Культура эпохи Абсолютизма и Просвящения (XVII – XVIII вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

XVII век — начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Эпоха ранних буржуазных революций (Нидерланды 1566—1609, Англия 1640—1688) — и расцвета абсолютистских монархий (Франция — «век Людовика XIV»); время научной революции и завершающий этап Контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма. С начала XVII века в Европе начинает формироваться абсолютизм, как переходный период от феодализма к капитализму, как особая форма управления централизованным бюрократическим государством.

Оглавление

Введение
1.Идейные основы Просвещения: рационализм, просветительство, космополитизм, борьба против схоластики, суеверий, против феодальных устоев, за свободу и права человека
2 .Ценности социально-политической культуры французских просветителей ХVIII в.
3.Художественная картина мира эпохи Просвещения. Принципы классицизма.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 50.16 Кб (Скачать)

Вместе с тем классицизм рассматривал культуру античности не исторично, не как абсолютную для всех времен и народов, не как эталон для подражания, а устанавливал на основании рационалистически истолкованной античной традиции свои канонические правила. Художники классицизма, выявляя общие, типические особенности в характере своих персонажей, вместе с тем лишали их образы индивидуального своеобразия. Обязательным условием художественного произведения они считали симметрию, гармонию, единство времени и места действия, особую приподнятость художественного языка. Эти канонизированные принципы часто уводили художника от правдивого изображения жизни.

Художественные каноны классицизма нередко отводили искусству роль иллюстратора морали, житейских истин, требуя от него усиления воспитательной функции. Однако четкая нормативность классицизма, стремление к нравственному пафосу, культ точного, чеканного слова зачастую приводили к дидактичности, назидательности, прямолинейности, схематизму художественных образов, их одноцветной трактовке, статичности, морализаторским сентенциям, упрощенным эстетическим оценкам.

В целом в художественных канонах классицизма наиболее очевидно проявились черты, связанные с развитием абстрактного мышления. Посредством этих канонов была предпринята попытка представить миру красоту, освоенную разумом, математически выверенную, но лишенную метафизической тайны. Все это способствовало формированию оптимистического мировосприятия — наш мир — наилучший из возможных миров, а все его противоречия можно разрешить с помощью рассудка. Представления о рационально организованной гармонии убедительно свидетельствовали о возможности управлять природными и общественными процессами, делая их предсказуемыми благодаря проницательности рассудка. Осознание этой возможности придавало человеку уверенность в себе, укрепляло чувство стабильности, служило главным стимулом в творчестве, реальной жизни. А поскольку классицизм выражал стремление человека обрести твердую опору в этом зыбком, динамичном, быстро меняющемся мире, то ясные, уравновешенные, стабильные образы как нельзя лучше соответствовали этой потребности.

Современники  называли XVIII в. столетием разума и просвещения. Такая оценка возможной в результате целого ряда событий в общественной и жизни конца XVII — начала XVIII в. Прежде всего это отказ от экстатического, импульсивного и мистического ощущения, столь сильного в начале Нового времени. Эта трансформация сознания еще более укрепила веру в бесконечные возможности разума, в силы человека. В XVIII в. стремление к знанию, а не к вере овладело целым поколением. Сознание, что все Должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVIII столетия. Тогда сложился новый образ жизни и мышления, а значит, изменилось и художественное самосознание культуры.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную     причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, научной деятельности, в свободе мысли — путь культурного и социального прогресса. Такой лейтмотив объединяет художников самых разных течений и направлений. Духовные и художественные лидеры Просвещения были твердо убеждены в необходимости и возможности открытия соответствующих законов, способных усиливать гражданские добродетели, формировать гражданское общество.

В соответствии с этими убеждениями культура Просвещения стремится отойти от возвышенных, аллегорически-надуманных форм восприятия мира к непосредственному, соизмеримому с человеком мировосприятию. Эта «соизмеримость» проявляется во всех формах человеческого сознания. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляются холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности.

