Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:21, курсовая работа
Цель: Исследовать, отражение викторианской эпохи в произведениях Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.
Задачи:
Выявить основные черты викторианской эпохи.
Проанализировать влияние ценностей этой эпохи на формирование личностей Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.
Проанализировать романы сестёр Бронте на предмет отражения в них признаков викторианской эпохи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика викторианской эпохи…………………………8
Социальная и политическая атмосфера Англии 19века …………………...8
Экономическая обстановка в стране……………………………………….11
Культурные ценности и нравы эпохи………………………………………14
Глава 2. Влияние викторианской эпохи на становление личностей сестёр Бронте……………………………………………………………………………20
Детство и юность……………………………………………………………..20
2.2 Начало литературной карьеры……………………………………………...23
2.3 Зрелое творчество……………………………………………………………25
Глава 3. Проявления викторианства в произведениях Шарлотты, Эмили и Энн Бронте
3.1 Особенности романов Шарлоты Бронте…………………………………...29
3.1.1 «Джейн Эйр»………………………………………………………………30
3.1.2 Романы «Шерли»…………….……………………………………………33
3.2 Романтические тенденции в творчестве Эмили Бронте………………….35
3.2.1 «Грозовой перевал»……………………………………………………….35
3.3 Отличительные черты романа Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»……………………………………………………….…………………...37
3.3.1 «Незнакомка из Уайлдфелл – Холла»……………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список источников и литературы………………………………………………45
Замужние женщины никогда не должны были снимать в присутствии мужа ночную рубашку. Период беременности считался ужасно неприличным, что женщина даже не показывалась на людях.
К свадьбе молодые девушки
подходили с пугающими
«Открытые проявления симпатии между мужчиной и женщиной, даже в безобидной форме, без интимностей, категорически запрещались. Слово _____________________
Культура викторианской эпохи
// Эл. ресурс: http://eur-lang.narod.ru/
«любовь» полностью
Молодому англичанину для женитьбы не требовалось согласие родителей. Зато отец имел право лишить непокорного сына наследства.
К женщинам, не вступившим в брак, относились как к обузе для их семей, которые вынуждены были содержать их.
Женщинам и девушкам запрещалось путешествовать, а порой и просто выходить из дома. Но при всём этом допустимым было путешествие в вагоне-стойле вместе со своим конём, т. к. считалось, что тот способен её защитить.
В викторианской морали мужчины считались превосходящими женщину. Мужчины считали, что они от рождения грубы и безнравственны. По сему, женщины должны прививать им любовь к семье и дому.
В это время начинает осознаваться тот факт, что дети это не маленькие взрослые, а детство выделяется в особый период человеческой жизни, но несмотря на это, труд детей ещё долго будет использоваться в промышленности.
______________________
История зарубежной литературы
XIX века: Учебное пособие / Н.А. Соловьева,
В.И. Грешных, А.А.Дружинина и др.; Под ред.
Н.А. Соловьевой http://readeralexey.narod.ru/
Воспитание детей должно проходить в строгости, для того, чтобы они смогли усвоить моральные нормы общества, приучиться к трудолюбию и благонравию.
Публичная демонстрация нежных чувств к младенцам и детям считалась неприличной. Викторианская мать редко сама вскармливала своего ребёнка – для этой нужды нанимались кормилицы из простонародья.
В викторианскую эпоху
наблюдается тенденция к
Символом викторианства становится большая семья, громадный дом, правила поведения в хорошем обществе. Что носить, как, когда и к кому обращаться, ритуал утренних визитов, визитные карточки — в этих ненаписанных правилах содержалось много опасностей для непосвященных.
Известный архитектор сэр Джордж Джилберт Скотт диктовал стили в архитектуре викторианского времени. Высшие слои общества, утратившие свое влияние после промышленного переворота, тем не менее, сохраняли свое влияние среди средних классов в вопросах морали, стиля, вкуса.
В поведении викторианца многое, если не всё, определялось происхождением, религиозной принадлежностью и состоятельностью. «Чтобы иметь право называться джентльменом, надо было родиться на острове или в колониях, иметь чистую английскую кровь (допускались только слабые примеси французской, немецкой и голландской), быть прихожанином «высокой» англиканской церкви, иметь годовой доход, достаточный для содержания собственного дома с прислугой (в крайнем случае – просторного наёмного жилья) и собственного экипажа для заграничных путешествий. Иноземец, всю жизнь проживший в Англии, совершивший во славу страны множество военных подвигов, женатый на англичанке и пожертвовавший миллион фунтов в государственную казну, мог быть принят в высшем обществе и удостоен всяческих похвал - но назвать его настоящим викторианским джентльменом ни у кого язык бы не повернулся » .
