Эпоха возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:53, реферат

Краткое описание

В конце ХШ -- начале XIV в. в Западной Европе начинается интереснейший и ярчайший процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизни человека -в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Этот процесс оказался настолько значительным, что позднее был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов – Эпохой Возрождения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3
Культура Европейского Возрождения…………………………………...........................4-5
Причины появления культуры эпохи возрождения……………………………………...6-7
Философия…………………………………………………………………………………7-11
Литература………………………………………………………………………………..11-13
Искусство…………………………………………………………………………………14-21
Отличительные черты культуры эпохи Возрождения…………………………………22-23
Заключение…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

римско-католическая   церковь   неправильно   трактует   понятие   Бога   и,

следовательно, ведет всех верующих людей по ложному  пути. Поэтому для  Эпохи Возрождения  характерны  антиклерикальные настроения. Антиклерикализм – это критика церкви, как  организации, взявшей  на себя  обязанности  обеспечить верующим  общение  с  Богом.  Антиклерикальные  идеи  проявились  во  многих произведениях   XIV--XVI  вв.   Например,  знаменитый  "Декамерон"  Джованни Боккаччо буквально наполнен сатирическим изображением образа жизни монахов, священников, церковных деятелей вообще.

     Новое  понимание идеи  Бога, критическое  отношение к  официальной церкви повлияло  и  на  то,  что  в  Эпоху  Ренессанса  начинается  резкая  критика официального   католического   вероучения.   С   точки  зрения   гуманистов, схоластическая философия совершенно неверно  трактует  важнейшие религиозные проблемы. В первую очередь принижается роль научно-философского знания, ибо, благодаря Фоме Аквинскому, наука,  по  мнению гуманистов, превратилась всего лишь  в  служанку  теологии.  Именно  в это время принципы и методы познания античной философии возводятся гуманистами в абсолют.1 Яркими философами эпохи Возрождения являются такие выдающиеся личности, как Пико дела Мирандола, Лоренцо Балла, Джордано Бруно и другие. А теперь я расскажу более подробно о некоторых из них.

 

 

ПИКО ДЕЛЛА  МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (1463-94), итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. '900 тезисов' Пико делла Мирандола (введение к ним - 'Речь о достоинстве человека'), в которых он стремился к всеобщему 'примирению философов' (все религиозные и философские школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.

 

Современники  называли Пико 'божественным', видели в  нем воплощение высоких устремлений  гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более - необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний.

 

Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного 'я'. Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире.

 

Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана  никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая  для своей манифестации форму, соответствующую  обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.

 

Одной из самых  богатых и значительных фигур XV века был, конечно, Лоренцо Балла (1407-1457).

 

Философская позиция, которая более всего выражена в работе "Об истинном и ложном благе".

Основные рассуждения Балла следующие: все, что создала природа, "не может быть не свято и не достойно похвалы", и наслаждение также свято и похвально; но, поскольку человек состоит из тела и души, наслаждение проявляется по-разному. Это, конечно же, чувственное наслаждение, самое низкое, потом следуют удовольствия духа, права, искусств и культуры, но выше всего - христианская любовь к Богу.

Балла, называя  наслаждением то счастье, которое испытывает душа в раю, пишет: "Это блаженство кто усомнится назвать иначе, как наслаждением?" И далее уточняет: "Нужно отметить, что хотя я говорил, что наслаждение или удовольствие есть всегда благо, стремлюсь я, все же, не к наслаждению, а к Богу. Наслаждение есть любовь, и Бог дает это наслаждение. Получая - любят, полученное - любимо; любить - то же самое, что удовольствие, или наслаждение, или блаженство, или счастье или милосердие, которые есть конечная цель, и в этом свете к ней нам представляются другие предметы. Лучше говорить, что любовь Бога есть не конечная цель, но действующая причина...".

Литература.

 

Идеи Возрождения  в литературе имели место во всех европейских странах. Как и в  изобразительном искусстве Италия была впереди всей Европы. Все началось с поэтов "сладостного нового стиля" (термин Данте) и самого Данте, творивших на исходе средневековья.

Сложное и противоречивое борение двух эпох (средневековья  и нового времени) отразилось на всем искусстве и на творчестве великого Данте Алигьери (1265-1321), которого немецкий ученый Энгельс называл последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени.

Данте родился  во Флоренции в мае 1265 г. Он принадлежал  к среднему сословию, всегда старался подчеркнуть свою знатность. Образование  получил поверхностное и недостаточное. Упорной работой в более зрелые годы он довел его до исключительности. В ранние годы проявил склонность к науке и к поэзии.

В 24 года он принял участие в военных действиях  против соседних городов Ареццо и  Пизы. В 1296 г. он женился, а в 1300 г. осуществлял  ответственные дипломатические  поручения и исполнял обязанности приора (приор - должностное лицо в духовно-рыцарских орденах ступенью ниже великого магистра; настоятель небольшого католического монастыря). Данте играет значительную роль в общественной жизни Италии, а также в политических разногласиях города между гибеллинами (за старое) и вельфами (за новое). Это противоборство привело его к пожизненному изгнанию из Флоренции.

В течении 20 лет  он скитался по Италии, пользуясь поддержкой просвещенных магнатов и правителей отдельных городов. Последние годы Данте провел в Вероне и Равенне и умер в Равенне. Тело его там и покоится и теперь, несмотря на все попытки Флоренции вернуть в свои стены прах того, кого она не сумела сохранить при жизни.

