Эпоха возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 19:24, реферат

Краткое описание

Общая характеристика культуры эпохи Возрождения, выдающиеся представители этой эпохи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
1. Общая характеристика эпохи Возрождения……………………….4-5
2. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения…..5-9
3. Эпоха Возрождения и Реформация…………………………………9-11
4. Искусство Возрождения……………………………………………..11-14
5. Поэзия эпохи Возрождения………………………………………….14-21
6. Театр эпохи Возрождения……………………………………………21-25
Заключение……………………………………………………………….26-28
Список использованной литературы…………………………………....29

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

             Содержание

     Введение…………………………………………………………………3

  1. Общая характеристика эпохи Возрождения……………………….4-5
  2. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения…..5-9
  3. Эпоха Возрождения и Реформация…………………………………9-11
  4. Искусство Возрождения……………………………………………..11-14
  5. Поэзия эпохи Возрождения………………………………………….14-21
  6. Театр эпохи Возрождения……………………………………………21-25

    Заключение……………………………………………………………….26-28

    Список использованной литературы…………………………………....29 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

               Введение.

     Важным  этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

     Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

     Эпоха Возрождения – это период разгула  Инквизиции, раскола католической церкви, жестоких войн и народных восстаний, происходивших на фоне формирования буржуазного индивидуализма. Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе.

     Складывание новой культуры было подготовлено и  общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой к богатству. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая «честное обогащение», радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. 1

    1. Общая характеристика эпохи Возрождения.

     Сами  деятели Ренессанса противопоставляли  новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры – против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации. Другой культуры, другого знания.

     Эпоха Возрождения – переворот в  первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении  к нему. Возникает убеждение в  том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил  важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

     Одной из характеристик черт духовной атмосферы  этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель  Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

     Светский  характер присущ и такому яркому явлению  культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

     Особое  место в духовной культуре этого  времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых  было сказано выше. Важнейшая особенность  философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

     Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.2 

     
    1. Гуманистическая мысль и представители  эпохи Возрождения.

     Термин  «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н. э. известным римским оратором Цицероном (106 – 43 до н. э.). Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

         Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304 – 1374). В его творчестве – начало многих путей, которыми шло развитие ренессанской культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую  Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой  демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.

     В упомянутом трактате проявляется принципиально  новый  подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое  подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

     Первый  гуманист считал, что содержанием  подлинной философии должны стать  науки о человеке, и во всем его  творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. 

     Своими  рассуждениями Петрарка   заложил  основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи  личность осознает себя по-разному. Средневековый  человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок – такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

     Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию  человека, в котором огромную роль  играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

     Ярким воплощением этого подхода может  служить,  например, разносторонняя деятельность известного гуманиста  Леона Баттисты Альберти (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции – равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберти, человек способен  одержать верх над превратностями судьбаы  лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным» и «терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться»3 .

     Однако  было бы  неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же  нравственности у него  выступает личное благо.  Так, например, в своем сочинении он пишет о том, что не понимает тех личностей, которые готовы умереть за родину. «…Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она»4. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная, и здесь Лоренцо Валла утвержает, что ради спасения индивидуальной жизни позволено предательство.

       Джованни Пико делла Мирандола  (1463-1494) в своей яркой «Речи   о достоинстве человека» помещает  его в центр мира: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы  и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению»5. Здесь Пико утверждал, что Бог не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя, что являлось вопреки церковной догме. Кульминационная мысль антропоцентризма Пико заключается в том, что человек  волен стать  тем, кем пожелает. Достоинство человека – в его свободе.

     Тезис о человеке как до конца не определимом  существе, сформулированный философами Возрождения, по-видимому, имел определенные негативные нравственные последствия. Эпоха Возрождения  знаменует  собой движение в сторону утверждения  самоценности индивидуального бытия личности. Выход из положения, в котором неопределенность бытия человека как творческого существа порождает и неопределенность его нравственных решений, думается, был найден Эразмом Роттердамским. Он говорит, что если человек, «ни Божьей справедливости не боится,… если ни надежда на бессмертие, ни страх вечного наказания не мешают ему…, то пусть его устрашит тысяча неприятностей, которые преследуют грешника в этой жизни: бесславие, потеря имущества, нужда, презрение и ненависть добрых людей, страх, беспокойство и тяжелые муки совести»6. Здесь утверждается верная мысль о том, что в личностном плане основания для выполнения нравственных требований могут быть разные. В своем самоопределении субъект нравственного выбора вправе, опять же,  сам решать, какую идею ему принять.

     Такой подход принципиально расходится  с прежней логикой философского мышления, пытающегося  навязать человеку  единственное основание нравственного  выбора и призывающей строить  жизнь в соответствии с одним  «совершенным» жизненным принципом.

     Гуманистическая  мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые  свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. 

       Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино (1433-1499) и Томмазо Кампанелла (1568-1639)  также являлись яркими представителями самой гуманной эпохи. В их рассуждениях, также, как и у Джованни Пико, проявлялась тенденция к обожествлению человека. «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени…Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день…божественность  человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса – как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог»7. В подавляющем большинстве гуманисты были верующими, но на первое место они выдвигали человека, а потом уже Бога, тогда как христианское мировоззрение утверждало обратное. Присутствие Бога  в философии гуманистов  предполагало критическое отношение к церкви как социальному институту.

     В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни и др. содержатся выступления  против светской власти римских пап, разоблачения  пророков служителей  церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало  многим гуманистам стать служителями церкви. 

           3. Эпоха Возрождения и Реформация.

     Начало  XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций – грамот, свидетельствующих от отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок.

     «95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1843 – 1546), имели огромный резонанс. Они послужили мощным стимулом для выступлений против официльной церковной идеологии и послужили началом Реформации (от лат. Reformation – преобразование) – движение за обновление веры, обратившегося против папства.

     Реформационные  процессы, приведя к расколу римской  церкви и созданию новой разновидности  христианства – протестанизма, проявилась с разной степенью интенсивности  во всех странах католической Европы. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями – швейцарским священником Ульрихом Цвингли (1484 – 1531) и французским богословом Жаном Кальвином (1509 – 1564), - имели не только религиозный смысл, но были наполнены и социально-политическим и философским содержанием.

Информация о работе Эпоха возрождения