Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:37, курсовая работа
Даная тема актуальна в виду того, что  на территории Бурятии совмещаются  несколько разных верований: ламаизм, православие, староверцы и др. 
    Территориальные рамки – республика Бурятия.
    Хронологические рамки – от раннего средневековья до наших дней.
    В данной работе была поставлена задача изучить роль религии в бурятском  обществе. 
    Были  поставлены следующие задачи:
    - рассмотреть представления бурят о религии;
    - изучить территориальных божеств  и духов, их роль;
    - исследовать культовую систему.
Даная работа раскрывает задачи и цели.
Введение….………………………………………………………………..3
I Представление Бурят о религии………………………………………..6
1.Эжины земель и вод…………………………………………………...6
2.Эжины подземного царства…………………………………………..8
3.Эжины покровительствующие хозяйству и ремеслу……………….8
4.Эжины домашнего быта и семейно-брачной жизни………………..9
5.Эжины болезней………………………………………………………10
II Территориальные божества и духи…………………………………...10
2.1 Родовые духи………………………………………………………...11
2.2 Представления  о душе, смерти и загробной  жизни……………….12
III Культовая система……………………………………………………15
3.1 Общественно  коллективные молебствия………………………….16
3.2 Культ огня…………………………………………………………...17
3.3 Культ земли…………………………………………………………19
3.4 Семейно-индивидуальные  культы………………………………...20
Заключение……………………………………………………………....21
Список использованной литературы…………………………………..24
     
Эжины — покровители 
Сагаан-нойон с женой Худалша Сагаан хатан. По другим вариантам — Сухзр нойон, жена его Судакш хатан. Функция этого эжина* «обеспечение» благополучия скотоводческой деятельности. Жертвоприношение ему носило в прошлом семейный характер.
Эжин усадьбы (или утуга) — Уир Сагаан найон, жена Етогор Сагаан хатан. Несмотря на то, что он считается сыном Эсэгэ Малаан тэнгри, божество это якобы боязливое, необщительное, призвано оно обеспечивать имущество и потомство, охранять усадьбу.
      
Эжины охоты. Помимо Баян 
Эжины рыболовства. Нам уже сказано, что эжины вод — Уhaнханы — являются одновременно покровителями рыбного промысла. Некоторые на них считаются эжинами рыболовной снасти, а именно: сети (гульмэ) — Гульмэши хатан, весла (хэльмэ) — Хэльмэши нойон, морды (гур) Гурэши нойон, шеста (гохо) — Гохоши нойон. На Байкале, Гусином озере, Ангаре. Селенге и т. д. успех рыбакам обеспечивали ещё эжины этих рек и озёр.
    Эжины 
кузнечногo ремесла. Мифология бурят по 
разному трактует кузнечных богов. У xopи-бурят 
главным божеством кузнечного дела считался 
Хара Маха тэнгри с помощником Тумэрчи 
Дархан нойоном. У него якобы было 99 кузнецов, 
77 поддувальщиков и различные хозяева 
клещей, молота, наковальни и других кузнечных 
орудий. У кудинских бурят главой кузнечных 
богов считался Бухэ Муяа — сын Заян Сагаан 
тэнгрн. Однако изобретение ковки железа 
приписывается одновременно сыну Гужнр 
тэнгри — Бухэ Тэли. Балаганские буряты 
считали первым кузнецом на небе Дадага 
Хара дархана, имеющего в подчинении 73 
младших кузнеца.  
1.4 Эжины домашнего быта и семейно-брачной жизни. Основным божеством, обеспечивающим благополучно и домашнем быту, считался упомянутый Сахладан нойон, хозяин огня. Кроме него была целая серия духов, связанных с различными сторонами семейного быта: свадьбой, рождением и воспитанием детей и т.д. У многих бурят эжинов свадьбы считался Тулмаи Сагаан нойона, имеющего вид седого старика1. У агинских бурят был широко распространен онгон Хойморойхи, находящийся на северной, т.е. женской, половине юрты. Онгон изображал девушку Бальжид, дочь шамана Бурту, которая обеспечивала семенной счастье и рождаемость, оберегала детей от смерти2.
    Духов 
данного разряда было много, и 
в каждой местности они имели 
свои названия и функции. К числу 
покровителей домашнего быта и семейного 
благополучия следует отнести духов 
предков семьи и рода. Обряд 
«Утха узууртаа» («Предкам») устраивался 
в каждом доме ежегодно, иногда два-три  
раза. 
 
