Отражение викторианской эпохи в творчестве сестёр Бронте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследовать, отражение викторианской эпохи в произведениях Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.
Задачи:
Выявить основные черты викторианской эпохи.
Проанализировать влияние ценностей этой эпохи на формирование личностей Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.
Проанализировать романы сестёр Бронте на предмет отражения в них признаков викторианской эпохи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика викторианской эпохи…………………………8
Социальная и политическая атмосфера Англии 19века …………………...8

Экономическая обстановка в стране……………………………………….11

Культурные ценности и нравы эпохи………………………………………14

Глава 2. Влияние викторианской эпохи на становление личностей сестёр Бронте……………………………………………………………………………20
Детство и юность……………………………………………………………..20
2.2 Начало литературной карьеры……………………………………………...23
2.3 Зрелое творчество……………………………………………………………25
Глава 3. Проявления викторианства в произведениях Шарлотты, Эмили и Энн Бронте
3.1 Особенности романов Шарлоты Бронте…………………………………...29
3.1.1 «Джейн Эйр»………………………………………………………………30
3.1.2 Романы «Шерли»…………….……………………………………………33
3.2 Романтические тенденции в творчестве Эмили Бронте………………….35
3.2.1 «Грозовой перевал»……………………………………………………….35
3.3 Отличительные черты романа Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»……………………………………………………….…………………...37
3.3.1 «Незнакомка из Уайлдфелл – Холла»……………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список источников и литературы………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 135.91 Кб (Скачать)

______________________

 Вулф В. «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал». Пер. И. Бернштейн. – В кн.: Эти загадочные англичанки… - М., 1992. – С.494-495.

      1. «Незнакомка из  Уайлдфелл-Холла»

«Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» - второй роман  Энн Бронте, так же написанный в 1847 году.

В большой  особняк эпохи Елизаветы приезжает женщина-незнакомка по имени Хелен Хантингдон, но представляется как Миссис Грэхем. Этот загадочный приезд вызывает в округе волну слухов. Серьезной, глубоко религиозной юной девушкой она была очарована мужчиной с запятнанной репутацией, Артуром Хантингдоном, байроническим персонажем с великим обаянием, и при этом невероятно слабым характером. Далее повествуется о бедах, несчастьях и об отношениях, складывающихся далее.

Роман был настолько беспощаден в изображении пьянства и разврата, что Шарлотта пыталась не допустить  его переиздания после смерти сестры. Как бы то ни было, главная  цель Энн состояла в том, чтобы  не допустить разложение личности и  души с помощью правдивых описаний человеческих пороков.

Со стороны Энн Бронте понадобилась большая смелость, чтобы ввести в роман тему разрушительных последствий алкоголизма, для того, чтобы без прикрас, со всей правдивостью рассказать историю гибели и распада семейных отношений, складывающихся на основе любви и доверия супругов друг к другу. Раскрыть эту тайну викторианского дома было нелегко: о ней предпочитали умалчивать. Энн, на личном опыте знавшая, какое горе приносит пьянство, бесстрашно обратилась к этой проблеме. Этот роман лишнее подтверждение противоречивости викторианского общества и его морали, так как внешнее соблюдение приличий и правил этикета, внутри себя скрывали человеческие пороки, таким образом, викторианство породило лицемерие и фальшь.

«"Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" - роман семейно-психологический» 1. На его страницах возникают и ведутся дискуссии о многих аспектах семейной

____________________________

1 Михальская, Н. Третья сестра Бронте (Энн Бронте) // Эл. ресурс:

http://www.morganaswelt.ru/library/articles/biograhpies/1297-mikhalskaja-a-bronte.html

жизни, об отношениях супругов, родителей и детей, об ответственности  мужей и жен друг перед другом, перед детьми, об основах брака. Все  эти проблемы и во времена Энн  Бронте, и в наши дни важны и значительны. Они глубоко волновали писательницу и решались ею в русле свойственных ей морально-этических представлений. И опять, как и в "Агнес Грей", как и в своей поэзии, Энн Бронте остается до конца верной своим убеждениям и принципам, разделяемым с нею и ее героиней Хелен Хантингдон: исполнять свой долг, сохраняя свое человеческое достоинство.

