Основные направления и формы деятельности ГРДНТ г.Москва

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Изучить и проанализировать основные направления и формы ГРДНТ г.Москвы.
Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть историю и изучить предмет деятельности ГРДНТ г.Москвы;
• выявить приоритетные направления деятельности ГРДНТ г.Москвы;
• проанализировать основные направления деятельности ГРДНТ г.Москвы;
• определить формы деятельности ГРДНТ г.Москвы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I: Государственный Российский Дом народного творчества: история, виды деятельности……………………………………………………………….6
1.1. История и предмет деятельности ГРДНТ г. Москва……………………...7
1.2. Приоритетные направления деятельности ГРДНТ г.Москва……………15
Глава II: Анализ основных направлений и форм деятельности ГРДНТ г. Москва……………………………………………………………………………19
2.1. Анализ основных направлений деятельности ГРДНТ г. Москва……….19
2.2. Формы деятельности ГРДНТ г. Москва…………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………45
Словарь терминов………………………………………………………………..47
Приложение ………………………………………………………………….…..50

Файлы: 1 файл

Курсовая_тема 7.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

Реестр будет представлять собой информационную систему, включающую в себя базу данных ОНН (аннотация, описание, исследование, документирование, реферат, примечания, цифровое отображение – графика, фото, видео и звук).

В настоящее время начата работа по апробированию опыта Реестра на первичных документах и материалах об объектах нематериального культурного наследия, вошедших в Списки ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия человечества).

Проведение деятельности по созданию и ведению Реестра ОНН потребует скоординированных усилий специалистов различных субъектов РФ, использования накопленного российского и зарубежного опыта, совершенствования подготовки квалифицированных кадров, способных проводить работу по выявлению и учету ОНН.

В качестве положительного российского опыта следует отметить Республику Алтай и Белгородскую область. Например,  в соответствии со статьей 3 Закона Республики Алтай от 5 декабря 2008 года № 120-РЗ «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия Республики Алтай» Правительством Республики Алтай утверждено Постановление от 16 марта 2009 г. № 50 «Об утверждении порядка формирования государственного реестра и проведения экспертизы объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай».

Приказом Управления культуры Белгородской области от 23 января 2008 года № 20 создана рабочая группа по подготовке Единого реестра объектов нематериального культурного наследия Белгородской области и  утверждено Положение о реестре.

Эти документы включены в данный сборник материалов в качестве положительного примера.

Также в приложении сборника включены документы, уточняющие  значение понятий «фольклор», «традиционная народная культура», «нематериальное культурное наследие» и др., принятых в международной практике.                                                                                

В современной науке отсутствует единое универсальное и общеупотребительное значение термина «фольклор».

Международный термин «фольклор», обозначающий народную культуру и предложенный в 1846 году археологом Уильямом Джоном Томсоном, постоянно претерпевал изменения. Объем обозначаемых им видов народной культуры то расширялся, то сужался. Чрезмерное расширение понятия «фольклор» таит в себе опасность отождествления его с понятием «народное творчество», которое включает в себя обширную сферу проявления коллективной и индивидуальной художественной инициативы, все современные  направления и формы любительского художественного творчества.

На совещании  правительственных экспертов ЮНЕСКО по сохранению фольклора (Париж, 1 марта 1985 г.) предлагалось использование унифицированного определения термина. В Рекомендации о сохранении фольклора, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее 25 сессии (Париж, 15 ноября 1989 г.), предлагается следующее определение: «Фольклор (или традиционная и народная культура) – есть совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражений чаяний сообщества, его культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации или другими способами. Его формы включают, в частности, язык, литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества.».

