Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:50, реферат
XVIII столетие — одна из самых блестящих эпох в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями — так называемой «славной революцией» в Англии (1688—1689) и Великой французской революцией 1789—1795 гг.,— именуют эпохой Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII столетие
— одна из самых блестящих
эпох в истории человеческой
культуры. Этот период европейской
истории, находящийся, условно
говоря, между двумя революциями
— так называемой «славной
революцией» в Англии (1688—1689) и
Великой французской революцией 1789—1795
гг.,— именуют эпохой Просвещения. Действительно,
центральным явлением культурной и идеологической
жизни XVIII в. явилось движение Просвещения.
Оно включало в себя политические, общественные
идеи — прогресса, свободы, справедливого
и разумного социального устройства, развития
научного знания, религиозной терпимости.
Знаменитый философ XVIII столетия Иммануил
Кант, в 1784 г. посвятил Просвещению специальную
статью «Что такое Просвещение?» и назвал
его «выходом человека из состояния несовершеннолетия».
Основные идеи Просвещения носили общечеловеческий
характер. Одной из важных задач просветителей
была широкая популяризация идей: недаром
важнейшим актом их интеллектуальной
и гражданской деятельности был выпуск
в 1750-х гг. энциклопедии, пересматривающей
прежнюю систему человеческих знаний,
отвергающей убеждения, основанные на
невежестве и предрассудках. Просветители
прежде всего были убеждены в том, что,
рационально изменяя, совершенствуя общественные
формы жизни, возможно изменять к лучшему
каждого человека. С другой стороны, человек,
обладающий разумом, способен к нравственному
совершенствованию и образование и воспитание
каждого человека улучшит общество в целом.
Так, в Просвещении выходит на первый план
идея воспитания человека. В эту эпоху
одинаково часто встречаются и «чувствительные
души» и «просвещенные умы». Вначале они
сосуществуют в гармонии, дополняя друг
друга. «Чем разум человека становится
просвещеннее, тем сердце его — чувствительнее»,
— утверждают французские энциклопедисты.
Также меняется на протяжении века характер
и степень просветительского оптимизма,
веры в разумное и гармоничное устройство
мира. Поначалу успехи научной революции,
особенно открытие Ньютоном закона всемирного
тяготения, сформировали представление
о вселенной как о едином и гармоничном
целом, где все в конечном счете направлено
к добру и благу. Этапным событием, которое
внесло значительные сомнения в эти убеждения,
было землетрясение в Лиссабоне в 1755 г.:
город был разрушен на 2/3, 60 тысяч жителей
его погибло. Беспощадность стихии стала
предметом горьких размышлений многих
просветителей, в частности Вольтера,
посвятившего печальному событию, изменившему
его представление о вселенной, «Поэму
о Лиссабоне». Уже по одному этому примеру
видно, что XVIII в. был эпохой, когда сложные
философские идеи обсуждались не только
в ученых трактатах, но и в художественных
произведениях — поэтических, прозаических.
Человек эпохи Просвещения, чем бы он ни
занимался в жизни, был еще и философом
в широком смысле слова: он настойчиво
и постоянно стремился к размышлению,
опирался в своих суждениях не на авторитет
или веру, а на собственное критическое
суждение. Недаром XVIII в. называют еще и
веком критики. Критические настроения
усиливают светский характер литературы,
ее интерес к актуальным проблемам современного
общества, а не к возвышенно-мистическим,
идеальным вопросам. В этот «философский»,
как его справедливо называют, век философия
расходится с религией, происходит процесс
«секуляризации мысли». Получает распространение
своеобразная светская форма религии
— деизм: ее сторонники убеждены, что,
хотя Бог и является источником всего
существующего, он не вмешивается непосредственно
в земную жизнь. Эта жизнь развивается
по твердым, раз и навсегда установленным
законам, познать которые могут здравый
смысл и наука. Разнообразие идей, представлений,
настроений эпохи отразилось в ее основных
стилях и направлениях. Главным из них
являются классицизм, рококо и сентиментализм.
Естественное
право формулирует
Естественное право представляет собой первую в истории философии модель возникновения общества и принципов общественного устройства. Естественное право исходит из того, что существует система норм взаимоотношений между людьми, которая отличается от системы норм установленных государством. Нормы, установленные государством, получили название позитивного права.
В истории философии были три различные концепции источников естественного права:
1. Первая концепция возводит естественное право к божественному промыслу, как своему источнику.
2. Концепция
рассматривает естественные
3. Источником
естественного права считают
разум человека, перенося, таким
образом, источник в человека.
Развитые концепции естественного права создали Платон и Аристотель.
