Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:44, контрольная работа
В древней Руси живопись была доступна всем. Для выполнения этой задачи искусство православного мира выработало своеобразные приемы. Эта художественная система позволила полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. "Образ" по-гречески - икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг.
В 1911 г. на Всероссийском съезде
художников в Петербурге
Иконопись
после 1917 г.
После прихода к власти большевиков развитие церковной живописи на территории России было практически остановлено. Живописные работы в действующих храмах обычно носили поновительский характер. К немногочисленным исключениям относится творчество В. А. Комаровского, начавшего работать в 10-х гг. ХХ в., и М. Н. Соколовой (монахини Иулиании), учившейся уже в 20-х гг. у иконописца-реставратора В. О. Кирикова.
В 1928–1929 гг. В. А. Комаровский расписал церковь Св. Софии на Софийской набережной в Москве (сейчас под побелкой), а в 1936 г.— алтарь кладбищенской церкви в Рязани (роспись переписана). Вслед за Д. С. Стеллецким художник стремился воссоздать иконографию и стиль древней иконописи, что в послеоктябрьское время приобрело явный смысл неприятия советской идеологии (художник был расстрелян в 1937). М. Н. Соколова много занималась копированием древних икон и фресок, после войны трудилась над украшением храмов ТСЛ, в 1958 г. организовала иконописный кружок при МДА.
Интересна
творческая судьба А. Е. Куликова, профессионального
иконописца из Калуги, еще до революции
окончившего Строгановское
Возрождение иконописания в России началось в 80-х гг. ХХ в., хотя некоторые иконописцы начали работать для Церкви в предшествующие десятилетия (архиеп. Сергий (Голубцов), игум. Алипий (Воронов)). Практически все «восьмидесятники» получили светское профессиональное художественное образование, но в своем творчестве обратились к принципам древнерусской иконы. Это было вызвано желанием возродить утраченную духовность, воплощенную в формах традиционного иконописания.
Такая
позиция способствовала художественной
ориентации на древние образцы, хотя
и заимствованные из разных эпох и
школ. Так, по мнению архим. Зинона, каждый
иконописец должен пройти тот же путь,
что и первые русские мастера
после принятия христианства, т. е. учиться
на произведениях византийской живописи;
большинство же современных иконописцев
обратилось к отечественному опыту
— от иконописи Киевской Руси до
царских мастеров XVII в. В 1982 г. возникло
первое за советский период профессиональное
объединение иконописцев —
В
Палехе иконописная мастерская непосредственно
наследовала прежние
Вывод
На протяжении
всей истории христианства иконы служили
символом веры людей в Бога и его помощь
им. Иконы берегли: их охраняли от язычников
и, позднее, от царей-иконоборцев.
Создание
икон – это особый вид церковного
служения, который сопровождается регулярными
постами и молитвами. Особенно важна
молитва перед работой. Создание
иконы отличается особенным, благоговейным
отношением к материалам и предварительным
рисункам – их нельзя выкидывать, все
должно сжигаться. Кроме того, существуют
строгие законы, касающиеся создания
самого изображения. Последовательность
написания иконы схожа с
Иконописец – это только исполнитель церковных канонов. И точностью их передачи определяется его мастерство. Но самое главное – это ответственное отношение к качеству работы, потому что она не для людей, а для Бога.
Иконопись
- это сложное искусство, в котором
все имеет особый смысл: цвета
красок, строение храмов, жесты и
положения святых по отношению друг
к другу.
Первый образец
для иконы был дан нам еще
Спасителем. Он вытер полотенцем лицо,
и на нем остался Его образ.
Так появился Спас Нерукотворный. Первая
же икона была написана евангелистом
Лукой – учеником Христа.
Икона
- это не просто картина с
изображением тех, кому
Не смотря
на многочисленные гонения и
уничтожение икон, часть из них
все же дошла до нас и
являет собой историческую и
духовную ценность.
Научное изучение русской
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись».- М. , Изобразительное искусство, 1984.
2.Атеистический словарь,- М., 1986
3.Барская Н.А. «Сюжеты и образы древнерусской иконописи». - М., Просвещение, 1993.
4.Володарский Н.И. «По залам Третьяковской галереи». - М., Изобразительное искусство, 1970.
5.Гусева Э.К. «А.Рублев. Из собрания Гос. Третьяковской галереи».- М., 1990.
6.Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский «О почитании икон» С.-П. 1995
7.Иванов А.П. «Духовные
основы церковного искусства». – Журнал
московской патриархии N5 1989, с.67.
8. Князь Е. Трубецкой
«Три очерка о русской иконе»,- Новосибирск
1991.
9. Лазарев В.Н. «Русская иконопись от истоков до начала XVI века». М., Искусство, 2000.
10. Лепахин В.В. «Икона и иконичность». — СПб., 2002.
11. Лифшиц Л. И. «Очерки истории живописи древнего Пскова». М., «Северный паломник», 2004,
с. 72-116
12. Любимов Л.Д. «Искусство древней Руси». - М., Просвещение, 1974.
13. Мень Александр. «История
религии». Учебник. Том 2 «Культура Византии»
в трех томах. Изд. «НАУКА», Москва 1984,1989
гг.
14. Мейендорф Иоанн. «Византийское богословие. Исторические направления и вероучение».
Перевод с английского
А. Кавтаскина. М., «Когелет», 2001
15. Монахиня Иулиания (Соколова) «Труд иконописца». — Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999.
16. Моисеева
Т. В. «История Иконописи. Истоки. Традиции.
Современность» — М.: «АРТ-БМБ», 2002. — 290
с. — ISBN 5-901721-12-8
17. Некрасова М.А. «Искусство древней традиции Палех». - М., Советский художник, 1984.
18. Сенкевич Г. «Камо Грядеши»
19. Советский энциклопедический словарь,- М., 1979
20. Сарабьянов В. Д., Э.
С. Смирнова. «История древнерусской живописи».
М., ПСТГУ, 2007,с. 21-22,23-57,58-63, 255—265, 275—285
21 .Сарабьянов В. Д.. «Успение
Богоматери» и «Рождество Христово» в
системе декорации собора Антониева монастыря
и их иконографический протограф// «Искусство
Христианского мира». Выпуск 5. М.,ПСТБИ,
2001, с. 29-39
22. Успенский А.А.
«Искусство русской церкви. Иконопись».
- Журнал московской патриархии N8 1987, с.73.
23. Ямщиков М.С. «Сокровища
Суздаля». - М. Изобразительное искусство,
1970.