Религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:48, реферат

Краткое описание

Ислам и Мухаммед.
Коран.
Мечеть.
Молитва.
Исламское искусство.
Хаджж.

Файлы: 1 файл

Ислам защитное слово.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Одной из древнейших форм культуры является религия. Как и религиозные обряды, культы, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: Буддизма, Христианства, Ислама. Церковь объединяет верующих одного вероисповедания, разрабатывает единые нормы их поведения. В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонение растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы монтеизма (единобожия). Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Значительно возросло влияние религии в нашей стране. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквах, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие ранее разрушенные церкви и монастыри. Увеличилось количество тех, кто, например, в христианстве прошел через обряд крещения, появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей, в некоторых государственных школах появился новый предмет – Закон Божий. Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей.

В наши дни религиозная деятельность обрела новый размах, новые формы. Почему? Начнем с характеристики воздействия религии на духовную жизнь человека, прежде всего на его нравственность. Проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла и насилия век. В Коране написано: «Что вы издерживаете из блага, то – родителям, близким, сиротам, бедным путникам. Ведь чтобы вы не делали из добра – поистине Аллах про это знает». Поражает мудрость заповедей в Нагорной проповеди Христа: «Всякий, гневающийся  на брата своего напрасно, подлежит суду», «Когда творите милостыню не трубите об этом».

Приведенные нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый  духовный смысл, так как обращены к внутреннему, духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Да и служители культа способствуют тому, чтобы человек пришел поразмыслить именно в храм: они находят время для неспешной беседы, умеют слушать, помочь советом и делом. Они часто обращаются со словами утешения к самым «потерянным» слоям общества – преступникам.

По телевидению  и радио, в кино и газетах нам  по десять раз на дню, так или иначе, намекают: он - страшная угроза человечеству. В нем заключается неумолимая разрушительная сила, которую, по большому счету, можно победить лишь вместе с ним. Будь бдителен человек Запада... Из другой части земного шара с той же взвинченной страстью раздаётся обратное: без него — невозможно никакое благо. Душа только в нем — на верном пути. И кто этого не понимает - глупец или враг. Как тут быть, как разобраться? Как, в конце концов, приблизится к пониманию-  

ЧТО ТАКОЕ

МИР

 ИСЛАМА? 

Поэтому в своей работе я хочу коснуться религии всех мусульманских народов. В жизни любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода, по моему мнению, является религия. Это один из самых важных показателей жизни общества. Познавая новые религии, ты не только узнаешь много нового, но и открываешь при этом самого себя, учишься понимать поступки других людей. Каждая религия уникальна и люди, исповедующие ее, очень сильно отличаются друг от друга. Мне же данная религия показалась интересной, потому что за очень короткое время она охватила огромные массы людей. В современном мире ислам занимает второе место по численности последователей (900 млн. чел). Верующие мусульмане меньше всего задумываются о происхождении своей религии. Ислам представляется им самой совершенной религией, в отличие от других, которые мусульмане

считают заблуждением, ложной верой и т. п. 

Ислам и Мухаммед. 

Мусульманская религия и вера (дин и иман — для последователей Пророка эти два понятия не едины по смыслу, хотя и вытекают одно из другого, о чем говорится в основной статье) возникли в VII веке как результат проповедей жителя Мекки из рода хашим арабского племени курайш, некоего Мухаммеда. Родился он около 570 года в семье купца, занимался караванной торговлей. В сорок лет его стали посещать видения, перешедшие затем в речения из незримого источника. Вчерашний купец ни на минуту не сомневался в их божественном происхождении.

Мухаммед не стал, подобно своим предшественникам на пророческом поприще, облекать существо ниспосланных ему откровений в проповеди, а передавал их буквально, так, как говорил Всевышний. Вскоре среди мекканцев у него появились верные последователи и ярые враги, причем последних оказалось многим больше. Осознавая необходимость продолжить свою великую миссию, Пророк новой веры бежал из родного города на север, в оазис Йасриб, откуда происходила его мать. С этого исторического момента ислам вырвался на «оперативный простор». От него, кстати, начинается мусульманское летосчисление (хиджра).

