Религии Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 00:34, реферат

Краткое описание

Как показали археологические исследования, для населения Китая эпохи неолита характерны были: тотемизм, вера в духов, олицетворяющих силы природы, и загробный мир, а также культ плодородия, культ Неба и Солнца. Важное место в жизни древних китайцев занимал и культ предков, который уже в середине 1-го тысячелетия до н. э. привел к возникновению теории двух душ -материальной "по", которая появляется в момент зачатия, и духовной "хунь", возникающей с рождением человека.

Оглавление

1. Религиозные воззрения и культы древних китайцев……………………………2

2. Конфуцианство……………………………………………………………………2

2.1. Возникновение конфуцианства………………………………………………...2

2.2. Конфуцианские культы……………………………………………….………...5

2.3. Культ ученых-чиновников……………………………………………………...6

3. Даосизм……………………………………………………………………………6

3.1. Возникновение даосизма……………………………………………………….6

3.2. Основные категории даоской философии……………………………………..7

3.3. Учение о бессмертии и становление даосизма как религии………………….8

4. Заключение………………………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.92 Кб (Скачать)

Реферат

по дисциплине: Религиоведение

на тему: «Религии Китая» 

    Содержание 
 

  1. Религиозные  воззрения и культы древних  китайцев……………………………2

  2. Конфуцианство……………………………………………………………………2

  2.1. Возникновение конфуцианства………………………………………………...2

  2.2. Конфуцианские  культы……………………………………………….………...5

  2.3. Культ  ученых-чиновников……………………………………………………...6

  3. Даосизм……………………………………………………………………………6

  3.1. Возникновение  даосизма……………………………………………………….6

  3.2. Основные категории даоской философии……………………………………..7

  3.3. Учение  о бессмертии и становление даосизма как религии………………….8

  4. Заключение………………………………………………………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Религиозные воззрения  и культы древних  китайцев

    Как показали археологические исследования, для населения Китая эпохи  неолита характерны были: тотемизм, вера в духов, олицетворяющих силы природы, и загробный мир, а также культ плодородия, культ Неба и Солнца. Важное место в жизни древних китайцев занимал и культ предков, который уже в середине 1-го тысячелетия до н. э. привел к возникновению теории двух душ -материальной "по", которая появляется в момент зачатия, и духовной "хунь", возникающей с рождением человека. Материальная душа со смертью тела уходит в землю и превращается в дух "гуй", которому для нормального существования необходимы жертвоприношения и те предметы, которые кладутся в могилу умершего человека. Если этого не сделать, то дух "гуй» может покинуть землю и причинить вред живым людям. Духовная душа "лунь" со смертью человека возносится к небу и превращается в дух "шэнь". Вера в существование добрых (шэнь) и злых (гуй) духов сохранилась в Китае до наших дней. Лишь в эпоху Инь возникло представление о небе как месте пребывания душ, которое тесно было связано с иньским культом предков. Именно в этот период главным становится культ Шанди, который был не только верховным божеством, главой всех духов и потусторонних сил, но и ближайшим родственником самих инь-цев, их легендарным родоначальником и покровителем. Особенностью верований иньцев было то, что они культ верховного божества предельно сблизили с культом предков. Согласно их верованиям, все иньские правители (ваны) считались потомками Шанди по старшей линии и после смерти становились его помощниками, получив титул ди ("божественный", "священный"). Сам Шанди носил титул "высшего ди". В эпоху Чжоу, после завоевания иньцев чжоусцами, культ Шанди был поглощен культом Неба. Как и Шанди, Небо считалось высшим божеством, наделенным свойством карать провинившихся, награждать достойных и покровительствовать мудрым и честным. Но, в отличие от Шанди, который был верховным божеством небольшого родоплеменного союза, Небо считалось всеобщим верховным божеством и выступало в качестве абстрактной регулирующей силы, олицетворяющей разум, целесообразность и высшую справедливость. 

    2. Конфуцианство

    2.1. Возникновение конфуцианства.

