Культура эпохи Абсолютизма и Просвящения (XVII – XVIII вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

XVII век — начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Эпоха ранних буржуазных революций (Нидерланды 1566—1609, Англия 1640—1688) — и расцвета абсолютистских монархий (Франция — «век Людовика XIV»); время научной революции и завершающий этап Контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма. С начала XVII века в Европе начинает формироваться абсолютизм, как переходный период от феодализма к капитализму, как особая форма управления централизованным бюрократическим государством.

Оглавление

Введение
1.Идейные основы Просвещения: рационализм, просветительство, космополитизм, борьба против схоластики, суеверий, против феодальных устоев, за свободу и права человека
2 .Ценности социально-политической культуры французских просветителей ХVIII в.
3.Художественная картина мира эпохи Просвещения. Принципы классицизма.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 50.16 Кб (Скачать)

                  Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего 
                       профессионального образования 
«Рыбинская государственная авиационная технологическая  
                       академия имени П.А. Соловьева»

 

                     Социально – экономический факультет

 

Кафедра философии, социально – культурных технологий и туризма 

 

 

                                Контрольная работа

                     по дисциплине:  Культурология 
                     на тему: Культура_эпохи_Абсолютизма и Просвящения

                                                                (XVII – XVIII вв.)

                                       Вариант № 6

 

                                           Выполнила: Болданкова Екатерина Игоревна

                                            Студентка гр. ЗЭУ - 11 (непроф.), I курса

                                            Преподаватель: Соболева Ольга Юрьевна

                                            Оценка________________________________

                                            Подпись преподавателя__________________

                                            Дата__________________________________

 

 

                                        Рыбинск 2011

                                           ПЛАН

 Введение

1.Идейные основы Просвещения: рационализм, просветительство, космополитизм, борьба против схоластики, суеверий, против феодальных устоев, за свободу и права человека

2 .Ценности социально-политической культуры французских просветителей ХVIII в.

3.Художественная картина мира эпохи Просвещения. Принципы классицизма.

Заключение.

Список литературы      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

XVII век — начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Эпоха ранних буржуазных революций (Нидерланды 1566—1609, Англия 1640—1688) — и расцвета абсолютистских монархий (Франция — «век Людовика XIV»); время научной революции и завершающий этап Контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма. С начала  XVII века в Европе начинает формироваться абсолютизм, как переходный период от феодализма к капитализму, как особая форма управления централизованным бюрократическим государством.

С развитием капитализма поощрялась частная инициатива, рос интерес к личности. Продолжалось разрушение созерцательного отношения к миру, все большее значение придавалось созидательным способностям человека, увеличивалась его власть над внешним миром. Тогда же было провозглашено равенство людей не только перед Богом, но и перед законом. Крепло оптимистическое миропонимание, основанное на идеях возможного переустройства общества на разумных началах.

За четыре десятилетия до буржуазной революции 1789 г. во Франции возникло широкое движение, известное под названием Просвещения. Цель его состояла в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий и предрассудков, в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли, за разум против веры, за науку против мистики, за свободу исследования, против ее подавления авторитетом, за критику против апологетики.

В контрольной работе рассмотрим идейные основы эпохи Просвещения, ценности социально-политической культуры французских просветителей Дидро, Руссо, Вольтера и др., раскроем художественную картину мира этого периода и его основное направление – классицизм.

 

1.Идейные основы Просвещения: рационализм, просветительство, космополитизм, борьба против схоластики, суеверий, против феодальных устоев, за  свободу и права человека

 

В XVII в. произошел переворот в науке, связанный не только с важными открытиями и целой плеядой знаменитых ученых, но и с появлением нового типа научной деятельности и совершенно новой, научной картиной мира. Новый тип науки был ориентирован на систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание. Тогда же утвердилось понятие естественного закона, не знающего исключений ни для Бога, ни для человека. В научной картине мира разум, вооруженный наукой, противостоял миру, которым можно и нужно овладеть. Такой способ познания мира получил название рационализма. Он основывался на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому познанию. Соответственно и общество, отношения людей, государство, нравственность могут строиться на разумных, рациональных основаниях. При этом разум понимался как прирожденная познавательная способность, присущая всем людям в равной мере. Разум единообразен: его законы и правила всеобщи и универсальны для всех и во все времена

