Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:48, реферат
Ислам и Мухаммед.
Коран.
Мечеть.
Молитва.
Исламское искусство.
Хаджж.
Исламское
искусство.
Огромное влияние на развитие исламского искусства оказал Коран, поскольку в нём сформулированы главные правила отображения окружающего мира. Ислам признаёт только одного творца — Бога, поэтому задача художника, архитектора, гончара, мастерицы, ткущей ковры, — стать инструментом в Божественной руке. Человек в руке Бога, как перо в руке писца, может создавать только по воле Бога.
Искусство, литература, архитектура — всё это части мира, сотворенного Богом, а человеческие руки способны лишь дополнить этот мир по воле Бога.
Принято считать, что ислам запрещает изображать живых существ. В хадисах сказано, что несчастье ждёт того, кто будет изображать живое существо. В день Последнего суда те, кого изобразил художник, сойдут с картин и будут требовать, чтобы он отдал им душу. Но художник не сможет наделить свои создания душой, поэтому ему суждено гореть в вечном пламени. И сегодня можно увидеть исключительной красоты надписи на стенах мечетей, коврах, знамёнах, доспехах и на посуде; складываясь в узоры, они напоминают летящих птиц, змей и других животных... но только напоминают.
С моей
точки зрения, исламское искусство
поражает своей органичностью. В
нем нет ничего лишнего, но в тоже
время оно поражает своим богатством
и разнообразием. Говоря об архитектуре,
наблюдается строгость внешних форм, симметрия,
а убранство поражает посетителя своим
изяществом. В литературе же это четкая
законченность произведения и обязательно
настояние, сводящее все к религии.
Хаджж.
. Ещё одно обязательное предписание — паломничество в Мекку. Его хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. Тот, кто не может этого сделать сам, вправе послать вместо себя «заместителя». Хаджж совершают в месяце зу-л-хиджжа (с 7 по 13 число). Именно к этому времени караваны паломников прибывают в Мекку. Хаджж начинается с обряда шрама — приведения себя в состояние ритуальной чистоты. Символом чистоты является одежда паломника, состоящая из двух кусков белой материи: один оборачивается вокруг бёдер, другой набрасывается на плечи. Принятие ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Богу: «Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!».
Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и посещении всех святых мест во время паломничества. Ритуал хаджжа включает в себя переход через вытянувшиеся с запада на восток долины Мина и Муздалифа возле горы Арафат (в 18 км от Мекки). С полудня до захода солнца на девятый день зу-л-хиджжа происходит центральный обряд хаджжа — вукуф у Арафата: паломники слушают проповедь, молятся, а затем бегом устремляются в долину Муздалифа. Здесь у ярко освещенной мечети читаются вечерние и ночные молитвы. На следующий день после молитвы паломники отправляются в долину Мина, где бросают 7 камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов. Эти столбы символизируют дьявола. Затем следует обряд жертвоприношения животных, купленных здесь же.
Обрив голову или
срезав прядь волос, что означает выход
из храма, паломники направляются в Мекку,
чтобы совершить таваф - семикратный обход
Каабы, а также помолится у камня, где стоял
Ибрагим. Затем они пьют из источника Замзам.
Мусульманин, совершивший хаджж, получает
право носить белую чалму и почетную приставку
к имени- хаджи.
Деньги,
не имеющие процентов.
Основным правилом ведения денежных дел Коран объявляет справедливость, которая обеспечивается здоровой конкуренцией и запретом на какую-либо монополию. Далее, ради той же справедливости, шариат (свод основных законов, обязательных для мусульман) устанавливает равные права между участниками торгового процесса на распространение сведений о своих товарах (говоря языком сегодняшнего дня — на рекламу), осуждает спекулятивный доход и ссуду под проценты. Последняя, надо сказать, рассматривается как тяжкий грех и находится вне закона. Последователей Мухаммеда возмущает сама идея прироста денег «из ничего». Поэтому исламские банки работают по иному принципу и тем самым создают серьезную проблему для интеграции исламских экономик в магистральную мировую.
Если в западной модели деньги сначала заимствуются у одного объекта, чтобы затем дать их взаймы второму, причем в обе эти операции заложен определенный процент для банка (в первом случае — в его выплату, во втором — во взыскание), то на Востоке дело обстоит иначе.
Одна сторона
вносит в предприятие капитал. Другая—
свой труд. Стороны заранее
Закят.
Налог в пользу нуждающихся мусульман — закят (араб, «очищение») — обязательная милостыня, которая «очищает» души верующих от скупости и себялюбия. Те, кто его платит, получают моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом. Закят восходит к доисламской традиции выделения доли нуждающимся соплеменникам при разделе захваченной добычи. Он стал регулярно взиматься, когда была образована мединская община.
