Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:21, курсовая работа
Цель: Исследовать, отражение викторианской эпохи в произведениях Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.
Задачи:
Выявить основные черты викторианской эпохи.
Проанализировать влияние ценностей этой эпохи на формирование личностей Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.
Проанализировать романы сестёр Бронте на предмет отражения в них признаков викторианской эпохи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика викторианской эпохи…………………………8
Социальная и политическая атмосфера Англии 19века …………………...8
Экономическая обстановка в стране……………………………………….11
Культурные ценности и нравы эпохи………………………………………14
Глава 2. Влияние викторианской эпохи на становление личностей сестёр Бронте……………………………………………………………………………20
Детство и юность……………………………………………………………..20
2.2 Начало литературной карьеры……………………………………………...23
2.3 Зрелое творчество……………………………………………………………25
Глава 3. Проявления викторианства в произведениях Шарлотты, Эмили и Энн Бронте
3.1 Особенности романов Шарлоты Бронте…………………………………...29
3.1.1 «Джейн Эйр»………………………………………………………………30
3.1.2 Романы «Шерли»…………….……………………………………………33
3.2 Романтические тенденции в творчестве Эмили Бронте………………….35
3.2.1 «Грозовой перевал»……………………………………………………….35
3.3 Отличительные черты романа Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»……………………………………………………….…………………...37
3.3.1 «Незнакомка из Уайлдфелл – Холла»……………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список источников и литературы………………………………………………45
Несмотря на то, что Джейн показана нам как одиночка, противопоставленная обществу, что, безусловно, является одной из характерных черт романтизма,
но новаторство Шарлотты в том, что она не отторгает Джейн от общества, она является частицей этого общества, борющаяся за свои права и достойное
_______________________
История зарубежной литературы
XIX века: Учебное пособие / Н.А. Соловьева,
В.И. Грешных, А.А.Дружинина и др.; Под ред.
Н.А. Соловьевой // Эл. ресурс: http://readeralexey.narod.ru/
место в этом мире. Героиня, подневольное существо, «бедная и незнатная», стала олицетворением свободолюбия и отчаянной жажды справедливости,которой буквально была накалена общественная атмосфера Англии 40-х годов.
Жизнь в викоторианскую эпоху часто содержала сильный религиозный аспект. Считалось приличным и необходимым ходить в церковь, помогать бедным, читать религиозные книги. Стали сооружаться в загородных домах семейные часовни, именно такая часовня показана и в романе Шарлотты в замке Рочестера, где они с Джейн должны были обвенчаться.
Шарлотта в «Джейн Эйр»
смогла отобразить проблемы тогдашнего
образования, продемонстрировав тяжёлую
жизнь своей героини в
Викторианство, несмотря на то что, это эпоха новых научных открытий и изобретений, но пережитки традиций прошлого крепко жили в обществе того времени, это было изображено и в произведениях Бронте. Например, несмотря на то, что в эту эпоху появляется водопроводная вода в домах, но
все еще сохранялись и традиционные методы умывания, когда слуги приносили кувшины и тазы в комнаты господ. Вспоминается, замерзшая вода для умывания в Ловудском пансионе, где обучалась Джейн Эйр и даже в доме Рочестера, в момент, когда вспыхнул пожар в спальне, потушить его удалось благодаря воде, приготовленной для умывания.
Характеры хозяев усадеб проявлялись в стиле их жизни и в декоре домов. Неслучайно замок мистера Рочестера в романе отличается аристократическим порядком и вкусом к прекрасному, но одновременно в его дизайне чувствуется суровость и тяжеловесность. Достаточно подробно
описана гостиная с белоснежным ковром и вазами богемского стекла. Особое место викторианцы уделяли именно загородному дому, который отражал их благосостояние, представление о покое и семейном счастье.
«Строгая организация домашнего хозяйства, субординация и четкое распределение обязанностей делало загородный дом уютным для семьи. Гостиная приобретала особый смысл, поскольку там часто собирались соседи — обитатели соседних усадеб. Роман Шарлоты Бронте начинается с описания живописной группы из семейства Рид, расположившейся в гостиной. А также сцена приезда гостей в дом к Рочестеру. Все эти детали быта крайне важны для формирования викторианcкой идеологии и национальной идентичности» .
В идеологии и морали общества господствовали идеи, необходимые для воспитания гражданина огромной империи, способного на труд во имя отечества. Огромное количество героев викторианского романа приезжают в заморские владения Великобритании, чтобы просвещать иноверцев. Происходит активное знакомство с языками и культурами покоренных народов. Таким героем в романе предстаёт перед нами брат Джейн, Сент-Джон, который занимался изучением хинди и обучал этому языку и саму Джейн. Он решается уехать в Индию и стать миссионером.