Еще до того как Р. Декарт (1596—1650) в «Рассуждении о методе» объявил человеческий разум главным орудием познания мира, Ф. Бэкон (1561—1626) провозгласил, что знание является силой, его источником — опыт, а не божественное откровение, а мерилом ценности — приносимая практическая польза. Важнейшими методами научного познания были объявлены эксперимент (Галилей, Бэкон, Ньютон), механическая гипотеза, механическая модель (Декарт). Микроскоп Левенгука позволил изучать строение живых организмов вплоть до мельчайших физиологических процессов. А телескоп дал возможность Галилею (1564—1642) и Кеплеру (1571—1630) развить гелиоцентрическое учение Коперника, открыть законы движения планет. Применив сконструированную им самим подзорную трубу с 30-кратным увеличением, Галилей обнаружил на Луне вулканы и кратеры, увидел спутники Юпитера. Млечный путь предстал перед ним бесчисленным скоплением звезд, что подтверждало мысль Дж. Бруно о неисчерпаемости миров во Вселенной. Все это принесло Галилею заслуженную славу «Колумба неба» и перевернуло библейскую картину мироздания.[2]

Разработка земной механики (Галилей, Торичелли, Бойль Декарт, Паскаль, Лейбниц и др.) показала несостоятельность средневекового понимания природы, опиравшегося на аристотелевскую физику. В трудах И. Ньютона (1643—1727) математическое естествознание достигло своей вершины. Ньютоновские открытия в области оптики (дисперсия света) сделали возможным конструирование более мощного отражательного телескопа. Ньютон, практически одновременно с Лейбницем и совершенно независимо от него, открывает дифференциальное и интегральное исчисления. Он же формулирует ряд важнейших законов в физике.

Великий предшественник Ньютона Р. Декарт — один из творцов механики, алгебры и аналитической геометрии. Увлекшись физиологией, он смог понять и оценить огромное значение кровообращения. Глубоко изучив законы оптики, открыл преломление света, и т. д. и т. п. Он сочетал в себе гений естествоиспытателя и философа. Б. Паскаль (1623—1662), исходя из предположений Торичелли, твердо доказал наличие атмосферного давления. В трудах Паскаля, Ферма и Гюйгенса получила разработку теория вероятностей, У. Гарвей (1578—1657) открыл секрет кровообращения и роль сердца, приблизился к раскрытию тайны зарождения человеческой жизни.[6]

Таким образом, благодаря новым теориям и методам в XVII в. было создано гигантское количество открытий и изобретений: созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальное и интегральное исчисления в математике, сформулирован ряд важнейших законов в физике, химии, астрономии, биологии. Получили разработку теория вероятностей и волновая теория света. Изобретены микроскоп и телескоп и т. д. и т. п. Все это позволяет говорить о широкомасштабной научной революции «века гениев», как иногда называют XVII в.

Но главным итогом научной революции было создание нового образа Вселенной. Рухнул геоцентрический космос, и Земля заняла свое подлинное место в картине мироздания. Мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не божественным провидением, перестал быть физической эманацией духовного промысла Бога.

XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения. Само его название точно характеризует общий дух того времени в европейской культурной и духовной жизни, когда целью было изменить мировоззрение, основанное на религиозных и политических приоритетах, на новое мировоззрение, вытекающее из требований человеческого разума.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философии и научной деятельности, в свободе мысли — путь культурного и социального прогресса. Просветители были уверены, что развитие разума — и прежде всего просвещение народа — способно реорганизовать общество на принципах всеобщего равенства, соответствующих законам природы. Свою главную задачу просветители видели в пропаганде знаний, в том числе научных, в воспитании у народа смелости мысли и независимости суждений.

Просветители стремились также выработать целостные представления о мироздании и общественном устройстве. Поэтому вполне закономерны их претензии на создание «истинных систем», соответствующих «истинному духу» законов природы. Зачастую эти системы излагались ими в виде свода разбитых по статьям законов, регулирующих почти все стороны жизни. В нескончаемых спорах между просветителями рождались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества, демократического правового государства, разделение властей, этики индивидуализма.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов и литераторов. Новый тип культуры основывался на осознании суверенности и самодостаточности личности. Экономические, политические, социальные условия Просвещения изменили статус и характер художественного творчества, появились «свободные художники», творившие в соответствии со своими личными вкусами.

