Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Во второй половине ХV в. вместе с началом появления капиталистических отношений в странах Центральной и Западной Европы (в Италии в ХIV в.) зарождается новая эпоха в идеологическом и культурном развитии, которая получила название эпохи Возрождения (Ренессанса).

Оглавление

I. Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Своеобразие культуры Итальянского Возрождения …………….… 4-5
2. Титаны Высокого Возрождения ………………………………………. 6-8
3. Особенности Северного Возрождения ………………….……………. 9-11
II. Заключение …………………………………………………………...…… 12
III. Список литературы ……………………………………………………….. 13

Файлы: 1 файл

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.docx

— 40.06 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение  ……………………………………………………………………… 3

  1. Своеобразие  культуры  Итальянского  Возрождения  …………….…  4-5

    2. Титаны Высокого Возрождения  ……………………………………….  6-8

    3. Особенности Северного Возрождения ………………….…………….  9-11

II. Заключение  …………………………………………………………...……  12

III. Список литературы  ………………………………………………………..  13

 

I. ВВЕДЕНИЕ

    Во  второй половине ХV в. вместе с началом  появления капиталистических отношений  в странах Центральной и Западной Европы (в Италии в ХIV в.) зарождается новая эпоха в идеологическом и культурном развитии, которая получила название эпохи Возрождения (Ренессанса).

    Что именно «возрождалось» и почему возрождалось античное наследие, пересмотренное из-за возникновения широкого интереса общества к искусствам и наукам? Литература и театр, естествознание и философия – все это возрождалось вновь. Вконец ослабло многовековое давление католической церкви, которая искажала и не желала принять культуру античности.

    Эпоха Возрождения является очень важным этапом развития европейской культуры. Возрождение хронологически входит в средневековую историю и  открывает совершенно новую страницу культуры, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе. Об эпохе Возрождения говорят, что это время раскола католической церкви, жестоких войн и народных восстаний, беспощадного разгула Инквизиции.

    Эпоха Возрождения и в настоящее  время так же волнует умы людей. Интерес к ней не угасает, а  ее наследие до сих пор пристально изучается, что и определило выбор данной темы. В наши дни существует немало точек зрения о значении этого периода. По словам Фридриха Энгельса, Ренессанс – это «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»1. Противоположного мнения придерживался Лев Гумилев, писавший, что Возрождение по сути дела было вырождением2. Так кто же прав? Цель данной работы – разобраться в этом вопросе и раскрыть по мере возможности сущность культуры эпохи Возрождения как глубокого культурного переворота в мировой истории. Для того, чтобы эта цель могла быть реализована, будут выполнены следующие задачи: охарактеризованы особенности развития Ренессанса в Италии и на Севере, даны описания некоторых наиболее крупных деятелей эпохи.

 

1. СВОЕОБРАЗИЕ  КУЛЬТУРЫ  ИТАЛЬЯНСКОГО  ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Практически нет такого исторического периода, которое не выделялась бы своеобразием культуры. Отличительный признак  культуры итальянского Возрождения – осмысление и углубление индивидуалистических стремлений человека. Опорой этого процесса стала античность, чем и вызван особый интерес к ней у возрожденцев. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, однако средоточием ее была Флоренция.

    Термин  «Возрождение» впервые был услышан из уст известного живописца, архитектора и историка искусства того времени Д.Вазари, имевшего в виду возрождение античности. С XVIII в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась в основном как эпоха возрождения человека, эпоха гуманизма. Но истоки такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. К.Салютати и Л.Бруни ввели в обиход слово humanitas, что  в переводе с латинского означает полноту и разделённость природы человека3.

    Является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс свойственен только Италии? Во всяком случае, уникальная культура итальянского Возрождения выступает примером, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других стран. Основными чертами культуры Возрождения являются: гуманизм, антропоцентризм, особое отношение к античности, возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру.

    Возрождение прошло следующие этапы: Раннее (XIV в., Италия), Высокое (90-е гг. XV – первая треть XVI вв.) и Позднее Возрождение (вторая половина XVI в.). Но не во всех странах Европы и не в одно и то же время проходили эти этапы. Не было Высокого Возрождения в Нидерландах, а Позднего – в Германии. Лишь в Италии ясно просматриваются периоды Проторенессанса (предвестника Возрождения), Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. В этом отношении Италия – страна классического Возрождения. Все его этапы представлены здесь новой живописью, скульптурой и архитектурой.

    Бурный  рост городов и развитие ремесел, а позже и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Империя и папство переживали глубокий кризис. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

    Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры расцветом  естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись  в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские  страны. Появление книгопечатания открыло  невиданные возможности для распространения  литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение  между странами способствовало повсеместному  проникновению новых художественных течений.

    Несмотря  на формирование в XIV-XVI вв. нового менталитета, «во всех проявлениях жизни царила, хотя расшатанная, католическая церковность»4.

    За  обращением к античности стоял наивный  оптимизм мышления, нужда в мировоззренческой  опоре, обосновании, чем и выступила  классическая древность. Из философских  учений античности прежде всего платонизм  и неоплатонизм оказались наиболее притягательными для возрожденцев.