Пуризм в изображении любовных отношений в викторианском романе насаждался не условиями цензуры, а системой моральных ценностей и оценок, составляющих общественное мнение, хотя Шарлотту, не раз обвиняли в том, что она придала своей героини чрезмерную чувственность, которая была не приемлема викторианством.
Готические элементы были
популярны в викторианской
В романе «Джейн Эйр» воплощены множество популярных в викторианстве готических сюжетов. Примером служат такие моменты как, запертая в красной комнате Джейн Эйр воображает, что видит призрак своего дяди. Также готические тенденции отражены в доме Рочестера, который построен в стиле неоготики.
____________________
История зарубежной литературы
XIX века: Учебное пособие / Н.А. Соловьева,
В.И. Грешных, А.А.Дружинина и др.; Под ред.
Н.А. Соловьевой // Эл. ресурсы: http://readeralexey.narod.ru/
Со страниц своего романа Бронте пропагандирует деятельную жизнь и духовное самоусовершенствование. Трудись и не унывай — лозунг века, и моральная рекомендация наиболее полно воплощена в скромной труженице — Джейн. Пуританское трудолюбие, следование религиозным догмам в сочетании с чувственностью, пожалуй, наиболее полно характеризуют главную героиню Бронте.
Как мы видим, Шарлотта в своём великом романе «Джейн Эйр» в полной мере отразила дух викторианской эпохи, но с другой стороны она попыталась поднять новые темы и проблемы, которые назревали в обществе или были предвкушены ею и её современниками.
3.1.2 Роман «Шерли»
«Шерли» — пылкое описание конфликта поколений, полов и социальных слоёв. Фабрикант Роберт Мур собирается жениться на богатой наследнице Шерли, хотя его сердце принадлежит бесприданнице Каролине, а сама Шерли влюблена в брата Роберта, нищего учителя, их любви мешает огромная социальная пропасть, которая так чётко обозначена моралью и ценностями викторианского общества, не допускавшего, даже мысли, о любви между людьми разных сословий и достатка.
Действие романа происходит в 1810 году во времена Наполеоновской компании, которые были особенно тяжелы для Англии, по причины объявленной ей континентальной блокады, что в итоге породило движение луддитов. Шарлотта относит нас в прошлое нарочито, для того, чтобы более открыто и свободно говорить о настоящем, в котором видит схожие проблемы и нарастание чартистского движения.
С глубоким сочувствием писательница рисует страдания безработных ткачей, нищету, царящую в их лачугах, которая процветала в беднейших районах Англии, но свой роман Бронте пишет с позиций угнетателя. В мыслях Мура заметно слияние авторской позиции на оценку социально- экономической ситуации в стране.
Автор делает акцент не на угнетённых рабочих, доведённых до отчаяния своими хозяевами, а на «преступности войны, которая ведёт все классы Англии к катастрофе» .
Образ фабриканта Роберта Мура типичен для английской буржуазии того времени. Вся его кипучая деятельность продиктована и пронизана жаждой наживы. Это эксплуататор детского труда, душитель рабочего движения.
Верность жизненной правде писательницы-реалистки заставляет Шарлотту Бронте, в описывая своей главной героини Шерли Кильдар, показать её как женщину с твёрдым характером, которая холодно и цинично рассуждает о доходах, о необходимости бороться с восставшей чернью, и перед читателями предстает типичная английская помещица, охранительница существующих устоев, может быть, не менее жестокая, чем Мур, хотя и усердно прибегающая к филантропии, чтобы умерить гнев народных масс.
«Беспощадная в своем реалистическом разоблачении английской буржуазии, Шарлотта Бронте создает также целую сатирическую портретную галерею английских церковников. Здесь и воинствующий
революционер, педантичный и жестокий пастор Хэлстон, и тупоумные молодые священники, пьянствующие и мечтающие о невестах с богатым приданым» 2.
Несмотря на сочетание социальной и любовной линий романа, Шарлотту всё же больше занимают чувства и переживания героев. Этот роман можно считать одним из ранних опытов написания психологического романа, углублённого в тайны сознания.
Развязка книги говорит нам о том, что писатель верит в
______________________________
Н. Я. Дьяконова Романы Элизабет Гаскелл и Шарлотты Бронте: «Мери Бартон» и «Шерли» // Филологичесие науки, № 5, 2004, с. 53
2 История английской литературы: в 3-х т. / отв. ред. И. И. Анисимова, А. А. Елистратовой, А. Ф. Иващенко, Ю.М. Кондратьева – М. : Издательство Академии Наук СССР, 1953 – Т. 2. – с. 740 благотворительность христианского альтруизма во всех сферах общественной жизни.
3.2. Романтические тенденции в творчестве Эмили Бронте
Нам не много известно о жизни этой представительнице семейства Бронте, т.к. из многочисленных биографий Шарлотты, ясно, что Эмили была крайне замкнутым и необщительным человеком. И основное впечатление о ней и её мыслях мы можем сделать, изучая её творчество. Эмили Бронте в течение своей жизни написала более сотни стихотворений и один роман, принёсший ей славу.
