Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:53, реферат
В конце ХШ -- начале XIV в. в Западной Европе начинается интереснейший и ярчайший процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизни человека -в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Этот процесс оказался настолько значительным, что позднее был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов – Эпохой Возрождения.
Введение………………………………………………………………………………………3
Культура Европейского Возрождения…………………………………...........................4-5
Причины появления культуры эпохи возрождения……………………………………...6-7
Философия…………………………………………………………………………………7-11
Литература………………………………………………………………………………..11-13
Искусство…………………………………………………………………………………14-21
Отличительные черты культуры эпохи Возрождения…………………………………22-23
Заключение…………………………………………………………
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема:
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Выполнил студент I курса
группы 1108
факультета ГиМУ
Попов Дмитрий Анатольевич
Проверила:
доцент кафедры Культурологии, Герасимова С.А.
Санкт-Петербург
2008
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Культура Европейского
Возрождения…………………………………......
Причины появления культуры
эпохи возрождения…………………………………
Философия………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Искусство………………………………………………………
Отличительные
черты культуры эпохи Возрождения…………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение.
В конце ХШ -- начале XIV в. в Западной Европе начинается интереснейший и ярчайший процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизни человека -в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Этот процесс оказался настолько значительным, что позднее был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов – Эпохой Возрождения.
Сам термин возрождение (ренессанс) был заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д. Боккаччо (автор «Декамерона»), сказав, что Джотто (итальянский художник) возродил античное искусство, а термином, определяющим целую эпоху это понятие стало благодаря историку искусства Вазари. В термине возрождение закрепился самый большой культурологический миф. Создатели этого мифа стремились доказать, что корни европейских цивилизаций уходят в античность, а не в дикое варварство средневековья. В противовес античности о средневековой культуре деятели ренессанса отзывались свысока, культура возрождения сформировалась как отрицание, как отказ от средневековой культуры. Средневековая культура не могла исчезнуть бесследно, прежде всего, ренессанс не был безрелигиозной культурой, так как его деятели были людьми верующими, а также сюжеты, темы их произведений несли на себе влияние средневековой религии. Культура возрождения – это синтез античной физической красоты и христианской средневековой духовности (стремление к передаче внутреннего мира человека).
Выбранная мной тема актуальна и в наше время. Ведь искусство Возрождения развивалось на основе всего лучшего, что было создано в средневековом искусстве предыдущих веков, стало поворотным пунктом в истории европейского искусства, поставив в центр человека с его радостями и печалями, с его волей и умом, выработав новый художественный язык, который сохраняет свое значение до настоящего времени. Поэтому изучение искусства этой эпохи особенно важно для понимания всего дальнейшего развития художественной культуры Европы.
С XV века начинается переходная в истории Западной Европы эпоха. Различные сферы жизни человека претерпевают те или иные изменения. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие; горизонты мира расширяются: Колумб открывает Америку; Васко да Гама, обогнув Африку, находит морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли; возникают география и картография как научные дисциплины; появляются научная анатомия и основы физиологии; возникает “ятрохимия” , или медицинская химия; огромных успехов достигает астрономия. В связи с бурным развитием науки появляется спрос на ученых. Ученый становится вполне респектабельным человеком, притом, что раньше он подвергался гонениям и даже казням. Также имеет место прогресс в технике: появляется компас, астролябий, точные карты, барометр Черетелли. Развивается архитектура: создается ее теория с привлечением точных математических расчетов и планов. Разрабатываются теории цвета и перспективы, теория музыки, с последующим изобретением новых музыкальных инструментов.
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры, расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.
Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистски -индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий.
Возрождение имело место во всех странах Западной Европы (Италии. Англии, Франции, Германии, Фландрии, Испании), но родиной этого феномена в истории человечества считается Италия. Она дала классическую модель Возрождения. Итальянский Ренессанс стал веком разносторонне одарённых личностей – это была эпоха гениев.
Национальные особенности культуры возрождения.