Рококо (от франц. «рокайль» — раковина) — один из самих распространенных художественных стилей в эпоху Просвещения — получил свое название из-за прихотливости и причудливости форм морских раковин. В оценке художественного своеобразия данного стиля среди искусствоведов нет единого мнения. Одни его рассматривают как выродившееся барокко, отказавшееся от монументальности. Для других рококо — самостоятельный стиль, ставший порождением барокко, но изменивший унаследованные черты. И в любом случае в художественной культуре Просвещения стиль рококо стал выражением отрицания устоявшихся бесплодных форм и противопоставления им новых, весьма своеобразных приемов и способов.[5]

Новый художественный стиль зародился во Франции при оформлении интерьеров аристократических гостиных и стал выражением настроений, царивших тогда в придворных кругах. Строгий этикет в ту эпоху сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. Аристократия спешила развлекаться, словно предчувствуя свой скорый конец. Придворная среда отчасти и сформировала стиль рококо с его капризными прихотливыми формами.

Содержательной основой рококо стали гедонизм, индивидуализм, прихотливость, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства эти черты рококо выражали аристократический образ жизни, для которого были характерны изящность, рафинированность, грациозность, изысканность, легкость, воздушность. Любимыми темами художников рококо стали не сила, страсть и героика, а нежность и игра Традиционная французская куртуазность, воспетая трубадурами в Средние века, измельчала, и место прекрасного, возвышенного идеала заняло пикантное и сладострастное его подобие.

Рококо сформировало свой образ человека, который существенно отличался от ренессансной трактовки совершенной личности. Если Возрождение ценило в человеке цветущую силу, полнокровное тело, то художественное сознание рококо отрицало все могучее, крепкое. Художественно привлекательными считались хрупкое, холеное тело, бледное лицо, у женщины — темные глаза. Художники стремились подчеркнуть не силу страсти, энергию, волю своих героев, а нежность, легкость, кокетливость, игривость. Новый художественный идеал воплощался соответствующими средствами: внешней элегантностью, мягкими округлыми линиями,   тонкими   нюансами    формы    и   цвета,   асимметричными композициями. Яркие краски сменились приглушенными пастельными тонами — белыми, розовыми, оливковыми, светло-голубыми.

Отказ от классических форм вылился в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям. В природе в это время ценились не грациозные, величественные, возвышенные явления, а тихие, уютные пейзажные уголки, удобные для уединения, лужайки, запрятанные в густом саду изящные китайские домики. Сам стиль рококо словно бы вырастал из миниатюрных, изысканных, утонченных явлений природы.

Влияние рококо сказалось на многих видах художественного творчества. Живопись и скульптура сохранили тесную связь с архитектурным оформлением интерьера, более того, они превратились в предметы его украшения. Убранство интерьера в стиле рококо предполагает использование зеркал, которые помещали над камином и в многочисленных простенках между окнами. Многократно отражаясь, зеркала создавали иллюзию бесконечного, театрально-зыбкого пространства. Мотив зеркала как символа прозрачности, игры, соединения иллюзии и реальности в художественном стиле рококо получил ведущую роль.

Свое яркое проявление рококо нашло в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре. Многие вещи создавались с использованием инкрустации, т.е. украшения изделий, зданий узорами, изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, перламутра. Рококо наряжало, покрывало гирляндами завитков, узорами каждую вещь. Стены особняков знати и богатой буржуазии внутри разбивались нишами, обильно украшались шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной. Полную гармонию интерьера завершала вычурная мебель. К изящным столикам на тонких гнутых ножках удивительно шли фарфоровые безделушки, ларчики, флакончики, которые в изобилии расставлялись на каминных полках, столиках, специальных подставках — консолях. Это делало интерьер еще более живописным. Все произведения рококо ориентированы на создание комфорта и изящества для человека. Новый тип красоты привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же время и предметами подлинного искусства

Сентиментализм. Новым явлением в европейской культуре Просвещения стало формирование еще одного стиля, получившего название «сентиментализм». Этот стиль стремился выразить еще один тип мироощущения, исходящий из самоценности духовного мира человека Здесь культу рассудочной личности противопоставляется образ чувственного человека. Сентиментализм развивал тенденцию, направленную на усиление эмоциональной стороны художественного образа, непосредственно воздействующего на чувства, вызывающего сопереживания.

