Икона, религия и человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:44, контрольная работа

Краткое описание

В древней Руси живопись была доступна всем. Для выполнения этой задачи искусство православного мира выработало своеобразные приемы. Эта художественная система позволила полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. "Образ" по-гречески - икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг.

Файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 102.71 Кб (Скачать)

     Для двух миниатюр, украшавших книгу, характерны тяжелые пропорции изображенных фигур и архитектуры, скованность  жестов и поз, резкие контрастные  высветления на ликах, упрощенность рисунка одежд.  

     Говоря  о русской иконе, невозможно не упомянуть  имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное значение.

     С именем (или хотя бы с эпохой) прп. Андрея Рублева связывают формирование русского высокого иконостаса. Существует предположение, что такие иконостасы были введены в русских храмах митр. Киприаном. Первоначально они, очевидно, имели три ряда — деисусный, праздничный и местный, хотя уже  в 1-й четв. XV в. известны и пророческие  ряды (чины), состоящие из поясных  икон. Центральной иконой деисусного ряда в московском варианте стал образ  Спаса во славе («Спас в силах»), что внесло в Деисус, а также  и в весь иконостас отчетливый эсхатологический оттенок. В XVI в., очевидно, возникли полнофигурный пророческий  и поясной праотеческий ряды (в  Софии Новгородской, 1528, и в Благовещенском соборе Московского Кремля). Иконостас  раскрывал те же идеи, что и стенопись  церкви. Это было особенно важно  в храмах, не имевших росписей (следует  напомнить, что преобладавшие на Руси деревянные храмы за очень немногими  исключениями не расписывались). Однако полные иконостасы в XVI–XVII вв. встречались  преимущественно в больших храмах, а в сельских церквах они часто  ограничивались местным и деисусным  рядами.  

Две эпохи русской  иконописи 
 

  Два расцвета русского иконописного искусства зарождаются в век величайших русских святых - Сергия Радонежского, Стефана Пермского и митрополита Алексия. По словам В. О. Ключевского  «эта присноблаженная троица ярким созвездием блещет в нашем XIV веке, делая его зарею политического и нравственного возрождения русской земли». При свете этого созвездия начался с XIV на XV век расцвет русской иконописи. Вся она от начала и до конца носит на себе печать великого духовного подвига Святого Сергия и его современников.

       Прежде всего, в иконе ясно  отражается общий духовный перелом,  переживаемый в те дни Россией.  Эпоха до Святого Сергия и  до Куликовской битвы характеризуется  общим упадком духа и робостью. По словам В. О. Ключевского, в те времена «Во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса» татарского нашествия. «Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость. Мать пугала неспокойного ребенка лихим татарином; услышав это злое слово, взрослые растерянно бросались бежать, сами не зная куда». Если посмотреть на икону начала и середины XIV века, то можно ясно почувствовать в ней, рядом с проблесками национального гения, эту робость народа, который еще боится поверить в себя, не доверяет самостоятельным силам своего творчества. Глядя на эти иконы, может подчас показаться, что иконописец не смеет быть русским. Лики в них продолговатые, греческие, борода короткая, немного заостренная, не русская.

       Это зрительное впечатление подтверждается  объективными данными. Родиной  русского религиозного искусства  XIV-XV веков, местом его высших достижений является «русская Флоренция» - Великий Новгород. Но в XIV веке этот великий подъем религиозной живописи представлен не русскими, а иностранными именами - Исаии Гречина и Феофана Грека. Последний был величайшим новгородским мастером и учителем иконописи XIV века. В 1343 году греческие мастера “подписали” соборную церковь Успения Богородицы в Москве. Феофан Грек расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 году, а в 1405г. - Благовещенский собор со своим учеником Андреем Рублевым. Известия о русских мастерах иконописцах – «выучениках греков» в XIV веке довольно многочисленны.