В описании жизни провинциального  дворянства, образа жизни землевладельцев, их времяпрепровождения и нравов во многом проявляется не только опыт самой Энн Бронте, конечно, весьма ограниченно знакомой с этой средой, но и литературная традиция, прекрасное знакомство писательницы с романами XVIII - начала XIX века. В текст романа включены немногочисленные литературно-исторические реалии эпохи. Так, дважды упоминается Вальтер Скотт и его поэтические произведения.

Однако, как и всегда у  Энн Бронте, атмосфера среды, ощущение исторического времени переданы всей системой деталей быта, звучанием речи, строением диалогов. Это, то неуловимо-определенное, что

впоследствии будет воспроизведено и передано как викторианское, например, в таком близком нам по времени произведении, как роман Джона Фаулза "Женщина французского лейтенанта".

Энн нарисовала идеал викторианства в образе, блуждающей среди вересковых пустошей прекрасной незнакомки из Уайлдфелл-Холла, матовая бледность ее нежного лица, чудесные темно-серые глаза, длинные темные ресницы, тонко очерченные брови, ее неприступность и суровая решимость, ее одиночество и беззащитность, загадочный характер и тайна прошлого которой врезаются в память подобно великолепно выполненному живописцем портрету.

Религиозный аспект повседневной жизни викторианцев, также проявился в повествовании этого романа, так как автор, довольно часто рисует картины, происходящие в церкви, или сцены, где участвуют священнослужители.

Необычайное слияние тонкого  и чувственного романтизма с реализмом  наиболее ярко отразилось в произведениях  Шарлотты, Эмили и Энн Бронте. Новизна сюжетов и введение в литературу нового типа героя, по истине, делают сестёр величайшими представительницами своей эпохи. Темы затронутые в романах не оставляют равнодушными никого и по сей день. Надо отдать должное им и в том, что, наконец, отношение к женской литературе становится более уважительным и серьёзным. Их опыт даёт возможность женщине занять достойное место в литературном мире.

Исследуя произведения сестёр Бронте и то, как викторианская мораль и нравы, а также социальная, политическая и экономическая ситуация, в которой росли писательницы, повлияли на их творчество и жизнь, мы можем сделать вывод, что они в своих романах смогли, в полной мере воплотить дух эпохи, показать читателю жизнь типичного викторианца, с его укладом, традициями и нравами, такими были изображены в их романах фабрикант Роберт Мур, брат Джейн Сент-Джон и Эдгар Линтон, но с другой стороны они предложили читателю необычайную чувственность, которая не была свойственна времени и даже осуждалась, и смелость взглядов своих героев, воплощением которых стали знаменитая Джейн Эйр, Хитклиф и Хелен Хантингдон.   Бронте открыто говорили о проблемах английского общества ХIХ века, в этом было, безусловное новаторство писательниц.

В своём творчестве сёстры Бронте в полной мере смогли передать все характерные черты Викторианской эпохи. Демонстрируя, как недостатки, так и достижения современного им общества. Всё это заставляет признать огромный талант писательниц и включить их творческое наследие в литературную сокровищницу мира.

 

 

 

Заключение

Викторианская эра открыла  миру большое количество умных и талантливых личностей, которые, в ходе своей деятельности, совершили гениальные научные открытия, оставили после себя шедевры в областях живописи, скульптуры, театра, литературы и др. Помимо деятелей искусства, в эту эпоху смогли проявить себя на государственном поприще политические деятели Англии, одно имя королевы Виктории может свидетельствовать об этом, не говоря уже об увековеченных в истории Британии именах таких министров как: Мельбурн, Пиль, Гладстон, Пальмерстон, Дизраэли и т.д.

Но в своём исследовании мы хотели  показать мир викторанцев через романы величайших представительниц литературного мира своей эпохи Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.

В ходе исследования нами были выяснено, что викторианская эпоха - эта эпоха социальных, культурных и политических противоречий. В ней  интересным образом сплелись нравы  и обычаи народной культуры, и высокие  ценности и моральные установки  высших слоёв общества. При всей мудрости внешней политики Великобритании, во внутренних делах страны всё обстояло куда сложнее, так как волна народного недовольства выливалась в целые движения, примером которым служит чартизм.

