Проблемы истории и культуры в философии Г.В.Ф. Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:20, реферат

Краткое описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.[10,c.8]

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………….. 3
Глава I
2.Метод философии Гегеля………………………………………..……4
Глава II
Философия права Гегеля………………………………………………....8
Глава III
3.Философское учение Гегеля о государстве………………………..13
4.Заключение……………………………………………………………….18
5.Список использованной литературы………………………………...19

Файлы: 1 файл

Реферат 1 т.9.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

    Представление о таком государстве отражают ряд существенных характеристик  буржуазной государственности в  Англии и Франции. В Германии и  в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле - долженствованием, а не действительностью.

    Государство как нравственное целое в трактовке  Гегеля - не агрегат атомизированных  индивидов с их обособленными  правами, не мертвый механизм, а живой  организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе - свободе государственно  организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.

    Различные трактовки государства в гегелевской  философии права: государство как  идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как  единый организм, как конституционная  монархия, как “политическое государство” - являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.[7]

    В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении синтезируется  с доктриной “господства права”; результатом этого синтеза и  является гегелевская концепция  правового государства. Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская концепция права и государства представляет собой специфический этатистский вариант буржуазной доктрины “господства права”.

    Подобно тому как у Платона и Аристотеля только полисная форма общности обеспечивает справедливость и право, так и  у Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем идее государства.

    Гегелевская этатическая версия правового государства  существенно отличается как от концепций  демократизма (суверенитет народа) и либерализма, так и от различных  архаических и новейших деспотических  форм правления, в которых господствующий произвол и насилие, а не конституция, право и закон.

    Согласно  Гегелю, античное представление о  государстве у Платона и Аристотеля субстанционально, но лишено момента  субъективности воли и индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует субстанциональный взгляд на государство. Гегелевский синтез субъективной и объективной воли, субстанционального и индивидуального исходит из того, что государство как субстанциональное нравственное целое, первичное по отношению к своим составным моментам и есть разумная в себе и для себя всеобщая воля.

    Идея  государства, по Гегелю, проявляется  трояко:

    1) как непосредственная действительность  в  виде индивидуального государства;

    2) в отношениях между государствами  как внешнее государственное  право;

    3) во всемирной истории.

    Государство как действительность конкретной свободы  есть индивидуальное государство. В  своем развитом и разумном виде такое  государство представляет собой  основанную на разделении властей конституционную  монархию.

    Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое государство являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

      Гегель, в целом соглашаясь с  идеей своих предшественников, считает  надлежащее разделение властей  в государстве гарантией публичной свободы. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его “текучими членами”. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

    Гегель  критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Поясняя характер компетенции  монарха, отличает, что в благоустроенной  конституционной монархии объективная  сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное “я хочу”.[1,c.319]

    Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственная чиновничья бюрократия характеризуются Гегелем как главная составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное сознание и образованность. Восхваляя чиновничество, Гегель считает его главной опорой государства “в отношении законности и интеллигентности”.  [1, с.336]

    Законодательная власть, по характеристике Гегеля, - это власть определять и устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения. палата же депутатов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и тому подобное, а не путем индивидуального голосования.

    Гегель  отстаивает принцип публичности  прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.

    В условиях полуфеодальной Германии философ  занимал исторически прогрессивные  позиции, был сторонником конституционной  монархии и законности прав и свобод личности, частной собственности  и свободы договоров, суда присяжных.

    высший  момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет выступают как абсолютная власть над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений.

    По  мнению Гегеля “нравственный момент войны не следует рассматривать  как абсолютное зло и чисто  внешнюю случайность...”[1, с.359]

    Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право - это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование.

    Полагая, что государства находятся в  отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип  международного права и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между государствами.

    Спор  между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчеркивает Гегель может быть решен лишь войной. Вместе с тем, даже в войне как  состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира.

    В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношения  выступает всеобщий мировой дух, обладающий наивысшим правом по отношению к отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их. Гегель характеризирует всемирную историю как всемирный суд.

    Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия. “Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны”.

    В своих взглядах на всемирную историю, Гегель, конечно, возвеличивал германские народы, в частности степень буржуазной развитости Пруссии.

    Известная некритичность и приукрашивание существующих реалий диктовались уже общеметодологическими установками гегелевского объективного идеализма.

    Гегелевская концепция “разумного государства” в виде конституционной монархии была философским обоснованием прогрессивных  преобразований тогдашней полуфеодальной Германии.[7]

    сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане  буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, то есть правовое государство.

    таким образом Гегель восхваляет государство  как идею (то есть действительность) права, как правовое государство, как  такую организацию свободы, в  которой механизм насилия и аппарат  политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах. В этом радикальное отличие как обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею правового государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механизма террора.[4,с.69]

    Согласно  гегелевской диалектике понятие  права, движению от абстрактных форм права к конкретному праву государственного целого, находящему свое идеальное выражение в суверенитете, насилие и произвол представляют собой рецидив исторически и логически преодоленной  несвободы и бесправия, неразумное и неправомерное проявление тех или иных моментов органической нравственной целостности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Заключение 

    Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние  на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для  обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.

    Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омолодить некую  устаревшую форму жизни уходящую в прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после начала своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов приобретал все новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана. поскольку жизнь гегелевской философии права - в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью - продолжается.[7, c. 42] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5.Список использованной литературы:

    1. Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва - 1990 г. ,350 с.

    2. Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 3. Москва, 1977 г.545 с.

    3. Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. т. 3. Москва. 1972 г. ,322 с.

    4. А.Т. Дворцов. Гегель. Из-во Наука. Москва. 1972г. ,300 с.

    5. Н.О. Лосский. История русской философии. М. “Высшая школа”, 1991 г., 312 с.

    6. Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Из-во Наука. М. “Наука”. 1989 г. ,309 с.

    7. В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983 г., 431 с.

    8. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. М. Юрид. литература. 1988 г. под редакцией д.ю.р. наук, проф. В.С. Нерсесянца.,335 с.

    9. Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма. М. “Наука”, 1989 г. ,452 с.

    10. А.А. Плотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. Гос-ное из-во юридической литературы. М. 1963 г., 313 с.

    11. А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. Из-во. Центр, 1996 г., 298 с.

Информация о работе Проблемы истории и культуры в философии Г.В.Ф. Гегеля