Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:21, курсовая работа
Цель: Исследовать, отражение викторианской эпохи в произведениях Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.
Задачи:
Выявить основные черты викторианской эпохи.
Проанализировать влияние ценностей этой эпохи на формирование личностей Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.
Проанализировать романы сестёр Бронте на предмет отражения в них признаков викторианской эпохи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика викторианской эпохи…………………………8
Социальная и политическая атмосфера Англии 19века …………………...8
Экономическая обстановка в стране……………………………………….11
Культурные ценности и нравы эпохи………………………………………14
Глава 2. Влияние викторианской эпохи на становление личностей сестёр Бронте……………………………………………………………………………20
Детство и юность……………………………………………………………..20
2.2 Начало литературной карьеры……………………………………………...23
2.3 Зрелое творчество……………………………………………………………25
Глава 3. Проявления викторианства в произведениях Шарлотты, Эмили и Энн Бронте
3.1 Особенности романов Шарлоты Бронте…………………………………...29
3.1.1 «Джейн Эйр»………………………………………………………………30
3.1.2 Романы «Шерли»…………….……………………………………………33
3.2 Романтические тенденции в творчестве Эмили Бронте………………….35
3.2.1 «Грозовой перевал»……………………………………………………….35
3.3 Отличительные черты романа Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»……………………………………………………….…………………...37
3.3.1 «Незнакомка из Уайлдфелл – Холла»……………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список источников и литературы………………………………………………45
______________________
Вулф В. «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал». Пер. И. Бернштейн. – В кн.: Эти загадочные англичанки… - М., 1992. – С.494-495.
«Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» - второй роман Энн Бронте, так же написанный в 1847 году.
В большой особняк эпохи Елизаветы
Роман был настолько беспощаден в изображении пьянства и разврата, что Шарлотта пыталась не допустить его переиздания после смерти сестры. Как бы то ни было, главная цель Энн состояла в том, чтобы не допустить разложение личности и души с помощью правдивых описаний человеческих пороков.
Со стороны Энн Бронте понадобилась большая смелость, чтобы ввести в роман тему разрушительных последствий алкоголизма, для того, чтобы без прикрас, со всей правдивостью рассказать историю гибели и распада семейных отношений, складывающихся на основе любви и доверия супругов друг к другу. Раскрыть эту тайну викторианского дома было нелегко: о ней предпочитали умалчивать. Энн, на личном опыте знавшая, какое горе приносит пьянство, бесстрашно обратилась к этой проблеме. Этот роман лишнее подтверждение противоречивости викторианского общества и его морали, так как внешнее соблюдение приличий и правил этикета, внутри себя скрывали человеческие пороки, таким образом, викторианство породило лицемерие и фальшь.
«"Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" - роман семейно-психологический» 1. На его страницах возникают и ведутся дискуссии о многих аспектах семейной
____________________________
1 Михальская, Н. Третья сестра Бронте (Энн Бронте) // Эл. ресурс:
http://www.morganaswelt.ru/
жизни, об отношениях супругов, родителей и детей, об ответственности мужей и жен друг перед другом, перед детьми, об основах брака. Все эти проблемы и во времена Энн Бронте, и в наши дни важны и значительны. Они глубоко волновали писательницу и решались ею в русле свойственных ей морально-этических представлений. И опять, как и в "Агнес Грей", как и в своей поэзии, Энн Бронте остается до конца верной своим убеждениям и принципам, разделяемым с нею и ее героиней Хелен Хантингдон: исполнять свой долг, сохраняя свое человеческое достоинство.
В описании жизни провинциального дворянства, образа жизни землевладельцев, их времяпрепровождения и нравов во многом проявляется не только опыт самой Энн Бронте, конечно, весьма ограниченно знакомой с этой средой, но и литературная традиция, прекрасное знакомство писательницы с романами XVIII - начала XIX века. В текст романа включены немногочисленные литературно-исторические реалии эпохи. Так, дважды упоминается Вальтер Скотт и его поэтические произведения.
Однако, как и всегда у Энн Бронте, атмосфера среды, ощущение исторического времени переданы всей системой деталей быта, звучанием речи, строением диалогов. Это, то неуловимо-определенное, что
впоследствии будет воспроизведено и передано как викторианское, например, в таком близком нам по времени произведении, как роман Джона Фаулза "Женщина французского лейтенанта".
