Историко-культурные особенности юбилейного торжества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении историко-культурных особенностей юбилейного торжества.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- изучить историко-культурные особенности праздника;
- рассмотреть происхождение праздника;
- охарактеризовать становление и развитие праздника;
- описать современное состояние праздника;
- изучить перспективы праздничной ситуации;
- рассмотреть ценностно-смысловую структуру праздника;
- изучить формы и содержание праздника;
- описать событие как основу праздничных коммуникаций;
- изучить героев и персонажи праздничного действия;
- рассмотреть выразительные средства праздников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
1.Историко-культурные особенности праздника………………………… 5
1.1.Происхождение праздника……………………………………………. 5
1.2.Становление и развитие праздника……………………………………. 7
1.3.Современное состояние праздника…………………………………….. 10
1.4.Перспективы праздничной ситуации………………………………….. 14
2. Ценностно-смысловая структура праздника…………………………… 18
2.1.Формы и содержание праздников……………………………………… 18
2.2.Событие как основа праздничной коммуникации…………………… 21
2.3.Герои и персонажи праздничного действия…………………………. 27
2.4.Выразительные средства праздника…………………………………… 30
Заключение…………………………………………………………………. 34
Список использованной литературы……………………………………… 35
Приложение………………………………………………………………… 37

Файлы: 1 файл

Историко-культурные особенности юбилейного торжества.docx

— 93.73 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

1.Историко-культурные особенности  праздника…………………………

5

1.1.Происхождение праздника…………………………………………….

5

1.2.Становление и развитие  праздника…………………………………….

7

1.3.Современное состояние  праздника……………………………………..

10

1.4.Перспективы праздничной  ситуации…………………………………..

14

2.Ценностно-смысловая структура  праздника……………………………

18

2.1.Формы и содержание  праздников………………………………………

18

2.2.Событие как основа  праздничной коммуникации……………………

21

2.3.Герои и персонажи  праздничного действия………………………….

27

2.4.Выразительные средства  праздника……………………………………

30

Заключение………………………………………………………………….

34

Список использованной литературы………………………………………

35

Приложение…………………………………………………………………

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования состоит в том, что человек начиная со своего рождения делить свою жизнь на будние дни, выходные и праздники. Каждому хочется, чтобы праздников было как можно больше, при этом его могут сдерживать от них же финансовые возможности, а также время, которое в достаточное мере мы затрачиваем на их проведение.

Если совместить красные даты всех народов, то практически каждый день превращается в праздник. Поэтому ограничиваться относительно даты, не стоит, поскольку праздник это порыв фантазии, который можно использовать в любой день.

Сложно определить период, когда в жизни народа не существовало праздников. Скорее всего, истоки праздника начинаются с ритуальных плясок вокруг костра. Ведь со времен существования язычества, человек никогда не упускал возможности поплясать, попеть или устроить игры. К праздникам относили и поклонение Богам, и жертвоприношение, и ритуальные танцы.

Праздники способны объединять людей в группы и наоборот — разбивать на общности в соответствии с национальностью, государством, религией и т.д. Праздник, как социальное событие, формирует определенные правила и способы поведения, создает ценности.

  Любой праздник имеет свои традиции и обычаи, заложенные еще в глубокой древности. Если раньше праздники носили только характер традиции, то позже они стали официальными, а еще позднее — регламентированными.

Стоит отметить, что насыщенные разными торжественными мероприятиями, проблема праздников и юбилеев в частности стала очень актуальной. Празднование юбилеев является ключом к осознанию духовных устремлений и идеологии времени. В настоящее время юбилеи начинают основательно воздействовать на культурную компоненту страны, духовное положение сообщества, наметить характер развития культуры. Юбилей в наше время прекратили являться лишь данью памяти и предлогом для празднований, однако стал достаточно сильным культурным катализатором, влияющим на положение исторической памяти народа.

В настоящее время проблематика исследования теории праздника преодолевает рамки этнографических, историко-культурных, культурно-антропологических разработок, поэтому данная тема является весьма актуальной и требует дальнейшей разработки.

Объект исследования - юбилей как культурно-социальный феномен.

Предмет исследования - исторические, историко-культурные, социокультурные процессы, вызванные юбилейными событиями.