Грустная и  тревожная жизнь вконец измучила душу Данте, но вместе с тем она  подготовила и предопределила величие его как поэта. Годы изгнания определили настроение его знаменитой "Комедии" ("Божественной комедии").

Его литературное наследие ("Новая жизнь", "Божественная комедия", "Пир", "Стихотворения", латинские трактаты: "О народном красноречии" и "О монархии") показывает, что гениальный поэт был мыслителем, ученым и политиком. Причем его ученость иногда ценилась больше его современниками, чем поэзия.

Центральным произведением  Данте является "Божественная комедия". Она писалась почти 14 лет. Слово "божественная" прибавлено после смерти Данте его почитателями. Это универсальное произведение, в котором переплетаются и эпическое, и религиозное, и ученое, и глубоко личное начала. В нем нет ничего случайного, ни в содержании, ни в построении: 3 части, "Ад", "Чистилище" и "Рай", каждая состоит из 33 песен, каждая часть имеет деление на 9 отделов. Каждый круг ада ниже предыдущего. Круги чистилища поднимаются ввысь. Рай спланирован чудесно и загадочно. Круги чистилища сопровождаются приподнятым настроением и надеждой на будущее. Центральное место среди огромного количества действующих лиц занимает Беатриче - идеальная возлюбленная поэта, умершая слишком рано. Без сомнения, прочтение "Божественной комедии" для современного читателя интересно, но очень сложно. Даже во времена Высокого Возрождения, мудрецы такие, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, их приближенные собирались на специальные прочтения и толкования этого произведения. Причем, при толковании высказывались иногда диаметрально противоположные мнения. На этой почве между Леонардо и Микеланджело, который боготворил Данте, был даже конфликт.

Более легкими  и доступными являются сонеты, большинство  из которых посвящено любви к прекрасной даме.

Другим замечательным  представителем итальянской литературы 14 в. является Франческо Петрарка (1304-1374), который являлся одним из первых гуманистов - носителем идей Возрождения. В 1343 г. он написал знаменитый диалектический трактат "О презрении к миру". Книга написана в виде трех диалогов с блаженным Августином (353-430) - отцом западной церкви, родоначальником средневековой схоластики, выдающимся оратором и автором знаменитой "Исповеди". Трактат раскрывает внутренний мир Петрарки, его метания между новым и старым.

Современником Петрарки и другом был великий  итальянский писатель - гуманист, сын  флорентийского купца и француженки Джованни Боккаччо (1313-1375). Отец старался сделать из него коммерсанта. Боккаччо же влекло к науке и к литературе. Между 1350-1353 гг. появляется книга новелл "Декамерон" - вершина творчества писателя, одно из ярчайших созданий литературы эпохи Возрождения. Боккаччо впервые создал жанр новеллы, ее язык, типы, круг сюжетов. Поэтому "Декамерон" считают книгой, положившей основы европейской новеллы.

 

"Декамерон"  открывается замечательным по  своему реализму описанием чумы, свирепствующей в 1348 г. во Флоренции.  В это грозное время семь  молодых девушек и трое юношей  из патрицианских семей города, встретившись однажды в церкви Санта Мария Новелла, решили покинуть зачумленный город. Они удаляются в одну из загородных вилл. Здесь они проводят время в играх, забавах и беседах. В течение 10 дней ("Декамерон" - десятидневник) они забавляют друг друга рассказыванием новелл, причем каждый рассказывает в день по одной новелле. Зрелое Возрождение представлено именами поэтов Филипа Сиднея (1554-86) и Эдмунда Спенсера (1552-99). В это время работали замечательные драматурги: Томас Кид (155?-94), Роберт Грин (1558-92), Кристофер Марло (1564-93), который написал драмы "Тамерлан Великий" и "Трагическая история доктора Фауста", и, конечно, Уильям Шекспир (1564-1616).

Шекспир был  художником-мыслителем. Он много думал  о жизни и о человеке. Его  герои необыкновенные люди, наделенные титаническими душевными силами (как титаны Микеланджело). И хотя его трагедии раскрывают нам несовершенство людей, их ошибки и преступления, они не оставляют мрачного впечатления. Шекспир нам показывает человека мощного и красивого, мыслящего, который творит добро. Шекспир мог гениально сочетать драматизм жизни, размах событий и прекрасную поэтическую форму. Творчество Шекспира - высшее достижение европейского Возрождения в области литературы. Его произведения действительно бессмертны. Все лучшие театры мира все время обращаются к его гениальному творчеству.

 

 

Искусство.

Изобразительное искусство  Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует  становление реализма надолго определившего  развитие европейской художественной культуры. Это сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, но и в радикальном обновлении всей художественной системы. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблема пространства.

В XV веке эта проблема была осознана повсеместно, с той  лишь разницей, что на севере Европы, в частности в Нидерландах, к объективному построению пространства шли постепенно, путем эмпирических наблюдений, в то время как в Италии уже в первой половине столетия была создана основанная на геометрии и оптике научная теория линейной перспективы. Эта теория, позволяющая построить на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения, означает победу над средневековой концепцией изображения.

Связь искусства и  науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе.

Художники начинают удостаиваться  всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А. Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания "божественный". Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто "Микеланджело Буонаротти". У гения есть имя. Звание для него обуза, ибо сопряжено с неизбежными обстоятельствами и, стало быть, хотя бы с частичной утратой той самой свободы от всего, что мешает его творчеству. А ведь логический предел, к которому тяготел художник Возрождения, - обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в первую очередь свободу творческую.

В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений были церковь и крупные феодалы, теперь значительно расширяется  круг заказчиков и изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица - как знать, так и бюргеры.

Информация о работе Эпоха возрождения