 
 
 
 
    2. 
Территориальные божества 
и духи. 
Под территориальными имеют в виду таких богов и духов, которые вышли за пределы родовых рамок и приобрели более или менее широкое распространение. Появление такой группы в пантеоне бурит обусловлено распадом родоплеменных отношений и заменой их территориальной организацией. Ответвление от родов все новых и новых патриархально-семенных общий, да наши их качало новым «ветвям» родов, было характерным явлением в бурятском обществе после вхождения к состав России. Это приводило к переселениям и к смешению с чужеродными группами. Усиленный процесс дробления и смешения родов нашел отражение в характере шаманского пантеона — произошло перемещение и смешение родовых культов и появление территориальных.
Территориальных богов в рассматриваемое время было чрезвычайно много. К ним относились: 1) эжины сравнительно крупных рек, озер, гор, необыкновенных скал; 2) будал бурханы, т. е. спустившиеся (с неба) боги; 3) души умерших крупных шаманов; 4) души людей, умерших раньше времени и по каким-либо причинам ставших почитаемыми; 5) онгоны. Одни из них почитались в пределах двух-трех родовых групп или одного-двух ведомств, другие охватывали до десятка родов или несколько ведомств и. наконец, третьи — значительные географические районы (уезды или округа).
Очень много было территориальных онгонов, под которыми следует понимать не только изображения духов, но и самих духов. Перечислим лишь некоторые, наиболее известные: горные (хадайн) онгоны, изображавшие умерших шаманов и распространенные главным образом среди кудинских, верхоленских и ольхонских бурят; онгон — хозяин желтого козла (шара тэхын эжин) был известен кудинским, верхоленским и хоринским бурятам; луговые женщины (нугын эзынууд) — покровительницы покосов и утугов, а также детей и домашнего скота у балаганских бурят; Лида Бара, распространенный среди всех добаикальских, а также тункинских и байкало-кударинскнх бурят. К территориальным должны быть отнесены эжины некоторых скал, имеющих древние изображения и считающихся священными. Такие скалы имелись всюду — на Лене, Ольхоне, побережье Байкала, Ангаре, в Тунке и Забайкалье.
    И 
общем пантеоне бурят конца XIX 
— начала XX в. территориальные божества 
преобладали. Каждому из них приносили 
жертвы коллективные и индивидуальные, 
кровавые и бескровные. Они в большинстве 
своем суть души людей, живших реально, 
но больше всего шаманов и шаманок, людей, 
умерших преждевременно. Их биографические 
данные сравнительно легко установить. 
Почти все они жили в XVII— XIX вв., а некоторые 
и в начале XX в.. О каждом из них имелись 
легенды, предания или просто устные рассказы, 
и их честь сложены были гимны или молитвенные 
тексты — дурдалга, исполняемые шаманами 
во время обряда жертвоприношения или 
же освящения их изображений — приготовлении 
онгонов. Состав территориальных богов 
увеличивался беспрерывно. 
     
