Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:37, курсовая работа
Даная тема актуальна в виду того, что  на территории Бурятии совмещаются  несколько разных верований: ламаизм, православие, староверцы и др. 
    Территориальные рамки – республика Бурятия.
    Хронологические рамки – от раннего средневековья до наших дней.
    В данной работе была поставлена задача изучить роль религии в бурятском  обществе. 
    Были  поставлены следующие задачи:
    - рассмотреть представления бурят о религии;
    - изучить территориальных божеств  и духов, их роль;
    - исследовать культовую систему.
Даная работа раскрывает задачи и цели.
Введение….………………………………………………………………..3
I Представление Бурят о религии………………………………………..6
1.Эжины земель и вод…………………………………………………...6
2.Эжины подземного царства…………………………………………..8
3.Эжины покровительствующие хозяйству и ремеслу……………….8
4.Эжины домашнего быта и семейно-брачной жизни………………..9
5.Эжины болезней………………………………………………………10
II Территориальные божества и духи…………………………………...10
2.1 Родовые духи………………………………………………………...11
2.2 Представления  о душе, смерти и загробной  жизни……………….12
III Культовая система……………………………………………………15
3.1 Общественно  коллективные молебствия………………………….16
3.2 Культ огня…………………………………………………………...17
3.3 Культ земли…………………………………………………………19
3.4 Семейно-индивидуальные  культы………………………………...20
Заключение……………………………………………………………....21
Список использованной литературы…………………………………..24
Внекультовая религиозная деятельность осуществлялась главным образом служителями культа — шаманами, гадателями и т.п. которые занимались пропагандой шаманистских идей, взглядом, интерпретацией происходящих событий и фактов в религиозном духе, подготовкой преемников. Из среды будущих (или начинающих) служителей культа один учились искусству врачевания, другие овладевали способами гадания, третьи постигали тайны внушения, гипнотизирования и т. д. В зависимости от умственных, физических и других качеств некоторые из них специализировались одновременно в разных направлениях, достигая при этом высокого мастерства, универсализма.
Формы к содержание культовой деятельности определялись, с одной стороны, характером самого шаманизма, особенно системой представлении о сверхъестественных силах, душе, смерти и потустороннем мире, с другой — жизнью шаманистов, их практическими запросами и потребностями. Именно в культе проявлялась шаманистская идеология, выражаемая в гимнах, призываниях, мифах, рассказах анимистического толка. Воспроизведенне шаманских текстов во время богослужения укрепляло в сознании людей религиозные образы, представления, предписания. Культ в шаманизме часто принимал форму «драматизации» мифа, предания или легенды, усиливавшей веру в реальность событий и фактов, описанных в них.
Культовая деятельность шаманистов никогда не была абстрактной. Почитаемые объекты или силы, от которых зависело якобы благополучие человека, мыслились конкретно — в образе тэнгэри, хана, эжина, заяна: Суха-нойона, Хан-Шаргал, тарасннского заяна Е. Федотова, эжина горы Байтог, онгона «Эзынхи» и т. д. Шаманнстский культ проявлялся в различных видах магни — производственной, промысловой, метеорологической, лечебной и др. Они нередко сочетались, переплетались. Магические действия не существовали отдельно, в «чистом» виде, а были тесно связаны с анимизмом, пронизаны и окутаны им. В культе устанавливалась непосредственная связь с воображаемыми сверхъестественными существами, а связующим звеном между верующими и богами служили шаманы н шаманки. Общение с богами н духами воспринималось как двусторонний акт: с одной стороны, люди поклонялись им, приносили жертвы, прося удачи, счастья, спасения; с другой — эжины, ханы, . заяны, онгоны должны были внять их просьбам, удовлетворять желании страждущих.
Фирмы шаманистских обрядовых действий были весьма разнообразны и имели определенный порядок. В дореволюционное и советское время предпринято немало попыток их систематизации, которые в целом не лишены оснований.
