Отражение викторианской эпохи в творчестве сестёр Бронте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследовать, отражение викторианской эпохи в произведениях Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.
Задачи:
Выявить основные черты викторианской эпохи.
Проанализировать влияние ценностей этой эпохи на формирование личностей Шарлотты, Эмили и Энн Бронте.
Проанализировать романы сестёр Бронте на предмет отражения в них признаков викторианской эпохи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика викторианской эпохи…………………………8
Социальная и политическая атмосфера Англии 19века …………………...8

Экономическая обстановка в стране……………………………………….11

Культурные ценности и нравы эпохи………………………………………14

Глава 2. Влияние викторианской эпохи на становление личностей сестёр Бронте……………………………………………………………………………20
Детство и юность……………………………………………………………..20
2.2 Начало литературной карьеры……………………………………………...23
2.3 Зрелое творчество……………………………………………………………25
Глава 3. Проявления викторианства в произведениях Шарлотты, Эмили и Энн Бронте
3.1 Особенности романов Шарлоты Бронте…………………………………...29
3.1.1 «Джейн Эйр»………………………………………………………………30
3.1.2 Романы «Шерли»…………….……………………………………………33
3.2 Романтические тенденции в творчестве Эмили Бронте………………….35
3.2.1 «Грозовой перевал»……………………………………………………….35
3.3 Отличительные черты романа Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»……………………………………………………….…………………...37
3.3.1 «Незнакомка из Уайлдфелл – Холла»……………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список источников и литературы………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 135.91 Кб (Скачать)

В марте 1841 года Шарлотта снова  приступает к обязанностям гувернантки. И там её всё чаще посещают мысли  об открытии собственной школы, но для  этого требуются деньги и более  полное образование.

В феврале 1842 года Эмили и  Шарлотта отправляются в пансион  Эгеров, который находился в Брюсселе. Они являются очень прилежными ученицами.

Супруги Эгеры даже предлагают им работу учительниц в своём пансионе.  У Шарлотты устанавливаются очень тёплые и доверительные отношения с мосье Эгером, по видимому она испытывает к нему нечто большее, нежели дружеские чувства, особенно это прослеживается в её письмах, отправленных после возвращения в Англию в 1844 году.

2.2. Начало литературной карьеры

Осенью 1845 года Шарлотта случайно обнаружила тетрадь Эмили, в которой оказались стихи, чрезвычайно удивившие старшую сестру: они не походили на обычную женскую поэзию были лаконичны, жёстки, живы и искренни.

В январе 1846 году Шарлотта вступает в переписку с издателями Эйлоттом и Джонсом и в мае этого же года в свет выходит уже небольшой сборник стихов трёх сестёр, которые выпустили его под мужскими псевдонимами, по причине того, что зачастую женскую литературу, как и самих женщин в викторианскую эпоху не воспринимали всерьёз, и критика их творчества вследствие этого была бы необъективной. Опубликован он был под названием « Стихотворения Керрора, Эллиса и Эктона Беллов». Отзывы на стихотворения были довольно - таки благосклонными. Особое внимание было привлечено к творчеству Эллиса (Эмили).

В своих письмах Шарлотта предлагает своим издателям прозу  Беллов. В редакцию были отправлены «Учитель» Шарлотты, «Грозовой перевал» Эмили и «Агнес Грей» Энн. Романы Эллиса и Эктона были приняты издательством, в отличие от романа Керрора, который получал отказ за отказом на публикацию. Но эта неудача не остановила её и дала силы идти дальше по тропе литератора, она продолжает работу и 24 января 1847 года в издательство отправляется новый роман Керрора «Джейн Эйр».  Уже 16 октября 1847 года роман был опубликован и предстал на суд публики. Надо сказать, что этот роман быстро приобрёл ошеломительный успех. В декабре этого же года были опубликованы «Грозовой перевал» и «Агнес Грей», которые были тепло приняты общественностью.

В сентябре 1848 года умирает старший брат Бренуэлл. На похоронах брата Эмили простудилась, но безнадёжно больная, она слышать не хотела о врачах и лекарствах. Утром 18 декабря 1848 года «Эмили поднялась как обычно, а после завтрака взялась за шитьё, и только по прерывистому дыханию, мертвенной бледности и особому блеску глаз было заметно, что она с трудом держится на ногах. В полдень всё-таки послали за врачом, через два часа Эмили не стало. Она умирает от скоротечной чахотки» .

На полгода пережила любимую  сестру Энн. Из последних сил девушка  сражалась с чахоткой и за несколько  дней до смерти попросила Шарлотту отвезти её на морской курорт в Скарборо - Энн верила в выздоровление. Но путешествие отняло её последние силы. Энн Бронте умерла и была похоронена на том самом курорте. Перед смертью Энн успела дописать свой роман «Незнакомка из Уайлдфелл – Холла».

