Икона, религия и человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:44, контрольная работа

Краткое описание

В древней Руси живопись была доступна всем. Для выполнения этой задачи искусство православного мира выработало своеобразные приемы. Эта художественная система позволила полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. "Образ" по-гречески - икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг.

Файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 102.71 Кб (Скачать)

       В 1911 г. на Всероссийском съезде  художников в Петербурге открылась  выставка расчищенных икон из  частных собраний, в первую очередь  С. П. Рябушинского и Н. П.  Лихачева. Она в корне изменила  общее представление о древней  русской иконе как явлении  нехудожественном или малохудожественном. Яркость и чистота цвета, точность  и твердость рисунка, выверенность  композиций не только произвели  сильнейшее эстетическое впечатление,  но и оказались созвучными  творческим поискам художников  нач. XX в. Некоторые профессиональные  художники занялись иконописанием,  стремясь возродить его древние  традиции (Д. С. Стеллецкий). 

Иконопись после 1917 г. 

После прихода  к власти большевиков развитие церковной  живописи на территории России было практически  остановлено. Живописные работы в действующих  храмах обычно носили поновительский характер. К немногочисленным исключениям  относится творчество В. А. Комаровского, начавшего работать в 10-х гг. ХХ в., и М. Н. Соколовой (монахини Иулиании), учившейся уже в 20-х гг. у иконописца-реставратора В. О. Кирикова.

     В 1928–1929 гг. В. А. Комаровский расписал церковь Св. Софии на Софийской  набережной в Москве (сейчас под  побелкой), а в 1936 г.— алтарь кладбищенской  церкви в Рязани (роспись переписана). Вслед за Д. С. Стеллецким художник стремился  воссоздать иконографию и стиль  древней иконописи, что в послеоктябрьское время приобрело явный смысл  неприятия советской идеологии (художник был расстрелян в 1937). М. Н. Соколова много занималась копированием древних икон и фресок, после войны трудилась над украшением храмов ТСЛ, в 1958 г. организовала иконописный кружок при МДА.

     Интересна творческая судьба А. Е. Куликова, профессионального  иконописца из Калуги, еще до революции  окончившего Строгановское училище  и занявшегося светской живописью. В 20-х гг. ХХ в. он стал одним из родоначальников  «советского лубка», в 30-х — членом Союза художников, а под конец  жизни вернулся к работам для  Церкви. По его эскизам и при  его непосредственном участии была создана роспись алтарной части  и сводов Богоявленского Елоховского  собора (2-я пол. 40-х гг.). Редчайшим  и высокохудожественным образцом церковной  живописи того же времени является мозаика с изображением равноконечного креста в церкви Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне в Москве, выполненная  неизвестным мастером. Приемы советских  мозаик послевоенной поры удивительным образом сочетаются в ней со стилистикой  и духом древнейших памятников Равенны. Центр православного иконописания был создан в 30-х гг. ХХ в. в Париже силами русской эмиграции (Г. И. Кругом (иноком Григорием), Л. А. Успенским); иконы  писали также в Финляндии и  США, где имелось заметное количество прихожан православной Церкви.

     Возрождение иконописания в России началось в 80-х  гг. ХХ в., хотя некоторые иконописцы начали работать для Церкви в предшествующие десятилетия (архиеп. Сергий (Голубцов), игум. Алипий (Воронов)). Практически  все «восьмидесятники» получили светское профессиональное художественное образование, но в своем творчестве обратились к принципам древнерусской  иконы. Это было вызвано желанием возродить утраченную духовность, воплощенную  в формах традиционного иконописания.

     Такая позиция способствовала художественной ориентации на древние образцы, хотя и заимствованные из разных эпох и  школ. Так, по мнению архим. Зинона, каждый иконописец должен пройти тот же путь, что и первые русские мастера  после принятия христианства, т. е. учиться  на произведениях византийской живописи; большинство же современных иконописцев  обратилось к отечественному опыту  — от иконописи Киевской Руси до царских мастеров XVII в. В 1982 г. возникло первое за советский период профессиональное объединение иконописцев — Алексеевская Патриаршая мастерская. Важной вехой  в становлении современного иконописания стали работы по воссозданию интерьеров храмов московского Данилова монастыря, возвращенного Церкви в 1983 г. В 90-х гг., когда открылись ранее закрытые и опустошенные храмы, увеличилось число верующих, потребность в иконах значительно возросла. Уже в 1990 г. на базе иконописного кружка монахини Иулиании (Соколовой) открылась иконописная школа при МДА, в следующем году возникла приходская иконописная школа при московской церкви свт. Николая в Кленниках, в ПСТБИ был учрежден факультет церковных художеств с кафедрой иконописания. Появились новые мастерские в Москве и епархиях, в частности в Твери, Курске, Воронеже, Ярославле.

