Религии Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 00:34, реферат

Краткое описание

Как показали археологические исследования, для населения Китая эпохи неолита характерны были: тотемизм, вера в духов, олицетворяющих силы природы, и загробный мир, а также культ плодородия, культ Неба и Солнца. Важное место в жизни древних китайцев занимал и культ предков, который уже в середине 1-го тысячелетия до н. э. привел к возникновению теории двух душ -материальной "по", которая появляется в момент зачатия, и духовной "хунь", возникающей с рождением человека.

Оглавление

1. Религиозные воззрения и культы древних китайцев……………………………2

2. Конфуцианство……………………………………………………………………2

2.1. Возникновение конфуцианства………………………………………………...2

2.2. Конфуцианские культы……………………………………………….………...5

2.3. Культ ученых-чиновников……………………………………………………...6

3. Даосизм……………………………………………………………………………6

3.1. Возникновение даосизма……………………………………………………….6

3.2. Основные категории даоской философии……………………………………..7

3.3. Учение о бессмертии и становление даосизма как религии………………….8

4. Заключение………………………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.92 Кб (Скачать)

    2.3. Культ ученых-чиновников.

    Еще в эпоху Цинь под влиянием легистов были введены государственные экзамены на занятие должностей. Но если ле-гисты главный смысл отбора чиновников видели в том, чтобы добиться полного контроля правителя над страной, то конфуцианцы основную цель экзаменов видели в том, чтобы получить объективную картину степени подготовки, уровня знаний и способностей кандидатов. Человек, успешно сдавший экзамены на степень сюцай и шэньши, пополнял собой ряды кандидатов на занятие должности чиновника, выполняя обязанности либо писца, либо секретаря, либо делопроизводителя при канцелярии чиновника. Обладатель степени шэньши, как правило, вскоре получал должность, а вместе с ней и большое жалованье и немалые побочные доходы и, в конце концов, становился землевладельцем. Для занятия более высоких должностей необходимо было сдавать экзамены более высоких степеней, но уже обладание степенью шэньши автоматически причисляло человека к числу избранных людей, даже если ему не удавалось до конца жизни получить должность чиновника.

    Фактически  в Китае был создан культ конфуцианской  цивилизации и конфуцианства. Конфуцианство, включающее в себя множество конфуцианских

    традиций, рассматривалось как практическое воплощение священной воли Неба, и всех, кто не был причастен к этой традиции, китайцы считали варварами и людьми низшего сорта. Претерпев взлеты и падения, культ конфуцианства достиг своего апогея в XVII в., но и в дальнейшем он оставался и остается наиболее почитаемым культом. 

    3. Даосизм

    3.1. Возникновение даосизма.

    Даосизм, как и конфуцианство, возник и  первоначально развивался как философская доктрина, в основе которой лежит ставший каноническим философский трактат "Даодэцзин" ("Книга о дао и дэ"), приписываемый мудрецу Лаоцзы (букв. "Престарелый мудрец"), жившему в VI в до н. э. Однако большинство специалистов считает, что этот трактат был создан в IV в. до н. э. Достоверность существования Лаоцзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай цзы) подвергается сомнению некоторыми учеными. Основным источником о его жизни является "Ши цзи" Сыма Цяня, жившего во II в. до н. э. Согласно его свидетельству, Лаоцзы был старшим современником Конфуция и даже встречался однажды с ним, долгое время служил хранителем библиотеки царства Чжоу, но, разочаровавшись в возможности осуществить свое учение в Китае, отправился на запад и по просьбе начальника пограничной заставы Инь Си написал трактат "Даодэцзин", в котором изложил кратко свое учение. Однако уже во времена династии Хань личность Лаоцзы была мифологизирована, он был объявлен воплощением дао, существовавшим изначально, и начинает почитаться как божество - Лао цэюань ("Престарелый государь"). Позже возникает учение о его многочисленных воплощениях в виде мудрецов - наставников древних государей, включая мифического Желтого императора.

    3.2. Основные категории даоской философии.

    Для "Даодэцзин" характерен натурализм и стихийная диалектика, подчеркивающая взаимообусловленность всего сущего. В этой работе вводятся в философский  дискурс две важнейшие категории  китайской философии - дао и дэ. Термин "дао" многозначен. В "Шу цзине" он означал "поведение", "путь государя и Неба". Вместе с понятием дэ он обозначал единство общечеловеческого и природного, социальную и космическую гармонию. Позже термин "дао" расширяет свое семантическое поле и начинает обозначать, помимо "путь", также "метод", "закономерность", "принцип", "абсолют", "учение", "функция", "правда", "мораль". Эквивалентами этого термина считаются санскритские "Брахман", "марта" ("путь") и "бодхи" ("пробуждение"). В основе учения о дао лежит концепция "двух дао" - "безымянного" (у мин) и "именуемого" (ю мин), порождающего мир конкретных вещей и "небытие". "Безымянное дао" изначально никем не создано, но все происходит от него. Дао бесконечно и находится вне времени и пространства. Оно постоянно, бездеятельно и неисчерпаемо. Оно содержит в себе все вещи в состоянии "пневмы" (ци) и семени (цзин). Его нельзя ни услышать, ни увидеть, ни понять.

