Икона, религия и человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:44, контрольная работа

Краткое описание

В древней Руси живопись была доступна всем. Для выполнения этой задачи искусство православного мира выработало своеобразные приемы. Эта художественная система позволила полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. "Образ" по-гречески - икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг.

Файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 102.71 Кб (Скачать)

Введение 

Древнерусская живопись - одна из признанных вершин мирового искусства, величайшее духовное достояние  нашего народа. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас.

     Живопись  христианской Руси играла в жизни  общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и  этой ролью был определен ее характер.  Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая  ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - "воплотить слово", воплотить  в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской  живописи лежит великое христианское "слово".

     В древней Руси живопись была доступна всем. Для выполнения этой задачи искусство  православного мира выработало своеобразные приемы. Эта художественная система  позволила полно и ясно воплотить  христианское слово в живописный образ. "Образ" по-гречески - икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: и  изображения, неотделимые от самих  зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг.

     На  протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей  в Бога и его помощь им. Иконы  берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.

Икона - это  не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

     Пережив расцвет XIV и упадок XVII века, русская  иконопись вновь возрождается, возвращаясь  к строгому следованию теологическим  канонам.

     Русские иконописцы, наследники великой византийской традиции, постепенно выработали свой собственный стиль, следуя при этом классическим канонам писания икон и обновляя драгоценное религиозное  наследие. Первые иконы появились на Руси в XI веке, вскоре после введения в этой стране христианства. До XIII века сохранялось довольно сильное влияние греческих мастеров.

     Золотой век русской иконописи начался  в 80-х годах XIV века, в период небывалого духовного обновления под покровительством святого Сергия Радонежского. Иконы, написанные в тот период, излучают спокойствие, а также чувство  сострадания и любви к ближнему. Гениальность русских иконописцев  продолжала проявляться в XV и XVI веках, в период расцвета Московской, Новгородской, Тверской и Псковской школ иконописи.

     Духовные  подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда  Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив  в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.

     Лишь  в начале XVII века начинается медленный  закат иконописи. Поддавшись влиянию  западного искусства, художники  постепенно отошли от традиционных канонов  Церкви, и иконопись российских художников стала следовать западным канонам. В искусстве иконописи одержал верх "свободный" стиль с характерными чертами барокко. Именно в XVIII веке иконы начали украшать металлическими покровами, получившими название окладов. Икона утратила свою духовную силу. В начале XVIII века царь Петр Великий вынуждал русских живописцев, портретистов и иконописцев учиться заграницей, в Голландии и Италии, писать картины в «прекрасном» вкусе.

     В XIX веке, несмотря на возрождение в  некоторых культурных кругах интереса к иконам, это искусство продолжает переживать закат. Лишь в ХХ веке в  России вновь вернулись к осознанию  ценности давнего иконографического  искусства и возрождению традиционных канонов.

     Иконопись - это сложное искусство, в котором  все имеет особый смысл: цвета  красок, строение храмов, жесты и  положения святых по отношению друг к другу.

 Несмотря  на многочисленные гонения и  уничтожение икон, часть из них  все же дошла до нас и  являет собой историческую и  духовную ценность.

Икона, религия и человек.

     В жизни православного христианина  икона занимает важное место. Она  стала неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить  православный храм и богослужение, дом православного христианина  и его жизнь. Рождается человек  или умирает, отправляется в дальний  путь или начинает какое-либо дело - его жизнь сопровождает священный  образ - икона.

     Значение  иконы в православном мире можно  сравнить со Священным Писанием и  Преданием. Если они содержат богооткровенные  истины в словесной форме, то икона  свидетельствует о Боге языком линий  и красок.

     Русская иконопись — развивавшееся в  недрах православной церкви изобразительное  искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением  Руси. Иконопись оставалась ядром  древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху  была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

     Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире  Святославиче.

     Судьба  иконописной традиции в XX веке была непростой - три четверти столетия прошли под знаком борьбы государства с  Церковью и ее культурой. Но именно в этом веке икона вновь была открыта. Этому предшествовал серьезный  подготовительный процесс, начавшийся еще в XIX веке. Успехи исторической науки, археологии и источниковедения, иконографические исследования, зарождение научной реставрации  подготовили почву для открытия иконы.