Анализируя итоги выполнения вышеназванной рекомендации через 10 лет после ее принятия на состоявшейся международной конференции «Глобальная оценка рекомендации 1989 года по сохранению традиционной культуры и фольклора: возможности на местах и международное сотрудничество» в Смитсониевском институте, а также в связи с новыми концептуальными подходами в международной практике к проблемам сохранения традиционной народной культуры, качественной переоценкой и особым вниманием к нематериальному культурному наследию использование термина «фольклор» признано некорректным. В полноценно функционирующей культуре устный компонент оказывается главной и незаменимой составной частью. Определение понятия «фольклор» в том виде, которое дано в «Рекомендации» ЮНЕСКО, применимо, в основном, к конечным продуктам, а не к самим процессам производства.

До времени надлежащего исследования, выработки и внедрения в международную практику соответствующей терминологии на упомянутой конференции принято решение продолжать использование термина «фольклор» наряду с другими терминами – «устное наследие», «нематериальное наследие», «традиционные знания, навыки и умения», «формы познания, быта и деятельности». Термин «нематериальное культурное наследие» рассматривается, как «выработанные людьми процессы наряду со знаниями, навыками и творчеством, которые наследуются и развиваются ими, продуктами, которые они создают, и ресурсами, пространствами и другими аспектами социального и природного характера, необходимыми для обеспечения их устойчивости».

Нематериальное  культурное  наследие народов Российской Федерации

является основой всего многообразия направлений, видов и форм народной

культуры  современного  общества.  На его основе складываются народные

знания и умения, образы и языки, обычаи и нравы, традиции, творчество,

формы     семейной,    обрядово-праздничной    жизни,    хозяйственной деятельности, система фольклора.

На  основе передачи из поколения в поколение традиционных знаний,

умений  и  навыков  не  только  закрепляется  весь  опыт  практической деятельности  человеческого  сообщества,  но  и  формируются важнейшие

этнические   идеалы,  моральные  принципы  и  нравственные  установки, регулируются нормы социальных отношений (семейных, общинных, трудовых, межпоколенных,   половозрастных),   принимают  упорядоченный  характер отношения  и связи человека с окружающим миром. Сохраняя до наших дней свое  основополагающее  значение,  нематериальное  культурное наследие народов  Российской  Федерации  несет  в  себе  важнейшие  свойства  и качества   этнического   развития,   в   котором   находит   выражение  исторический путь каждого народа.

Как   показал   опыт   практического   воссоздания  и  сохранения нематериального  культурного  наследия народов Российской Федерации, в

новых,  кардинально  изменившихся  условиях  оно  не  утрачивает своей

способности  активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни, решать самые насущные проблемы современности. Народная культура является  действенным  средством профилактики и преодоления негативных социальных   явлений   в  детской  и  молодежной  среде,  формирования патриотических,    гражданских    качеств   личности,   толерантности,  воспитания  духовности  и  нравственности, стабилизации и гармонизации семейных  и  общественных  отношений.  С  ее  помощью  решаются  такие  серьезные  проблемы,  как  восстановление  и  развитие  социального  и экономического  потенциала  сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями.

Основными   хранителями   народных   традиций   являются  сегодня

учреждения культурно-досугового типа.

Вместе  с  тем  недостаточность  бюджетов  сельских  и  городских поселений   влечет   за   собой  неудовлетворительное  качество  услуг культурно-досуговых  учреждений. Устаревшая техническая оснащенность и

низкий  уровень  квалификации  творческого  персонала  не позволяют им предоставлять   современные   услуги,  направленные  на  сохранение  и развитие   нематериального  культурного  наследия  народов  Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает проблема состояния развития культуры

и    сохранения    нематериального   культурного   наследия   коренных малочисленных народов России.

Экстенсивное  освоение  природы, неглубоко продуманное проведение

курса  "на  преодоление  культурной  отсталости"  в отношении коренных малочисленных  народов  России  без  учета местной специфики нанесли в

 свое  время  значительный  ущерб  культурному  наследию  этих народов привели к утрате ими многих самобытных традиций.

Низкий уровень благосостояния населения и в целом неблагоприятная

социально-демографическая  ситуация – это еще один комплекс проблем, которые являются актуальными в настоящее время.