В Йасрибе, переименованном  после смерти Мухаммеда в Мадинат-ан-Наби, «Город Пророка» (сокращенно — Медину), родоначальник мусульманства поселился в доме, который стал и первой в мире мечетью. Там и были сформулированы основные принципы исламского обряда, бытового поведения, а также искусства. Кроме того, здесь вдохновенный мекканец впервые столкнулся с иудеями и христианами, но это, как говорится, уже совсем другая история…

К 630 году Пророк стал правителем Медины, Мекки и значительной части Аравии. Он умер после тяжелой болезни, возвращаясь из военного похода в 632 году, на седьмом десятке лет. После него остались единственная дочь Фатима и ее муж, двоюродный брат Мухаммеда, Али ибн-Абу-Талиб, которые передали знамя ислама его грядущим поколениям.

Коран. 

Ислам — религия  «людей Книги», писания, посланного людям  через пророков. Священная книга мусульман — Коран (от араб, «ал-куран» — «чтение вслух»). Это запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммедом между 610 и 632 гг. Сначала откровения передавались в общине — умме — только изустно, по памяти. Некоторые из откровений последователи Пророка записывали по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали постоянно вести записи.

Он закрепил сложившуюся к тому времени систему  разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались по мере уменьшения объёма.

Структура Корана в дальнейшем претерпела некоторые  изменения. Они были вызваны необходимостью однозначного понимания текста, учитывались также потребности культовой практики, т. е. использования сур Корана в повседневном богослужении. В конце IX в.в текст Корана ввели огласовки

— харакат, т. е. специальные знаки, указывающие  на «правильное» чтение. Для удобства запоминания и декламации текст был поделён на 30 джуз (частей) и 60 хизб (отрезков).

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру «Ал-Фатиха» («Открывающая») обязан знать  наизусть (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же, что для христиан молитва «Отче наш».

Знатоки веры полагают, что точный в духовном смысле перевод на другие языки невозможен, ибо он не передаёт Божественной сущности откровений. В связи с этим некоторые  переводы Корана (в том числе и перевод на русский язык Валерии Пороховой) называются «переводами смыслов».

В ниспосланной Книге (как обычно называют Коран) наряду с ясно изложенными стихами —  мухкамат — существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначному толкованию. Такие стихи называются муташаббихат. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама.

Руководством  каждого мусульманина в решении  насущных проблем общественной и  личной жизни является не только Коран, но и Сунна ( в буквальном переводе с арабского «образец», «пример»); полное название -«Сунна посланника Бога». Это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле — сборник благих обычаев, традиционных установлений. Сунна дополняет Коран и почитается наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Священного предания и следование ему - один из главных критериев авторитетности и простых мусульман, и знатоков веры.

Многие  считают, что Коран призывает  к установлению ислама как единой религии для всех путем насилия  и подчинения людей. Такая точка  зрения не совсем верна, так как священники любой религии хотели бы иметь как можно большее количество прихожан. И эти обвинения мне кажутся беспочвенными. По сути в каждой религии есть такие призывы, но ислам дает человеку путь самоопределения, предоставляет свободу выбора. Ислам не несет за собой угрозы для цивилизационного общества. Коран можно принять для себя или не принять, но не следует забывать, что все обычаи Востока складывались столетиями и для истинных мусульман кажутся вполне приемлемыми, хотя, скажем, для европейского человека они кажутся дикими и жестокими. 

АЛ-ФАТИХА» («ОТКРЫВАЮЩАЯ») —  ПЕРВАЯ

СУРА  КОРАНА. 

Хвала Аллаху, который миров Господин,

Милостивый, Милосердный Он один.

Дня Страшного  суда Властелин,

Тебе  мы поклоняемся.

Помощь  даётся нам Тобой одним.

Веди  нас по пути тех, кто тобой водим.

По пути тех, на кого простерлась милость Твоя.

На кого Ты не гневаешься,

Кто не знает заблуждения кручин. 

Мечеть.

