Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:18, контрольная работа
Во второй половине ХV в. вместе с началом появления капиталистических отношений в странах Центральной и Западной Европы (в Италии в ХIV в.) зарождается новая эпоха в идеологическом и культурном развитии, которая получила название эпохи Возрождения (Ренессанса).
I. Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Своеобразие культуры Итальянского Возрождения …………….… 4-5
2. Титаны Высокого Возрождения ………………………………………. 6-8
3. Особенности Северного Возрождения ………………….……………. 9-11
II. Заключение …………………………………………………………...…… 12
III. Список литературы ……………………………………………………….. 13
Первым гуманистом Италии в эпоху Возрождения стал Франческо Петрарка (1304 – 1374), еще при жизни достигший величайшего признания и славы. Петрарка написал получившие мировое признание сонеты к своей возлюбленной Лауре. Как истинный гуманист он придавал большое значение личным качествам человека независимо от знатности его происхождения «У всех людей кровь одинакового красного цвета», – говорил Петрарка.
Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313 – 1375), убежденный республиканец, жизнерадостная, эмоциональная натура. Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», состоящем из ста новелл, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных преград. Красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью. Сюжеты своих новелл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни Флоренции. Боккаччо высмеивал пороки католического духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие.
Уже в эпоху Возрождения некоторые идеологи буржуазии делали попытки теоретического обоснования худших сторон индивидуализма буржуазии, доходящей в жадной погоне за прибылью до безграничного антиобщественного эгоизма и полной аморальности.
Характерной
чертой нового мировоззрения было также
пробуждение национального
Конец
эпохи Возрождения
Гуманисты
Возрождения видели в активной мирской
деятельности, созидании основу благосостояния
индивида и общества, фундамент развития
культуры. Человек обретал на земле
свое собственное царство, где должна
была раскрыться вся его мощь творца;
самым ярким проявлением этой
мощи для гуманистов была культура
– выражение глубокого и
II. ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Гуманистическое движение еще в XV в. вышло за пределы Италии и оказало мощное воздействие на культурный процесс в странах, расположенных к северу Ренессанса. Поэтому представляется правомерным использовать термин Северное Возрождение, подразумевая под ним не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Италии, Нидерландов, Испании, Швейцарии, Франции. Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.
В
отличие от Италии, памятников античной
эпохи здесь практически не сохранилось,
и влияние античной культуры было
незначительным. Искусство Нидерландов,
Германии, Франции развивалось как
прямое продолжение готики. Но малознакомая
с античной традицией Северная Европа,
тем не менее, подпала под обаяние
Итальянского Возрождения. По всей Европе
распространялись гуманистические
идеи, усилилась притягательность итальянского
искусства. В результате родился
своеобразный стиль Северного Возрождения,
где итальянские влияния
Большое
влияние на искусство Северного
Возрождения оказало и
В
живописи Северного Возрождения
нет присущего итальянским
Любовь к деталям привела к тому, что внимание мастеров Северного Возрождения стало рассеиваться: на их картинах нет четкого центра композиции, главных фигур, какую-нибудь сценку на дальнем плане можно рассматривать как самостоятельный сюжет. Наконец, сложился такой тип композиции, где вообще не существовало центра, пространство картины заполнялось многими равноправными между собой сценами и группами.
Наиболее ярко черты Северного Возрождения проявились в Ни-дерландах, в творчестве Яна ван Эйка10, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, в Германии – Альбрехта Дюрера11, Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, во Франции - Жана Клуэ.
Крупнейшей фигурой Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский12 – нидерландский философ и писатель, всеобщее признание которому принесла его «Похвала Глупости» – сочинение, написанное на латыни в форме хвалебной речи, произносимой госпожой Глупостью самой себе. В нем высмеивались человеческие слабости и пороки, которые, по мнению автора, тем опаснее, чем более высокое общественное положение занимает человек.
Сатирические диалоги, памфлеты и комические новеллы стали ведущими жанрами в Германии («Письма темных людей», «Диалоги» У. фон Гуттена, «Фацетии» Г. Бабеля и др.). Подавляющая их часть была написана на латинском языке, что делало эти произведения недоступными для массового читателя. В то же время во Франции широкое распространение получила литература на национальном языке. Французские авторы видели свою цель в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с латынью и греческим. Формирование французского литературного языка стало одновременно и отражением набирающего силу процесса централизации страны, стремления использовать для этого единый национальный язык.
Национальным пафосом проникнуты произведения французских поэтов Жоашена Дю Белле («Защита и прославление французского языка», Пьера де Ронсара («Плеяды»). Народность и гуманизм стали отличительными чертами творчества Франсуа Рабле. В основу его сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»13 легли распространенные во Франции истории о великанах, но привычные всем образы Рабле использовал для пропаганды гуманистических идеалов своего времени.
Размышления
о принципах поведения людей
в различных жизненных
II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Со времен возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных и сложных», – пишут Хурсан и Гайдуль15. С таким выводом трудно не согласиться.
Насыщенная и противоречивая эпоха Возрождения была одним из самых выдающихся периодов в истории человеческой культуры. Современную культуру нельзя представить без тех элементов, которые нам принесла эта великая эпоха. Нельзя забывать и о том, что сохранению и восстановлению античной культуры мы обязаны ярчайшим талантам и многогранным личностям, коими были деятели Возрождения.
Прекрасное гуманистическое мировоззрение, подаренное нам Возрождением способно делать человеческую жизнь разумней и прекрасней, людей добрее и справедливее. Именно поэтому эпоха Ренессанса не исчезла без следа. Напротив, она продолжает жить в нашей культуре. И, вероятно, нам еще не раз придется возвращаться к тем проблемам, которыми жили не только великие, но и простые люди Возрождения.
В заключение нужно обязательно сказать, что эта золотая пора расцвета мировой культуры было неповторимым примером для подражания во все времена, и особенно в нынешний беспокойный век.
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