К 1840 г. чай в пять часов стал традицией знатного дома. Обед отодвинулся к семи-восьми часам, а беседа с друзьями до и после него становились необходимыми и неотъемлемыми частями загородного быта.
Курение трубок было немецкой традицией привезённой принцем Альбертом, равно как и рождественская елка.
В застолье соблюдался обычай так называемого разделения полов: по окончании трапезы женщины вставали и удалялись, мужчины оставались выкурить сигару, пропустить стаканчик портвейна и потолковать об отвлечённых проблемах и высоких материях.
«Обычной манерой поведения образцового викторианца были холодная чопорность и церемонность, не всегда отходившие в сторону даже на порогеродного дома. Разумеется, только наивные и недалёкие люди могли ставить условности выше реальности. Большинство викторианцев прекрасно знало: условности – одно, реальная жизнь – другое, и она не похожа на этикетные представления о ней. Но поскольку восстать против условностей значило вычеркнуть себя из общества, приходилось «соответствовать» и жить при двойном стандарте, всегда играя некую социальную роль» 2.
Особо жестокие гонения викторианство возводило на чувственность. Единственными участками поверхности тела, которые разрешалось открывать, были кисти рук и лицо. Вышедший на улицу мужчина без высокого стоячего воротничка и галстука, женщина без перчаток и шляпки – считались голыми.
Викторианская эпоха, несмотря на то, что в ней было много противоречий и негативных моментов, которые проявились, прежде всего, в социальной политике Англии, она дала миру огромное количество ___________________________
Андрей Кротков Именем королевы! // Эл. ресурс: http://www.posix.ru/offtopic/
2 Викторианская мораль // Эл. ресурс: http://www.ahmadtea.ua/378/
достижений науки и техники, принесла в дар безграничный пласт культурных ценностей в живописи, архитектуре, музыке, театре и конечно же литературе. Заставила приклоняться перед собой весь мир, показав силу своей армии и грамотной внешней политики. Доказала своё первенство в торговле, промышленности и мощи своей финансовой системы. И, безусловно, немаловажную роль в могуществе и мировом лидерстве Британской Империи сыграла королева Виктория, заслужившая того, чтоб её именем была названа целая эпоха.
Викторианской эпохой был сформирован
целый ряд моральных и
Но важен тот факт, что за всеми видимыми прикрасами викторианской эпохи существовала система двойных стандартов. В ней смешались мораль и лицемерие, строгость и приспособление к общественным стандартам, ведь лишь хорошие манеры, владение хорошим домом, регулярное посещение церкви и благотворительность отделяли средний класс от низшего.
Глава 2. Влияние викторианской эпохи на становление личностей сестёр Бронте
Основательницами английского критического реализма в литературе в ХIХ веке являются три представительницы рода Бронте, Шарлотта (21 апреля 1816 г. — 31 марта 1855 г.), Эмили (30 июля 1818 г. — 19 декабря 1848 г.) и Энн (17 января 1820 г. — 28 мая 1849 г.).
Обителью писательниц был скромный дом в пастве Хауорт, графства Йоркшир. Родились они в семье бедного пастора Патрика Бронте. «Старшей дочери было всего лишь семь лет, младшей Энн - несколько месяцев, когда умерла мать и детские впечатления маленьких Бронте были далеки от радужных» .
Оставшись с шестью малолетними детьми на руках Марией, Элизабет, Шарлоттой, Эмили, Энн и единственным сыном Бренуэллом, на которого отец всегда возлагал большие надежды, Патрик предпочёл передать заботу о малышах на сестру покойной - равнодушную, спокойную тётушку.
Властный, эгоцентричный, превыше всего ценивший собственный покой, Патрик редко общался со своими детьми. Детей в семье воспитывали в пуританской традиции, не оказывая ни малейших поблажек, как и предписывала викторианская мораль. Пища была спартанская, одевали их всегда в тёмное и строгое, что было типично для викторианской Англии - однажды отец сжёг сапожки одной из девочек по причине слишком яркого цвета. Некому было задуматься и об их здоровье. Но как не странно, все дети с раннего детства обладали великолепными творческими способностями и прекрасной памятью.
Летом 1824 года в школу, под названием Коуэнн – Бридж, находящаяся неподалёку, Патрик Бронте решает отправить своих дочерей Марию и Элизабет, следом за ними уезжают Шарлотта и Эмили. ____________________________
Сёстры
Бронте: Шарлотта, Эмили и Энн // Эл. ресурс: http://the100.ru/womens/
Жестокие правила школы и постоянные недоедания привели к тому, что две старшие сестры Бронте за короткие сроки умерли от чахотки, которая была широко распространена в Англии ХIХ века, обеспокоившись за судьбу Шарлотты и Эмили, Патрик Бронте забирает их домой.