«Грозовой Перевал» вышел в свет в 1847 году под псевдонимом Эллис Белл. Роман оттолкнул многих читателей и критиков, по словам Э. Гаскелл, «мощью изображения порочных и неординарных персонажей». Успех — и ошеломляющий — пришел к Эмили Бронте много позже — в середине ХХ века.
«Дух романтизма воплощен в произведении огромного эмоционального напряжения — романе «Грозовой перевал». Его называли «самым романтичным романом» (В. Пейтер), «дьявольской книгой, которая объединила все сильнейшие женские наклонности», одним из лучших
романов «по силе и проникновенности» (Д.Г. Россетти), «одним из манифестов английского гения... романом, который перерастает в поэзию» (Р. Фокс). В. Вулф писала: «Грозовой перевал» — книга более тяжелая, чем «Джейн Эйр», поскольку Эмили — больше поэт, чем Шарлотта.
В романе прослеживаются черты романтизма, влияние которого сказывается не только в интересе писательницы к роковым человеческим страстям, но и в языке, его характерной романтической образности, патетике, в пейзаже, неизменно сопровождающем события и переживания героев. В сочинении сочетаются элементы романтизма и реализма. Многие критики оценивали произведение как роман мистический, «перерастающий в поэзию» (Д. Фокс), как один из лучших романов «по силе проникновенности стиля» (Д. Россетти), при этом игнорируя его критическое звучание.
Повествование романа начинается с приезда нового постояльца — мистера Локвуда в угрюмую местность под названием Грозовой Перевал, где хозяином и центральной фигурой всего романа выступает Хитклиф, некогда приемный сирота-цыган, но со временем таинственным образом разбогатевший. Так начинается знакомство мистера Локвуда с долгой и мрачной историей Грозового Перевала, его обитателями, его любовью, ненавистью, местью и жестокость
В романе Эмилии Бронте изображена унылая жизнь английской провинции викторианской Англии, полная мертвящих предрассудков и тайных преступлений, совершаемых во имя наживы.
«В романе Эмилии Бронте буржуазные критики видят идеализацию смерти и «великолепное сочетание мистицизма и натурализма, воплощение философии Эмилии, пользующейся людьми, как символами»»1.
Она сумела реалистически показать борьбу между добром и злом, между угнетателями и угнетенными. Контраст между весёлой, прекрасной
добротой и тупой, животной бесчувственностью и жестокостью передается то в меняющемся облике самих холмов, то в контрастах настроений и намерений действующих лиц, то в изменениях обстоятельств, и, наконец, в развязке, вытекающей из взаимодействия всех этих условий.
В её романе ощущается титанический замысел, высокое старание — сказать устами своих героев «Мы, род человеческий». Эмили Бронте мифологизирует реальные конфликты, создавая апофеоз всепоглощающей страсти героев, она изображает их общественную трагедию.
«Грозовой перевал» — это роман о любви в условиях социального _______________________
1 Дух романтизма в романе «Грозовой перевал»
// Эл. ресурс: http://www.uznaem-kak.ru/dux-
неравенства. Его конфликт предопределяется столкновеньем мечты и действительности. Противостоят два мира — мир Хитклифа и жителей помещичьих усадьб. Хитклиф, его сильный характер, врожденная гордость и честность противопоставлены эгоизму, посредственности и дворянскому чванству Эдгара Линтона. Хитклиф — бунтовщик, восставший против установленных правил, против лицемерной морали, против Бога, против зла и несправедливости. Хитклиф и Катрин могли быть счастливыми лишь до тех пор, пока между ними не появились деньги, предрассудки, условности.
««Я вижу покой, которого не потревожить ни земле, ни адским силам, и это для меня залы бесконечного, безоблачного будущего – вечности, в которую они вступили, где жизнь беспредельна в своей продолжительности, любовь – в своей душевности, а радость – в своей полноте». Именно эта мысль, что в основе проявлений человеческой природы лежат силы, возвышающие ее и подымающие с подножия величия, и ставит роман Эмилии Бронте на особое, выдающееся место в ряду подобных ему романов».
Эмили Бронте была менее известной на фоне своих сестер. Но это результат её ранней смерти, а не ограниченности литературного таланта. Она была перспективной писательницей, и кто знает, каких высот смогла бы достичь, если бы не столь печальный исход её жизни. Но несмотря на это, два её романа, такие как «Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайлдфелл – Холла» навсегда увековечили имя Энн Бронте в истории мировой литературы. Особое внимание, хотелось бы уделить проблематике пороков викторианства, которые описаны в романе «Незнакомка из Уайлдфелл – Холла».
Информация о работе Отражение викторианской эпохи в творчестве сестёр Бронте