В этой связи поддержка на общегосударственном уровне практических

мер, направленных   на   возрождение  культурных  традиций  коренных малочисленных народов России, является важным объектом внимания.

Сегодня  существует  серьезный  недостаток  в национальных кадрах специалистов – фольклористов и этнографов, руководителей фольклорных

коллективов,   методистов-организаторов   по   традиционной   народной культуре.

Недостаток финансирования и специфические природно- демографические  условия  в  значительной мере сказываются на сохранении самобытной культуры коренных малочисленных народов. Сложной проблемой    для    народных    коллективов    является    организация гастрольно-концертной   деятельности   по   причине  удаленности  этих территорий и неразвитости коммуникационной инфраструктуры.

Национальные   творческие   коллективы  испытывают  недостаток  в репертуаре  по  причине отсутствия средств на фольклорные экспедиции и

доступа к музыкальным записям прошлых лет. Недостаточно переиздавались

существующие   исследования   фольклористов,  работы  специалистов  по

народной    хореографии,   сказительству   и   декоративно-прикладному искусству.  Уход  из  жизни  непосредственных  носителей  и хранителей нематериального  культурного  наследия  в условиях отсутствия изучения

образцов  народного  искусства  может  повлечь  за собой безвозвратные

потери некоторых видов нематериального культурного наследия России.

Наряду    с   обозначенными   факторами,   свидетельствующими   о недостаточном внимании к объектам нематериального культурного наследия

народов России, на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует

перечень  таких объектов, который бы позволил вырабатывать комплексные меры по их сохранению и развитию.

Проблема   популяризации   нематериального  культурного  наследия

народов  Российской  Федерации  требует  особого  внимания  печатных и

электронных средств массовой информации.

Особенностью  современной  общественной жизни России является то,

что  наряду  с  коренными  народами  в  стране  проживают и некоренные

народы, образующие национальные диаспоры.

Важно поддерживать и развивать нематериальное культурное наследие

всех   народов   России,   способствуя   культивированию  нравственных

ценностей,  развитию  взаимопонимания между народами, повышению общего  уровня культуры.

Таким   образом,   решение  всего  комплекса  системных  проблем, сложившихся  в сфере сохранения и развития нематериального культурного

наследия   народов   России,  возможно  при  координации  деятельности различных    участников    процесса,    включая   федеральные   органы исполнительной  власти, органы власти субъектов Российской Федерации и

муниципальных   образований,   учреждений   культуры   и  общественных организаций.

Направление 2 – проведение всероссийских фестивалей, конкурсов, выставок (Приложения 2-3) будет рассмотрено в пункте 2.2. данной работы.

Направление 3 – МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ  ЮНЕСКО «СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ».

Международные культурные связи – одно из важных направлений деятельности Государственного Российского Дома народного творчества. Э. С. Кунина разработала и реализовала уникальные проекты пропаганды традиционной культуры России во многих странах мира. Наибольшую известность получили масштабные программы «Русская деревня в Америке», осуществленные в 1989 и в 1990 годах при поддержке Посольства США и Бруклинской музыкальной академии, фестивали русского народного искусства в Испании, международные проекты «Голоса женщин России от Белого моря до Черного» во Франции, выставки и концерты в рамках проекта «Великий шелковый путь» совместно с Домом культуры народов мира в Париже.

Э. С. Кунина активно сотрудничает с Департаментом по культурным связям и делам ЮНЕСКО МИД России, Постпредством России в ЮНЕСКО, Московским Бюро ЮНЕСКО, другими международными неправительственными организациями. Она является членом Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. В разное время Э. С. Куниной и коллективу ГРДНТ было доверено проведение международных симпозиумов и семинаров ЮНЕСКО в России, которые затем получили самые высокие оценки участников.

Информация о работе Основные направления и формы деятельности ГРДНТ г.Москва