2.1 Родовые духи. Бурятский род в XVIII— 
XIX вв. включал в себя несколько улусов 
и являлся административно-
    Несмотря 
па громадные изменения в 
К родовым божествам относились: духи предков рода; духи родовых шаманов и шаманок; души преждевременно умерших людей этого рода и ставших почему-либо почитаемыми; эжины местности, занимаемой родовой группой, или каких-либо урочищ, скал, священного дерева и т. д.; онгоны.
    Отпочковавшиеся 
и переселившиеся в другие места 
ветви родов, с одной стороны, сохраняли 
некоторые свои родовые культы, с другой 
— воспринимал и культы тех родов, на территории 
которых селились. Различные монгольские, 
ойратские и другие группы, прибывшие 
в Бурятию в разное время, не забывали 
духов прежних родовых предков и родовые 
молебствия обязательно посвящали им. 
заходить в дома или юрты с боохолдоими 
и ада и старались не иметь дела с их обладателями, 
которых не любили и презирали. 
2.2 Представления о душе смерти и загробной жизни. Структурно-функциональная и этническая характеристика пантеона не раскрывает до конца содержание бурятского политеизма и сущность шаманистского вероучения вообще. В шаманском мировоззрении особый и важный раздел составляют представления о душе, смерти и загробной жизни, во многом определяющие социальные функции этой религии, особенно регулятивную, а также характер обрядовой системы.
Согласно шаманским взглядам, у каждого человека имеется душа — сунэс, которая невидима, воздушна, находится в теле. Она в то же время материальна, отличается от тела, может но своему желанию покинуть его, странствовать по земле, побывать в мире духов н вернуться на своё место. Душа обладает всеми способностями и недостатками человека, может голодать, радоваться, веселиться, злиться. Свойства се зависят от личных качеств, возраста и физического состояния того, кому она принадлежит: у детей душа детская, у умных — умная, у сердитых и жадных— сердитая и жадная. М. Н. Хангалои совершенно справедливо отмечал, что душа — «вылитый и подлинный двойник человека во многих отношениях, умственном, нравственном и физическом»1.
У различных этнических групп бурят имелись свои толкования души. Балаганские н аларские буряты считали, что у человека три души. Первая — добрая — имеет доступ к высшим божествам — тэнгриям и заботится о своем хозяине; вторая — средняя (дунда) — тоже находится в теле. Иногда ее преследуют духи, ловят, едят, тогда человек заболевает, умирает. После смерти человека она становится боохолдоем — призраком, привидением, духом; третья постоянно находится при теле, после смерти хозяина остается на месте, оберегая его кости. По представлениям аларских бурят, первая душа, как только придет время умереть человеку, ловится духами Эрлеп-хана и уводится на суд; вторая становится боохолдоем и живет так, как жил ее хозяин, а третья снова родится человеком2.
Буряты точно не определили, в какой именно части тела находится душа. У хори-бурят мостом пребывания души считаются легкие — уушха. Шаманы, например, время от времени освящали свои принадлежности: костюм, головной убор, трости и прочее. Обряд освящения назывался у них «амилуулха»—оживлять, одушевлять. При оживлении головного убора — майхабши, имевшего форму железной короны с оленьими рогами, клали на рога легкие жертвенного животного1.
Душа, по воззрениям бурят, покидает тело по время сна, но она может выскочить от испуга в любое время через нос, рот или вместе с кровыо. Выскочившая от испуга душа сама не возвращается в тело, ее нужно вернуть путем обряда «хурылха», пригласив знатока или шамана.
Душа часто отожествлялась с тенью — hуудэр. Существовало поверье, согласно которому нельзя было наступать на тень человека, кидать в неё острые предметы, в противном случае душа обидится, будет ранена или убита.
По понятиям бурят, болезнь и смерть происходят двояко. Во-первых, по определению владыки подземного царства Орлен-хана. В этом случае вопрос о жизни решен, и никто но в состоянии предотвратить смерть. Вo-вторых, смерть может быть случайная, насланная какими-нибудь духами — ада, aнaxaй, му-шубуун и т.п. От подобной смерти можно избавиться посредством брызганий и жертвоприношении. Лекарство и целебные источники — лишь вспомогательное средство после удовлетворения требований духов.
    После 
смерти человека душа при теле остается 
якобы и течение трех диен. С 
умершим в течение этого 
Загробная жизнь представлялась продолжением земной жизни. Поэтому человек, но мнению анимистов, не просто умирал, а переносился в другой мир. Умершего одевали и лучшую одежду, снабжали какой-нибудь пищей (но только не молочной), табаком, трубкой, деньгами и различными предметами труда и вооружения, в зависимости от его пола и профессии. Нередко вместе с усопшим или рядом в другой могиле погребали верхового коня с полным снаряжением. В старину, до установления у бурят русской администрации, богатых и знатных людей хоронили вместе с их слугами-рабами, чтобы они продолжали службу у своих господ в потустороннем мире.
Могилы покойников, по мнению бурят, образуют на том свете улусы, каждая могила или гроб становятся домом, в котором живет душа — боохолдой. Покойники не любят одиночества, поэтому хоронить их нужно на общем кладбище, в противном случае они примут меры, чтобы кто-то из улусников умер и стал их соседом.
    Кладбище, 
по представлению бурят,— место 
пребывании боохолдоев, оно нечисто и 
небезопасно. Поэтому в обычное время 
его не посещают, не ухаживают за могилами, 
как это принято, например, у христиан. 
Душам умерших людей якобы хорошо знакомы 
значения родства и понимание своего социального 
статуса. Переходя в другой мир, они находят 
своих друзей, родственников и знакомых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    3. 
КУЛЬТОВАЯ СИСТЕМА 
Обряды, молитвы и вообще какие-либо магические действия, а равно и предмета религиозного назначения и совокупности составляют одни па основных структурных элементов шаманизма, который можно определить как культовую систему. Религиозно-магическая деятельность шаманистов, являясь иллюзорной фермой осноения мира, в значительной мере была вплетена и их материальные, нравственные и общественные отношении и проявлялась и двух формах — внекультовой и культовой.