Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:53, реферат
В конце ХШ -- начале XIV в. в Западной Европе начинается интереснейший и ярчайший процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизни человека -в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Этот процесс оказался настолько значительным, что позднее был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов – Эпохой Возрождения.
Введение………………………………………………………………………………………3
Культура Европейского Возрождения…………………………………...........................4-5
Причины появления культуры эпохи возрождения……………………………………...6-7
Философия…………………………………………………………………………………7-11
Литература………………………………………………………………………………..11-13
Искусство…………………………………………………………………………………14-21
Отличительные черты культуры эпохи Возрождения…………………………………22-23
Заключение…………………………………………………………
Наряду с монументальными
все более широкое
Гуманистические идеи Возрождения чудесным образом проявились в изобразительном искусстве Поэтому 13-14 вв. в раздробленной Италии, наполненной распрями между партиями, городами, областями, классами, принято называть Проторенессансом или Предвозрождением.
Италия развивалась
неравномерно, в некоторых итальянских
городах благодаря
Это позволяет наметить основные этапы развития итальянского Возрождения:
1) Предвозождение конец (13 - первая половина 14 вв.)
2) Раннее Возрождение (15 в.)
3) Высокое Возрождение конец (15 - первая треть 16 вв.)
4) Позднее Возрождение середина и вторая половина (16 в.)
Предвозрождение.
В то время, когда в Европе еще господствовал готический стиль, в Италии уже пробивались ростки нового искусства (передовую роль играла скульптура и живопись, архитектура оставалась готической и отставала от новых тенденций).
У истоков Проторенессанса в скульптуре стоит пизанский мастер Никколо Пизано (ок. 1220-1278/84). Он обратился к самой сути античной традиции - возрождению чувства земной красоты. Его религиозные сюжеты напоминают сцены из земной жизни, его высокие рельефы создавали ощущение живого тела - это шло вразрез со средневековой традицией (рельеф кафедры баптистерия в Пизе, 1260). Естественно, многое в его
искусстве осталось традиционным, но его реформы были значительны. Страстность и динамику в скульптуру внес его сын Джованни Пизано (ок. 1250 после 1317).
В живописи заколдованный круг византийской традиции преодолел флореинтиец Джотто, первый по времени среди титанов великой эпохи итальянского искусства.
Раннее Возрождение.
Раннее Возрождение связано с именами Мазаччо и Донателло. Джотто умер в 1337 г. Новый титан флорентийской живописи Мазаччо родился в 1401 г. (умер в 1428 г.). На его творчество великое влияние оказали два его старших друга: зодчий Брунеллески и Ваятель Донателло.
Мозаччо после Джотто знаменует новый гигантский скачок в истории европейской живописи. В своих фресковых композициях он смело пользуется цветами, распределяет свет и тени, создает впечатление пространства, фигуры его объемны и подчиняются законам перспективы. Он впервые в живописи изобразил обнаженное тело, придал человеку героические черты, возвеличил человека в его мощи и красоте. На знаменитых фресках в Капелле Бранкаччи во Флоренции ("Чудо со статиром" /статир - древнегреческая серебренная монета/, "Изгнание из рая" и др.) много лет спустя будут учиться мастера высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Ренессанс 16 века дал миру таких великих художников как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
Принято считать,
что в созвездии титанов
Микеланджело.
Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему быть и великим живописцем, и архитектором.
Самое грандиозное произведение монументальной живописи Возрождения - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане.
Венец архитектурного гения Микеланджело - собор Святого Петра в Риме, где мастер развил идею центричности.
"Давид"
Все в фигуре Давида олицетворяет дерзость и разум народа, вставшего на борьбу за свободу и независимость.
Более 350 лет "Давид" украшал площадь перед зданием самоуправления во Флоренции.
На старом месте, где поместил статую сам мастер, теперь находится мраморная копия.
У церкви Санта Кроче, где погребен Микеланджело, стоит бронзовая копия "Давида" как памятник гениальному художнику, который искусством обессмертил свое имя.
Шедевром раннего Микеланджело стала "Пьета"( с итальянского Pieta - милосердие) - плач Марии над телом умершего Христа, которая находится в капелле Святого Петра в Риме.
Эту мраморную
скульптуру, восхищающую своей
На коленях слишком юной для такого взрослого сына Марии распростерто безжизненное тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплескивается наружу душевное страдание.
Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной.