Молитвенное здание мусульман именуется мечетью (от араб, «масджид» — «место, где  совершают земные поклоны»). Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммеда в Медину и представляла собой четырёхугольный двор с навесом вдоль стен. Своеобразный облик мечети сложился к концу VIII в., когда рядом с ней начали возводить минарет (от араб. «манара» — «маяк») — башню, с которой возглашают призыв на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов. По традиции их может быть не больше, чем в священной Мекке. До начала XX столетия в Мекке их было восемь. Минарет может   составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. В последнем случае минаретам давали имена, отличавшиеся от названия мечети. Так, Кутб Минар (Минарет Столп) в Дели, построенный в честь исламизации Индии, имеет второе название — Башня Победы. Внутри мечети в одной из стен делают михраб — нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом — всё равно, что стоять перед лицом Бога. Некоторые михрабы пышно украшены инкрустациями из драгоценных камней, но такая роскошь не одобряется ортодоксальными мусульманами. Справа от михраба ставится минбар — кафедра для проповедника. С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием. В первые столетия существования ислама соборные мечети строились рядом с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. До X—XI вв. в мечетях преподавали различные религиозные дисциплины. Они могли служить и местом ночлега для странников.

Для пребывания в действующей мечети от молящихся  требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. Входя внутрь, обязательно снимают обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части мечети, либо в особых изолированных галереях. 

Молитва. 

Порядок молитвы  установился такой. Человек, совершив омовение, становится на молитвенный коврик, который называется саджжада, лицом к Мекке. Он предстаёт перед Богом во весь рост — как буква «алиф», с которой начинается величайшее имя Бога — Аллах, и произносит про себя или вслух формулу намерения совершить определённую молитву. Воздев руки на уровень лица он произносит: «Бог велик». Взяв левую руку в правую и прижав обе к животу, читает наизусть первую суру Корана — «Фатиха» («Открывающая») и любую другую короткую суру — обычно «Ихлас» («Очищение»). Затем молящийся совершает поясной поклон со словами «Хвала Богу». Выпрямившись, он говорит: «Бог услышит того, кто восхвалил Его». Затем опускается на колени, простирается ниц, касаясь земли лбом и ладонями. А, выпрямившись, произносит: «Бог велик». Потом земной поклон и формула восхваления Бога повторяются, молящийся поднимается, опустив руки, вложенные одна в другую. Таков один ракат. Заканчивая молиться, произносят формулу свидетельства веры; затем, попеременно поворачивая голову направо и налево, говорят: «Мир вам и милосердие Божие». Все молитвенные формулы произносят только по-арабски.

При коллективной молитве молящиеся располагаются  рядами, кто-то один руководит молением, стоя впереди спиной к остальным. Женщины молятся отдельно от мужчин, а если это невозможно, становятся сзади. Больные и инвалиды могут упрощать ритуал и даже ограничиваться мысленными движениями.

Ежедневных обязательных молитв пять: на рассвете (два раката); около полудня (четыре раката); между полуднем и закатом (четыре раката); на закате (три раката); ночная, перед сном (четыре раката). При необходимости можно объединять две первые и две последние молитвы. Нельзя молиться точно в полдень, а также в моменты восхода и заката. Допускается прямое обращение к Богу, произносимое на любом языке в пристойных выражениях без омовений и ракатов. В походных условиях разрешается молиться без омовений во всякое время и в любых положениях.

Коллективные  моления называются джума («сбор»). Их совершают по пятницам в специально предназначенной для этого мечети, именуемой пятничной, или соборной. Каждый совершает молитву в два раката. Затем имам произносит с кафедры краткую ритуальную проповедь — хутбу. Далее следует тихая общая молитва, и имам произносит вторую хутбу. Затем он встаёт перед верующими и совершает молитву в два раката. Содержание хутбы, как правило, не повторяется: имам каждый раз использует разные группы молитв, цитаты из Корана и наставления. Хутба имеет не только религиозное, но и политическое значение благодаря тради¬ции упоминания в молитве имени здравствующего руководителя государства. Если имя правителя опускается, это можно толковать как его осуждение или непризнание. Поэтому в некоторых мусульманских странах власти прямо или косвенно вмешиваются в содержание хутбы. 

Информация о работе Религия