Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:37, курсовая работа
Даная тема актуальна в виду того, что на территории Бурятии совмещаются несколько разных верований: ламаизм, православие, староверцы и др.
Территориальные рамки – республика Бурятия.
Хронологические рамки – от раннего средневековья до наших дней.
В данной работе была поставлена задача изучить роль религии в бурятском обществе.
Были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть представления бурят о религии;
- изучить территориальных божеств и духов, их роль;
- исследовать культовую систему.
Даная работа раскрывает задачи и цели.
Введение….………………………………………………………………..3
I Представление Бурят о религии………………………………………..6
1.Эжины земель и вод…………………………………………………...6
2.Эжины подземного царства…………………………………………..8
3.Эжины покровительствующие хозяйству и ремеслу……………….8
4.Эжины домашнего быта и семейно-брачной жизни………………..9
5.Эжины болезней………………………………………………………10
II Территориальные божества и духи…………………………………...10
2.1 Родовые духи………………………………………………………...11
2.2 Представления о душе, смерти и загробной жизни……………….12
III Культовая система……………………………………………………15
3.1 Общественно коллективные молебствия………………………….16
3.2 Культ огня…………………………………………………………...17
3.3 Культ земли…………………………………………………………19
3.4 Семейно-индивидуальные культы………………………………...20
Заключение……………………………………………………………....21
Список использованной литературы…………………………………..24
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение….……………………………………………………
I Представление Бурят о религии………………………………………..6
II Территориальные божества и духи…………………………………...10
2.1 Родовые духи………………………………………………
2.2 Представления о душе, смерти и загробной жизни……………….12
III Культовая система……………………………………………………15
3.1 Общественно
коллективные молебствия…………………
3.2 Культ огня……………………………………………………
3.3 Культ земли…………………………………………………
3.4 Семейно-индивидуальные культы………………………………...20
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………..24
ВВЕДЕНИЕ
В Бурятии, религия всегда
Для
того, чтобы лучше понимать
Второй этап пришествия религий относится к середине XVII столетия. В 1647 году русские казаки-землепроходцы, проникшие в междуречье Чикоя и Хилка, в ставке бурятского хана Турухай-табунана встретили войлочный буддийский дацан. С русскими казаками-землепроходцами в Забайкалье пришло и христианство в форме православия и старообрядчества. Все последующие года прошли под знаком борьбы христианства и буддизма с шаманизмом, а затем и между собою, пока буддизм не был признан в 1741 году царским правительством в качестве узаконенной религии для бурят.
Даная тема имеет довольно широкую историографическую базу. Исследование шаманизма, древней религии бурят, важно в своей исторической части, потому что в прошлом религиозные элементы в народном мировоззрении и традиционной культуре играли очень большую роль, и посвященные этой теме исследования И. А. Манжигеева. Т. М. Михайлова и др. выходили за рамки изучения шаманизма в узком плане. Актуальными были и те работы, которые относились к современности, ибо преодоление религиозных предрассудков и суеверий является результатом утверждения научного, материалистического мировоззрения, и изучение этого процесса должно помочь практической работе по атеистическому воспитанию населения. Из работ, посвященных буддизму-ламаизму, заслуживают внимания такие, как "Происхождение и сущность буддизма-ламаизма" (Улан-Удэ. 1960) Р.Е. Пубаева и Б. В. Семичова, "Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства" (Улан-Удэ, 1964) и "Тибетский канон пропорции" (Улан-Удэ, 1971) К. М. Герасимовой.
Из других исследований по этому направлению следует назвать работы Э. И. Матхановой "Бытовые традиции в современных условиях" (1965), Ф.Ф. Болонева "Календарные обычаи и обряды семейских" (1975) и ряд статей, опубликованных в этнографических сборниках и других изданиях.