Энн нарисовала идеал викторианства в образе, блуждающей среди вересковых пустошей прекрасной незнакомки из Уайлдфелл-Холла, матовая бледность ее нежного лица, чудесные темно-серые глаза, длинные темные ресницы, тонко очерченные брови, ее неприступность и суровая решимость, ее одиночество и беззащитность, загадочный характер и тайна прошлого которой врезаются в память подобно великолепно выполненному живописцем портрету.
Религиозный аспект повседневной жизни викторианцев, также проявился в повествовании этого романа, так как автор, довольно часто рисует картины, происходящие в церкви, или сцены, где участвуют священнослужители.
Необычайное слияние тонкого и чувственного романтизма с реализмом наиболее ярко отразилось в произведениях Шарлотты, Эмили и Энн Бронте. Новизна сюжетов и введение в литературу нового типа героя, по истине, делают сестёр величайшими представительницами своей эпохи. Темы затронутые в романах не оставляют равнодушными никого и по сей день. Надо отдать должное им и в том, что, наконец, отношение к женской литературе становится более уважительным и серьёзным. Их опыт даёт возможность женщине занять достойное место в литературном мире.
Исследуя произведения сестёр Бронте и то, как викторианская мораль и нравы, а также социальная, политическая и экономическая ситуация, в которой росли писательницы, повлияли на их творчество и жизнь, мы можем сделать вывод, что они в своих романах смогли, в полной мере воплотить дух эпохи, показать читателю жизнь типичного викторианца, с его укладом, традициями и нравами, такими были изображены в их романах фабрикант Роберт Мур, брат Джейн Сент-Джон и Эдгар Линтон, но с другой стороны они предложили читателю необычайную чувственность, которая не была свойственна времени и даже осуждалась, и смелость взглядов своих героев, воплощением которых стали знаменитая Джейн Эйр, Хитклиф и Хелен Хантингдон. Бронте открыто говорили о проблемах английского общества ХIХ века, в этом было, безусловное новаторство писательниц.
В своём творчестве сёстры Бронте в полной мере смогли передать все характерные черты Викторианской эпохи. Демонстрируя, как недостатки, так и достижения современного им общества. Всё это заставляет признать огромный талант писательниц и включить их творческое наследие в литературную сокровищницу мира.
Заключение
Викторианская эра открыла миру большое количество умных и талантливых личностей, которые, в ходе своей деятельности, совершили гениальные научные открытия, оставили после себя шедевры в областях живописи, скульптуры, театра, литературы и др. Помимо деятелей искусства, в эту эпоху смогли проявить себя на государственном поприще политические деятели Англии, одно имя королевы Виктории может свидетельствовать об этом, не говоря уже об увековеченных в истории Британии именах таких министров как: Мельбурн, Пиль, Гладстон, Пальмерстон, Дизраэли и т.д.
Но в своём исследовании мы хотели показать мир викторанцев через романы величайших представительниц литературного мира своей эпохи Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.
В ходе исследования нами были выяснено, что викторианская эпоха - эта эпоха социальных, культурных и политических противоречий. В ней интересным образом сплелись нравы и обычаи народной культуры, и высокие ценности и моральные установки высших слоёв общества. При всей мудрости внешней политики Великобритании, во внутренних делах страны всё обстояло куда сложнее, так как волна народного недовольства выливалась в целые движения, примером которым служит чартизм.
В культурном развитии Англия охарактеризовала себя, как страна с чётким соблюдением национальных традиций, где всегда ценились семейные узы, соблюдался установленный обычаями комплекс правил поведения и изысканных манер, но в то же время, как страна, готовая воспринять всё новое, что предлагается миром. Самой подходящей характерной чертой викторианского мира будет понятие эклектики, смешения стилей и форм.
Изучая жизнь викторианцев на конкретном примере сестёр Бронте, можно понять, что тенденции заложенные эпохой оказывали сильное влияние на общество. Сильная приверженность к протестантской религии и соблюдению её догматов, сильно сказалось на становлении личностей писательниц. Они впитали в себя, пропагандируемое церковью пуританское трудолюбие, самоотверженность и чувство долга перед своей семьёй.
Образование в частных пансионах, в соответствии с викторианской учебной традицией, которое смогли получить Шарлотта, Эмили и Энн Бронте, так же повлияло на сестёр и их восприятие мира, что позднее и отразится в их творчестве. Они получили достаточно хороший уровень гуманитарного образования, который включал такие науки как, историю, литературу, географию, изучение иностранных языков, а также обучение девочек каким-либо видам искусства.
Аскетизм и строгость в питании и одежде сестёр Бронте, лишний раз подтверждает принадлежность их образа жизни и быта к эре викторианства.