В культурном развитии Англия охарактеризовала себя, как страна с чётким соблюдением национальных традиций, где всегда ценились семейные узы, соблюдался установленный обычаями комплекс правил поведения и изысканных манер, но в то же время, как страна, готовая воспринять всё новое, что предлагается миром. Самой подходящей характерной чертой викторианского мира будет понятие эклектики, смешения стилей и форм.

 Изучая жизнь викторианцев на конкретном примере сестёр Бронте, можно понять, что тенденции заложенные эпохой оказывали сильное влияние на общество. Сильная приверженность к протестантской религии и соблюдению её догматов, сильно сказалось на становлении личностей писательниц. Они впитали в себя, пропагандируемое церковью пуританское трудолюбие, самоотверженность и чувство долга перед своей семьёй.

Образование в частных пансионах, в соответствии с викторианской учебной традицией, которое смогли получить Шарлотта, Эмили и Энн Бронте, так же повлияло на сестёр и их восприятие мира, что позднее и отразится в их творчестве. Они получили достаточно хороший уровень гуманитарного образования, который включал такие науки как, историю, литературу, географию, изучение иностранных языков, а также обучение девочек каким-либо видам искусства.

Аскетизм  и строгость  в питании и одежде сестёр Бронте, лишний раз подтверждает принадлежность их образа жизни и быта к эре викторианства.

Их ранняя смерть во многом является также порождением викторианской  морали, ведь женщины очень редко  обращались к врачам за помощью, так  как раздеться даже для осмотра  считалось ужасно неприличным и  оскорбительным для представительниц слабого пола.

Бронте стали одними из первых, кто заложил основы развития критического реализма - направления, где в центре произведения находится изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека. Он  то и займёт лидирующие позиции среди всех жанров, и популярность его придётся на вторую половину  XIX века.

В своих романах они  поведали все свои  сокровенных  переживаниях, наделили свои книги  необычайным духом мятежного  порыва и дали заряд несокрушимой энергии борьбы с несправедливостью  и порочностью, которые были в современном для них мире.

Романы Бронте всегда полны непомерного уважения к человеку борющемуся, веры в его чувство моральной ответственности перед собой, людьми и жизнью, и, каковы бы ни были субъективные общественно-политические заблуждения писательниц, они твердо были убеждены в том, что именно труд, свобода – условие полноценной этической и эмоциональной  жизни, и еще – неиссякаемое искусство. С ним они принимали тяготы личной судьбы, таким мужеством они в полной мере наделили своих героинь.

Бронте дали толчок и силы для борьбы женщины за свои права, показав, что женщина тоже умеет чувствовать и мыслить, и ни сколько, не уступает мужчине в  моральной стойкости и благородстве, а порой, и превосходит его и имеет право на самостоятельность. Такие взгляды были критично встречены викторианским обществом, так как не соответствовали морали и обычаям Англии. Но эти идеи были активно восприняты и взращены на благоприятной почве уже в начале ХХ века, безусловно, в иной трактовке, нежели об этом говорили Бронте. Но всё-таки зерно было заложено, и ХХ век добился эмансипации женских прав и свобод.

Но в целом, писательницы сумели отобразить быт и нравы  типичного викторианца, с его необычайным чувством долга, как Сент-Джон и с его пуританским трудолюбием, как Джейн Эйр, с модой на благотворительность среди высшей прослойки общества, такой героиней предстаёт перед нами Шерли из одноимённого рома Шарлотты Бронте.

Ценность семьи сильна во взглядах Джейн Эйр, а также  героя «Грозового перевала» Эдгара Линтона, которые с большим трепетом относились к своим возлюбленным и детям.

Любовь к прекрасному, но одновременно в сочетании со строгостью и практичностью эпохи, проявились в стиле загородного дома и оформления. Замок Эдварда Рочестера в стиле неоготики великолепное доказательство этой тенденции, а утончённый интерьер, сочетавший в себе преимущественно красные и белые тона, украшенный вазами богемского стекла и изысканной мебелью, придают дому особый шарм и уют домашнего очага, так ценимого викторианцами.