 _______________________________

 Ионкис Г. Магическое искусство Эмили Бронте // Эл. ресурс: http://www.modernlib.ru/books/ionkis_g/magicheskoe_iskusstvo_emili_bronte/read/

    1. Зрелое творчество

С потерей самых близких  Шарлотте людей наступает очень  тяжёлый этап в её жизни, а к тому же вспоминая о том, что Шарлотта была воспитана в духе викторианской морали и традиций, семья для неё значила очень многое и обладала даже чем-то сакральным, можно себе представить, что она чувствовала, оставшись практически в одна. Чтобы отвлечься от тяжёлых мыслей, связанных с потерей родных, Бронте принимается за написание нового романа «Шерли».

В конце ноября 1849 года Шарлотта принимает приглашение своего издателя Смита приехать в Лондон. Смит и Уильямс стремились сделать для неё пребывание в Лондоне приятным. Она посещает Национальную галерею, которая произвело на неё неизгладимое впечатление, особенно акварели Тернера.

3 декабря состоялось знакомство  Шарлотты с её кумиром Теккереем.  А также в Лондоне происходит  её встреча со знаменитой и  влиятельной писательницей того  времени - Гарриет Мартино.

Она возвращается домой в  Хауорт в декабре 1849 года. Теперь у неё появилась поддержка и утешение в лице её лондонских друзей, в те моменты, когда её посещают мрачные мысли, по причине её одиночества.

После этой поездки к Шарлотте приходит признание и известность  не только в Лондоне, но и в её родном Йоркшире.

Но в это время Шарлотту сильно огорчает статья, вышедшая в  январе в «Эдинбург ревью», в которой Д.-Г. Льюис довольно критично пишет о вышедшем незадолго до этого новом романе «Шерли».

Зима 1850 года оказалась трудной в жизни Каррера Белла. Она всё чаще придаётся мучительным воспоминаниям о сёстрах.

Весной  ей снова поступает приглашение  от её издателя Смита. В конце мая  Шарлотта снова посетила Лондон. Пожалуй, главным событием этой поездки были встречи с Теккереем.

 

Во время этого визита Смит приглашает её в путешествие по Шотландии. Поездка произвела на Шарлотту неизгладимое впечатление.

После возвращения в Хауорт Шарлотта постоянно получает письма от Смита, а также через почту Керрер Белл получил свой портрет, написанный художником Ричмондом в Лондоне.

В августе 1850 года Шарлотта едет в поместье семейства Кей  – Шаттлуорт, где состоялась её встреча с Элизабет Гаскелл. Между писательницами завязывается дружба, не смотря на то, что их взгляды на жизнь во многом были различны.

Из Лондона от своих  издателей Шарлотте поступает предложение  переиздать романы Эмили и Энн  Бронте. В сборник, помимо уже известных романов «Грозовой перевал» и «Агнес Грей», вошли также восемнадцать стихотворений Эмили и семь стихотворений Энн, которые не были ещё опубликованы. Роман Энн «Незнакомка из Уайлдфелл – Холла» не был включён в этот сборник по настоянию Шарлотты, так как она посчитала это произведение довольно слабым. В декабре 1850 года сборник вышел в свет.

В декабре того же 1850 Шарлотта едет с дружеским визитом в  Эмблсайд к Гарриет Мартино, где пробыла неделю.

Всю зиму 1851 года Шарлотта ведёт  переписку с Джеймсом Тэйлором, корреспондентом Шарлотты, являющимся сотрудником издательства Джорджа Смита, который в апреле того же года делает ей предложение руки и сердца, на которое получает отказ.

Она снова отправляется в  Лондон по приглашению Смита. 2 мая 1851 года Шаротта присутствует на лекциях Теккерея об английских юмористах. О самом Теккерее она после отозвалась так: «Великий и странный человек».

Пробыв в Лондоне месяц, она покидает его и едет домой  через Манчестер, где гостит у  Элизабет Гаскелл. Эта поездка благотворно отразилась на её с детства слабом здоровье.

Вернувшись в Хауорт, Каррер Белл приступает к написанию своего нового романа «Виллет» , сюжет и характеры персонажей которого, напоминают нам, принёсший столько разочарований, роман «Учитель».

Роман писался с большими трудностями, так как всю зиму 1851/1952 года Шарлотта страдала от гепатита. Летом она отправляется в Скарборо, чтобы навестить могилу Энн. Там состояние её здоровья заметно улучшается.

И уже осенью 1852 года она  посылает в издательство две части романа «Виллет».

После завершения работы над  романом, Шарлотта в очередной раз  покидает Хауорт и отправляется в Лондон, после того, как получает предложение о замужестве от помощника пастора Артура Белла Николлса, которое отвергает.

Зима 1853 года прошла для Шарлотты благоприятно. Она едет в Манчестер  к своей подруге Элизабет Гаскелл. Осенью того же года Гаскелл наносит ответный визит в Хауорт. В это время начинает работу над своим новым романом, который был одноимённым роману Джейн Остин «Эмма».

В апреле 1854 года Артур Николлс вторично предлагает Шарлотте выйти за него замуж, на которое та отвечает согласием, но это согласие было обусловлено, не той идеальной любовью, о которой так всегда мечтала эта маленькая женщина, а скорее всего, было принято из-за неуверенности Шарлотты в своём литературном будущем, и являлось вынужденной мерой.

