Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Во второй половине ХV в. вместе с началом появления капиталистических отношений в странах Центральной и Западной Европы (в Италии в ХIV в.) зарождается новая эпоха в идеологическом и культурном развитии, которая получила название эпохи Возрождения (Ренессанса).

Оглавление

I. Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Своеобразие культуры Итальянского Возрождения …………….… 4-5
2. Титаны Высокого Возрождения ………………………………………. 6-8
3. Особенности Северного Возрождения ………………….……………. 9-11
II. Заключение …………………………………………………………...…… 12
III. Список литературы ……………………………………………………….. 13

Файлы: 1 файл

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.docx

— 40.06 Кб (Скачать)

    Первым  гуманистом Италии в эпоху Возрождения  стал Франческо Петрарка (1304 – 1374), еще при жизни достигший величайшего признания и славы. Петрарка написал получившие мировое признание сонеты к своей возлюбленной Лауре. Как истинный гуманист он придавал большое значение личным качествам человека независимо от знатности его происхождения «У всех людей кровь одинакового красного цвета», – говорил Петрарка. 

    Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313 – 1375), убежденный республиканец, жизнерадостная, эмоциональная натура. Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», состоящем из ста новелл, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных преград. Красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью. Сюжеты своих новелл,  написанных  реалистически  и  с юмором,  он  брал  из  городской жизни Флоренции.  Боккаччо  высмеивал  пороки  католического духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие.

    Уже в эпоху Возрождения некоторые  идеологи буржуазии делали попытки  теоретического обоснования худших сторон индивидуализма буржуазии, доходящей в жадной погоне за прибылью до безграничного антиобщественного эгоизма и полной аморальности.

    Характерной чертой нового мировоззрения было также  пробуждение национального самосознания. С формированием нации появилось  чувство  буржуазного  патриотизма,  понятие  отечества,  отсутствовавшее  в  раннем  средневековье. Появляются  работы,  посвященные истории родной страны. В эпоху Возрождения возникла литература на народных языках, а латинская художественная литература  в XVI  в.  окончательно  прекратила  свое  существование. Основные  принципы  этических  учений  итальянских  гуманистов  тесно связаны с новым пониманием науки не только как воплощения знаний, но и как средства воспитания человеческой личности.

    Конец эпохи Возрождения ознаменовался  выступлением крупнейшего английского  философа Френсиса Бекона (1561 – 1626), автора замечательного произведения «Новый Органон».

    Гуманисты Возрождения видели в активной мирской  деятельности, созидании основу благосостояния индивида и общества, фундамент развития культуры. Человек обретал на земле  свое собственное царство, где должна была раскрыться вся его мощь творца; самым ярким проявлением этой мощи для гуманистов была культура – выражение глубокого и наиболее полного человеческого сотрудничества, совокупного исторического опыта  человечества.

 

II. ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Гуманистическое движение еще в XV в. вышло за пределы Италии и оказало мощное воздействие на культурный процесс в странах, расположенных к северу Ренессанса. Поэтому представляется правомерным использовать термин Северное Возрождение, подразумевая под ним не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Италии, Нидерландов, Испании, Швейцарии, Франции. Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.

    В отличие от Италии, памятников античной эпохи здесь практически не сохранилось, и влияние античной культуры было незначительным. Искусство Нидерландов, Германии, Франции развивалось как  прямое продолжение готики. Но малознакомая с античной традицией Северная Европа, тем не менее, подпала под обаяние  Итальянского Возрождения. По всей Европе распространялись гуманистические  идеи, усилилась притягательность итальянского искусства. В результате родился  своеобразный стиль Северного Возрождения, где итальянские влияния сочетались с самобытными готическими традициями.

    Большое влияние на искусство Северного  Возрождения оказало и реформационное движение. Реформация, отвергнувшая учение о спасающей роли церкви, отвергла в какой-то степени и искусство9. Интерьеры протестантских церквей стали нарочито просты и не шли ни в какое сравнение с богатством и роскошью католических соборов. Ограничив сферы приложения искусства в рамках церкви, реформация способствовала его «развороту» к повседневной жизни. А в этой жизни ведущая роль принадлежала новому социальному слою – бюргерству, вкусы которого предопределили сюжеты и характер изображений Северного Возрождения.

    В живописи Северного Возрождения  нет присущего итальянским мастерам преклонения перед возможностями  человека, ощущения его титанизма. Оно  поэтизировало «среднего» человека и бюргерские ценности, среди которых  не последнее место занимали смирение и благочестие. Художников Северного Возрождения отличало пристальное внимание к миру вещей, окружающих человека в его повседневной жизни. Они скрупулезно передавали мельчайшие детали быта и обстановки, отчего вещи на их картинах казались одухотворенными. Интерес к жизни часто приводил их к изображению нарочито грубого, порой даже безобразного и уродливого.

