Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 11:58, курсовая работа
Цель. Изучить и проанализировать основные направления и формы ГРДНТ г.Москвы.
Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть историю и изучить предмет деятельности ГРДНТ г.Москвы;
• выявить приоритетные направления деятельности ГРДНТ г.Москвы;
• проанализировать основные направления деятельности ГРДНТ г.Москвы;
• определить формы деятельности ГРДНТ г.Москвы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I: Государственный Российский Дом народного творчества: история, виды деятельности……………………………………………………………….6
1.1. История и предмет деятельности ГРДНТ г. Москва……………………...7
1.2. Приоритетные направления деятельности ГРДНТ г.Москва……………15
Глава II: Анализ основных направлений и форм деятельности ГРДНТ г. Москва……………………………………………………………………………19
2.1. Анализ основных направлений деятельности ГРДНТ г. Москва……….19
2.2. Формы деятельности ГРДНТ г. Москва…………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………45
Словарь терминов………………………………………………………………..47
Приложение ………………………………………………………………….…..50
Реестр будет представлять собой информационную систему, включающую в себя базу данных ОНН (аннотация, описание, исследование, документирование, реферат, примечания, цифровое отображение – графика, фото, видео и звук).
В настоящее время начата работа по апробированию опыта Реестра на первичных документах и материалах об объектах нематериального культурного наследия, вошедших в Списки ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия человечества).
Проведение деятельности по созданию и ведению Реестра ОНН потребует скоординированных усилий специалистов различных субъектов РФ, использования накопленного российского и зарубежного опыта, совершенствования подготовки квалифицированных кадров, способных проводить работу по выявлению и учету ОНН.
В качестве положительного российского опыта следует отметить Республику Алтай и Белгородскую область. Например, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Алтай от 5 декабря 2008 года № 120-РЗ «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия Республики Алтай» Правительством Республики Алтай утверждено Постановление от 16 марта 2009 г. № 50 «Об утверждении порядка формирования государственного реестра и проведения экспертизы объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай».
Приказом Управления культуры Белгородской области от 23 января 2008 года № 20 создана рабочая группа по подготовке Единого реестра объектов нематериального культурного наследия Белгородской области и утверждено Положение о реестре.
Эти документы включены в данный сборник материалов в качестве положительного примера.
Также в приложении сборника включены
документы, уточняющие значение понятий
«фольклор», «традиционная народная культура», «нематериальное культурное
наследие» и др., принятых в международной
практике.
В современной науке отсутствует единое универсальное и общеупотребительное значение термина «фольклор».
Международный термин «фольклор», обозначающий народную культуру и предложенный в 1846 году археологом Уильямом Джоном Томсоном, постоянно претерпевал изменения. Объем обозначаемых им видов народной культуры то расширялся, то сужался. Чрезмерное расширение понятия «фольклор» таит в себе опасность отождествления его с понятием «народное творчество», которое включает в себя обширную сферу проявления коллективной и индивидуальной художественной инициативы, все современные направления и формы любительского художественного творчества.
На совещании правительственных экспертов ЮНЕСКО по сохранению фольклора (Париж, 1 марта 1985 г.) предлагалось использование унифицированного определения термина. В Рекомендации о сохранении фольклора, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее 25 сессии (Париж, 15 ноября 1989 г.), предлагается следующее определение: «Фольклор (или традиционная и народная культура) – есть совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражений чаяний сообщества, его культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации или другими способами. Его формы включают, в частности, язык, литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества.».
Анализируя итоги выполнения вышеназванной рекомендации через 10 лет после ее принятия на состоявшейся международной конференции «Глобальная оценка рекомендации 1989 года по сохранению традиционной культуры и фольклора: возможности на местах и международное сотрудничество» в Смитсониевском институте, а также в связи с новыми концептуальными подходами в международной практике к проблемам сохранения традиционной народной культуры, качественной переоценкой и особым вниманием к нематериальному культурному наследию использование термина «фольклор» признано некорректным. В полноценно функционирующей культуре устный компонент оказывается главной и незаменимой составной частью. Определение понятия «фольклор» в том виде, которое дано в «Рекомендации» ЮНЕСКО, применимо, в основном, к конечным продуктам, а не к самим процессам производства.
До времени надлежащего исследования, выработки и внедрения в международную практику соответствующей терминологии на упомянутой конференции принято решение продолжать использование термина «фольклор» наряду с другими терминами – «устное наследие», «нематериальное наследие», «традиционные знания, навыки и умения», «формы познания, быта и деятельности». Термин «нематериальное культурное наследие» рассматривается, как «выработанные людьми процессы наряду со знаниями, навыками и творчеством, которые наследуются и развиваются ими, продуктами, которые они создают, и ресурсами, пространствами и другими аспектами социального и природного характера, необходимыми для обеспечения их устойчивости».
Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации
является основой всего многообразия направлений, видов и форм народной
культуры современного общества. На его основе складываются народные
знания и умения, образы и языки, обычаи и нравы, традиции, творчество,
формы семейной, обрядово-праздничной жизни, хозяйственной деятельности, система фольклора.
