Основные направления и формы деятельности ГРДНТ г.Москва

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Изучить и проанализировать основные направления и формы ГРДНТ г.Москвы.
Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть историю и изучить предмет деятельности ГРДНТ г.Москвы;
• выявить приоритетные направления деятельности ГРДНТ г.Москвы;
• проанализировать основные направления деятельности ГРДНТ г.Москвы;
• определить формы деятельности ГРДНТ г.Москвы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I: Государственный Российский Дом народного творчества: история, виды деятельности……………………………………………………………….6
1.1. История и предмет деятельности ГРДНТ г. Москва……………………...7
1.2. Приоритетные направления деятельности ГРДНТ г.Москва……………15
Глава II: Анализ основных направлений и форм деятельности ГРДНТ г. Москва……………………………………………………………………………19
2.1. Анализ основных направлений деятельности ГРДНТ г. Москва……….19
2.2. Формы деятельности ГРДНТ г. Москва…………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………45
Словарь терминов………………………………………………………………..47
Приложение ………………………………………………………………….…..50

Файлы: 1 файл

Курсовая_тема 7.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

В 2000 году Государственный Российский Дом народного творчества определен ЮНЕСКО основным партнером от российской стороны в реализации международных проектов «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества» и «Живые человеческие сокровища». Благодаря усилиям и активности президента ГРДНТ два уникальных явления традиционной культуры России – «Семейские Забайкалья» из Республики Бурятия и «Олонхо» из Республики Саха (Якутия) провозглашены шедеврами устного и нематериального наследия человечества. За эту работу Эльвира Семеновна Кунина удостоена высокой награды – премии Правительства Российской Федерации в области культуры. В течение многих лет Эльвира Семеновна бессменно переизбирается на должность заместителя Генерального секретаря Международной Организации по народному творчеству ИОФ при ЮНЕСКО.

Долгие годы Эльвира Семеновна вынашивала идею учреждения премии за заслуги в области народного творчества для руководителей любительских художественных коллективов. Идея обрела реальные очертания, и с 2002 года в Москве лучшим из лучших вручают премию Минкультуры России (с 2006-го – премию Правительства Российской Федерации «Душа России») за вклад в развитие народного творчества.

У Эльвиры Семеновны много почетных наград и званий: заслуженный работник культуры Российской Федерации, ордена Дружбы, Почета, Благодарность В. В. Путина – в то время Президента Российской Федерации. В марте 2010 года указом Президента России она включена в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России. Но лучшей наградой для нее всегда была любимая работа, общение с коллегами, воплощение в жизнь удивительных интересных проектов во благо развития народного искусства.

Эльвира Семеновна человек творческий и оптимистичный. Именно такой взгляд на жизнь дает силы преодолевать сложные ситуации, в которых не раз за последние годы оказывалась культура. Даже в самые непростые времена Эльвира Семеновна всегда подчеркивала: «Мы не выживаем, а живем полноценной жизнью, потому что заняты любимым делом».

Направление 4 – Повышение квалификации кадров

Одной из главных задач методической работы является совершенствование профессионального уровня работников культуры, повышение их квалификации и уровня общекультурного развития, расширение научного кругозора. Вопрос о переподготовке кадров всегда актуален. Развитие общества и повышение компетентности специалистов являются понятиями неразделимыми. Успешное обновление всех сторон жизни страны в решающей мере зависит от того, насколько быстро и глубоко каждый человек проникается пониманием необходимости радикальных перемен, насколько решительно, энергично и компетентно будет работать на своем участке. Эти проблемы затрагивают и культурно-досуговую деятельность, относятся к работникам учреждений культуры. Эта категория работников в силу творческого характера своего труда, его многофункциональности, изменчивости форм и содержания работы более чем другие нуждается в постоянном обогащении новыми идеями, свежими мыслями, передовым опытом.

Одним из немногих действенных механизмов, способных решить эту задачу, является система повышения квалификации и переподготовки кадров. В нее входят: совершенствование профессионального мастерства кадров культуры, имеющих профессиональную подготовку, профессиональная переориентация и обучение профессиональному мастерству кадров, имеющих не специальную подготовку или опыт работы в других отраслях народного хозяйства; освоение профессиональных навыков и введение в профессию для части кадров, не имеющих никакой профессиональной подготовки.

Специалисты методических центров выезжают непосредственно в учреждения культуры, где оказывают практическую помощь в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий, дают консультации, помогают найти и использовать наиболее перспективные направления в работе, организуют семинары, практические занятия, выявляют недостатки, помогают в их устранении. В местах расположения учреждений культуры методисты изучают культурные запросы населения и определяют возможности их реализации в условиях культурно-досугового учреждения. На базе лучших учреждений культуры, коллективов художественной самодеятельности методисты апробируют, а затем и внедряют в практику результаты исследований, передовой опыт, новую методику и формы работы. Методические органы выступают организаторами смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества, выставок, циклов мероприятий, праздников и многих других культурно-досуговых, информационно-просветительских и развлекательных мероприятий. Сложилась положительная практика проведения регулярных учебно-методических культурно-досуговых мероприятий, таких, как учеба руководителей коллективов художественного творчества различных жанров. Методические центры ведут методико-аналитическую работу на основе материалов, получаемых из учреждений культуры, результатов научных исследований отраслевых научных и учебных центров культуры.

Направление 5 – ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Миссия методического обеспечения в настоящее время – создание эффективных механизмов управления культурными ресурсами регионов. В последние десятилетия резко снизился уровень подготовки методистов социально-культурной деятельности, что в первую очередь связано с происходящими в стране реформами, в том числе в области профессионального образования. Развивающаяся по новым правилам экономика потребовала качественно новых специалистов, владеющих не столько знаниями в технологии создания услуг, сколько знаниями принципов менеджмента (управления) процессами их производства и сбыта, т. е. произошло четкое разделение на производителей и управленцев. 