    Термин "конфуцианство" происходит от латинизированного  имени основателя этого религиозно-этического течения - Конфуция (кит. Кун Фу-цзы -"Учитель Кун"), жившего в период 552-479 г.г. до н. э. Китайское название этого течения "жу" (букв, "слабый") - термин, который использовался в Китае для обозначения ученых-интеллектуалов, учением которых и считалось конфуцианство. Конфуцианство возникло как реакция на те социальные изменения, которые происходили в Китае в период, когда рушились традиционные институты власти и к власти приходили те, кто не мог претендовать на нее с точки зрения традиционных этических норм. Как и легизм, конфуцианство выступало за крепкую централизованную власть, против традиционного наследования должностей, за назначение чиновников в соответствии с их заслугами. Но Конфуций резко выступил и против проповедуемых легистами жестких, а порой и жестоких мер насаждения закона, против их доктрины "ослабления народа", согласно которой моральные нормы и культура отвлекают подданных от выполнения ими своих непосредственных обязанностей и поэтому не должны культивироваться в государстве. Основная идея конфуцианства - преобразование общества в соответствии с традиционными нормами нравственности. Конфуций был убежден, что только "нравственный закон" способен заставить народ повиноваться государственным указам. Эта идея лежит в основе его доктрины "исправления имен" (чжэн мин), которая выдвигала требование соответствия действительного поведения и социального положения человека его этико-ритуальному статусу. Необходимость соблюдения этого требования он объяснял следующим образом: "Когда имена неправильны, суждения несоответственны, когда суждения несоответственны, дела не исполняются". Только в случае соответствия реального положения социальному статусу, считал Конфуций, можно добиться от людей исполнения ими своих обязанностей. Цель доктрины "исправления имен" состояла, однако, не в том, чтобы вернуть власть наследственной аристократии, а в том, чтобы установить тесную связь между социальным статусом и соответствующими ему этико-ритуальными нормами. Иначе говоря, права и обязанности каждого человека должны были получить ритуально-нравственное обоснование. Приоритет при этом оставался за нравственными нормами, и задача состояла только в том, чтобы придать этим нормам общеобязательный характер.

    Именно  поэтому Конфуций руководствуется  установкой "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее" и сознательно опирается на учения "святых совершенномудрых" - полумифических и исторических правителей древности, которые, как он утверждает, установили принципы жизни и институт государства. Конфуцианская традиция упоминает, в частности, легендарных правителей Яо (2356-2255 г.г. до н. э.), Шунь (2255-2205 г.г. до н. э.), Юй, основателя династии Ся (2205-2197 г.г. до н. э.), Чэн Тана, основателя династии Шан (1766-1753 г.г. до н. э.), Вэнь-вана, У-вана и Чжоу-гуна, основателя династии Чжоу (XII-XI в.в. до н. э.). Конфуций выдвинул такой идеал государственного устройства, во главе которого стоял бы единый верховный правитель, власть которого считалась бы священной, но была бы чисто номинальной. Реальная же власть должна принадлежать "жу", т. е. интеллектуалам, соединяющим в себе свойства ученых, философов, литераторов и чиновников. Конфуций не стремился создать религиозную доктрину и мало интересовался "сверхъестественным", однако он использовал традиционную веру в Волю Неба и культ предков при разработке своего социально-этического учения, в котором верховный правитель выступал как сын Неба и одновременно "отец и мать народа". Отношения между людьми в государстве на всех уровнях должны были быть установлены по образцу сакрализованной семьи, когда не только власть правителя, но и власть отца семейства рассматривалась как выражение Воли Неба.