    Возрожденцы были знакомы с неоплатонизмом. Античный неоплатонизм был космологией с  попыткой объяснить правильность космического круговращения, круговорота вещества и душ в природе, направлен  на теорию абсолютной личности. Антропологический  возрожденческий неоплатонизм, с  одной стороны, старается возвысить  и утвердить материальный мир, а  с другой – у него много общего со средневековым неоплатонизмом и, прежде всего, с культом универсальной и самостоятельной личности. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев.

    В период итальянского Возрождения трудно не подметить противоположной тенденции – ощущения человеком трагичности человеческого бытия. Она присутствует на протяжении всего этого периода в творчестве художников и мыслителей. В это время совершилось небывалое столкновение христианских и языческих начал природы человека. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека.

    Как писал Бердяев: «Тайна Возрождения – в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества»5.

 

2. ТИТАНЫ ВЫСОКОГО  ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Гуманистические  представления  о  всемогуществе  человеческой  личности воплотились  в  титанизме,  демонстрировавшем  беспредельность  возможностей  человека. Говоря  о  титанах  эпохи  Возрождения,  часто  имеют  в  виду прежде  всего Леонардо  да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.

    Первыми крупнейшими мастерами живописи XIV в. были флорентийские художники  Джотто (1266 – 1337) и Мазаччо (1401 – 1428). Оба использовали фресковую живопись для росписи стен храмов. При этом церковно-религиозные сюжеты ими трактовались в реалистическом духе. На фресках изображались не статичные «образы», а живые люди. Религиозные сюжеты и действия фантазией художников  как  бы переносились на  улицы их  родной Флоренции. XV  в.  стал  веком  открытия  художниками  законов перспективы. Фигуры стали выпуклыми, а пространство – трехмерным. 

    Крупнейшим  архитектором Раннего Возрождения  был Брунеллески (1377 – 1445). Он создал свой архитектурный стиль, в котором причудливо переплетались элементы древнеримской, романской и готической архитектуры. С помощью точных расчетов он решил трудную задачу возведения купола на знаменитом соборе Марии дель Фьоре во Флоренции. Этому и другим его архитектурным сооружениям присущи легкость, гармония и удивительная соразмерность всех частей. Брунеллески  можно  считать  первым  архитектором,  явившим  миру  новый,  если  можно  так  выразиться,  жизнерадостный  тип дворца вместо мрачных замков средневековья.

    Конец XV – начало XVI вв. – время объединения  всех достижений Раннего Возрождения. Гуманистические принципы, составлявшие идейную основу всего искусства эпохи Возрождения, получают уже на этом раннем этапе свое наиболее полное воплощение.

    Подлинным титаном Возрождения стал человек, имя которого известно всему миру, – Леонардо да Винчи 6 (1452 – 1519). Он был и замечательным художником,  и талантливым  скульптором,  и  архитектором,  одним  из  первых  теоретиков  искусства,  а  также  выдающимся специалистом и знатоком во всех известных в то время науках, начиная от математики и физики и кончая геологией и астрономией. Леонардо да Винчи был одним из основателей эмпирического метода. При помощи учения о так называемой двойственной истине Леонардо да Винчи отграничивал науку от религиозных суеверий. Вместе с тем он  отказывался  от  критики  католицизма  и  занимал  примиренческую  позицию  по  отношению  к  церкви. Леонардо  да Винчи  был  подлинным  основоположником  стиля  Высокого  Возрождения,  чье  творчество  знаменовало  грандиозный  качественный сдвиг в искусстве. Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника – мыслителя, ученого, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.

    Представление  о  самых  светлых  и  возвышенных  идеалах  гуманизма  Возрождения  с  наибольшей  полнотой  воплотил  в своем творчестве Рафаэль Санти7 (1483 – 1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствует о Рафаэле как о мастере Высокого Возрождения.

    Вершиной Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры этой эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянского искусства – Микеланджело Буонарроти8 (1475 – 1564). Даже по сравнению с Леонардо и Рафаэлем, поражающими своей разносторонней одаренностью, Микеланджело отличается тем, что в каждой из областей художественного творчества он оставил произведения,  грандиозные по масштабам и  силе, воплощающие наиболее прогрессивные идеи  эпохи. Микеланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом и в то же время он был борцом за высокие гуманистические идеалы, гражданином, с оружием в руках отстаивающим свободу и независимость своей родины. Вся жизнь Микеланджело – борьба за утверждение права человека на творчество, на свободу. На всем протяжении творческого пути в центре внимания художника находится человек, действенный, активный, готовый к подвигу, охваченный  великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено  трагическое  крушение ренессансных идеалов.

    В культуре Возрождения особое место  заняла венецианская живопись. Важным художественным средством изображения в ней стал цвет. Возрождение здесь кончилось позднее, чем в остальной Италии, – в конце XVI в. Самым крупным мастером венецианской школы был Тициан.

    Литература  Возрождения разносторонне и  блестяще отразила величайший прогрессивный  переворот, пережитый Западной Европой в XV–XVI вв.

    В XV в. гуманистическое движение распространилось по всей Италии. Главным центром  его оставалась Флоренция, но кружки гуманистов появились также в Риме, Неаполе, Венеции и Милане.

    Демократические  тенденции  в  гуманизме нашли  свое  яркое  отражение  в  трудах представителей  европейского утопического социализма Томаса Мора и Томмазо  Кампанеллы, а также в работах  Себастьяна Бранта «Корабль дураков» и Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Информация о работе Эпоха Возрождения