Заботясь об образовании дочерей, Патрик Бронте отправляет Шарлотту в Роухедскую школу сестёр Вулер. Там она зарекомендовала себя как трудолюбивая и способная ученица.
В детские годы начинает проявляться литературный талант сестёр. Эмили и Энн придумывают всевозможные фантастические истории в их воображаемой стране Гонланд, в то время как Шарлотта вместе с братом Бренуэллом «увлечена выдумками о деяних своенравного, жестокого, обольстительного герцога Заморны, в их выдуманной стране Ангрии» .
Многие впечатлительные дети углубляются в придуманный им мир, но мало кто так и остаётся в нём пожизненно: Эмили превратила детский миф в почву и арсенал для своей поэзии. Она рано начала писать стихи, не помышляя быть услышанной: возможно, при её скрытности поэзия была единственным способом самовыражения. Значительная часть стихов Эмили связана с мифом о Гондале. Главная героиня - "роковая женщина" королева Августа Джеральдина Альмеда. Высокомерная, жестокая, деспотичная, она несёт гибель своим мужьям, возлюбленным, детям.
«Идеальное представление о викторианской девушке включало безоговорочную жертвенность во всём, что касается семьи - именно так и воспитывались сестры Бронте. Шарлотта и Энн, едва достигнув совершеннолетия, отправляются на нищенские, унизительные "гувернантские хлеба". Однако даже здравомыслия Энн не хватает для того, чтобы прижиться в новой должности, столь тяжёлой представляется положение воспитательницы в богатом доме» 2.
______________________________
М. П. Тугушева Шарлотта Бронте. Очерк жизни и творчества М. – Художественная литература. – 1982.- с. 15.
2 Сёстры
Бронте: Шарлотта, Эмили и Энн // Эл. ресурс: http://the100.ru/womens/
В 1834 году Эмили и Шарлотта отправляются в школу Роухеда, где Шарлотта приступает к работе гувернантки, у Эмили начинаются проблемы со здоровьем, и её место займёт Энн. «Хрупкая и болезненная, она с раннего детства была серьёзна и задумчива. При всей своей нежности и склонности к рефлексии Энн была наделена душевной силой и стойкостью» .
С 1836 года у Шарлотты завязывается переписка с известным поэтом Саути, которому девушка посылает свои первые литературные опыты, тот в свою очередь довольно-таки неплохо отзывается о её начинаниях: « Пишите стихи ради них самих без излишней гордыни, не рассчитывая на славу. Тогда это занятие не повредит ни сердцу вашему, ни уму» .
В 1838 году сёстры возвращаются обратно в родной Хауорт. Вскоре после приезда Шарлотта получает письмо от брата своей подруги Эллен Насси Генри, в котором тот делает ей предложение, но Шарлотта отвечает на это письмо отказом.
Энн и Шарлотта приступают к обязанностям гувернанток. Работа гувернанткой в викторианскую эпоху была практически единственной возможностью для женщины из небогатой семьи заработать деньги и обрести хотя бы какую-то самостоятельность. Старшая сестра недолго смогла пробыть в этой роли и вскоре в очередной раз возвращается домой, где ей поступает предложение руки и сердца от начинающего пастора, Брайса, но и ему не посчастливилось добиться согласия Шарлотты. В этот период на плечи Эмили и Шарлотты сваливаются все домашние заботы, но посещения их дома помощником преподобного Уильямом Уэйтменом скрашивают повседневную жизнь сестёр, особенно Шарлотты и Энн. Энн была влюблена в него. В ее жизни это была первая и единственная любовь, которой не суждено было завершиться счастливо, она не привела к замужеству, так как он был уже помолвлен. А через два года после начала знакомства - в1842
____________________
Михальская, Н. П. Третья
сестра Бронте (Энн Бронте) // Эл. ресурс:
http://www.morganaswelt.ru/
году, Уильям Уейтмэн скоропостижно скончался.
После тяжёлых переживаний, по причине смерти Уильяма Уейтмэна, Энн впервые едет в другой город из родного дома, где впервые увидела море. Она совершила непривычно далекое для нее путешествие в Йорк, который
находился всего в тридцати пяти милях от Хауорта, а затем к восточному побережью Англии. Это событие значило для нее очень многое .
Информация о работе Отражение викторианской эпохи в творчестве сестёр Бронте