Эпоха возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:53, реферат

Краткое описание

В конце ХШ -- начале XIV в. в Западной Европе начинается интереснейший и ярчайший процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизни человека -в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Этот процесс оказался настолько значительным, что позднее был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов – Эпохой Возрождения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3
Культура Европейского Возрождения…………………………………...........................4-5
Причины появления культуры эпохи возрождения……………………………………...6-7
Философия…………………………………………………………………………………7-11
Литература………………………………………………………………………………..11-13
Искусство…………………………………………………………………………………14-21
Отличительные черты культуры эпохи Возрождения…………………………………22-23
Заключение…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

Наряду с монументальными  все более широкое распространение  получают станковые формы - живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, рерракоты и майолики.

Гуманистические идеи Возрождения  чудесным образом проявились в изобразительном  искусстве Поэтому 13-14 вв. в раздробленной  Италии, наполненной распрями между  партиями, городами, областями, классами, принято называть Проторенессансом или Предвозрождением.

 

Италия развивалась  неравномерно, в некоторых итальянских  городах благодаря независимости, развитию торговли и ремесел, коммунальным революциям сложились благоприятные  условия для развития новой жизни и нового искусства. Такими городами были Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Рим, Венеция и Флоренция. Особо велика была роль Флоренции, где рано сложилась новая художественная школа, представленная в начале развития Джотто, а позднее блестящей плеядой мастеров от Мазаччо и Донателло до Леонардо да Винчи и Микеланджело. Несмотря на различия в развитии искусства в отдельных областях Италии, оно все же подчиняется общей закономерности.

Это позволяет наметить основные этапы развития итальянского Возрождения:

 

1) Предвозождение конец  (13 - первая половина 14 вв.)

2) Раннее Возрождение  (15 в.)

3) Высокое Возрождение  конец (15 - первая треть 16 вв.)

4) Позднее Возрождение  середина и вторая половина (16 в.)

 

 

Предвозрождение.

В то время, когда в  Европе еще господствовал готический стиль, в Италии уже пробивались  ростки нового искусства (передовую  роль играла скульптура и живопись, архитектура оставалась готической и отставала от новых тенденций).

У истоков Проторенессанса в скульптуре стоит пизанский мастер Никколо Пизано (ок. 1220-1278/84). Он обратился к самой сути античной традиции - возрождению чувства земной красоты. Его религиозные сюжеты напоминают сцены из земной жизни, его высокие рельефы создавали ощущение живого тела - это шло вразрез со средневековой традицией (рельеф кафедры баптистерия в Пизе, 1260). Естественно, многое в его

искусстве осталось традиционным, но его реформы были значительны. Страстность и динамику в скульптуру внес его сын Джованни Пизано (ок. 1250 после 1317).

В живописи заколдованный  круг византийской традиции преодолел  флореинтиец Джотто, первый по времени  среди титанов великой эпохи  итальянского искусства.

Раннее Возрождение.

Раннее Возрождение  связано с именами Мазаччо  и Донателло. Джотто умер в 1337 г. Новый титан флорентийской живописи Мазаччо родился в 1401 г. (умер в 1428 г.). На его творчество великое влияние оказали два его старших друга: зодчий Брунеллески и Ваятель Донателло.

Мозаччо после Джотто знаменует новый гигантский скачок в истории европейской живописи. В своих фресковых композициях он смело пользуется цветами, распределяет свет и тени, создает впечатление пространства, фигуры его объемны и подчиняются законам перспективы. Он впервые в живописи изобразил обнаженное тело, придал человеку героические черты, возвеличил человека в его мощи и красоте. На знаменитых фресках в Капелле Бранкаччи во Флоренции ("Чудо со статиром" /статир - древнегреческая серебренная монета/, "Изгнание из рая" и др.) много лет спустя будут учиться мастера высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

Ренессанс 16 века дал миру таких великих художников как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

 

Принято считать, что в созвездии титанов Возрождения  Леонардо олицетворял интеллект, Микеланджело  - мощь, Рафаэль - гармонию.

 

Микеланджело.

 

Микеланджело  считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему быть и великим  живописцем, и архитектором.

 

Самое грандиозное  произведение монументальной живописи Возрождения - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. 

Венец архитектурного гения Микеланджело - собор Святого  Петра в Риме, где мастер развил идею центричности.

 

"Давид" 

 

Все в фигуре Давида олицетворяет дерзость и разум  народа, вставшего на борьбу за свободу и независимость.

 

Более 350 лет "Давид" украшал площадь перед зданием  самоуправления во Флоренции.

 

На старом месте, где поместил статую сам мастер, теперь находится мраморная копия.

 

У церкви Санта  Кроче, где погребен Микеланджело, стоит  бронзовая копия "Давида" как памятник гениальному художнику, который искусством обессмертил свое имя.

 

 

Шедевром раннего  Микеланджело стала  "Пьета"( с  итальянского Pieta - милосердие) - плач Марии  над телом умершего Христа, которая  находится в капелле Святого  Петра в Риме.

 

Эту мраморную  скульптуру, восхищающую своей трогательностью, Микеланджело высек, когда ему не было и двадцати пяти лет, из единой мраморной глыбы.

 

На коленях  слишком юной для такого взрослого  сына Марии распростерто безжизненное тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплескивается наружу душевное страдание.

 

 Белый мрамор  отполирован до блеска. В игре  света и тени его поверхность  кажется драгоценной. 