Правила сбора заката были установлены в период правления халифа Умара ибн ал-Хаттаба. Взрослые мусульмане уплачивают закят в размере 2,5 % стоимости домовладения и дохода от торговли и ремесла, а с продуктов земледелия — в размере 10 % урожая. Собранные суммы должны расходоваться в том округе, где они были собраны, за исключением средств, предназначенных «борцам за веру».
На практике закят превратился
в налог, расходуемый на государственные нужды. Наряду с закятом мусульмане могут делать добровольные пожертвования (деньгами, пищей, одеждой, в виде предоставления услуг и жилья, прощения долгов и обязательств), которые называют садака.
Состоятельные
люди жертвуют деньги, земли и недвижимость
в виде вакфа
— неотчуждаемого имущества, предназначенного
для общей пользы (например, постройки
и содержания мечети, медресе — религиозной
мусульманской школы, больницы, странноприимного
дома). С XI столетия вакфы стали основным
источником существования культовых учреждений,
а это в свою очередь способствовало объединению
духовенства. Как мне кажется, такая форма
человеческой деятельности очень сильно
объединяет людей. Она учит людей быть
щедрыми. Она настаивает, что мусульманин,
не платящий закят, - не просто грешник,
но и веропреступник. «Он будет гореть
в пламени Геенны и для него будут уготовлены
пластины, которыми будут прижигать его
бока и лоб».
Брак
и семейная жизнь.
Шариат рассматривает брак как обязанность перед Богом, а многочисленное потомство - как знак Божьего благоволения. В Коране сказано: « И совершайте брак для безбрачных среди вас и рабынь ваших. Если они бедны - обогатит их Аллах Своей щедростью». Согласно хадисам, «человек, вступивший брак, имеет в глазах Бога предпочтение перед набожным
мусульманином, остающимся холостым», а «худший из мертвых тот, кто умер холостым». Даже суфиям рекомендуется иметь семья, а в обязанности кади в Средние века входило наблюдение за тем, чтобы вдовы после траура вновь выходили замуж.
Многоженство в исламе допускается, но не является обязательным. Возможное количество жен ограничено четырьмя; все они имеют равные права и должны жить в одинаковых условиях. Мусульманин, вступая в брак, должен выплатить обязательный выкуп ( араб. «махр», тюрк, «калым») за невесту, порой составляющий значительную сумму. Жених выплачивает родителям невесты половину махра. Вторую часть он платит, только если решается на развод. Процедура развода по шариату проста. Если муж говорит жене: «Талак» («развод»), она уже может считать себя разведенной. Жена, как правило, уходит к родителям, но обязана вернуться к мужу, если он изменит своё решение. Слово «талак», повторенное трижды, делает примирение мужа и жены невозможным.
Согласно Корану и Сунне, необходимо ограждать семейный быт от постороннего внимания, от общения с людьми, не состоящими в близком родстве. Правила отделения женщин от «чужих» толкуются в шариате довольно пространно и являются основанием для женского затворничества. В общественных местах женщинам положено носить покрывала, полностью скрывающие очертания тела (араб, «аба», «бурка», «хабара»). Другое воплощение о запретности, заповедности женщины - это женская половина в домах мусульман (араб. «Харам»; отсюда «гарем»).
Согласно исламской
морали, мужчина и женщина должны
строго соблюдать определенные Богом
предписания быть «ведущей» и
«ведомой» частями
Мне кажется, что многоженство это скорее позитивная черта религии. Это совсем не отменяет для мусульманина обязанность любить каждую из тех, кого он взял в свой дом. Задача мужчины заключается в том, чтобы уберечь жену от искушения прелюбодействовать из-за неудовлетворенности супружеской жизнью. Правда, если уж не уберег, жалеть приходится как раз женщин. Шариат требует для них смертной казни за измену.
Интересно узнать, что до бракосочетания в загсе жених и невеста проходят специальный обряд в мечети по всем мусульманским традициям. Кстати считается, что чем больше гостей на свадьбе, тем лучше будет супружеская жизнь. Интересно узнать, что брак между мусульманином и христианкой невозможен без согласия родителей.
Многие русские
девушки уезжают в
Многие христиане
весьма скептически относятся к
многоженству и считают его богохульством,
а ислам неправильной и даже преступной
религией. Я совершенно не согласна с данной
позицией. Ислам основан на традициях,
которые складывались годами и столетиями.
А обвинять мусульман в том, что их образ
жизни отличается от нашего это глупо
и нелепо. Каждый человек имеет право на
самоопределение и имеет право сделать
свой выбор сколько жен ему иметь. Возможно,
это элемент зависти.