Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как спящий дух”.[1,c.266] Но так как дух в философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство осуществлением свободы, но и шествием бога в мире. благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер. Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога”.[10]

    Гегелевская идея государства представляет собой  правовую действительность, в иерархической  структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства.

    Наличие идеи государства Гегель констатирует  лишь применительно к развитым европейским  государствам современной ему исторической эпохи, в которых реализована  христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление.

Информация о работе Проблемы истории и культуры в философии Г.В.Ф. Гегеля