Полиция и основные направления ее деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение назначения полиции и основные направления ее деятельности.
Для достижения намеченной цели мы должны решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и назначение, а также правовую основу деятельности российской полиции;
изучить принципы и основные направления деятельности полиции, ее обязанности и права;
изучить структуру полиции;
раскрыть содержание полномочий полиции
рассмотреть гарантии правовой защиты сотрудников полиции

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_obrazovania_i_nauki_Rossyskoy_Fed.docx

— 48.65 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Ни одно государство в мире – ни самое либеральное, ни сверх тоталитарное – не может обойтись без полиции. Преступность существовала всегда, и любое общество нуждалось и всегда будет нуждаться в органах, призванных охранять порядок, имущество, жизнь и безопасность граждан. Таким органом и является полиция – это особая правоохранная структура, имеющая задачи и полномочия, отличные от других служб.

Деятельность полиции регламентирует Конституция РФ,1 закон «О полиции»,2 закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»3 и другие федеральные законы.

Актуальность рассмотрения положения именно полиции вызвана ее особой ролью в системе правоохранительных органов государства.

Роль полиции является наиболее значительной в сфере внутренних дел. Как мы знаем из повседневной жизни, она обеспечивает соблюдение общественного порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и общественных объединений, охраны собственности и борьбы с преступностью. Очень часто мы, граждане России, сталкиваемся в том или ином случае с сотрудниками ГИБДД, патрульно-постовой службы, паспортно-визовых подразделений, подразделений уголовного розыска, участковыми инспекторами и т.д. Данные должностные лица являются работниками органов внутренних дел, а точнее полиции.

В данной курсовой работе мы будет заниматься рассмотрением проблемы, касающейся деятельности полиции, ее задач и полномочий, прав и обязанностей.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение назначения полиции и основные направления ее деятельности.

Для достижения намеченной цели мы должны  решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и назначение, а также правовую основу деятельности российской полиции;
  • изучить принципы и основные направления деятельности полиции, ее обязанности и права;
  • изучить структуру полиции;
  • раскрыть содержание полномочий полиции
  • рассмотреть гарантии правовой защиты сотрудников полиции

Объектом исследования выступают нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и деятельность полиции в Российской Федерации. Наша работа будет состоять из двух основных глав. Впервой главе мы будем рассматривать назначение полиции, ее структуру, основные направления, принципы деятельности и полномочия. Вторая глава будет посвящена проблеме реализации правового статуса полиции. В заключении мы сделаем вывод.

 

  1. ПОЛИЦИЯ КАК ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

1.1. Назначение и система  полиции

 

Полиция - составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел.4

Федеральным законом понятие «полиция» раскрывается через призму ее социальной роли в российском обществе. Так, согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ «О полиции» она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. При этом полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.5 А также полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Система полиции представляет собой строгую иерархию организационно-функциональных звеньев, которая представлена подразделениями, организациями и службами,  ее система определяется Президентом Российской Федерации, согласно ст. 4 ФЗ «О полиции».6

В центральном аппарате МВД России полиция представлена следующими подразделениями:

- Главным  управлением вневедомственной охраны;

- Главным  управлением по обеспечению безопасности  дорожного движения;

- Главным  управлением по обеспечению охраны  общественного порядка и координации  взаимодействия с органами исполнительной  власти субъектов РФ;

- Главным  управлением по противодействию  экстремизму;

- Главным  управлением собственной безопасности; 

- Главным  управлением на транспорте МВД  России;

- Главным  управлением уголовного розыска;

- Главным  управлением экономической безопасности  и противодействия коррупции;

- Национальным  центральным бюро Интерпола;

- Управлением  по обеспечению безопасности  лиц, подлежащих государственной  защите;

- Управлением  по обеспечению деятельности  подразделений специального назначения  и авиации;

- Управлением  по обеспечению безопасности  крупных международных и массовых  спортивных мероприятий;

- Управлением  оперативно-розыскной информации;

- Управлением  по организации дознания.7

 

 

1.2 Основные направления  и принципы деятельности, правовая  основа и организация.

 

К перечню основных направлений деятельности полиции относятся: защита граждан и государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.  А также по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности8.