    Все, что доступно нашим органам чувств, - это не дао. Ему нельзя ни дать имени, его нельзя ни назвать, ни сравнить с чем-либо. Само безымянное, оно всем вещам дает имена. Само бесформенное, оно является причиной всех форм и проявляется только через дэ (букв, "добродетель"). Ему следует даже Небо, само же дао следует только самому себе.

    "Именуемое  дао" - всеохватывающее и всепроникающее, подобно воле; изменяющееся, действующее,  порождающее "бытие", доступное  познанию и выразимое в имени.  Как и Небо, которое мыслилось  круглым, дао движется циклично. Как следующее своему естеству  оно противостоит опасной искусственности "орудий" и вредной сверхъестественности духов. В "Чжуан-цзы" еще более подчеркивается непознаваемость дао, оно еще более сближается с "небытием". С другой стороны, Чжуан-цзы настойчиво подчеркивает его вездесущность.

    Манифестацией дао выступает дэ ("добродетель", "благодать", "качество", "достоинство", "дарование", "моральная сила"). Этот термин китайские переводчики отождествляли с санскритскими терминами карма ("действие") и гуна ("качество"). В самом общем значении он означал наилучший способ существования каждой вещи. В отличие от абсолютного дао, дэ относительно: то, что для одного является благом, для другого таковым может и не быть.

    Важнейшими  атрибутами дао являются "естественность" (цзы жань) и "недеяние" (у вэй). Понятие "естественность" заключает в себе идею несотворен-ности сущего, которое "постоянно исходит из самого себя без приказа". В "Чжуан-цзы" понятие "естественности" (цзы жань) подчеркивает отсутствие намеренности и целеполагания в процессе порождения сущего и тем самым сближается с понятием "недеяния" (у вэй), означающим отсутствие целепола-гающей деятельности, не соответствующей естественному миропорядку, невмешательство в естественный ход событий. Осуществляя "недеяние", мудрец восстанавливает изначальное "сокровенное единение " (сюань тун) и равенство всего сущего. Напротив, нарушение этого принципа ведет к нарушению космической гармонии, социальной смуте и преждевременной гибели человека. Этот принцип указывал на необходимость опираться на естественные свойства вещей и избегать "искусственных средств", каковыми считались не только юридические нормы легистов, но и ритуалы конфуцианцев.

    3.3. Учение о бессмертии и становление даосизма как религии.

    Из  всего многообразного наследия даосизма лишь небольшая часть идей легла  в основу религиозного даосизма. Теоретический фундамент религиозного даосизма составили, во-первых, натурфилософские космогонические идеи философского даосизма, и прежде всего - учение о дао и дэ; во-вторых, принцип недеяния и, в-третьих, учение о бессмертии. Наиболее важным для формирования религиозной доктрины даосизма, да и для сохранения его как философского учения оказалось учение о бессмертии. Социально-этическая доктрина даосизма явно уступала конфуцианской. Натурфилософские идеи даосизма, в силу своей отвлеченности и сложности, также не смогли привлечь интерес широких кругов китайского общества, и прежде всего - его верхушки, и только идея продления жизни и достижения бессмертия нашла поддержку у всех слоев населения Китая. Росту популярности даосизма среди народных масс способствовало и то, что даосизм быстро ассимилировал те народные верования, суеверия и обряды, которые до этого стихийно развивались в народной среде и нуждались в "теоретическом обосновании".

    Мысль о принципиальной возможности продления  жизни и достижения бессмертия впервые  была высказана уже Лаоцзы, который  в своем трактате указывал, что  тот, кто знает меру, может прожить  долго, а для того, кто овладел  жизнью, не существует смерти. В трактате "Чжуан-цзы" говорится о мудрецах, которые жили более тысячи лет. Там же утверждается, что подлинные бессмертные зерна не едят, но пьют росу и вдыхают ветер. Уже в III в. до н. э. Цинь Ши-хуанди, объединитель Китая и его первый император, по совету дао-ских магов посылал экспедиции для поиска эликсира бессмертия. Другие хань-ские императоры, несмотря на безуспешность всех попыток найти нектар бессмертия, оказывали покровительство даоским магам, а некоторые из них, особенно император У-ди, строили даоские храмы и не жалели средств на проведение исследований, направленных на получение нектара бессмертия.

    Учение  даосов о бессмертии опиралось на представление о человеке как  микрокосме и его тождественности макрокосму. Согласно их учению, нормальное функционирование организма человека, как и космоса, обеспечивают 36 тыс. духов, которые соответствуют 360 дням лунного года и разделены на 24 группы соответственно числу полумесяцев. Во главе каждой группы стоит дух-управитель. Каждый дух управляет соответствующей частью тела. Наивысшими считаются три духа, владыки трех главных групп, которым соответствовали три основные части тела человека: голова и руки, грудь, живот и ноги. Для того чтобы достичь бессмертия, нужно познать связи всех этих многочисленных духов с частями человеческого тела и законы, в соответствии с которыми они действуют. Считалось, что смерть наступает тогда, когда эти духи покидают тело. Поэтому главная задача состояла в том, чтобы, используя всевозможные средства, не дать этим духам уйти из тела. Предполагалось, что в этом случае сила духов будет расти, а субстанция человеческого тела изменится таким образом, что духи станут преобладающим элементом в человеке, пока тело человека не дематериализуется и он, став бессмертным, не вознесется на небо.