Цель исследования состоит в изучении историко-культурных особенностей юбилейного торжества.

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

- изучить историко-культурные  особенности праздника;

- рассмотреть происхождение  праздника;

- охарактеризовать становление  и развитие праздника;

- описать современное  состояние праздника;

- изучить перспективы  праздничной ситуации;

- рассмотреть ценностно-смысловую  структуру праздника;

- изучить формы и содержание праздника;

- описать событие как  основу праздничных коммуникаций;

- изучить героев и персонажи  праздничного действия;

- рассмотреть выразительные  средства праздников.

В качестве методов исследования применялись социально-философский, исторический, системный, функционалистский, междисциплинарный подходы.

 

 

 

1.Историко-культурные  особенности праздника

 

1.1.Происхождение  праздника

Праздники - это самые радостные, всеми любимые мероприятия, направленные на поднятие настроения, развлечение людей. Праздник нельзя назвать только лишь календарным событием, потому что он происходит только там, где его ждут и создают. Праздник, своего рода, противоположность обыденности, скучным будням.

Исторические истоки праздника уходят в глубокую старину, они плотно переплетены с мистическими обрядами, работой людей, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле имелась общечеловеческая необходимость в праздниках, которая давала возможность выполнить важнейшие общественные функции: компенсаторную, эстетическую, морально облагораживающую. Праздник выступал как инструмент духовного единения, общественного самовыражения и приобретения свободы, раскрепощения, снятия тяжести ежедневных хлопот и тревог.

Как бы глубоко ни погружались мы в историю, нам не удастся отыскать такое время, в котором не было бы праздников. Начиная от танцев возле костра по случаю успешной охоты и заканчивая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и иными календарными пиршествами сегодняшних дней. С первобытного периода и языческого осмысления природы и места и роли в ней народа не упускал возможности попеть, поплясать, поиграть. Восхваляли богов, поклонялись идолам, пытались умилостивить их жертвоприношениям, песнями, плясками, забавами. Данная база доживших до наших дней обычаев и ритуалов достаточно узнаваема, если изучать историю формирования и развития цивилизации.

Торжества могут влиять на коллектив, общество, создают прочные стереотипы поведения, присущие этим публичным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации.

Торжество постоянно создает оптимистичную жизнеутверждающую атмосферу; его содержательная сторона различается выраженно-духовной направленностью. В нем довольно ощутима многолетняя последовательность духовных ценностей.

С развитием цивилизации праздники становились публичными, а с утверждением государственности как формы и средства управления обществом ещё и регламентированными. Этот же инструмент использован и религией. Причем и религиозные деятели, и государственные весьма взыскательно наблюдали за тем, чтобы празднества разного масштаба и содержания не пересекали официально установленных рамок. Данная система жива и сейчас.

  Большую роль в торжествах получает его эстетическая основа: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, яркость, экспрессивность, алогизм, зрелищность, составляющие карнавальности, театрализация. Все эти свойства роднят праздник с художеством, однако не отождествляются с ним. Торжество является пограничной зоной между настоящей жизнью и художественным творением.

Типология празднеств многообразна: народные (национальные), церковные, общегосударственные, профессиональные, семейные и др. Народным торжествам присуща естественность, неотъемлемость, самостийность. Общегосударственные торжества различает высочайший уровень протокольной регламентированности, выраженный идеологический вектор. Церковные празднества являются отображением той либо другой формы верований. Наблюдается определенное сходство народных и церковных празднеств, т.к. в этнонациональных культурах вероисповедание выступает одной из главных форм ценностной ориентации. Однако, народные торжества могут не ограничиваться религиозными, т.к. включают в себя и часть светской культуры (карнавальная субкультура в рамках средневековья). Имеется вероятность в перспективе перевоплощения общегосударственных праздничных мероприятий в народные.

Когда же разговор идет о семейных торжествах, официальная регламентация утрачивает свою довлеющую силу. В семье действуют свои регламенты и существуют собственные праздники. Не является лишним заявить, что без торжеств жизнь семьи невозможна.

Само понятие праздник превращается в зависимости от положения любой семьи, ей духовных, религиозных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.