На основе передачи из поколения в поколение традиционных знаний,
умений и навыков не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие
этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений (семейных, общинных, трудовых, межпоколенных, половозрастных), принимают упорядоченный характер отношения и связи человека с окружающим миром. Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации несет в себе важнейшие свойства и качества этнического развития, в котором находит выражение исторический путь каждого народа.
Как показал опыт практического воссоздания и сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, в
новых, кардинально изменившихся условиях оно не утрачивает своей
способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни, решать самые насущные проблемы современности. Народная культура является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С ее помощью решаются такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями.
Основными хранителями народных традиций являются сегодня
учреждения культурно-досугового типа.
Вместе с тем недостаточность бюджетов сельских и городских поселений влечет за собой неудовлетворительное качество услуг культурно-досуговых учреждений. Устаревшая техническая оснащенность и
низкий уровень квалификации творческого персонала не позволяют им предоставлять современные услуги, направленные на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.
Особого внимания заслуживает проблема состояния развития культуры
и сохранения нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов России.
Экстенсивное освоение природы, неглубоко продуманное проведение
курса "на преодоление культурной отсталости" в отношении коренных малочисленных народов России без учета местной специфики нанесли в
свое время значительный ущерб культурному наследию этих народов привели к утрате ими многих самобытных традиций.
Низкий уровень благосостояния населения и в целом неблагоприятная
социально-демографическая ситуация – это еще один комплекс проблем, которые являются актуальными в настоящее время.
В этой связи поддержка на общегосударственном уровне практических
мер, направленных на возрождение культурных традиций коренных малочисленных народов России, является важным объектом внимания.
Сегодня существует серьезный недостаток в национальных кадрах специалистов – фольклористов и этнографов, руководителей фольклорных
коллективов, методистов-организаторов по традиционной народной культуре.
Недостаток финансирования и специфические природно- демографические условия в значительной мере сказываются на сохранении самобытной культуры коренных малочисленных народов. Сложной проблемой для народных коллективов является организация гастрольно-концертной деятельности по причине удаленности этих территорий и неразвитости коммуникационной инфраструктуры.
Национальные творческие коллективы испытывают недостаток в репертуаре по причине отсутствия средств на фольклорные экспедиции и
доступа к музыкальным записям прошлых лет. Недостаточно переиздавались
существующие исследования фольклористов, работы специалистов по
народной хореографии, сказительству и декоративно-прикладному искусству. Уход из жизни непосредственных носителей и хранителей нематериального культурного наследия в условиях отсутствия изучения
образцов народного искусства может повлечь за собой безвозвратные
потери некоторых видов нематериального культурного наследия России.
Наряду с обозначенными факторами, свидетельствующими о недостаточном внимании к объектам нематериального культурного наследия
народов России, на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует
перечень таких объектов, который бы позволил вырабатывать комплексные меры по их сохранению и развитию.
Проблема популяризации нематериального культурного наследия
народов Российской Федерации требует особого внимания печатных и
электронных средств массовой информации.
Особенностью современной общественной жизни России является то,
что наряду с коренными народами в стране проживают и некоренные
народы, образующие национальные диаспоры.
Важно поддерживать и развивать нематериальное культурное наследие
всех народов России, способствуя культивированию нравственных
ценностей, развитию взаимопонимания между народами, повышению общего уровня культуры.
Таким образом, решение всего комплекса системных проблем, сложившихся в сфере сохранения и развития нематериального культурного
наследия народов России, возможно при координации деятельности различных участников процесса, включая федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, учреждений культуры и общественных организаций.
Направление 2 – проведение всероссийских фестивалей, конкурсов, выставок (Приложения 2-3) будет рассмотрено в пункте 2.2. данной работы.
Направление 3 – МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО «СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ».
Международные культурные связи – одно из важных направлений деятельности Государственного Российского Дома народного творчества. Э. С. Кунина разработала и реализовала уникальные проекты пропаганды традиционной культуры России во многих странах мира. Наибольшую известность получили масштабные программы «Русская деревня в Америке», осуществленные в 1989 и в 1990 годах при поддержке Посольства США и Бруклинской музыкальной академии, фестивали русского народного искусства в Испании, международные проекты «Голоса женщин России от Белого моря до Черного» во Франции, выставки и концерты в рамках проекта «Великий шелковый путь» совместно с Домом культуры народов мира в Париже.
Э. С. Кунина активно сотрудничает с Департаментом по культурным связям и делам ЮНЕСКО МИД России, Постпредством России в ЮНЕСКО, Московским Бюро ЮНЕСКО, другими международными неправительственными организациями. Она является членом Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. В разное время Э. С. Куниной и коллективу ГРДНТ было доверено проведение международных симпозиумов и семинаров ЮНЕСКО в России, которые затем получили самые высокие оценки участников.
Информация о работе Основные направления и формы деятельности ГРДНТ г.Москва