     Первые  художники в России это были, безусловно, иконописцы, которые заимствовали технику иконописи от греческих мастеров иконы. Первые известные иконы- это несомненно каппонийские иконы, написанные такими мастерами древней иконописи как Андрей Ильин, Сергей Васильев, Никита Иванов. Первый иконописец информация о биографии которого дошла до наших дней- это монах Киево-Печерской лавры Алипий, причисленный к лику святых, живший в 12 веке и учившийся иконописи у греческих мастеров. Многие его работы были выполнены при сопровождении небесных знамений. Имена многих иконописцев не дошли до нашего времени и это вполне понятно. В отличие от западных художников Русские иконописцы часто не стремились указывать свое имя при написании икон, ибо пишет икону не художник, а Бог его рукой, а указание своего авторства, таким образом, есть лишь проявление гордыни, которая является грехом. Но, тем не менее, слава некоторых мастеров иконописцев сохранила их имена ввиду того, что сам процесс написания икон сопровождался чудесными явлениями как у Алипия, либо их иконы были настолько удачно выразительными, что прориси с этих икон используются иконописцами и в наше время. К таким мастерам иконописи следует отнести Феофана Грека, жившего в 14 веке и Андрея Рублева жившего в начале 15 века. Андрей Рублев стал известен своими росписями церкви Благовещения на великокняжеском дворе во Владимире-на-Клязьме и Благовещенского собора в Московском кремле. Прориси с его знаменитой троицы до сих пор используются иконописцами и, честно говоря, другой композиции этой иконы трудно себе представить. Школ обучения иконописи тогда не было, и обучение строилось на передачи опыта от мастера к ученику, причем первыми такими мастерами были греческие художники. В 16 веке при Иване Грозном наряду с зодчими, скульпторами из-за рубежа выписывались и художники. В исторических документах упоминается о том, что и в царствование Федора Иоанновича, в России отмечалось наличие как живописных икон прекрасного качества, так и мозаик, выполненных русскими мастерами. Таким образом, вплоть до царствования Алексея Михайловича иконопись являлась основным видом изобразительного искусства в России.

     Если  рассмотреть произведение христианского  изобразительного искусства, то, безусловно, речь идет о духовно-содержательной наполняющей зрительного образа, который изначально имел языческую  форму, но христианское содержание. (Что  наглядно продемонстрировано в катакомбном  искусстве). Пластическая форма в  изобразительном искусстве формируется  достаточно долго по двум причинам:           - во-первых, художественная форма имеет  прикладной характер, а во-вторых –  сохраняется то произведение, которое  точно отвечает вкусам и ценностям  той или иной эпохи – невозможно  создать выдающиеся произведения без учёта нравов и воззрений общества, находящегося в конкретных исторических условиях и не важно какого содержания это произведение,  религиозного или светского. Поэтому, если не сформированы религиозно-эстетические воззрения церкви, не сформировано и церковное искусство.

     Первые  христианские  изображения имели   дохристианскую форму, но имели новозаветные атрибуты и символы отправляя  помыслы молящихся ко Христу и  к его учению о спасении души. Так все сохранившиеся  катакомбные  изображения имеют христианские надписи (типа «Пастырь Добрый», «Мать  Бога» - Богородица, «Иисус Христос» и  т.д.).

     Таким образом, мы видим, что  изначально христианство предлагает людям совершенно новое учение о человеческих ценностях, называя их истинными, то есть учение о бессмертии и спасении души, но при этом заимствует языческую и ветхозаветную форму в изобразительном искусстве для своей проповеди (через зрительные анализаторы),  при этом не предлагая и не намекая на какие-либо компромиссы о слиянии различных религиозных учений в одно христианство. Поэтому очевидным является то, что любой христианский образ ни в коем случае не является самоценным в плане познания человеком высшей духовной истины, а только лишь помощником на этом поприще. Изображение уходит как бы на второй план, являясь точкой опоры или своеобразным компасом по «морю житейскому» в достижении (или в приближении) к высшей истине. Следовательно, христианский художественный образ, как посредник, должен быть понятен и удобен для зрителя, но без своеобразного «заигрывания» с ним (в смысле утраты духовных доминант). Для того, чтобы соединить евангельское откровение со способностью зрительного восприятия объективной действительности личностью, был выработан специальный церковный (канонический) язык,  который реализован в иконописном творчестве различных христианских конфессий.