Методическая работа – это целенаправленный, целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионализма и квалификации работников как показателя качества кадрового потенциала организации. Целостность и непрерывность – главные характеристики методической работы, подчеркивающие подчинение всех ее составляющих единой цели, последовательность и непрерывность мер по ее достижению. Современная методика должна основываться на поставленных целях перед сферой культуры в общегосударственном масштабе в данном месте, в данное время, и учитывать традиции, сложившиеся в этой местности, структуру населения и его потребности. Эта задача выполнима только в результате тщательного анализа всех составляющих процесса.

На основании точного анализа, вытекающего из детального изучения потребителя услуг культуры и содержания самой услуги, может родиться креативное решение дальнейшего развития социально-культурных предложений.

Какова цель деятельности сегодня? Какой она будет завтра? Что сегодня может предложить субъект услуги? Кто сегодня является объектом услуги? Кто завтра станет объектом услуги? Какая услуга сегодня востребована? Какую услугу можно предложить субъекту завтра? Что сегодня необходимо для обеспечения услуги? Что завтра понадобится для обеспечения будущей услуги? Какие качества предъявляются к субъекту сегодня? Какие качества потребуются от субъекта завтра? Вот неполный перечень вопросов, который должен задать себе каждый методист в первый день работы. Ответить на эти вопросы возможно только путем подробного изучения и анализа результатов деятельности в предыдущий поддающийся анализу период.

Главная цель методической работы (как говорилось выше) – это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала, эрудиции и компетентности, а конечная цель методического обеспечения – оснащение учреждений культуры передовой методикой, и на этой основе – обеспечение уровня работы, соответствующего потребностям общества и каждого человека в отдельности.

Методическая работа должна иметь четко обозначенные задачи, которые отражают ее отношение к организации в целом, к коллективу, к руководителям творческих коллективов и к участникам коллективов, к посетителям.

По отношению к учреждению методическая работа решает следующие задачи:

– нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;

– совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов социально-культурной деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;

– информационное обеспечение учреждения.

По отношению к специалистам методическая работа решает следующие задачи:

– повышение уровня профессионализма (профессионализма знаний, общения и самосовершенствования);

– ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик, приемов и способов;

– совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;

– обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг;

– поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

– организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;

– организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;

– внедрение в практику работы основ научной организации труда.

По отношению к коллективу методическая работа решает такие задачи, как:

– согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам социально-культурной деятельности;

– сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;

– способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;

– организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;

– создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространения передового опыта (внешнего и внутреннего).

По отношению к участникам творческих коллективов методическая работа подразумевает оказание учебно-методической помощи по конкретным видам творчества.

Современная роль и значимость методических служб во многих субъектах Российской Федерации подтверждается тенденцией к укреплению материальной базы путем перевода Домов (Центров) народного творчества в крупные Дворцы, чем заняты, например, Свердловская, Тюменская, Ростовская, Томская, Кировская, Пермская области. В целях оптимизации процесса методического обеспечения деятельности многие территории объединяют Дома (Центры) народного творчества с курсами повышения квалификации (Хабаровский край, Вологодская, Ленинградская области) и развивают сеть филиалов в муниципальных образованиях (Псковская область, Республика Башкортостан).

В ряде субъектов Российской Федерации Дома (Центры) народного творчества являются главными исполнителями региональных программ развития культуры (Республики Чувашия, Саха (Якутия), Иркутская, Вологодская, Белгородская области).

В соответствии с уставными задачами региональная сеть Домов (Центров) народного творчества представлена следующими наименованиями: Дома (Центры) народного творчества, Дома (Центры) народного творчества и досуга, научно-методические Центры народного творчества и досуга, Центры народного творчества и повышения квалификации.

Кроме региональных Домов народного творчества, изучение и практическое восстановление народных традиций ведут специально созданные учреждения – такие, как районные и сельские методические Центры, Центры народной традиционной культуры, Дома ремесел, национально-культурные Центры. В своей деятельности вышеназванные учреждения культуры исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывая принципиально новые, востребованные обществом, социально значимые формы и методы работы учреждений культуры.

Обеспечивая методическую базу преобразовательных процессов в связи с реформами, Государственный Российский Дом народного творчества (ГРДНТ) и региональные Д(Ц)НТ (Республики Карелия, Чувашия, Удмуртия, Саха (Якутия), Алтайский, Ставропольский края, Астраханская, Белгородская, Новгородская, Новосибирская, Псковская, Ростовская и Свердловская области) провели мониторинг досуговых предпочтений населения. По результатам мониторинга, а также исходя из требований реформ местного самоуправления и бюджетного сектора, предполагающих широкомасштабную реструктуризацию сети и оптимизацию деятельности клубных учреждений, специалистами ГРДНТ были проведены проектные семинары в 15 территориях Российской Федерации.

Концептуальной основой стратегии сегодня является методическое сопровождение преобразовательных процессов, происходящих в связи с реформой местного самоуправления, которая влечет за собой масштабную реструктуризацию сети учреждений культурно-досуговой сферы, традиционно ведущей работу по сохранению нематериального культурного наследия.

Создание современной методики, позволяющей соблюсти баланс интересов государства, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также баланс интересов государственной культурной политики и населения, является приоритетной задачей методических служб.

Для этого необходимо:

Проанализировать интегрированные формы учреждений и организаций культуры и описать технологию их создания;

Создать методику преобразования учреждений в новые типы и формы;

Создать оптимальный перечень услуг организаций культуры;

Внедрить систему оценки качества;

Информация о работе Основные направления и формы деятельности ГРДНТ г.Москва