Для эпохи Просвещения был характерен деизм (учение о Боге как творце Вселенной, отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения). Основоположники деизма иронически относились к христианскому откровению и преданию, оспаривали чудеса и противопоставляли вере разум. В этом проявилось стремление освободить религию от слепой веры и вывести ее из естественного знания.

Космополитизм, который выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение патриотизма и в конце концов патриотизм утратил свое значение в общественной жизни.

Культура Просвещения отличалась «научностью». Это оказалось возможным благодаря бескорыстной любви многих просветителей к интеллектуальным видам знания. Кроме того, к началу XVIII в. полностью сложилось классическое естествознание. В среде ученых возникло убеждение в необходимости объяснить все явления природы исключительно естественными причинами.

Естественным продолжением «научности» культуры Просвещения стала такая ее черта, как рационализм, именно из науки, особенно из математики, рационализм перекочевал в другие сферы культуры. Просветители глубоко верили, что именно с помощью разума будет достигнуто абсолютное знание о человеке и окружающей природе. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и искусства: человек мог и должен был действовать разумно, общество могло и должно быть устроено рационально.

Идея прогресса, также непосредственно связанная с понятием «разума». Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «веры в прогресс через разум». Эта идея надолго определила развитие европейской цивилизации и повлекла за собой многочисленные как положительные, так и отрицательные последствия.

Так постепенно в культуре европейского Просвещения сложился целый ряд отличительных черт, которые позволяют рассматривать эту эпоху как самостоятельное явление – это рационализм, просветительство, космополитизм, борьба против схоластики, суеверий, за свободу и права человека.

 

 

2.Ценности социально-политической  культуры французских просветителей  ХVIII в.

 

Идеология Просвещения возникла в XVII веке - ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632 - 1704) - однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители, как Вольтер (1694 - 1778), Ш. Монтескье (1689 - 1755), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И. В. Гете, И. Канта и др., в США - Т. Джефферсона, Б. Франклина и др.[5]

Нельзя ли  применить принципы познания природы к сфере общественной жизни? Именно так понял учение Ньютона Дж. Локк (1632—1704), а позже — французские просветители: устаревшие структуры феодализма с их сословными, церковными и прочими иерархиями должны уступить место рациональности взаимовыгодного общественного устройства и признанию прав личности. Так появляются естественно-правовые теории, превратившиеся вскоре в орудие борьбы с феодально-сословными привилегиями.

Родоначальниками  теорий естественного права были Г. Гроций (1583—1645), Т. Гоббс (1588—1679), Дж. Локк, совершившие переход на позиции человеческого поведения и жизненного интереса и положившие начало той линии утилитаризма и прагматизма, которая проходит сквозь всю культуру Нового времени. Именно они превратили отвлеченный разум рационалистов в здравый смысл буржуа.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия "естественного состояния", "естественного права", "природы человека", "общественного договора", разума, прогресса, "светлого будущего" и т. д.

Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с "естественного состояния", покоившегося на "естественном праве", которое в свою очередь соответствовало "природе человека".

Термин «Просвещение» впервые был использован Вольтером (1694—1778) и Гердером (1744—1803). Постановкой вольтеровской трагедии «Эдип» (1718) и выходом в свет «Персидских писем» Монтескье (1721; 1689—1755), можно датировать начало французского Просвещения. Вольтер и Монтескье развенчали богоданность и священность монархической власти и духовенства, обличив деспотизм правящего режима, фактически явились родоначальниками Просвещения во Франции, достигшего апогея в 40-е годы XVIII в. Именно тогда начинается деятельность второго поколения просветителей, объединившихся в работе над возглавляемой Дидро и Д'Аламбером «Толковым словарем, или Энциклопедией наук, искусств и ремесел». Дидро удалось привлечь к сотрудничеству выдающихся ученых и философов: Вольтера, Монтескье, Руссо, Гельвеция, Гольбаха, Тюрго, Бюффона и многих, многих других.[2]

Информация о работе Культура эпохи Абсолютизма и Просвящения (XVII – XVIII вв.)