       Мы имеем и другие, еще более  прямые указания на зависимость  русских иконописцев конца XIV века от греческих влияний.  Известный иеромонах Епифаний, жизнеописатель  Преподобного Сергия, получивший  образование в Греции, просил  Феофана Грека изобразить в  красках храм Св. Софии в Константинополе,  просьба была исполнена и, по  словам Епифания, этот рисунок  послужил на пользу многим  русским иконописцам, которые  списывали его друг у друга.  Этим вполне объясняется нерусский  или не вполне русский архитектурный  стиль церквей на иконах XIV века, особенно на иконах Покрова  Пресвятой Богородицы, где изображается  храм Святой Софии.

       Теперь, всмотревшись в иконы  XV-XVI веков, можно сразу заметить  полный переворот. В этих иконах  решительно все обрусело - и лики, и архитектура церквей, и даже  мелкие бытовые подробности. Это  и не удивительно. Русский иконописец  переживал тот великий национальный  подъем, который в те дни переживало  все русское общество, его окрыляла  та вера в Россию, которая звучит  в составленном Похомием жизнеописании  Святого Сергия Радонежского. По  его словам русская земля, веками  жившая без просвещения, какое  не было явлено в других  странах, раньше принявших христианскую  веру.

       В иконе эта перемена настроения  сказывается, прежде всего, в  появлении широкого русского  лица, нередко с окладистой бородой,  которая идет на смену лику  греческому. Не удивительно, что  русские черты проявляются в  типичных изображениях русских  святых. Например, в иконе Св. Кирилла  Белозерского, принадлежащей епархиальному  музею в Новгороде. Русский  облик нередко принимают пророки,  апостолы и даже греческие  святители - Василий Великий и  Иоанн Златоуст Народный дух  приобретает не свойственную  ему доселе упругость, небывалую  способность сопротивления иноземным  влияниям. Известно, что в XV веке  Россия входит в более тесное  соприкосновение с Западом. Делаются  попытки обратить ее в католичество. По Москве работали итальянские  художники. И что же? Поддалась  ли Россия этим иноземным влияниям? Утратила ли она самобытность? Как раз наоборот. Именно в  XV веке рушится попытка «унии». 

 Именно  в XV веке наша иконопись, достигая  своего высшего расцвета, впервые  освобождается от ученической  зависимости, становится вполне  самобытной и русской. 
 

XVI век в иконописи 

В иконописании 1-й пол. XVI в. устойчиво сохранялись  некоторые особенности дионисиевской  живописи, но к середине столетия колорит  стал более темным, вместо светлых  или золотых фонов начали охотно использовать темно-оливковые (празелень). Хотя подобный фон нередко изначально предназначался под оклад, заметна общая сумрачность цветовой гаммы. Мастера предпочитают темно-вишневый, серо-зеленый, черный цвета, глухие охры от желто-коричневой до темно-коричневой. Лики пишутся также темными охрами по плотному темно-зеленому санкирю. Холодные голубоватые пробела и редкие акценты алой киновари создают ощущение внутреннего напряжения («Св. Иоанн Предтеча» из Махрищского монастыря (см. Стефанов Махрищский монастырь), ЦМиАР, инв. 261). Иконография усложняется, включает малораспространенные или вообще неизвестные в московской традиции изводы. Подобные изменения московского искусства, очевидно, были следствием не только изменения «духа эпохи», но и воздействием псковской и новгородской живописи в результате приглашения в Москву после пожара 1547 г. иконописцев из Новгорода и Пскова.