Однако не во всех работах содержатся научно обоснованные и конкретные выводы и рекомендации по преобразованию быта в условиях научно-технической революции, по формированию коммунистических черт в быту и сознании советских людей, по преодолению пережитков прошлого, по формированию новых традиций советского образа жизни.
Даная тема актуальна в виду того, что на территории Бурятии совмещаются несколько разных верований: ламаизм, православие, староверцы и др.
Территориальные рамки – республика Бурятия.
Хронологические рамки – от раннего средневековья до наших дней.
В данной работе была поставлена задача изучить роль религии в бурятском обществе.
Были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть представления бурят о религии;
-
изучить территориальных
- исследовать культовую систему.
Даная
работа раскрывает задачи и цели.
1.
Представления о религии
Религиозные представления являются частью религиозного сознания, выступающего на двух уровнях — идеологии и психологии. Шаманистское религиозное сознание на уровне идеологии — это определенная система идей и взглядов о сверхъестественных силах, природе, обществе и человеке. Эта система выступает в форме концепций, часто непоследовательных и противоречивых. Она предстает как высокоразвитый политеизм. Политеизм, как известно,— закономерный этап в истории религии1. Бурятский политеизм — это обширный пантеон, построенный в иерархическом порядке с верховным божеством в лице Печного Синего Неба - Хухэ Мунхэ тэнгри. В нем каждый бог и дух является олицетворением определенных явлений или сторон природы и общества и соответственно считается их хозяином господином, покровителем.
У бурят-шаманистов существуют различные термины для обозначения богов и духов: бурхан, тэнгри, хан (хат), нойон, онгон, заян, эжин, буудал и др. В одних случаях они являются абстрактными названиями почитаемого существа, в других определениями, титулами (нойон, хан), а в-третьих, синонимами. Например, божество Хухэрдэй (ХО-хООдэй) эжин грома и молнии, одновременно он небожитель тэнгри, имеет титул «мэргэн» — меткий. Эмиэк Са-гаан нойон относится к числу ханов, т.е. детей тэнгри, считается эжином Иркута и покровителем торговли, имеет титул «нойон» — сановник, господин, начальник.
Из
перечисленных нами терминов наиболее
употребительным и приложимым к абсолютному
большинству богов и духов является «эжин»
— хозяин, владыка. Энсинами могут быть
небожители — тэнгри, хан, нойоны, онгоны,
духи умерших шаманов и шаманок. Между
ними «распределены» все географические
объекты (горы, реки, озера и т. п.) и свойства
и явления природы, а также сферы человеческой
деятельности. Считая термин «эжин» многообъемлющим
и наиболее употребительным, мы используем
его в качестве основного понятия в классификации
бурятского пантеона по объектам олицетворения
и функциональным свойствам. По представлениям
шаманистов, эжинов великое множество
1.1 Эжины земель и вод. Земля, по шаманистским понятиям является срединным миром, одухотворенным как в целом, так и во всех своих частях. Каждая местность, гора, река, озеро, необыкновенная скала, родник имеют своего эжина. Эжины по своему статусу к функциям неравнозначны:
а. Эжины земли (газар дайдын эжин). Буряты всех этнических групп едины и представлении о том, что существует хозяин осой земли. Однако в названии и трактовке его образа они расходятся. У аларских бурят эжином земли является богиня Эдуген (Отуген). Представляется она в виде старухи, живущей внутри земли и дарующей богатство и плодородие Этугон, как богиня земли, считалась одной из основных в пантеоне древних монголов, главным ее качеством было — плодородие, проявляющееся под влиянием неба2.
У некоторых балаганских бурят хозяином земли считается Дабан Сагаан нойон, жена его — Дэлэнтэ Сагаан хатан1. По-видимому, божество это позднего происхождения и не вышло за пределы одной локальной группы.