Семейные торжества чрезвычайно многообразны, ведь у каждой семьи свои традиции, нормы, свои условия в определении значимости различных событий. Однако, при всем при этом семейные праздники следует поделить на общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим праздникам относятся появление детей, свадьба, дни рождения, именины, годовщины супружества, юбилеи и т.д.

В настоящее время в нашей жизни почти все поменялось. Однако влечение людей к торжествам, намерение по-особенному отпраздновать различные значимые события в своей жизни.

Торжественное мероприятие  отражает общественные противоречия, к примеру, ущемление демократических форм жизни граждан, пренебрежение к национальным традициям, разрушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией и т.д. Эти противоречия обретают своё воплощение в комическом аспекте торжественных мероприятий, в его шутливых и сатирических формах. Праздник является древнейшей и многообещающей моделью культуры народов.

 

1.2.Становление  и развитие праздника

Юбилей - праздник, отмечаемый абсолютно всеми жителями нашей необъятной Родины, независимо от пола, расы и возраста. Несмотря на огромную популярность этого замечательного праздника, многие из нас и не догадываются о происхождении этого праздника. В то же время, стоит отметить, что традиции и обычаи данного торжества имеют занимательную и интересную историю возникновения.

Традиция празднования юбилея сформировалась тогда, когда люди стали отмечать круглые даты дней рождений и важных событий с большим размахом, чем обычные праздники. Со временем юбилеи превратились в торжественное мероприятие, которое подводило какие-то итоги, позволя­ло вспомнить прошедшие годы и оценить, насколько они были продуктивными.

Самой известной юбилейной датой является пятидесятилетие, которому уделяется такое внимание не по воле случая, а по причине эзотерического магического смысла этого числа для древних народов.

Считается, что собственно слово «юбилей» произошло от еврейского слова «йобель», что означает «год свободы», в котором рабы становились свободными, а заложенное имущество возвращалось хозяевам. Данный закон был введен пророком Моисеем для всех евреев. Этот примечательный год наступал в год после 7 седьмиц (после 7 семилетий). По всей видимости, причиной такого отношения к цифре 7 была мистическая сила, которой, по поверью, она обладала, поэтому вполне логично, что после 7 семилетий наступал год всепрощения.

С латинского это слово переводится, как «юбилейный год». Юбилей – это празднование 25‑, 50– и 100‑летнего дня рождения или деятельности человека. Так сложилось исторически. А на самом деле в наше время любую «круглую», т. е. заканчивающуюся на «5» или на «0», дату называют юбилеем. Начиная с 5‑летнего дня рождения ребенка, все такие годы празднуют как юбилейные. В чем причина такого выделения «особых» дат? Видимо, в любви всех людей к праздникам.

Все круглое в жизни человека с древнейших времен считалось особенным, тесно связанным с природными и космическимим силами. Даже еще до того, как выяснилось, что Земля имеет круглую форму, язычники почитали солнце, приносившее им тепло и свет. Самые разные ритуалы были посвящены этому круглому светилу – зажигали и скатывали с гор деревянные колеса или обручи, девушки плели круглые венки, а пояс, имеющий форму окружности, считался оберегом у многих народов. Против злых сил люди проводили вокруг себя магический круг. Даже хоровод, принятый не только у славян, имеет ритуальное значение.

Так же обстоит дело и с «круглыми» датами. Они требуют к себе особенно трепетного отношения, так как знаменуют в жизни человека особую дату, определенную веху в жизни. Юбилей обычно празднуют более широко, чем ежегодные дни рождения, с приглашением большего числа гостей и оригинальной развлекательной программой.

Все круглое в жизни человека с древнейших времен считалось особенным, тесно связанным с природными и космическими силами. Даже еще до того, как выяснилось, что земля имеет круглую форму, язычники почитали солнце, приносящее им тепло и свет. Самые разные ритуалы были посвящены этому круглому светилу - зажигались и скатывались с гор деревянные колеса или обручи, девушки плели круглые венки, а пояс, имеющий форму окружности, считался оберегом у многих народов. Против злых сил люди проводили вокруг себя магический круг. Даже танец хоровод, принятый не только у славян, имеет ритуальное значение.

Информация о работе Историко-культурные особенности юбилейного торжества