Формы религиозной жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 19:23, реферат

Краткое описание

Одно из понятий, которые считаются обычно характерными для всего религиозного – это понятие сверхъестественного. Оно обычно применяется ко всякой категории явлений, выходящей за пределы нашего разума сверхъестественное – это мир таинственного, непознаваемого, непостижимого. Религия, стало быть, представляет собой нечто вроде умозрительного размышления о всем том, что не поддается научному и, шире, строгому мышлению.

Файлы: 1 файл

религия.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Формы религиозной  жизни человека. 

Одно из понятий, которые считаются обычно характерными для всего религиозного – это  понятие сверхъестественного. Оно  обычно применяется ко всякой категории  явлений, выходящей за пределы нашего разума  сверхъестественное – это мир таинственного, непознаваемого, непостижимого. Религия, стало быть, представляет собой нечто вроде умозрительного размышления о всем том, что не поддается научному и, шире, строгому мышлению. «Религии,– говорит Спенсер,– диаметрально противоположные своими догмами, едины в молчаливом признании того, что мир со всем его содержимым и  окружением есть тайна, жаждущая объяснения»; поэтому он видит их сущность в «вере в вездесущность чего- то, что превосходит разум»[29]. Точно так же Макс Мюллер  видел во всякой религии «усилие к постижению непостижимого, к выражению невыразимого, устремление к бесконечному». 

Несомненно, чувство  таинственного играло важную  роль в некоторых религиях, особенно в  христианстве.  Следует также  добавить, что его значение удивительным  образом менялось в различные эпохи истории христианства. Были периоды, когда это понятие отходило на второй план и исчезало. Например, для людей XVII в. догма  не содержала в себе ничего смущающего разум; вера без  труда мирилась с наукой и философией, а мыслители вроде Паскаля, живо чувствовавшие то, что в вещах глубоко непонятно, настолько мало гармонировали со своей  эпохой, что оставались непонятыми своими современниками. Было бы поэтому несколько поспешно делать из  идеи, подверженной периодическим исчезновениям, основной элемент даже одной христианской религии. 

К тому же идея сверхъестественного в том виде, как  мы ее понимаем, возникла недавно; она предполагает в действительности противоположную идею, отрицанием  которой она является и которая не содержит в себе  ничего первобытного. Для того, чтобы о некоторых фактах можно было сказать, что они сверхъестественные,  нужно было уже обладать чувством, что существует естественный порядок вещей, т.е., что явления Вселенной связаны между собой необходимыми отношениями, называемыми законами. Когда этот принцип был  принят, все, что нарушает эти законы, с необходимостью  должно было представляться находящимся как бы вне  природы и, следовательно, вне разума; ибо все, что  естественно в этом смысле, также и рационально, а эти  необходимые отношения лишь выражают то, как явления логически следуют друг за другом. Но это понятие об  универсальном детерминизме – недавнего происхождения; даже величайшим мыслителям классической древности не удалось его осознать в полной мере. Это завоевание позитивных наук, это постулат, на котором они  основываются и который они обосновали своими успехами. Но постольку, поскольку их не было или они не были  достаточно прочными, постольку самые чудесные события на могли иметь ничего такого, что не было бы вполне  постижимым. Поскольку не было известно, что в существующем порядке вещей устойчиво и незыблемо, поскольку в нем видели творение случайных волеизъявлений,  должны были находить естественным, чтобы эти волеизъявления или другие могли произвольно изменять  сложившийся порядок. Вот почему чудесные вмешательства, которые древние приписывали своим богам, не  были в их глазах чудесами в современном смысле этого  слова. Это были для них прекрасные, редкостные или  страшные зрелища, предметы удивления или восхищения (θαύμαι*,mirabilia, miracula[33]), но они никоим образом не видели в них нечто вроде просветов в таинственном мире, куда разум не может проникнуть. 

Таким образом, идея таинственного не содержит в  себе ничего исходного. Она не дана человеку изначально; это человек выковал ее своими собственными руками  одновременно с противоположной идеей. Вот почему она  занимает какое-то место лишь в небольшом числе развитых религий; Стало быть, из нее нельзя делать характеристику религиозного явления, не исключая из определения большинство фактов, которые надлежит определить. 