     В середине столетия возрос интерес к  богословским вопросам. Повышенное внимание к священным текстам, в т. ч. к  ветхозаветным, вызвало распространение  новых и сложных по иконографии  произведений иконописи. Некоторая часть общества восприняла это как нарушение канонов и традиций: дьяк И. М. Висковатый, близкий к царю, активно выступил против икон, написанных псковичами Останей, Яковом, Михайлом, Якушкой и Семеном по прозвищу Высокий Глаголь для кремлевского Благовещенского собора. Висковатого смутили некоторые сюжеты и иконографические детали — изображение Бога Отца до Воплощения Христова, Христа — в ангельском образе или в облике воина. Кроме того, Висковатый настаивал на жесткой унификации иконографии: «… ино б одним образцом писали, чтоб было несоблазнено, а то в одной паперти убо одна икона, а в церкви другая, то ж писано, а не тем видом» (цит. по: Макарий (Веретенников), архим. Московский митрополит Макарий и его время: Сб. ст. М., 1996. С. 231). Однако Собор 1554 г., возглавлявшийся свт. Макарием (который сам занимался иконописанием), опроверг бульшую часть возражений Висковатого и подчеркнул принципиальную допустимость изображений по свидетельствам ВЗ, а также по творениям отцов Церкви. Русская иконопись в тот период обогатилась многими произведениями литургической тематики («Достойно есть», «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», «Во гробе плотски», «Единородный Сыне», «Благословенно воинство Небесного Царя» и др.). Последняя икона из Успенского собора Московского Кремля (ныне в ГТГ, инв. 6141), известная также под названием «Церковь воинствующая», была написана на текст стихиры из Октоиха, но включила в себя как апокалиптические мотивы, так и, возможно, исторические аллюзии (параллель с военными походами Ивана Грозного против казанских и астраханских татар — врагов христианства).

       Претерпела изменения и система  храмовой росписи. В Успенском  соборе Свияжска (1561) в куполе  впервые появилась композиция  «Отечество» с изображением небесных  сил (возможно, под влиянием сочинения  св. Дионисия Ареопагита), а на  сводах — сюжеты из Книги  Бытия о сотворении мира и  жизни прародителей в раю и  на земле, т. о., тема Воплощения  Сына Божия непосредственно соотносилась  с темами грехопадения и искупления. На одной из подпружных арок  поместили композицию «Христос  в лоне Отчем», «Евхаристия» в  алтаре была заменена «Великим  входом», или «Небесной литургией», что акцентировало тему евхаристического  единства Церкви (зримое участие  в литургии небесных сил). В  других ансамблях монументальных  росписей 2-й пол. XVI — нач. XVII в.  наличествуют свои иконографические  особенности, связанные с назначением  или посвящением храма (цикл  княжеских портретов и деяний  Михаила Архангела в великокняжеской  усыпальнице — Архангельском  соборе Московского Кремля, цикл  деяний Св. Троицы в церкви  Св. Троицы в Вяземах); общей чертой  храмовых росписей этого периода  является усложнение их программ, интерес к символическим и  догматическим аспектам.

       К началу XVI в. относится первое упоминание о надгробном иконном портрете светского лица: над гробом русского кн. Ивана Борисовича в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря находилась икона работы старца Паисия «Иван Богослов да Спас во облаце, а за Богословом на той иконе князь Иван Борисович» (цит. по: Попов. Живопись и миниатюра Москвы. С. 76). 70-ми гг. XVI в. датируют надгробную икону из Архангельского собора Московского Кремля (ГИМ, инв. И VIII 3423/29172) с изображением св. Василия Парийского (по поздней надписи — св. Василия Великого) и Василия III, предстоящих иконе Богоматери «Знамение». Иван Грозный задавал Стоглавому Собору (1551) вопрос о допустимости изображения на иконах живых людей; предполагается, что в группах, молящихся на некоторых иконах («Четырехчастной», «Богоматери Тихвинской» в Благовещенском соборе Кремля) представлены Иван Грозный и члены его семьи. Изображение на иконе конкретных людей, как усопших, так и живых, свидетельствует о стремлении к более тесному молитвенному общению с насельниками горнего мира, о глубокой вере в близость святых, в их доступность молящемуся.