Но степени обязательности и частоты исполнения обряды молебствий могут быть подразделены на: 1) обязательные одноразовые (мнлаанга, угаалга); 2) обязательные регулярные и нерегулярные (моление духам предков — утха узууртаа, кормление онгонов, жертвоприношение хозяину усадьбы, утуга, моигол-бурхану): 3) необязательные, регулярные и нерегулярные (посещение «святых» мест с целью поклонения духам-эжинам разных категорий). Можно выделить жертвоприношения традиционные (постоянные) н случайные (вынужденные). К первой группе следует отнести те общественные и индивндуально-семейные обряды, которые стали традиционными н обязательными в годовом цикле н жизненном периоде человека. Тайлаганы — весенние, летние н осенние — устраивались ежегодно и в обязательном порядке. Отдельная личность, семья или группа родственных семей ежегодно посвящала молебствие своим предкам или каким-нибудь эжинам, покровителям или буу-далу. Обряды «кормления» онгонов, которые имелись во множестве дома, на улице или у горы, носили индивидуальный, семейный или улусно-родоной характер и тоже были традиционными.
Вторую группу составляли обряды, устраиваемые по какому-нибудь неожиданному случаю — болезни, падежа скота, пожара, удара молнии, приведшего к несчастью, возникновении тяжебных дел, неприятностей на службе, плохого сна, предсказания гадателя и т.п. Причин для жертвоприношения было бесконечно много, и поэтому вся жизнь шаманиста проходила в нескончаемых молебствиях, суевериях и соблюдениях табу. Но своей психологической направленности обряды жертвоприношения могли быть благодарственными, страховочными (предупредительными) и умилостиви тельными.
    С 
точки зрения значимости и состава 
организаторов и участников   шаманские 
молебствия  подразделялись  на  
общественно-коллективные и семейно-инднвидуальные.     
3.1 Общественно-коллективные молебствия
    Тайлаганы 
—молебствия, устраиваемые   всем   
обществом  в масштабе улуса или 
улусов одного рода.  Главное их назначение 
— просьба у богов, эжинов благополучного 
года, урожая, травостоя, умножения скота, 
счастья в семьях,   избежания  
бед  к  несчастий.   В  XIX — 
начале XX  в. бурятские тайлаганы сохраняли 
многие черты и традиции родового  строя   
и   были,  по существу,   улусно-родовыми   
и территориально-родовыми.   В то  
же   время   они  отражали 
черты    новых    отношений 
— феодально-капиталистических, ибо бурятские 
роды в этот период претерпели значительную 
трансформацию   и   приобрели   
территориально-
    Бурятские 
тайлаганы описаны в 
В условиях бурятского общества танлаганы — но только форма молебствия с жертвоприношениями, а один из важнейших социально-культурных институтов. Участие в них семьи и всех домохозяев было обязательным, иметь свою долю от жертвенного мяса — хуби — считалось долом чести и достоинства главы семьи, показателем социального статуса человека. Неучастие в тайлаганах считалось нарушением традиции отцов п дедов, оскорблением бога, эжина, возможным последствием которого могли быть какие-нибудь беды для всей улусно-родовой общины, семьи и родственников. На тайлаган не ходили только самые бедные, которые не могли внести деньги на покупку вина и жертвенных животных, а потому не имели права ни получение пая, доли.
Точные сроки проведения тайлагана, сбор средств на покупку коня и баранов для принесения в жертву, раскладка их на каждую душу — все эти «опросы решались старейшинами улуса, рода, ведомства, и их решении нередко участвовали местные нойоны — старосты, головы, заседатели. «Расходы по производству тайлаганов предварительно развертываются на паи, причем богачи берут на себя — из чести — по несколько паев, а бедные — но одному, а совершенно голяки участвуют в гуляний наравне с прочими, не неся никаких расходов
3.2. Культ огня. Почитание огня небесного - солнца и его аналога на земле - огня земного вполне естественно в силу той великой значимости, того огромного влияния, которое оказывали они на жизнь и деятельность людей. Как гласит предание, "небо дало частицу огня, вложив его в кремень.