Сентиментализм не требовал самостоятельного стилистического оформления, поскольку был обращен не к внешнему, а к внутреннему, интимному миру человеческих чувств. Духовный мир, тонкость эмоций человека нашли в сентиментализме наиболее полное выражение. Сенти-менталистская форма отражения мира служила своеобразной защитой от грубости, пошлости, цинизма, жестокости, насилия, которые разъедали общество. С помощью сострадания, погружения в переживания собственного мира чувств человек пытался отстраниться от острых проблем бытия, избежать коллизий реальной жизни и погрузиться в иной мир, воплощавший абстрактное представление о совершенной жизни.

Непреходящее значение сентименталистского миропонимания заключается в том, что основные человеческие чувства в нем переосмыслены в качестве принципиальных основ человеческой жизни. Сентиментализм противостоял прямолинейному рационализму, упрощая и идеализируя душевный мир человека, проявляя подчеркнутое внимание к его чувствам и переживаниям.

Коренным образом изменив культурный облик всего континента, Просветители создали новую систему ценностей, которая органично вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие этой эпохи до сих пор поражает нас необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К XVII в. заканчивается процесс формирования современных европейских наций, и его результатом стало обособление национально-государственных формирований. Одновременно завершился и процесс локализации больших национальных культур, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и культурными традициями, сложившимися в каждой европейской стране.

Не было, пожалуй, в истории культуры столетия настолько противоречивого, но одновременно и обильного на великие имена, как XVII век. Мироощущение оказалось максимально поляризованным, пронизанным ощущением трагического противоречия человека и митра, где человек был словно растворен в окружающем его многообразии, подчинен среде, обществу, государству.

Сочетание всех этих черт в итоге привело к новому значению самого понятия «культура», встречающемуся у немецкого просветителя Самюэля Пуффендорфа. В своих исследованиях Пуффендорф под культурой понимал все жизненные блага и удобства, которых добился человек в результате деятельности по преобразованию природы и усовершенствованию своего внутреннего мира. При этом Пуффендорф рассматривал культуру не только как процесс усовершенствования, но и как состояние, ступень развития человека и общества.

В этом своем значении культура становится предметом изучения для многих просветителей, которые в своих теоретических концепциях стремятся обосновать и раскрыть смысл культуры и определить перспективы культурного развития человечества. К концу XVIII в. понятие «культура» прочно вошло во все европейские языки и в научную литературу. Оно стало играть важную познавательную роль в исследовании общественного развития. В целом под культурой стали понимать определенный уровень общественного развития, достигнутый в процессе прогрессивного перехода от варварского (природного) состояния к культурному, основанному на разуме. Этот сущностный смысл понятия культуры сохраняет свое значение и в настоящее время.

ХVII век стал началом коренных изменений в мировой истории. ХVIII век известен как эпоха Просвещения. По своему содержанию ХVIII век стал продолжением предыдущего. Он резко противопоставил себя «мрачному» Средневековью, еще более возвысил авторитет разума и науки, сделал исключительно актуальными идеи гуманизма, создал все необходимые предпосылки для последующего развития западного мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. История и культурология/ Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 1999. – 368с.
    2. Культурология / Под ред. Г.В. Драча – Ростов-на-Дону: Феникс,1999.
    3. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1998.
    4. Культурология / Под ред. А.А. Радугина – М.: Центр,2000.
    5. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. – М.: Эксмо, 2005.
    6. Силичев Д.А. Культурология. – М.: Приор, 1998.
    7. Соболева О.Ю. Культурология: Учеб.пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2002.
    8. Хрестоматия по истории мировой и отечественной культуры/ Сост. Л.Н. Голубева, И.М. Сидорова. – Рыбинск,1997. – Раздел X1V.

 


Информация о работе Культура эпохи Абсолютизма и Просвящения (XVII – XVIII вв.)