Из негативных моментов, сложившихся в эту эпоху, была тема, поднятая в романе Энн Броне «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла», воплощённая в образе Артура Хантингдона, где она заявила обществу о проблеме пьянства и распущенности, процветавших в  высших слоях общества, не говоря уже о бедных районах Англии ХIХ века, в которых проживало низшее сословие, так называемое «социальное дно».

В мироощущении и суевериях викторианской Англии ощущается тяготение к мистике  и готическим проявлениям культуры, эти тенденции наиболее ярко проявились в произведении Эмили Бронте «Грозовой перевал», в котором романтический образ Хитклифа и загадочные и даже ужасные события, связанные с его жизнью, переплетаются в замысловатую и таинственную сеть сюжетных линий. Это и составляет основу любого готического романа, так популярного в викторианстве.

В своих произведениях  сестры Бронте раскрывали темы несчастной любви, неравенства и несправедливости, которые актуальны по сей день. Эти темы в совокупности с образами, созданными писательницами оказали значительное влияние на мировую культуру в целом, включая моду и кинематограф. Каждой из сестёр принадлежит свой вклад в развитие литературы Англии. Вступление сестер Бронте в литературу было мгновенным, таким же внезапным оказался и их уход. Дольше всех сияла на литературном небосклоне звезда Шарлотты Бронте.  Эмили и Шарлотта — признанные классики мировой литературы.  Роман «Джейн Эйр» занимает достойное место в кинематографе и много раз был экранизирован, а в 2011 году вышла последняя киноверсия этого романа. Роман Эмили Бронте «Грозовой перевал» был экранизирован более 5 раз и экранизации до сих пор продолжают снимать.  Энн, чей талант не был до конца оценён,  всё же признана значительной викторианской писательницей.

Все это служит доказательством  огромного успеха и вневременной популярности этих великих писательниц, которые были рождены викторианской эпохой.

 

 

 

Список источников и литературы

 