     В православном иконописании этот язык становится, в первую очередь, ЯЗЫКОМ ЦЕРКВИ, но выраженном средствами цвета, пятна, линии. Соподчиненность этого  зрительного церковного языка непосредственно  самому объекту – иконе, возможна только  лишь тогда, когда общество теряет свои  древние духовные ориентиры, базирующиеся на учении Христа и его  учеников Апостолов (здесь мы имеем  в виду католическое изобразительное  искусство эпохи Возрождения, а  также  православную иконопись Синодального периода, где художественный язык теряет церковную соподчиненность и  становится самоценным, так как особо  утраченные художественно-выразительные  и иллюзорные элементы иконописного языка часто эксплуатируются  и развиваются на основе творческого  воображения (художника или заказчика  вне религиозной составляющей  изображаемого события или образа). Поэтому церковь, в арсенале которой  (для богообщения) имеется  изобразительный  язык, обязательным для своих членов считает следование каноническим образцам (канону) как для почитания, так  и для создания  соответствующих  произведений.

     Таким образом, мы видим, что христианский художественный образ является посредником между миром «дольним» и миром «горним», как хранитель духовной истины, который  выражен соответственными художественными  средствами.  Данные средства полностью соподчинены тому учению, носителем которой является та или иная христианская конфессия.

     У христианства, как у любой  культурообразующей религии (церкви) есть целый арсенал  средств духовного восхождения. В православии одним из таких  средств является иконописание и  иконопочитание. Есть много  богословных  установок типа «быть православным», значит быть иконопочитателем.  Подобные выражения, указывающие на тождественность  такого целостного контента, как православие  к частному отношению к иконе  и к иконопочитанию не случайны в  силу того, что Православная церковь  закончила формирование своего целостного учения на VII Вселенском Соборе (В Никее  787 г.), где был установлен догмат иконопочитания. Так же этот догмат указывает на реальность Боговоплощения, что является  сущностной основой  всего православного мировоззрения  и воззрений на  на Божественное откровение. Не случайно установление догмата иконопочитания празднуется  церковью как «Тожество православия» (празднуется по лунному календарю  по окончании первой недели Великого Поста).

   

Первые  иконы на Руси 

     Языческая Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первые иконы на Руси стали и первыми живописными  изображениями вообще. Эта ситуация была в корне отличной от византийской, где иконные принципы формировались  в оппозиции к чувственно-гедонистической  живописи эллинизма. Нет сомнений, что  русский человек не замечал условности иконописных приемов: иконный образ  для него действительно выглядел «аки жив». Принципиально важным для  формирования русской церковной  живописи было то обстоятельство, что  искусство иконописания было воспринято из Византии уже в развитом и совершенном  виде, когда после двух периодов иконоборчества (730–787 и 802–843, с кратковременным  восстановлением иконопочитания при  имп. Ирине) утвердились и художественная система, и богословское понимание  священного образа.

      Средневековая Русь, в отличие от балканских славян, находилась далеко от Византийской империи  и её столицы Константинополя. Однако это не препятствовало их активным церковным и культурным взаимоотношениям, что отчётливо прослеживается по письменным и археологическим источникам. Явно константинопольского происхождения была и храмовая икона Десятинной церкви, возведённой в 989–996 гг. В древнем Киеве обнаруживаются несколько почитаемых икон кисти греческих мастеров, известных сейчас только по воспроизведениям в книжной миниатюре и в пластическом искусстве. Сохранились только две из них. Это, прежде всего привезённая около 1100 г. икона Богоматери, принадлежавшая великому князю Мстиславу, на золотом амулете которого она воспроизведена, затем, помещённая в киевском Вотчем монастыре святого Феодора, из которого в 1223 г. послана в Холм князю Даниилу Галицкому и стала именоваться Холмской

Информация о работе Икона, религия и человек