Д. Банзаров, касаясь вопроса о почитании огня, писал о большом уважении к огню как источнику и символу чистоты. Монголы старались не бросать в огонь предметы, вызывающие неприятный за пах, ослабляющие его силу и блеск. Считалось большим грехом плюнуть в огонь или лить в него воду1. Верили, что огнем очищается все. Во времена чингисидов различные послы, купцы с дарами должны были проходить между двух огней. Этот обряд как бы обезвреживал дурные мысли и намерения, которые могли быть у иноземцев
Согласно этнографическим материалам, чистота - неотъемлемое свойство огня, которое он может передавать всему, что его окружает, что соприкасается с ним, и благодаря этому может очищать все скверны, все злые помыслы, отгонять нечистую силу. Отсюда главные запреты в отношении к огню: нельзя бросать в огонь разного рода мусор, отбросы, нельзя топить печь нечистыми дровами, не помыв руки. Иначе огонь, как верили, будет осквернен (бузарлаха) и в гневе нашлет болезни, особенно кожные. Различные ссадины, раны, язвочки у детей объясняли тем, что дети неосторожны с огнем, В случае осквернения огня совершали обряд моления огню (гал тай-ха): убирали золу пол таганом, насыпали под него чистый песок, гальку, разводили огонь и клали туда грудную кость барана, обернув ее внутренним жиром животного, и она очень долго горела. Затем совершали возлияние огню масла, архи, чая, "угощали" огонь кусками жира и при этом произносили тексты славословий и призываний. Полагали, что огонь способен освобождать от вредных мыслей и дел, а также от злых духов, поэтому все подвергалось очищению огнем: перед выездом на охоту дымом окуривали снаряжение охотника, его самого и коня; роженица по истечении семи дней "очищалась" от "нечистоты" дымом зажженного можжевельника; пришедшие с похорон обязательно проходили между двух костров, также "очищаясь" от ритуальной нечистоты. В дом с новорожденным можно было войти, лишь прихватив несколько полешек, чтобы положить их в огонь очага и "очиститься" от вероятных опасностей, могущих сказаться на здоровье ребенка. Таким образом как бы обезвреживали действие сглаза, злых духов и т.п.
Огню приписывалось и другое важное свойство - приносить богатство, удачу, счастье. Чтобы не было засухи, пожаров, чтобы болезни обходили стороной, чтобы скот плодился и размножался, а богатство возрастало, считалось необходимым каждый день 'угощать" огонь первой нетронутой частью молока, чая, лучшей пищи. Это называлось "дээжэ ургэхэ". Кроме того, хотя бы раз в год полагалось совершить большое торжественное моление - гал тайлга, или гал тахилга. Широко известна легенда о том, как хозяин огня, очага в богатом доме спалил все, принадлежащее богачу, и сделал его нищим, разгневавшись на то, что богач был скуп, не устраивал гал тахилга, не совершал ежедневных возлияний огню. После пожара осталось невредимым только плохонькое седло соседа-бедняка. А семья бедняка постоянно "угощала" огонь домашнего очага всем тем, что у нее было, поэтому скоро она стола богатой и удачливой. Судя даже по этой легенде, можно видеть, какое большое место в религиозном мировоззрении народа отводилось почитанию огня. Недаром до сих пор говорят, что Гал заяши (божество огня) - это самое главное, самое близкое божество, главный бурхан.
Дух - хозяин огня представлялся также предсказателем и провидцем (гал ехэ мэргэн), умеющим говорить. Потрескивание, пощелкивание огня, языки пламени, которые вспыхивали и множились, как будто радуясь, когда "угощали" огонь маслом, жиром, архи, рождали веру в умение огня говорить, радоваться, благодарить. Верили, что огонь может предсказать приезд гостей или получение известий. Если он "говорил" утром - к плохим вестям, вечером - к хорошим вестям и гостям. По голосу огня "узнавали", кто приедет - мужчина или женщина. По виду продолговатого уголька в очаге определяли, толстый или худой, большой или маленький человек едет в гости. Если уголек напоминал человека, сидящего на кресле или на подушках (олбог), говорили, что приедет нойон или лама. В любом случае хозяева дома готовили для гостя "постель": собирали кучку золы, в "изголовье" помешали уголек-подушку неаккуратно укладывали уголек-гостя на эту "постель".