  1. Бронте Ш. Джейн Эйр / Пер. с англ. И. Г. Гуровой. - С-Пб.: «Азбука-классика», 2009. с. 483
  2. Бронте Ш. Шерли / Пер. с англ. И. Г. Гуровой. -  С-Пб.: «МиМ», 1994. с. 510
  3. Бронте Э. Грозовой перевал / Пер. с англ. И. Г. Гуровой. -  С-Пб.: «Азбука – Аттикус», 2011. с. 384
  4. Бронте Э. Незнакомка из Уайлдфелл – Холла / Пер. с англ. И. Г. Гуровой. -  С-Пб.: «Азбука-классика», 2010. с. 480
  5. Алексеев, М. П. : Из истории английской литературы / М. П. Алексеев – М. : Госиздат, 1960. -  с. 397
  6. Вулф В. «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал». Пер. И. Бернштейн. – В кн.: Эти загадочные англичанки… - М., 1992. – с. 494-495.
  7. Диттрич, Т. В. Повседневная жизнь викторианской Англии/ Т. В. Диттрич. - М.: Молодая гвардия. – 2009. – с. 423
  8. Дьяконова, Н. Я. Романы Элизабет Гаскелл и Шарлотты Бронте: «Мери Бартон» и «Шерли» // Филологичесие науки. – 2004. - №5 с. 53
  9. Дэниел, К. Англия. История страны / К. Дэниел. – С.П.б.: Мидгард. – 2007. – с. 479
  10. Елистратова, А. А.: Наследие английского романтизма и современность / А.А. Елистратова – М. : 1960 – с. 306
  11. История английской литературы: в 3-х т. / отв. ред. И. И. Анисимова, А. А. Елистратовой, А. Ф. Иващенко, Ю.М. Кондратьева – М. :  Издательство Академии Наук СССР, 1953 – Т. 2. – с. 734
  12. История Великобритании / отв. ред. Кеннет О. Морган – М.: Весь мир. – 2008. – с. 661
  13. История зарубежной литературы: в 2-х ч. / отв. ред. Н. П. Михальская, В. А. Луков, А. А. Завьялова – М.: Просвещение, 1991 – ч. 2.- с. 256
  14. Ивашева, В. В. Век нынешний и Век настоящий…/ В. В. Ивашева. – М.: Художественная литература. – 1990.- с. 479
  15. Клименко, Е.И. : Английская литература XIX века / Е.И. Клименко – Л. : Издательство Ленинградского Университета, 1971.  – с. 144
  16. Коути, Е., Харса, Н.: Суеверия викторианской Англии/ Е. Коути, Н. Харса. – М.: Центрполиграф, 2011. – с. 446
  17. Остапенко, Г. С. Британская монархия от королевы Виктории до Елизаветы II / Г. С. Остапенко. – М.: Наука. – 2006. - с. 303
  18. Петерсон, О. М. : Семейство Бронте (Керрер, Эллис и Актон Белл)   / О. Петерсон - СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1895. -  с. 232
  19. Сидорченко, Л.В. : История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л.В. Сидорченко, И.И. Бурова, А.А. Аствацатуров - СПб: СпбГУ, 2004. – с. 544
  20. Тугушева, М. П. В надежде правды и добра. Портреты писательниц /  М. П. Тугушева. – М.: Художественная литература. – 1990.- с. 272
  21. Тугушева, М.П. : Шарлотта Бронте : Очерк жизни и творчества / М.П. Тугушева, - М.: Художественная литература, - 1982. – с. 192
  22. Фокс, Р. : Роман и народ / Р. Фокс - М. : Гослитиздат, - 1960. – с. 499
  23. Цебрикова М. Англичанки-романистки // Отечественные записки. – 1871. – № 9. – с.125.
  24. Васильева, И. Сёстры бронте в России. Прихоти судьбы // Эл. ресурс: http://archive.libfl.ru/win/nbc/books/emma1.html
  25. Викторианская эпоха в романах Шарлоты Бронте // Эл. ресурс: http://www.uznaem-kak.ru/viktorianskaya-epoxa-v-romanax-sharloty-bronte/
  26. Всемирная история // Эл. ресурс: http://manger.ru/vsem/vikt.htm
  27. Гениева, Е. Ю. Развитие критического реализма // Эл. ресурс: http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-1132.htm
  28. Дух романтизма в романе «Грозовой перевал» // Эл. ресурс: http://www.uznaem-kak.ru/dux-romantizma-v-romane-grozovoj-pereval/
  29. Идейно-художественное своеобразие романа // Эл. ресурс: http://referatwork.ru/refs/source/ref-116252.html
  30. Ионкис, Г. Магическое искусство Эмили Бронте // Эл. ресурс: http://www.modernlib.ru/books/ionkis_g/magicheskoe_iskusstvo_emili_bronte/read/
  31. История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие / Н.А. Соловьева, В.И. Грешных, А.А.Дружинина и др.; Под ред. Н.А. Соловьевой // Эл. ресурс: http://readeralexey.narod.ru/ENGLIT/Victorianism.htm
  32. Колбасюк И.Ю. Англия: промышленный переворот // Эл. ресурс: http://www.bestreferat.ru/referat-68332.html
  33. Кротков, А. Именем королевы! // Эл. ресурс: http://www.posix.ru/offtopic/victorian/
  34. Митрофанова Е. Злой рок семьи Бронте // Эл. ресурс: http://fatalsecret.ucoz.ru/index/semja_bronte_podrobnye_svedenija/0-160
  35. Михальская, Н. Третья сестра Бронте (Энн Бронте) // Эл. ресурс: http://www.morganaswelt.ru/library/articles/biograhpies/1297-mikhalskaja-a-bronte.html
  36. Основа конфликта в романе «Шерли» // Эл. ресурс: http://www.uznaem-kak.ru/osnova-konflikta-v-romane-shirli/
  37. В.И. Голубович Экономическая история зарубежных стран // Эл. ресурс: http://lib4all.ru/base/B3335/B3335Part18-140.php
  38. Сёстры Бронте: Шарлотта, Эмили и Энн // Эл. ресурс: http://the100.ru/womens/bronte-sisters.html
  39. Теплова, Е. История Шарлотты Бронте, которая любила и, к сожалению, вышла замуж // Эл. ресурс: http://www.ozon.ru/context/detail/id/191123/
  40. Универсальный русско-английский словарь // Эл. ресурс: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/841778

Информация о работе Отражение викторианской эпохи в творчестве сестёр Бронте