Платон приложил много усилий, чтобы вписать “подлинные” принципы регуляции человеческой жизни в общий строй бытия, исходя из иерархии способностей души. Высшим потенциям души соответствуют высшие вечные законы, которые поддаются априорной дедукции, и “справедливость” оказывается принципом распределения прав и обязанностей в совершенном государстве.
Аристотель в толковании естественного права ориентирован не на общий этически-онтологический закон, а на то, что признается справедливым и несправедливым всеми народами, “если даже между ними нет никакой связи и никакого соглашения относительно этого”. Однако природные вещи изменчивы, и точно так же может быть изменчиво естественное право. Аристотель, в отличие от Платона, считал, что государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Аристотель считает врожденным качеством людей общительность, т.е. потребность жить в обществе. Он говорит так: "Что бы жить вне общества надо быть либо богом, либо зверем".
Аристотель не
только признавал права гражданина
государства, но и различал естественное
и условное, позитивное право, а также
считал, что естественное право должно
служить образцом для права условного,
которое, в свою очередь, более изменчиво
и является результатом деятельности
властей и соглашений между людьми. Эта
идея верховенства естественного права
над законами государства получила свое
развитие в современных теориях прав человека,
в том числе в концепции правового государства.
В социальных учениях
Нового времени впервые становится
возможным исследовать
1. Человек как
природное тело имеет право
на чисто физическое
2. Для этого
ему служит здравый (“правый”)
разум, возможный лишь при
3. Как природное
тело, наделенное разумом, он
4. Поскольку,
как таковые, люди все
5. Социальность
перестает быть сама собой
разумеющейся, поэтому индивидуальные
права (естественно присущие
Теоретиками естественного
права в 17-ом веке выступают Гоббс и Локк.
Они определили основные категории естественного
права: "естественное состояние",
"естественный закон", понятие "природы
человека", "разума" и "общественного
договора". Под природой человека понимается
совокупность влечений человека, вложенных
в его сердце природой. Это, например, стремление
к спокойному доброжелательному общению
с себе подобными, справедливость. Разум
трактуется как естественная способность
человека. Природа человека является над-исторической,
вневременной, абсолютной и потому, конечно
же, абстрактной. Однако представление
о всеобщей природе человека приводило
к универсализму в понимании общественного
устройства.
Общественный договор.
Понятие «Общественный договор» (буквальный перевод термина «социальный контракт») впервые появилось в трудах философов Томаса Гоббса (XVII в.) и
Жан-Жака Руссо (XVIII в). Именно после книги Руссо «Об общественном договоре» (1762) это понятие стало популярным в европейской политике и социальной науке. Эти старинные авторы, рассуждая об общественном договоре, имели в виду следующее. Люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко и несправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность, порядок и справедливость.
Человек теряет свою естественную свободу («что хочу, то и ворочу»), но приобретает гражданскую свободу (свободу слова, право голоса на выборах, возможность объединяться в союзы). Человек теряет естественное право добывать себе имущество (хватать все, что плохо лежит, отнимать у слабого), но приобретает право собственности. Это и есть «Общественный договор» в старинном понимании.
1. Проблема происхождения государства: основные теории.
Чтобы понять содержание теорий Общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства, необходимо кратко перечислить некоторые из известных концепций, в которых рассматриваются данные вопросы. Среди множества теорий и концепций следует назвать в первую очередь следующие:
По мнению Платона, общество и государство существенно не различались между собой. Государство было формой совместного поселения людей, обеспечивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание порядка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд.
У Аристотеля впервые
появляется четкое разделение понятий
общества и государства. Он полагал,
что государство воплощает в себе систему
отношений особого типа - отношений господства
и подчинения, которые он назвал политическими.
Изучив различные формы государственного
устройства древнегреческих полисов,
он предложил в качестве идеальной теории
– государство, в котором органически
переплетались черты монархии, аристократии
и демократии,
В средневековой Европе прочно утвердилось мнение о том, что государство есть результат творения бога, своеобразный договор бога и человека. Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим.
В 17 - 18 в.в. появляются теории, позже объединенные понятием теорий
Общественного договора. Эти теории, имевшие различные модификации, оказались чрезвычайно популярными и сохраняют свое значение поныне.
Из других теорий происхождения государства, имевших большое значение в развитии человечества, следует назвать марксистскую теорию. Ее сторонники происхождения государства видят в классовой борьбе. Чтобы враждебные классы
"не пожрали" друг друга, нужна сила, которая будет поддерживать порядок в обществе. Эта сила, защищая интересы господствующего класса, будет держать в повиновении классы эксплуатируемые.