б. Эжин тайги. Хозяин тайги Баян Хангай («баян»— богатый, «хангай» — обширный) имеет небесное происхождение и относится к числу высших богов наравне с ханами. В его ведении находится весь животный и растительный мир тайги. Рисуется он очень богатым, добрым, помогающим и в охотничьем промысле, любящим слушать сказки и улигеры. Чтобы была удача, охотники посвящали ему специальное молебствие, брали, с собой человека, знающего улигеры, сказки и другие произведения фольклора. Баян Хангай — примерный семьянин, имеющий трех дочерей, которые выданы замуж за больших богов2.
в. Эжины вод — цари вод. Цари вод имеющие небесное происхождение, относятся к числу светлых и добродетельных. Буряты считают их старцами, живущими на дне глубоких вод и имеющими большое количество прислужников. С начала лета им посвящали специальный тайлагап, прося благополучия, обилия влаги. Царей вод много — 27. Главным из них является Уhан-Лопсон с женой Уhан-Дабап. Имена всех Уhан ханов неизвестны. Знакомство с сохранившимися в памяти народа именами приводит к выводу, что эжины вод являются олицетворениями физических свойств воды.
г. Эжины крупных рек, озер, островов, гор и других местностей. Бурятия богата крупными реками, озерами, горными вершинами, островами. Все они, в соответствии со своей масштабностью и величественностью, имеют эжинов, наделенных титулом «нойон». Хозяин истока Ангары — Ама Сагаан-нойон, реки Иркута — Эмпэк Сагаан-нойон, Ольхой — Шубуун-нойон.
В общем пантеоне бурят все эти великие владыки стояли на уровне ханов и пользовались среди бурят известностью. Будучи эжинами, многие из них наделялись дополнительными функциями. Ама Сагаан нойон — не только хозяин Ангары, но и грозный судья, незримо присутствующий во время дачи присяги на шаманском камне у истока Ангары. Хозяева Лены считались также покровителями военной службы.
Изучение
происхождения эжинов данной категории
(особенно анализ шаманских прилипаний)
приводит к выводу, что в них буряты воплотили
души когда-то живших людей, отличавшихся
какими-то выдающимися качествами.
1.2 Эжин подземного царства. Владыкой подъемного мира считается грозный Эрлен-хан, имеющий многочисленных помощников и писарей, а также особых духов которых посылает за человеческими душами. В его ведении якобы находятся 9 присутственных мест, называемых «Эрлен-хаанай суглан», и 88 темниц, в которых томятся человеческие души. Кроме того, имеется еще одна особая темница, управляемая первым помощником Эрлеп-хапа Эрью Xара-нойоном, при ней находится суглап (суд, присутственное место), которым руководит сам хозяин. Шаманы, даже самые могущественные, не имеют в это царство доступа, и поэтом у попавшую и нее душу человека невозможно освободить.
Эрлен-хан имеет небесное происхождение, жену Эхэ Hyp хатан (Мать Озеро царица) и сына, женатого на дочери Буха-нойона. Необходимо подчеркнуть, что Эpлен-xaн — божество, известное многим народам Южной Сибири и Центральной Азии.
Почитании его у разных народов проявляется и разных формах. У одних «живое» существо огня просто персонифицируется, нося смутный характер, у других представления более четкие, как о существе вполне антропоморфном: дух огня — хранитель, хозяин. «При развитии религиозной мысли в определенном направлении фигура хозяина могла вырасти до божества огня,— писала В. И. Харузнна. — Это последняя форма почитания огня должна быть отнесена к высшей степени развитии».
У
бурят огонь — не просто материальное
существо стихии, которое олицетворено.
Хозяин или дух огня у них развился до
положения особого божества, занимающего
одно из почетнейших мест в общем пантеоне.
Имя этого божества — Сахяадай нойон,
жена его — Сахала хатан. Сахяадай считается
младшим сыном Эсэгэ Малаан тэнгри, женатым
на дочери Саян Хангая, покровителем домашнего
очага потомства, семейного благополучия
1.3 Эжины, покровительствующие хозяйству и ремеслу.