Италия |
Германия, Франция, Нидерланды | |
Хронологические рамки |
XIV-XVI |
XV-XVII |
Характер |
Эстетический |
Этический |
Особенности |
Прославление внешней красоты человека, материальность изображения |
Психологизм, передача характера человека |
Особенности художественной культуры |
Светскость, реализм |
Религиозность, символика и условность |
Специфика жанровой живописи |
Портретная, сюжетная, скульптура |
Пейзаж, портретная, бытовая картина, Северное возрождение включало также вопросы религиозного совершенства, что привело к такому учению как реформация и появлению нового христианского течения – протестантизма. |
Появлению культуры
эпохи Возрождения способствова
1) переход ремесла к мануфактуре.
2) рост городов
и появление богатых горожан
(буржуа), которые умели ценить
время (тогда говорили: кто умеет
использовать время, будет
3) зарождение
мирового рынка,
4) в городах
возникла интеллигенция - особая
группа людей, занимающихся
В этих условиях начала возрождаться вера в силы человека ("Воля божья" уходит на второй план), отсюда оптимизм, присущий культуре Возрождения, ее жизнерадостный, жизнеутверждающий характер.
И так, в интеллектуальной и духовной жизни Западной Европе начинается своеобразный процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизни человека - в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях.
Невероятный расцвет претерпевает такая важная сфера духовной жизни человека как философия.
Новое
миропонимание заключалось
С конца XIII -- начала XIV в. сущность человеческой личности начинает
пониматься совершенно иначе. На смену христианскому теоцентризму приходит возрожденческий антропоцентризм, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом.
Уже Данте Алигьери (1265--1321) в своей знаменитой "Комедии", названной позднее "Божественной", писал, что из всех проявлений Божественной мудрости, человек -- величайшее чудо. В дальнейшем отношение к человеку, как к некому чуду, даже как к центру Вселенной вообще, сохраняется и становится определяющим. Поэтому своеобразным девизом, символом Эпохи Возрождения можно считать слова, почерпнутые мыслителями этого времени в античных произведениях и ставшие крайне популярными в XIV-- XVI вв. -- "Чудо великое есть человек".
Человек
в Эпоху Возрождения
воспринимался во всей его цело
материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше чем его духовные качества. Наиболее ярко внимание к человеческому телу проявилось в искусстве Ренессанса. Возрождение интереса к красоте человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела - одна из характерных черт произведений искусства того времени. Поэтому в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других выдающихся художников и скульпторов изображение человека как существа плотского, телесного и красивого в своей телесности становилось условием для
выражения духовного мира человеческой личности. Подобный подход к изображению человека резко контрастировал с предшествующими тенденциями средневекового художественного творчества.
Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития человека -- физического и духовного. И все же большее внимание они уделяли формированию духовной природы человеческой личности. В те времена считалось, что наиболее духовный мир развивают такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика. Уже в XIV в. эти области человеческого знания и творчества стали называть гуманитарными дисциплинами, а самих преподавателей истории, литературы, философии, риторики -- гуманистами (от итальянского "humanista" -- "человечность").
Позднее термин "гуманизм" приобретает более широкое значение. В науке до сих пор продолжаются дискуссии о значении этого термина, и какого-то общепризнанного определения понятия "гуманизм" не существует. В общем смысле гуманизм -- это стремление к человечности, к созданию условий для максимального развития способностей человеческой личности, а также условий для достойной человека жизни.
Идеи
гуманизма впервые наиболее
конкретных философских и социально-политических учениях разных времен и разных авторов.
Новое понимание проблемы человека сказалось и на новом понимании проблемы Бога мыслителями Ренессанса. Вместе с антропоцентризмом на смену теоцентризму приходит пантеизм. Пантеизм -- это философское учение, которое признает слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается не как всемогущая личность, а как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила. По сути дела мыслители-пантеисты уже обожествляли саму природу, считал, что Божественная сила как бы разлита в природе, в том числе присутствует и в самом человеке.
Подобное отношение к идее Бога сказывалось и на отношении к церкви.
Гуманисты не были атеистами, т.е. не отрицали необходимость веры. Однако
многие из них критически относились к церкви считая, что официальная