       В мастерских свт. Макария начиная  еще с пребывания его на  Новгородской кафедре развернулась  огромная работа по иллюстрированию  книг. Центральное место среди  рукописей 2-й пол. XVI в. занимает  Лицевой летописный свод, включавший около 16 тыс. миниатюр. В строгом смысле слова он не относится к церковному искусству, но миниатюры из начального тома, посвященного библейской истории, использовались иконописцами в качестве образцов (напр., в церкви Св. Троицы в Вяземах). Миниатюристы стремились к достаточно подробной характеристике обстоятельств и места действия, что привело к усложнению архитектурных и пейзажных фонов, к расслоению пространства. Отсутствие собственной изобразительной традиции для ряда сюжетов вызвало в этот период обращение к западноевропейским гравюрам А. Дюрера, М. Вольгемута, Г. З. Бехама, Г. Гольбейна-младшего и др. Гравюры копировались фрагментарно: преимущественно воспроизводились архитектурные мотивы, изображения кораблей, отдельные фигуры или группы фигур (иллюстрации к «Слову св. Иоанна Богослова на Успение Пресвятой Богородицы», «Слову на Рождество св. Иоанна Предтечи», «Сказанию чудес превеликого и преславного архистратига Михаила» — все в составе Егоровского сборника, РГБ. Егор. № 1844; Житие св. Николы Чудотворца, РГБ. Муз. № 15). Использование западных источников в иконах и фресках 2-й пол. XVI в. встречается в виде исключения и также связано с задачей иллюстрирования новых для русской иконописи сюжетов. Иноземные изобразительные источники выступали, т. о., в качестве дополнений к лицевым подлинникам, не меняя характера русской церковной живописи.

       Важнейшим новшеством, оказавшим  влияние на русское изобразительное  искусство, стало появление в  50–60-х гг. XVI в. книгопечатания, призванного  обеспечить Церковь богослужебной  литературой (особенно в связи  с ростом территории государства и необходимостью христианизации новоприсоединенных областей). Еще до организации типографии Иваном Федоровым в Москве вышло несколько изданий (Евангелия, Псалтири и Триоди), называемых «анонимными». Хотя деятельность Ивана Федорова в Москве была кратковременной (1564–1565), изданный им Апостол оказал сильное влияние на оформление последующих московских печатных изданий. Впрочем, надо отметить, что это влияние сказалось почти исключительно в области иконографии, а не трактовки формы. Фигура св. евангелиста Луки на фронтисписе заключена в арочное обрамление, заимствованное с гравюры Э. Шена из нюрнбергской Библии 1524 г. (возможно, через чешское посредство); как изображение евангелиста, так и арка с иониками и типично маньеристическими причудливыми колоннами довольно близки к западноевропейским оригиналам. Фронтиспис Апостола Андроника Невежи (1597) является узнаваемой копией федоровского фронтисписа, но фигура ап. Луки решена в совершенно традиционном иконописном ключе, контурный рисунок напоминает графическую прорись, а ордерные формы обрамления превращаются в чисто декоративный узор. Это подтверждает тезис о принципиальной невозможности заимствования нового художественного языка: заимствоваться могут лишь отдельные мотивы, а сам язык как система вырабатывается только внутри данной культуры исходя из ее собственных потребностей и задач.

     Очевидно, иконописание в XVI в. уже стало достаточно массовым, что не могло не привести к снижению его профессионального  уровня и невольным отступлениям от традиционной иконографии. Из материалов Стоглавого Собора известно о мастерах-самоучках, которые писали для крестьян дешевые  иконы «не по образу» (возможно, к  этому времени относится зарождение иконописного промысла в суздальских  селах). Собор изложил требования к моральному облику живописцев, указал на необходимость обучения «у добрых мастеров» и знаменования «с добрых образцов» и принял постановление  о контроле над иконописанием, хотя в масштабах всей страны такой  контроль был заведомо неосуществим. Примечательно, что необходимым  качеством для писания икон признавался  также данный Богом талант к живописи, имеющийся не у всех учеников: «…которому Бог даст, учнет писати по образу и по подобию, и тот бы писал. А которому не даст Бог, им в конец от такового дела престати… не всем человеком иконописцем быти» (Стоглав: Собор, бывший в Москве при великом государе и великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). СПб., 1997. С. 126).

Информация о работе Икона, религия и человек