    Родовые 
жертвоприношения огню проводились 
по случаю больших праздников, наступления 
весны,  осени, когда призывая божество 
огня, призывали счастье. 
3.3 Культ земли. В бурятском языке понятие "земля" передается обычно словосочетанием дэлэхэй дайда, что подчеркивает ее необъятность, обширность, бескрайность. Дэлэгэй, дэлэхэй - в тюрко-монгольских и тунгусских языках означает "обширный, обильный" - главный эпитет земли. У тувинцев-санджаков и урянха "есть бог или богиня с властью весьма значительной. Это божество покровительствует охоте, ему посвящают вороных коней ... Тело богини отождествляется с поверхностью земли и охраняется разными запретами: рвать траву, копать землю острыми предметами1..".
    У 
бурят божество земли — это 
тоже чаше богиня, чем бог, хотя позднее 
она получает мужское перевоплощение. 
Земля — богиня-мать упоминается наряду 
с Вечным синим небом в средневековых 
монгольских источниках. И буряты землю 
называли матерью, а небо-отцом: "ульгэн 
дэлэхэй - эхэ мини, ундэр тэигэри - эсэгэ 
мини". Древние представления о земле-матери, 
вероятно, долго сохранялись у западных 
бурят. Интересно, что обряд почитания 
богини земли проводился еще в начале 
XX в. Моление совершалось только женщинами, 
даже мальчики не имели права проходить 
на территорию, где отправлялся обряд. 
Моление богине Итуге (Эту-ген) сопровождалось 
ритуалом украшения женщин цветами черемухи, 
женщины обнажали груди и просили Небо 
- Хухэ тэнгри- "омолодить их, дать полноту 
и молочность грудям". Считалось, что 
богиня Итуге заботилась не только о людях, 
но и деревьях, животных и птицах. Верили, 
что она дает "белой кобылице белоснежного 
жеребенка, черной вороне  - крикливого 
вороненка, зеленой черемухе - сладкую 
черемушину"2. Это сообщение об 
обряде почитания богини земли Этуген 
представляет, вероятно, исключительный 
случай. У забайкальских бурят Этуген 
как богиня земли, видимо, была совершенно 
забыта. Само слово "этуген" сохранилось 
в значении 'женское чрево' и употребляется 
иногда как возглас испуга, удивления 
или как брань,  проклятие. 
3.4 Семейно-индивидуальные культы. Первичной ячейкой бурятского общества являлась семья, существовавшая и двух формах,— большая патриархальная и отдельная малая. Каждая из этих семей имела своих домашних боговпенатои н систему обязательно справляемых обрядом. Имелись и индивидуальные культы или личные духи-покровители. К этим последним относятся: духи — покровители каких-либо профессий, передаваемых по наследству; онгоиы; буудалы (амулеты); личные низшие духи. Изображения духов — покровителей профессии, передаваемых по наследству, могли иметь отдельные шаманы и кузнецы, знахари, охотники. Не только они сами, но и их семьи и потомки (при получении по наследству профессии) поклонялись своим духам-покровителям и устраивали необходимый обряд. Нередко покровителями шаманов бывали их прямые предки — шаманы или предки-шаманы но материнской линии, давшие им духи, а также духи шаманов, которые были крестными отцами при посвящении. Так же обстояло дело и с кузнецами. Духами-покровителями охотников могли быть души каких-нибудь знаменитых охотников. Домашними покровителями являлись живые онгоны — посвященные быки, лошади и козлы. Живые онгоны. хотя и посвящались небесным божествам — тэнгриям, призваны были оберегать домашнее хозяйство, способствовать умножению и сохранению скота.