    Государственное устройство, соответствующее Воле Неба, как и поведение социализированного индивида, должно было отвечать двум основным требованиям - "гуманности" (жэнь) и "благопристойности" (ли). Жэнь ("гуманность", "человечность", "человеколюбие", "доброта", "милосердие") - одна из центральных категорий конфуцианства - содержит три аспекта, в соответствии с которыми она и понималась последователями Конфуция. В морально-психологическом аспекте "гуманность" понимается как любовь, жалость и сострадание к людям, в социально-этическом - как правильное отношение одного человека к другому, в этико-метафизическом плане "гуманность" трактуется как интегрированность отдельной личности в мировое целое. В "Луньюй" Конфуций определяет "гуманность" как любовь к людям ("Луньюй", XII, 22) и как преодоление себя и возвращение к ритуальной благопристойности (XII, 1), а в качестве двух основных способов реализации гуманности он называет "преданность" (чжун) и "великодушие", "отзывчивость" (шу). Согласно "Луньюй", "преданность" означает "утверждать других в том, в чем желаешь утвердиться сам, подвигать других на то, на что желаешь подвигнуться сам ", а "великодушие" ("отзывчивость") он формулирует в виде "золотого правила", общей характеристики должного поведения: "Чего не желаешь себе, не делай другим" (XII, 2). Ученик Конфуция, Цзэн-цзы, объединил эти два правила в одно (чжун шу), определяющее, по его словам, "путь (дао) мужа". У Конфуция "жэнь" выступает как неотъемлемый признак "благородного мужа" ("Луньюй", IV, 5). В иерархии человеческих существ "благородный муж" (Цзюньцзы) стоит ниже "совершенномудрого" (шэн), но так же, как и последний, способен воздействовать на других своим примером (дэ - добродетелью). Как носитель конфуцианских добродетелей, следующий Воле Неба, "благородный муж", помимо жэнь, должен обладать "благопристойностью" (ли). Термин "ли" означает не только "благопристойность", но и "этикет", "этика", "этико-ритуальные нормы". В "Луньюй" требование благопристойности определяется так: "Не следует смотреть на несоответствующее ли, не следует слушать несоответствующее ли, не следует говорить несоответствующее ли". У Конфуция ли выступает как важнейшее средство преодоления себя и достижения совершенства, с одной стороны, и как легкодоступное и не основанное на насилии средство управления народом, а также как средство адаптации индивида в социум с другой стороны. Важнейшая функция ритуала заключалась в создании такого социально-психологического климата в обществе, который выступал бы самым надежным гарантом социальной стабильности. Поскольку в задачи ритуала входило трансформировать внутренний мир человека в соответствии с Волей Неба, то ритуал в конфуцианстве выполняет не только социальные, но и религиозные функции.

    Помимо  жэнь и ли, важнейшим проявлением  высшей и всеобщей формы социально-этического порядка и неотъемлемым атрибутом "благородного мужа" является "должная справедливость", "долг" (ли), которые трактуются в конфуцианстве как соответствие субъективных потребностей объективным требованиям, внутреннего чувства справедливости - внешним императивам общества. "Благородный муж" - человек долга, в отличие от "низкого мужа" (сяо жэнь), который руководствуется выгодой и эгоистическими интересами. Поэтому "благородный муж" выступает как духовно автономная личность, важнейшим атрибутом которой является "неорудийность", тогда как "низкий муж" не способен выйти за рамки своей "орудийности" (своих стереотипов поведения). Идеал конфуцианского общества - это такое общество, где люди не выступают средством друг для друга, а совместно реализуют Волю Неба. В "Шу цзине" и "Ши цзине" "должная справедливость" означает умение правителя и чиновника приносить благо своей стране. И выражает единство мудрости (чжи) и действия (син), основанное на добродетели (дэ), реализующееся посредством этико-ритуальной "благопристойности" и направленное на осуществление дао. "Чжи" определяется как качество ума, избавляющее от страха, и является, согласно Мэнцзы, наряду с "гуманностью", "благопристойностью», "должной справедливостью" и "благонадежностью" (синь), одним из пяти "постоянных свойств" (у чан) "индивидуальной природы человека" (син). Смысл человеческого существования, согласно Конфуцию, состоит в утверждении в Поднебесной высшего социально-этического порядка - дао ("пути"), важнейшими проявлениями которого являются, наряду с указанными выше пятью "постоянными свойствами", также "мужество" (юн), понимаемое как отсутствие страха, "уважительная осторожность" (цзин), "сыновняя почтительность" (сяо), "братская любовь" (ди), "верность" (чжун) и некоторые другие.