Принципы деятельности полиции - это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе "О полиции". Принципы деятельности полиции объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям). Критерии принципов деятельности полиции следующие:

  • положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым;
  • принцип - это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными;
  • несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения;
  • принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм.9

Первый из основных принципов деятельности полиции - принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.10 Согласно ст. 17 и ст. 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.11 Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма. Какую бы деятельность ни осуществлял сотрудник полиции, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником полиции никогда не стоит задача причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства. Никакие благородные цели не могут оправдать факт не предусмотренного законом нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, применения к человеку незаконных средств, пытки, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного законом (необоснованного) насилия (принуждения). Полиция должна с одинаковым вниманием относиться ко всем лицам, вовлеченным в сферу ее деятельности, обеспечивать возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина.

Вторым принципом деятельности полиции является законность.12 Законность - это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности в деятельности полиции - это требование от подразделений и сотрудников полиции осуществления своих функций и реализации полномочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, Федерального закона "О полиции" и иных законов, регулирующих правовой статус и деятельность полиции. Полиция, реализуя свой правовой статус, должна правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление сотрудника полиции от этого требования не только подрывает авторитет всей полиции, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Только урегулированная законодательством деятельность может быть частью осуществляемого полицией правоприменения, поэтому нарушение нормы права может вывести действие за пределы законности. Полученное сотрудником полиции, к примеру, с нарушением закона доказательство признается недопустимым и не может быть положено в основу обвинения. Незаконные с позиции гражданина действия (решения, бездействие) сотрудника полиции может быть обжалованы не только прокурору и в суд, но и руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, непосредственно обеспечивающего контроль за законностью решений и действий данного конкретного должностного лица полиции, либо вышестоящему руководителю.

Третий принцип – беспристрастность.13 Это совершенно новый принцип Федерального закона о полиции, но новый он лишь по форме. Раскрывая содержание принципа, законодатель затронул ряд разноплановых вопросов - беспристрастность полиции ко всем гражданам, независимо от пола, расы, национальности, языка и пр., а также независимость полиции от политических партий, общественных и религиозных общественных объединений, требование к моральному облику полицейского, чтобы он не совершал действий, подрывающих авторитет полиции. Здесь же закреплено равенство граждан перед законом. В нашем случае - перед законом, регламентирующим состав преступления (иного правонарушения), процедуру привлечения лица к ответственности и компетенцию полиции в области защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Четвертый принцип – открытости и публичности.14 Предполагается, что полиция будет регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть, сеть Интернет, путём отчётов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами.

Пятый принцип - общественного доверия и поддержки граждан.15 Этот принцип вызывает особый интерес. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. В связи с этим, при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах предусматривается создание общественных советов, в состав которых должны войти представители общественных объединений, правозащитные организации, представители конфессий, а также профессиональные объединения предпринимателей. Помимо этого, действия сотрудника полиции должны быть понятны лицам, присутствующим при их проведении. Например, задержание преступника не должно походить на разбойное нападение. Сотрудник полиции должен перед производством задержания, а при отсутствие такой возможности в процессе его производства пояснить присутствующим кто он такой (сообщить свои должность, звание, фамилию) и что именно он делает (производит задержание преступника). В случае совершения сотрудником полиции правонарушения, выразившегося в нарушении прав и свобод граждан или прав организаций, полиция обязана в пределах своих полномочий не только принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, а равно принести извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции. Нерадивый сотрудник полиции должен быть привлечен к законной ответственности.

Шестой принцип – взаимодействия и сотрудничества.16 В целях эффективного выполнения задач, возложенных на полицию и был закреплён принцип взаимодействия и сотрудничества с правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Ведь без эффективного взаимодействия полиции с указанными учреждениями, должностными лицами и гражданами невозможно полное, объективное и всестороннее разрешение поставленных перед ней задач. К условиям взаимодействия часто относят "разграничение компетенции субъектов взаимодействия". Иначе: "осуществление взаимодействия в пределах предоставленных субъектам полномочий". Соблюдение этого положения имеет большое значение. Оно обеспечивает номинальный психологический климат, оптимальное использование сил и средств. В современных условиях в ходе налаживания нового механизма взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества необходимо опираться на имеющийся опыт подобного сотрудничества. Данный принцип взаимодействия и сотрудничества призван восстанавливать утраченные или крайне ослабленные общественные связи и выстраивать новые направления и формы взаимодействия с гражданами, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Информация о работе Полиция и основные направления ее деятельности