 

Сцена, изображающая неразрывное единение вечно молодой Матери, держащей на руках мертвого Сына, проникнута глубоким драматизмом одухотворяющим всю группу.

 

 

 

 

 

Рафаэль.

 

С именем Рафаэля  в истории мирового искусства  связывается представление о  возвышенной красоте и гармонии.

 

Кисти Рафаэля  Санти принадлежат росписи ватиканских станцев ("Афинская школа"), картины "Прекрасная садовница", "Обручение Марии", "Сикстинская Мадонна".

"Сикстинская  Мадонна" 

 

 

 

20 тыс. золотых  дукатов было выплачено монахам  бенедиктинского монастыря Сан-Сиксто  в Пьяченца, где она висела в главном алтаре монастырской церкви.

 

Теперь эта  финансовая сделка кажется оскорбительным актом, настолько бесценно неувядаемое  очарованье "Сикстинской Мадонны»

Среди титанов  Высокого Возрождения именно Рафаэль  Санти был главным носителем  гармонии. Неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает все творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.

 

Рафаэля называли Мастером Мадонн.

 

Настроение  душевной чистоты, еще несколько  наивное в одной из его первых картин "Мадонна Конестебиле" - приобрело возвышенный характер в лучшем его произведении раннего периода творчества - "Обручение Марии".

 

В 1504 году Рафаэль  переехал во Флоренцию. здесь его  творчество приобрело зрелость и  спокойное величие. В цикле Мадонн художник варьировал изображение молодой матери с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. К этому периоду его творчества относятся такие произведения, как "Прекрасная садовница", "Мадонна со щегленком", "Мадонна в зелени", "Мадонна Каниджани" и др.                                       

 

 

 

Рафаэль вновь  и вновь обращался к излюбленному образу Мадонны.

 

 

 

 

Леонардо да Винчи .

 

Леонардо был  одновременно художником, скульптором, ученым, инженером, музыкантом архитектором.

 

 

Он написал  картины "Мадонна Бенуа", "Дама с горностаем", "Мадонна в гроте",  "Тайная вечеря", "Мона Лиза" и др.

 

 

 

"Мона Лиза"

В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы, ее портрет, известный как "Джоконда", стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. Леонардо вложил в ее удивительный, устремленный на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражение лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял ее образ на недосягаемую высоту.

 

Небольшой, окутанный  воздушной дымкой портрет молодой  женщины, сидящей на фоне голубовато-зеленого странного скалистого пейзажа, полон такой жизни. Казалось бы, картина проста для понимания. Между тем, до сих пор ведутся оживленные дискуссии о толковании созданного Леонардо образа.

Лучший из портретов  Леонардо. До сих не существует единого  толкования образа, созданного художником.

Написанный  в начале 16 века во Флоренции портрет  является одной из жемчужин Лувра (Париж, Франция).

 

 

 

Отличительные черты культуры эпохи  Возрождения:

Рассмотрев  творчество некоторых представителей эпохи Возрождения, я бы хотел отметить особенности этой эпохи:

1) Характер антифеодальный, светский, антиклерикальный.

2)живопись выходит на первый план, это не случайно, искусство возрождения пыталось познать и отобразить реальный мир, его красоту, разнообразие, следовательно, у живописи больше возможности передать эту красоту, разнообразие;

3)тесная связь науки и искусства, жажда познания вылилась в форме художественного познания, через художественное творчество выходили в область науки; через перспективу в область оптики и физики, через проблему пропорциональности к анатомии и математике.

4) Мировоззрение гуманистическое.

Внимание деятелей новой культуры привлекали прежде всего  человек и его дела. Поэтому  их называли гуманистами (от латинского слова "гуманус" - человеческий). Отказ  от радостей жизни, внушаемый религией, сменился живым интересом к миру, к изучению природы, на основе наблюдений и опытов. В Европе появляются первые музеи, ботанические и зоологические сады, коллекции минералов и растений. Писатели - гуманисты воспевали природу, восхищались ее красотой. Художники стали изображать людей на фоне пейзажа. Гуманистов привлекал всесторонне развитый человек, в котором все прекрасно: душа и тело, мысли и чувства. Они высмеивали феодалов за их лень и заносчивость. Гуманисты критиковали церковь, монахов и пап, но не порывали с религией и оставались верующими людьми.

4) Обращение к культурному наследию античности ("возрождение" культуры античности), в это время активно велись поиски древних рукописей и статуй, изучались памятники античной архитектуры, скульптуры, живописи, литературы.

 

 

6) Расширился спрос на произведения искусства, это повлекло широкое распространение станковых форм - живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, терракоты и майолики (керамика, покрытая глазурью), привело к возникновению самого дешевого и самого массового вида искусства - гравюры на дереве и металле - техники, впервые давшей возможность повторять изображения в большом количестве экземпляров.

 

7) Изменилось  положение художника в социальной  структуре общества: художники еще входят в цехи, но они нередко удостаиваются высоких почестей, исполняют дипломатические поручения, занимают места в городских Советах.

Главные ценности культуры Возрождения: интеллект, гармония, мощь.

З А К Л Ю Ч Е Н И  Е

Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А. К. Дживелегов, имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется". В современной науке нет однозначного понимания характера, структуры и хронологических рамок ренессансного гуманизма. Но безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений. Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь прежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса.

Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессансной культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной этики, В решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.

Информация о работе Эпоха возрождения