     В Палехе иконописная мастерская непосредственно  наследовала прежние иконописные  традиции, законсервированные в т. н. народном промысле. Стилистически современная  икона до сих пор представляет подражание формам древнерусской иконописи  разных периодов и мастеров, нередки  и чисто копийные произведения. В  монументальной живописи особое место  принадлежит воссозданию росписи  храма Христа Спасителя. Несколько  бригад художников, победивших в конкурсе, согласно заданным условиям с максимальной точностью и профессионализмом  восстановили все композиции, написанные в XIX в. в академическом стиле. Поскольку  роспись фактически дважды была одобрена священноначалием (при ее появлении  в прошлом веке и при принятии решения о воссоздании), она становится образцом для последующего иконописания. Все большее распространение  получает техника мозаики, привлекающая своей нарядностью и долговечностью (мозаичные образа сейчас, как правило, размещаются на наружных стенах храмов и на воротах). В отличие от иконописи  в лучших образцах мозаики преобладает  не подражание, а художественная интерпретация  традиции. 
 
 

Вывод

На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.  

     Создание  икон – это особый вид церковного служения, который сопровождается регулярными  постами и молитвами. Особенно важна  молитва перед работой. Создание иконы отличается особенным, благоговейным  отношением к материалам и предварительным  рисункам – их нельзя выкидывать, все  должно сжигаться. Кроме того, существуют строгие законы, касающиеся создания самого изображения. Последовательность написания иконы схожа с процессом  сотворения мира

      Иконописец  – это только исполнитель церковных  канонов. И точностью их передачи определяется его мастерство. Но самое  главное – это ответственное  отношение к качеству работы, потому что она не для людей, а для  Бога.

Иконопись - это сложное искусство, в котором  все имеет особый смысл: цвета  красок, строение храмов, жесты и  положения святых по отношению друг к другу. 

Первый образец  для иконы был дан нам еще  Спасителем. Он вытер полотенцем лицо, и на нем остался Его образ. Так появился Спас Нерукотворный. Первая же икона была написана евангелистом Лукой – учеником Христа. 

 Икона  - это не просто картина с  изображением тех, кому поклоняются  верующие, но и своеобразный психологический  показатель духовной жизни и  переживаний народа того периода,  когда она была написана. 

 Не смотря  на многочисленные гонения и  уничтожение икон, часть из них  все же дошла до нас и  являет собой историческую и  духовную ценность. 

      Научное изучение русской иконы  успешно продвигается вперед. Но  остается еще много осуществить  по линии публикации новых  памятников, по разграничению местных  художественных центров, по уточнению  датировок, по раскрытию реального,  а не вымышленного идейного  мира русского иконописца, по  выявлению его связей с исторической  действительностью, по анализу  дифференцированной художественной  проблематики (понимание в русской  иконе пространства, плоскости, силуэта,  цвета и т. д.), по расшифровке  идейного содержания отдельных  иконографических типов. Все эти  задачи стоят на очереди. И  чем быстрее они будут разрешены,  тем более глубокими будут  наши знания о русской иконописи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 
 

1. Алпатов М.В.  «Древнерусская иконопись».- М. , Изобразительное искусство, 1984.

2.Атеистический словарь,- М., 1986

3.Барская Н.А. «Сюжеты и образы древнерусской иконописи». - М., Просвещение, 1993.

4.Володарский Н.И.  «По залам  Третьяковской  галереи».  -  М., Изобразительное искусство, 1970.

5.Гусева Э.К.  «А.Рублев. Из собрания Гос. Третьяковской галереи».- М., 1990.

6.Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский «О почитании икон»  С.-П. 1995

7.Иванов А.П.  «Духовные основы церковного искусства». – Журнал московской патриархии N5 1989, с.67. 

8. Князь Е. Трубецкой  «Три очерка о русской иконе»,- Новосибирск 1991. 

9. Лазарев В.Н. «Русская иконопись от истоков до начала XVI века». М., Искусство, 2000.

10. Лепахин В.В.  «Икона и иконичность». — СПб., 2002.

11. Лифшиц Л. И. «Очерки истории живописи древнего Пскова». М., «Северный паломник», 2004,

с. 72-116 

12. Любимов Л.Д.  «Искусство древней Руси».  -  М.,  Просвещение, 1974.

13. Мень Александр. «История религии». Учебник. Том 2 «Культура Византии» в трех томах. Изд. «НАУКА», Москва 1984,1989 гг. 

14. Мейендорф Иоанн. «Византийское богословие. Исторические направления и вероучение».

Перевод с английского  А. Кавтаскина. М., «Когелет», 2001 

15. Монахиня Иулиания (Соколова) «Труд иконописца». — Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999.

16. Моисеева Т. В.  «История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность» — М.: «АРТ-БМБ», 2002. — 290 с. — ISBN 5-901721-12-8 

17. Некрасова М.А.  «Искусство древней традиции Палех».  -  М.,   Советский художник, 1984.

18. Сенкевич Г. «Камо Грядеши»

19. Советский энциклопедический словарь,- М., 1979 

20. Сарабьянов В. Д., Э. С. Смирнова. «История древнерусской живописи». М., ПСТГУ, 2007,с. 21-22,23-57,58-63, 255—265, 275—285 

21 .Сарабьянов В. Д.. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф// «Искусство Христианского мира». Выпуск 5. М.,ПСТБИ, 2001, с. 29-39 

22. Успенский А.А.  «Искусство русской церкви. Иконопись». - Журнал московской патриархии N8 1987, с.73. 

23. Ямщиков М.С. «Сокровища Суздаля».  - М.  Изобразительное искусство, 1970. 
 

Информация о работе Икона, религия и человек