Их свадьба состоялась летом того же года.

Роман «Эмма», который Шарлотта начала писать в 1853 г, остался незаконченным. Шарлотта успела написать только две  главы. 31 марта 1855 г. Шарлотта умирает  во время преждевременных родов, осложненных туберкулезом, в возрасте 39 лет. 

Несмотря на свою короткую жизнь, сёстры Бронте сделали огромный вклад в развитие английской литературы. Вся их жизнь это постоянная

____________________________

 Villette  – «городок» (фр.).  Французское наименование Брюсселя в 19 веке.

борьба с обстоятельствами, их слабым здоровьем и самими собой. Удивляет, с какой стойкостью и самоотверженностью, они принимают удары судьбы, которая так часто преподносит им неприятные сюрпризы. Они сказали новое слово в английском романе и заложили основы развития критического реализма.

Сёстры Бронте росли и воспитывались в соответствии с законами викторианской морали. Они получили стандартное для эпохи образование, усвоили догмы пуританского образа жизни. В своих вкусах  и предпочтениях, как в одежде, так и в питании соответствовали нормам викторианства, придерживаясь строгости и аскитизма.

Но в тоже время их жизнь это противоречие принципов и традиций викторианской морали, в которых они росли, с их собственными взглядами на жизнь. Этот, во многом загадочный, мир, в котором они отвергали такие ценности эпохи, как подчинённое положение женщины в обществе и ограничение её рода занятий, хотя сама Шарлотта не смогла отстоять свою независимость от отца и. как это принято в викторианской традиции, отдавала все деньги, вырученные от издания её книг, отцу.

Таким образом, мы видим, что  сёстры Бронте, высказывая новаторские идеи и взгляды со страниц своих книг, не во всём могли позволить себе такую же позицию в реальной жизни и были вынуждены подчинятся установленным правилам викторианской эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Признаки викторианства в произведениях Шарлотты, Эмили и Энн Бронте

3.1 Особенности романов Шарлоты Бронте

За свою жизнь Шарлотта Бронте написала такие романы, как «Учитель» «Джейн Эйр», «Шерли», «Городок» и один незаконченный «Эмма», который был продолжен двумя писательницами - Констанс Сейвери и Клер Бойлен - уже после смерти Шарлотты.

Критический реализм как  ведущее направление достигает расцвета во второй половине 40-х годов – в период наивысшего подъема чартистского движения. Именно в это время выходят романы «Джейн Эйр» и «Шерли». Эти произведения с большой силой отразили настроения широких народных масс, их протест против гнета капитализма.

«В произведениях Шарлотты Бронте получили свое выражение характерные особенности времени: в них органически сливаются  и легко просматриваются линии, соединяющие романтическое искусство  начала XIX в. с реализмом 1830 – 1840-х годов» .

«В романах появляются новые типы героев, тонко чувствующих, глубоко задумывающихся над жизнью и активно действующих. Углубляется изображение человеческой личности, показано, что ее поведение в значительной степени обусловлено социальными факторами» 2.

Немалое место в книгах Шарлотты занимает автобиографический фактор, во многих её произведениях красной  нитью проходит тема её любви к  Эгеру, а также мы можем увидеть многое в сюжетах из жизни её сестёр и брата.

Также в романах отчетливо  звучат темы женской эмансипации, ставшие знаменем феминистского  движения, развившегося в ХХ в.

______________________________

 А. Ф. Елистратова. Наследие  английского романтизма и современность , М., 1960, с. 97

2 А. А. Анисимова. «История английской литературы» , Издательство Академии Наук СССР,1953, т. 2, с. 32

3.1.1 «Джейн Эйр»

Роман, который, по истине, считается  великим и признан во всём мире, ко всему тому открывший путь для литературной карьеры своему автору – Шарлотте Бронте. Эта книга, в которой талант, ум, душа Шарлотты воплощаются особенно полно. Веяния романтизма ещё характерны для эпохи раннего викторианства (30 - 40-е годы), но надо отметить, что Шарлотта ни чуть не менее тяготеет к реализму.

«Джейн  Эйр» – роман, повествующий о детстве, юности и зрелости главной героини Джейн, пережившей множество трудностей, но в конце концов нашедшей  своё счастье. Героиня изображена незаурядной — умной, волевой, независимой женщиной, которой трудно приходится в жизни сохранить свое достоинство и гордость, особенно если она скромная гувернантка. Самый знаменитый роман Шарлотты Бронте рисует перед нами процесс эмоционального и духовного роста главной героини, которая является непосредственным отражением реальной жизни Шарлотты.

Шарлотта Бронте отстаивает равенство женщины с мужчиной в семье и трудовой деятельности. «В своей Джейн Шарлотта пытается отобразить новый идеал женщины, она должна быть: с «пламенной душой», «прометеевской искрой» интеллекта, честным сердцем, и прежде всего – «свободным человеком с независимой волей», такой идеал во многом противоречит уже сложившемуся образу женщины Викторианской эпохи, где та остаётся покорным и зависимым от мужчины созданием» .

Информация о работе Отражение викторианской эпохи в творчестве сестёр Бронте