    Средства, ведущие к бессмертию, подразделяются на две группы: психофизиологические и духовно-этические. К первой группе, прежде всего, относились различные ограничения в области питания. Запрещалось, в частности, пить вино, есть мясо и употреблять в пищу пряности, так как все эти продукты дурно влияли на духов. Запрещалось также есть зерно, так как считалось, что оно укрепляет материальное начало в организме и тем самым препятствует его дематериализации. Рекомендовалось периодически поститься и заменять грубую пищу разного рода чудодейственными микстурами и пилюлями. Для достижения бессмертия рекомендовалось посты делать все более частыми, а употребление заменителей - все более обычными. К физиологическим средствам даосы относили и сексуальную практику. Считалось, что слияние мужского и женского начал, осуществленное по всем правилам, способствовало росту жизненных сил, укреплению и омоложению организмов мужчины и женщины и вело, в конечном счете, к бессмертию. Широко использовались и дыхательные упражнения. Уже Чжуан-цзы рекомендовал дыхательные упражнения и гимнастику в качестве основных средств достижения бессмертия. Первоначальные приемы дыхательной гимнастики возникли в даосизме в результате подражания дыханию и телодвижениям разных животных, известных своим долголетием. Однако сложная техника дыхания и вся система дыхательной гимнастики, столь характерная для более позднего даосизма, возникла постепенно и, по-видимому, под сильным влиянием буддизма и индийской йоги. Главной целью дыхательных упражнений в даосизме считалось достижение "утробного дыхания", т. е. такого дыхания, которое характерно для младенца, находящегося в утробе матери, когда дыхание осуществляется без особых усилий со стороны человека. Оно достигалось с помощью ряда задержек дыхания.

    Под сильным влиянием буддизма происходило, по-видимому, и формирование комплекса духовно-этических средств достижения бессмертия. Согласно теории даосов физиологическими средствами можно было воздействовать только на тех духов, которые ведали "материальной оболочкой" человеческого тела, для воздействия же на духов, выполняющих более "тонкие" функции, требовались иные средства. В трактате Гэ Хуна, в частности, утверждалось, что даже для достижения низшего (земного) типа бессмертия необходимо совершить не менее 300 добродетельных поступков, а для достижения высшего (небесного) бессмертия - не менее 1200. Если же при этом был совершен хотя бы один недобродетельный поступок, то все усилия оказывались напрасными, и результат не достигался. Пять основных нравственных принципов даосизма совпадали почти полностью с соответствующими принципами раннего буддизма. Для воздействия на духов, ведающих нематериальными элементами человеческого организма, практиковались также поклоны, воскурения благовоний и простейшие практики созерцания. Однако все эти практики носили предварительный характер и служили подготовкой к заключительному акту - превращению человека в бессмертного. Техника совершения самого акта дематериализации телесной оболочки хранилась в строжайшем секрете и была доступна только тому, чья жизнь была настоящим подвигом во имя бессмертия. Под влиянием буддизма изменилось отношение даосов к алхимии. Если на ранних этапах путем трансмутации металлов даоские маги пытались получить вещество, из коховенством, и 3) ритуалы, совершаемые всеми членами общины. К числу последних относились и своеобразные оргии, которые совершались во время некоторых праздников и в соответствии с доктриной о слиянии сил инь и ян с целью обновления организма, стимуляции долголетия и достижения бессмертия.

    В эпоху Тан (VII-X в.в.) и, по всей видимости, под влиянием буддизма создаются даоские монастыри и институт монашества. В отличие от других даосов, монахи соблюдали строгий целибат, как правило, были вегетарианцами и носили своеобразную одежду и прическу. Эти монахи составили элиту даоского духовенства. При монастырях были созданы библиотеки и учебные заведения, где проходили подготовку молодые даоские проповедники, маги, вра-чеватели, гадатели. Эти проповедники и маги, составлявшие низшую часть даоского духовенства, одевались и жили так же, как и все прочие миряне. Но их роль в укреплении и распространении даосизма была чрезвычайно велика. Благодаря тому, что у презиравших мистику конфуцианцев не было тех знаний, которыми обладали даоские маги, врачеватели и гадатели и которые пользовались большим спросом у простых людей, даоские проповедники легко заполняли образовавшийся религиозный вакуум. Популярности даосизма способствовало и то, что даоские проповедники охотно брались выполнять те примитивные, но популярные среди народа обряды и культы, к которым презрительно относились конфуцианские жрецы. Поэтому, несмотря на отсутствие в даосизме жесткой церковной иерархии и наличие множества сект (число только важнейших даоских сект составляет 86), даоская религия благодаря такой популярности у народа смогла проникнуть во все слои китайского общества и охватить большую часть территории Китая. 

Информация о работе Религии Китая