    После смерти Конфуция его ученики изложили высказывания и поучения Конфуция в виде сборника, названого впоследствии "Лунь-юй" ("Беседы и поучения"), и дали свои интерпретации его учения. На основе этих интерпретаций возникли разные направления в конфуцианстве, которых уже к III в. до н. э. было около восьми. Наиболее выдающимися последователями Конфуция были Мэн-цзы и Сюнь-цзы, жившие в IV-III в.в. до н. э. Спор, разгоревшийся между ними, касался, прежде всего, трактовки вопроса о природе человека (син), понимания "гуманности" (жэнь) и "благопристойности" (ли). Мэн-цзы учил об изначально доброй природе человека и считал, что "гуманность", "должная справедливость", "благопристойность" и "мудрость" присущи изначальной природе человека. Сюнь-цзы, напротив, считал, что человеческая природа изначально зла, человек от природы стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные качества должны быть ему привиты путем обучения. Мэн-цзы считал, что в основе "благопристойности" (ли) лежит "отказывающее себе и уступающее другому сердце", Сюнь-цзы, напротив, утверждал, что совершенно мудрые установили правила для обуздания "злой природы" человека. Исходя из основных установок своих учителей, последователи Мэн-цзы сосредоточились на изучении морально-психологического аспекта существования человека, а последователи Сюнь-цзы - на изучении его социальной стороны. Значение конфуцианства как социально-этической доктрины для гармонизации отношений в обществе было быстро оценено правителями Китая, и уже во II в. до н. э., в эпоху Хань, конфуцианство стало официальной идеологией Китая, выработавшей свои культы.

    2.2. Конфуцианские культы.

    Уже вскоре после смерти философа вблизи его могилы в Цюй-фу был воздвигнут его ближайшими учениками и последователями первый храм в честь философа, в котором были собраны все реликвии, имевшие отношение к нему. В 195 г. до н. э. первый ханьский император Лю Бан (Гао-цзу) собственноручно принес высшую, тройственную жертву тай-лао (быка, барана и борова) на могиле философа, положив тем самым начало культу Конфуция. С тех пор почти каждый император приносил жертву на могиле философа. В 267 г. императорским указом было установлено четырежды в год приносить высшую жертву тай-лао на могиле Конфуция, а в 555 г. был издан императорский указ о возведении в каждом городе страны храма в честь Конфуция и регулярных жертвоприношениях в этих храмах. В эпоху Сун (Х-ХШ в.в.) Конфуцию был дарован титул императора, а в период правления династии Юань (XIII-XIV в.в.) он был провозглашен "Великим Учителем нации". Дважды в месяц совершались обычные жертвоприношения перед изображением философа, а дважды в год - торжественные обряды, к которым готовились со всей строгостью (пост, воздержание, омовения, облачение в жертвенные одежды и т. д.).

    Став  идеологией верхов, конфуцианство не могло быть простым течением мысли, допускающим разные интерпретации. Для обеспечения стабильности государства и надежности функционирования чиновнического аппарата это учение должно было быть приспособлено для управления государством и обществом и стать руководством для каждого члена общества. Уже в эпоху Хань слова "конфуцианец" и "китаец" становятся синонимами. В этот же период начинается работа по восстановлению сожженной Цинь Ши-хуанди конфуцианской литературы. Всего насчитывается 13 классических канонов конфуцианства. Наибольшее значение имеют 9 из них, включающих "Сышу" ("Четырех-книжие") и "Уцзин" ("Пятикнижие"). В "Сышу" включены важнейшие сочинения основоположников конфуцианства - "Луньюй", "Мэнцзы", "Дасюэ" и "Джэ-ньюн". Собранные воедино, канонизированные и прокомментированные сочинения конфуцианского канона уже в эпоху Хань стали играть в Китае роль священных книг. Так возник культ конфуцианских сочинений.

    Вслед за культом Конфуция и конфуцианских  сочинений возникает культ грамотности и образования. Согласно конфуцианским канонам путь на вершину общества был открыт всем членам общества, но только через образование. Интеллектуальная элита сконцентрировала в своих руках монополию на образование и тем самым превратилась в касту, поставлявшую правителям чиновников и министров. Уже в доханьском Китае образованные люди составляли особую прослойку общества, именуемую "ши", и почитались остальными членами общества. Но лишь благодаря конфуцианству грамотный человек, даже просто учась, повышал в глазах окружающих свой социальный статус и пользовался у них почетом, славой и уважением. Еще большим уважением и славой пользовался человек, успешно сдавший экзамены и получивший степень сю-цай.

Информация о работе Религии Китая