    Любовь  к деталям привела к тому, что  внимание мастеров Северного Возрождения  стало рассеиваться: на их картинах нет четкого центра композиции, главных  фигур, какую-нибудь сценку на дальнем  плане можно рассматривать как самостоятельный сюжет. Наконец, сложился такой тип композиции, где вообще не существовало центра, пространство картины заполнялось многими равноправными между собой сценами и группами.

    Наиболее  ярко черты Северного Возрождения  проявились в Ни-дерландах, в творчестве Яна ван Эйка10, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, в Германии – Альбрехта Дюрера11, Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, во Франции - Жана Клуэ.

    Крупнейшей  фигурой Северного Возрождения  стал Эразм Роттердамский12 – нидерландский философ и писатель, всеобщее признание которому принесла его «Похвала Глупости» – сочинение, написанное на латыни в форме хвалебной речи, произносимой госпожой Глупостью самой себе. В нем высмеивались человеческие слабости и пороки, которые, по мнению автора, тем опаснее, чем более высокое общественное положение занимает человек.

    Сатирические  диалоги, памфлеты и комические новеллы  стали ведущими жанрами в Германии («Письма темных людей», «Диалоги»  У. фон Гуттена, «Фацетии» Г. Бабеля и др.). Подавляющая их часть была написана на латинском языке, что делало эти произведения недоступными для массового читателя. В то же время во Франции широкое распространение получила литература на национальном языке. Французские авторы видели свою цель в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с латынью и греческим. Формирование французского литературного языка стало одновременно и отражением набирающего силу процесса централизации страны, стремления использовать для этого единый национальный язык.

    Национальным  пафосом проникнуты произведения французских поэтов Жоашена Дю Белле («Защита и прославление французского языка», Пьера де Ронсара («Плеяды»). Народность и гуманизм стали отличительными чертами творчества Франсуа Рабле. В основу его сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»13 легли распространенные во Франции истории о великанах, но привычные всем образы Рабле использовал для пропаганды гуманистических идеалов своего времени.

    Размышления о принципах поведения людей  в различных жизненных обстоятельствах  стали центральной темой «Опытов» Мишеля де Монтеня. С них началось целое направление в европейской  литературе – эссеистика14. В Испании гуманистические идеи нашли отражение в творчестве Мигеля де Сервантеса («Дон Кихот», «Назидательные новеллы») и Лопе де Вега («Овечий источник», «Собака на сене», «Учитель танцев»). В Англии вершиной литературы эпохи Возрождения стали творения Вильяма Шекспира, чье непревзойденное литературное мастерство превратило его в культовую мирового масштаба («Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отел- ло», «Много шума из ничего», «Укрощение строптивой» и др.). 

    II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    «Со времен возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных и сложных», – пишут Хурсан и Гайдуль15. С таким выводом трудно не согласиться.

    Насыщенная  и противоречивая эпоха Возрождения была одним из самых выдающихся периодов в истории человеческой культуры. Современную культуру нельзя представить без тех элементов, которые нам принесла эта великая эпоха. Нельзя забывать и о том, что сохранению и восстановлению античной культуры мы обязаны ярчайшим талантам и многогранным личностям, коими были деятели Возрождения.

    Прекрасное гуманистическое мировоззрение, подаренное нам Возрождением способно делать человеческую жизнь разумней и прекрасней, людей добрее и справедливее. Именно поэтому эпоха Ренессанса не исчезла без следа. Напротив, она продолжает жить в нашей культуре. И, вероятно, нам еще не раз придется возвращаться к тем проблемам, которыми жили не только великие, но и простые люди Возрождения.

    В заключение нужно обязательно сказать, что эта золотая пора расцвета мировой культуры было неповторимым примером для подражания во все времена, и особенно в нынешний беспокойный век.

 

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баткин Л.М. Итальянское возрождение: проблемы и люди /Л.М.Баткин – М.: Всерос. гуманит. ун-т, 1995.
  2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. – В 2-х т. – Т.1. – М.: Искусство, 1994.
  3. Гуковский М.А.  Итальянское  Возрождение.  –  Л.:  Изд-во  ЛГУ, 1990.
  4. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М.: Рольф, 2001.
  5. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения /Под ред. Брагиной Л.М. – М.: Высшая школа, 1999.
  6. Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. – В 7 т. – Т.1 – СПб.: Тип. И.А.Ефрона, 1990.
  7. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – Л.: Наука, 1976.
  8. Хурсан А.И., Гайдуль В.Е. Свет сквозь столетия. – М.: Асобны Дах, 1998.

Информация о работе Эпоха Возрождения