Их ранняя смерть во многом
является также порождением
Бронте стали одними из первых, кто заложил основы развития критического реализма - направления, где в центре произведения находится изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека. Он то и займёт лидирующие позиции среди всех жанров, и популярность его придётся на вторую половину XIX века.
В своих романах они поведали все свои сокровенных переживаниях, наделили свои книги необычайным духом мятежного порыва и дали заряд несокрушимой энергии борьбы с несправедливостью и порочностью, которые были в современном для них мире.
Романы Бронте всегда полны непомерного уважения к человеку борющемуся, веры в его чувство моральной ответственности перед собой, людьми и жизнью, и, каковы бы ни были субъективные общественно-политические заблуждения писательниц, они твердо были убеждены в том, что именно труд, свобода – условие полноценной этической и эмоциональной жизни, и еще – неиссякаемое искусство. С ним они принимали тяготы личной судьбы, таким мужеством они в полной мере наделили своих героинь.
Бронте дали толчок и силы для борьбы женщины за свои права, показав, что женщина тоже умеет чувствовать и мыслить, и ни сколько, не уступает мужчине в моральной стойкости и благородстве, а порой, и превосходит его и имеет право на самостоятельность. Такие взгляды были критично встречены викторианским обществом, так как не соответствовали морали и обычаям Англии. Но эти идеи были активно восприняты и взращены на благоприятной почве уже в начале ХХ века, безусловно, в иной трактовке, нежели об этом говорили Бронте. Но всё-таки зерно было заложено, и ХХ век добился эмансипации женских прав и свобод.
Но в целом, писательницы сумели отобразить быт и нравы типичного викторианца, с его необычайным чувством долга, как Сент-Джон и с его пуританским трудолюбием, как Джейн Эйр, с модой на благотворительность среди высшей прослойки общества, такой героиней предстаёт перед нами Шерли из одноимённого рома Шарлотты Бронте.
Ценность семьи сильна во взглядах Джейн Эйр, а также героя «Грозового перевала» Эдгара Линтона, которые с большим трепетом относились к своим возлюбленным и детям.
Любовь к прекрасному, но одновременно в сочетании со строгостью и практичностью эпохи, проявились в стиле загородного дома и оформления. Замок Эдварда Рочестера в стиле неоготики великолепное доказательство этой тенденции, а утончённый интерьер, сочетавший в себе преимущественно красные и белые тона, украшенный вазами богемского стекла и изысканной мебелью, придают дому особый шарм и уют домашнего очага, так ценимого викторианцами.
Из негативных моментов, сложившихся в эту эпоху, была тема, поднятая в романе Энн Броне «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла», воплощённая в образе Артура Хантингдона, где она заявила обществу о проблеме пьянства и распущенности, процветавших в высших слоях общества, не говоря уже о бедных районах Англии ХIХ века, в которых проживало низшее сословие, так называемое «социальное дно».
В мироощущении и суевериях викторианской Англии ощущается тяготение к мистике и готическим проявлениям культуры, эти тенденции наиболее ярко проявились в произведении Эмили Бронте «Грозовой перевал», в котором романтический образ Хитклифа и загадочные и даже ужасные события, связанные с его жизнью, переплетаются в замысловатую и таинственную сеть сюжетных линий. Это и составляет основу любого готического романа, так популярного в викторианстве.
В своих произведениях сестры Бронте раскрывали темы несчастной любви, неравенства и несправедливости, которые актуальны по сей день. Эти темы в совокупности с образами, созданными писательницами оказали значительное влияние на мировую культуру в целом, включая моду и кинематограф. Каждой из сестёр принадлежит свой вклад в развитие литературы Англии. Вступление сестер Бронте в литературу было мгновенным, таким же внезапным оказался и их уход. Дольше всех сияла на литературном небосклоне звезда Шарлотты Бронте. Эмили и Шарлотта — признанные классики мировой литературы. Роман «Джейн Эйр» занимает достойное место в кинематографе и много раз был экранизирован, а в 2011 году вышла последняя киноверсия этого романа. Роман Эмили Бронте «Грозовой перевал» был экранизирован более 5 раз и экранизации до сих пор продолжают снимать. Энн, чей талант не был до конца оценён, всё же признана значительной викторианской писательницей.
Все это служит доказательством огромного успеха и вневременной популярности этих великих писательниц, которые были рождены викторианской эпохой.
Список источников и литературы
Информация о работе Отражение викторианской эпохи в творчестве сестёр Бронте