Религия Бурят

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Даная тема актуальна в виду того, что на территории Бурятии совмещаются несколько разных верований: ламаизм, православие, староверцы и др.

Территориальные рамки – республика Бурятия.

Хронологические рамки – от раннего средневековья до наших дней.

В данной работе была поставлена задача изучить роль религии в бурятском обществе.

Были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть представления бурят о религии;

- изучить территориальных божеств и духов, их роль;

- исследовать культовую систему.

Даная работа раскрывает задачи и цели.

Оглавление

Введение….………………………………………………………………..3

I Представление Бурят о религии………………………………………..6

1.Эжины земель и вод…………………………………………………...6
2.Эжины подземного царства…………………………………………..8
3.Эжины покровительствующие хозяйству и ремеслу……………….8
4.Эжины домашнего быта и семейно-брачной жизни………………..9
5.Эжины болезней………………………………………………………10
II Территориальные божества и духи…………………………………...10

2.1 Родовые духи………………………………………………………...11

2.2 Представления о душе, смерти и загробной жизни……………….12

III Культовая система……………………………………………………15

3.1 Общественно коллективные молебствия………………………….16

3.2 Культ огня…………………………………………………………...17

3.3 Культ земли…………………………………………………………19

3.4 Семейно-индивидуальные культы………………………………...20

Заключение……………………………………………………………....21

Список использованной литературы…………………………………..24

Файлы: 1 файл

Религия Бурят.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    Буудалы (от слова «бууха» — спуститься, «буудал»— спущенный с неба) —  это каменные и бронзовые ножи, топоры, скребки к другие предметы, находимые в лесу, в степи, на пашнях. Но воззрениям шаманистов, буудалы — это стрелы, спущенные с неба и потому обладающие сверхъестественными свойствами, но не боги или духи. Нашедшие их устраивали особый обряд с помощью шамана и хранили в качестве оберега в специальных столбах с углублениями. Каждый хозяин весной и осенью совершал омовение и брызганье своему буудалу. Обладателей буудалов было немного. По шаманским поверьям, отдельные личности или семьи имели своих личных духов низшего разряда — ада, боо-холдоев и т.п. Этих духов «хозяева» кормили, «призывали» к порядку, если это требовалось.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 

    История религии в Бурятии имеет очень  важное значение. Сложная иерархия духов, система ханов, великих эжинов, нойонов, заянов, онгонов, духов обычных людей и низшей демонологии сложилось до прихода русских в Сибирь. Формирование этой структуры было обусловлено двумя факторами: внутренним, связанным с самим бурятским обществом, с далеко зашедшей классовой: дифференциацией, и внешним — влиянием соседних народов, находившихся на более высокой ступени социального развития, прежде всего монголов. Будучи ближайшими соседями монголов, предки бурят в известной мере входили в орбиту монгольских событий и испытывали несомненное влияние со стороны соседей.                     Присоединение Бурятии к России явилось поворотным: пунктом в истории бурят. Новая система управления, изменения в хозяйстве и появление новых видов хозяйственной деятельности, особенно земледелия, влияние материальной и духовной культуры русского народа, распространение христианства — все это не могло по отразиться в апимистической теории и культовой практике бурят. Появились эжины новых видов деятельности людей, изменились функции старых богов н духов, увеличилось число духов болезней, семенного быта. В представлениях о загробной жизни и погребальных обрядах сказалось влияние христианского учения, отчасти и буддийского.

    В иерархии бурятского пантеона нельзя не  увидеть отражение определенной социальной системы. Необходимо, учесть, что бурятский пантеон оформился еще до присоединения Бурятии к России, испытав влияние монгольского феодального, а отчасти маньчжурско-китайского общественного строя. Русская государственная система XVII—XIX вв. усилила «социальную» дифференциацию в бурятском политеизме и придала ему именно тот характер, какой известен нам из источников XIX — начала XX в. Вечное Синее Небо как высшая потенция и созидательное начало пронизывает мышление и повелевает действиями людей, однако оно недосягаемо.