Сцена, изображающая неразрывное единение вечно молодой Матери, держащей на руках мертвого Сына, проникнута глубоким драматизмом одухотворяющим всю группу.
Рафаэль.
С именем Рафаэля
в истории мирового искусства
связывается представление о
возвышенной красоте и
Кисти Рафаэля Санти принадлежат росписи ватиканских станцев ("Афинская школа"), картины "Прекрасная садовница", "Обручение Марии", "Сикстинская Мадонна".
"Сикстинская Мадонна"
20 тыс. золотых
дукатов было выплачено
Теперь эта финансовая сделка кажется оскорбительным актом, настолько бесценно неувядаемое очарованье "Сикстинской Мадонны»
Среди титанов Высокого Возрождения именно Рафаэль Санти был главным носителем гармонии. Неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает все творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.
Рафаэля называли Мастером Мадонн.
Настроение душевной чистоты, еще несколько наивное в одной из его первых картин "Мадонна Конестебиле" - приобрело возвышенный характер в лучшем его произведении раннего периода творчества - "Обручение Марии".
В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию. здесь его творчество приобрело зрелость и спокойное величие. В цикле Мадонн художник варьировал изображение молодой матери с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. К этому периоду его творчества относятся такие произведения, как "Прекрасная садовница", "Мадонна со щегленком", "Мадонна в зелени", "Мадонна Каниджани" и др.
Рафаэль вновь
и вновь обращался к
Леонардо да Винчи .
Леонардо был одновременно художником, скульптором, ученым, инженером, музыкантом архитектором.
Он написал картины "Мадонна Бенуа", "Дама с горностаем", "Мадонна в гроте", "Тайная вечеря", "Мона Лиза" и др.
"Мона Лиза"
В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы, ее портрет, известный как "Джоконда", стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. Леонардо вложил в ее удивительный, устремленный на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражение лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял ее образ на недосягаемую высоту.
Небольшой, окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зеленого странного скалистого пейзажа, полон такой жизни. Казалось бы, картина проста для понимания. Между тем, до сих пор ведутся оживленные дискуссии о толковании созданного Леонардо образа.
Лучший из портретов Леонардо. До сих не существует единого толкования образа, созданного художником.
Написанный в начале 16 века во Флоренции портрет является одной из жемчужин Лувра (Париж, Франция).
Рассмотрев творчество некоторых представителей эпохи Возрождения, я бы хотел отметить особенности этой эпохи:
1) Характер антифеодальный, светский, антиклерикальный.
2)живопись выходит на первый план, это не случайно, искусство возрождения пыталось познать и отобразить реальный мир, его красоту, разнообразие, следовательно, у живописи больше возможности передать эту красоту, разнообразие;
3)тесная связь науки и искусства, жажда познания вылилась в форме художественного познания, через художественное творчество выходили в область науки; через перспективу в область оптики и физики, через проблему пропорциональности к анатомии и математике.
4) Мировоззрение гуманистическое.
Внимание деятелей новой культуры привлекали прежде всего человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от латинского слова "гуманус" - человеческий). Отказ от радостей жизни, внушаемый религией, сменился живым интересом к миру, к изучению природы, на основе наблюдений и опытов. В Европе появляются первые музеи, ботанические и зоологические сады, коллекции минералов и растений. Писатели - гуманисты воспевали природу, восхищались ее красотой. Художники стали изображать людей на фоне пейзажа. Гуманистов привлекал всесторонне развитый человек, в котором все прекрасно: душа и тело, мысли и чувства. Они высмеивали феодалов за их лень и заносчивость. Гуманисты критиковали церковь, монахов и пап, но не порывали с религией и оставались верующими людьми.
4) Обращение к культурному наследию античности ("возрождение" культуры античности), в это время активно велись поиски древних рукописей и статуй, изучались памятники античной архитектуры, скульптуры, живописи, литературы.
6) Расширился спрос на произведения искусства, это повлекло широкое распространение станковых форм - живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, терракоты и майолики (керамика, покрытая глазурью), привело к возникновению самого дешевого и самого массового вида искусства - гравюры на дереве и металле - техники, впервые давшей возможность повторять изображения в большом количестве экземпляров.
7) Изменилось
положение художника в
Главные ценности культуры Возрождения: интеллект, гармония, мощь.
Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А. К. Дживелегов, имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется". В современной науке нет однозначного понимания характера, структуры и хронологических рамок ренессансного гуманизма. Но безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений. Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь прежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса.
Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессансной культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной этики, В решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.