    Шаманистскому пантеону бурят необходимо дать еще одну характеристику — этническую, построенную на принципах распространенности или известности почитаемых существ. В этом плане выделяются божества общебурятские, племенные, т. е. почитаемые в рамках расселения племени — булагатов, эхиритов, хоринцев н т. д., территориальные, т. е. распространенные в пределах нескольких родовых общин, улусно-общинные и, наконец, семейно-личные.

    К общебурятским богам н духам (культам) относили: Вечное Синее Небо и небожителей, их детей-ханов (Буха-нойона, Хан Шаргая, Эрлена, Баян Хангая н т. д.), эжинов земли, крупных рек, озер, гор и островов — Ангары, Лены, Иркута, Байкала, Ольхона и т. д. Общебурятскнми были культы орла, лебедя, хоринских двух заянов, солнца, луны и некоторых звезд.

    Следующую ступень занимают многочисленные местные, локальные, различные старцы, старушки, девицы и т.п. Последнюю, самую многочисленную группу составляют душ простых смертных, не пользующихся почитанием в народе. Особую категорию представляет низшая демонология — всевозможные черти, домовые, называемые ада, анахай, муу шубуун и т. п., олицетворяющие души бедных, обиженных судьбой, больных людей. 

    Вопросы консолидации, этнической интеграции, ассимиляции и слияния  имеют  большое теоретическое и практическое значение. Без глубокой и всесторонней научной их разработки нельзя   правильно строить национальную политику, объективно верно   судить о нациях и народностях,   успешно решать вопросы интернационального и патриотического воспитания.

    О развитом  культе солнца у предков бурят свидетельствует не только сакральность белого цвета в их мировоззренческих представлениях, это проявляется и в особом отношении бурят (монголо-язычных народов) к югу,  южной стороне. Вход в жилище всегда сооружали с южной стороны,  которая у монгольских народов почитается как самая лучшая из сторон в противоположность северной. 

    В целом бурятский народ облагает двуязычием и двухкультурьем, но степень  их распространения и функционирования в разных местах неодинаковая, у  западных бурят она более высокая. Ярким примером межэтнической интеграции и огромной роли русского языка служат перевод произведений бурятских писателей и поэтов на русский язык и появление русскоязычных писателей и поэтов из числа бурят. Выдвижение из числа бурят писателей и поэтов, пишущих      на русском языке, - явление примечательное. До революции в первые годы  Советской власти таких людей было немного

    Также всё еще слабо разработанными остаются проблемы исторической этнографии.  Немало белых пятен в вопросах этногенеза бурят,  истории  хозяйства  и  материальной    культуры.  Имеется серьезный пробел в изучении связей и преемственности древних, средневековых культур и этносов.

    Надо  отметить, что, изучая жизнь народа, следует знакомить его как можно более широко с результатами этого изучения, то есть популяризировать нашу науку, распространять этнографические знания. Такая задача поставлена решением Отделения исторических наук Академии наук СССР. Надо всерьез заняться подготовкой популярных брошюр на этнографические темы, прежде всего современные.

    Задачи, стоящие перед этнографами, велики и многообразны. II главное внимание должно быть обращено на изучение всех аспектов сближения наций, интернационализации культуры, быта. «Дальнейшее сближение наций и народностей нашей страны представляет собой объективный процесс». Его и предстоит изучать на материалах Бурятии. 

Список  использованной литературы 

  1. Михайлов  Т.М. «Бурятский шаманизм» Новосибирское  издание Наука, 1982г.
  2. Народы Сибири // Под редакцией Левина, М.-Ленинград. Изд. АНСССР, 1956г.
  3. Басаев К.Д.  «Быт Бурят в настоящем и прошлом» Улан-Удэ, 1980г.
  4. Нимаев Д. Д. Басаев К.Д. « Культурно – Бытовые традиции бурят и монголов» Бурятский филиал  Улан-Удэ,1988г.
  5. Дугаров Д.С. «Исторические корни Белого шаманства»

Информация о работе Религия Бурят