Другое понятие, которым часто пытались определить  религию – это понятие божества. «Религия,– говорит  Ревиль,–  представляет собой влияние на человеческую  жизнь чувства связи, соединяющей человеческий дух с  таинственным духом, за которым он признает господство  над миром и над самим собой и к связи с которым он  испытывает чувство любви»[37]. Правда, если понимать  слово «божество» в точном и узком смысле, это определение оставляет за своими пределами огромное мно-

жество явно религиозных фактов. Души мертвых, духи всякого рода и ранга, которыми религиозное  воображение многих различных народов  населило природу, всегда являются объектом обрядов, а иногда даже систематизированного культа, и тем не менее это не боги в собственном смысле слова. Но чтобы определение включало их,  достаточно заменить слово «бог» другим, более широким по значению словом «духовное существо». Именно это  сделал Тайлор. «Первый существенный вопрос при систематическом изучении религий низших племен это,–  говорит он,– определение и уточнение того, что понимается под религией. Если понимать под этим словом веру в высшее божество..., известное число племен окажутся  исключенными из мира религии. Но это слишком узкое определение имеет тот изъян, что отождествляет религию с некоторыми ее отдельными проявлениями... Лучше будет, как нам представляется, установить просто в  качестве минимального определения религии веру в духовные существа»[38]. Под духовными существами следует  понимать сознательных субъектов, наделенных силой  высшей, чем та, которой обладает большинство людей;  эта квалификация подходит, таким образом, к душам  мертвых, духам, демонам так же, как и к божествам в собственном смысле этого слова. Важно отметить сразу  же наличие особой концепции религии, заключенной в этом определении. Единственная связь, которую мы могли бы поддерживать с существами такого рода, определяется той сущностью, которая им приписывается. Это  существа сознательные; стало быть, мы можем воздействовать на них только так, как воздействуют на сознания вообще, т. е. психологическими приемами, стремясь убедить или разжалобить их либо при помощи слов (призывов, молитв), либо подарками и жертвоприношениями. И поскольку цель религии состоит в регулировании наших отношений с этими особыми существами,  религия может иметь место только там, где есть молитвы, жертвоприношения, искупительные обряды и т. п. У нас, таким образом, был бы весьма простой критерий,  который позволил бы отличать религиозное от того, что  к нему не относится. Именно на этот критерий систематически ссылается Фрэзер[39] и вместе с ним многие этнографы. 

Если бы религия  составляла  нечто вроде неделимой  сущности, тогда как в действительности она есть целое, состоящее из частей это более или менее сложная система мифов, догм, обрядов, церемоний. Но целое можно определить только по отношению  к образующим его частям. Поэтому более методичным  будет охарактеризовать элементарные явления, из которых всякая религия происходит и которые предшествуют возникновению системы, произведенной их соединением. Этот метод тем более необходим, что существуют  религиозные явления, которые не относятся ни к какой  определенной религии. Таковы явления, образующим содержание фольклора. В целом это осколки исчезнувших  религий, неорганизованные пережитки, но есть среди  них также и такие, которые образовались самопроизвольно под влиянием локальных причин. В наших европейских странах христианство постаралось поглотить и ассимилировать их, оно придало им христианский оттенок. Тем не менее, многие из них сохранились до недавнего времени или продолжают еще сохранять относительно самостоятельное существование: праздники майского дерева, летнего солнцестояния, карнавалы, разнообразные верования, относящиеся к местным духам,  демонам и т. п. Хотя религиозный характер этих фактов  постепенно ослабевает, их религиозное значение все же  таково, что оно позволило Маннхардту и его школе  обновить науку о религиях. Определение, которое бы их  не учитывало, включало бы поэтому не все, что религиозно. 

Религиозные явления совершенно естественным образом  разделяются на две основные категории: верования  и обряды. Первые –  это состояния сознания, они состоят  в представлениях; вторые – это  определенные способы действия. Между этими двумя классами фактов существует такое же существенное различие, какое отделяет  мышление от движения. 

Обряды могут  быть определены и отделены от других человеческих действий, особенно от нравственных, только специфической природой их объекта. В самом деле, – нравственное правило предписывает нам, точно так же, как и обряд, некие способы действия, но обращенные к объектам иного рода. Стало быть, нужно охарактеризовать объект обряда, чтобы иметь возможность охарактеризовать сам обряд. А специфическая природа этого объекта выражена в веровании. Поэтому определить  обряд можно только после того, как определено верование. 

Все известные  религиозные верования, будь они  простые или сложные, содержат одну и ту же общую черту:  они предполагают классификацию реальных или идеальных явлений, которые представляют себе люди, на два класса, два противоположных рода, обозначаемых –  обычно двумя различными терминами и достаточно хорошо выражаемых словами: светское и священное. Разделение мира на две области, из которых одна включает  в себя все, что священно, другая – все, что является светским,– такова отличительная черта религиозного  мышления. Верования, мифы, догмы, легенды – это или  представления или системы представлений, выражающие природу священных явлений, свойства и способности, которые им приписываются, их историю, их отношения между собой и со светскими явлениями. Но под   священными явлениями не следует понимать только те личные существа, которые называют богами или духами;  утес, дерево, родник, камень, кусок дерева, дом, словом,  любая вещь может быть священной. Обряд может иметь, эту особенность; не существует даже обряда, которому  бы она в какой-то степени не была присуща. Существуют слова, выражения, формулы, которые могут исходить только из уст посвященных персонажей; существуют  жесты, движения, которые не могут выполняться всеми. 

Если ведическое жертвоприношение было таким действенным, если даже, согласно мифологии, оно  порождало богов, а не было всего  лишь средством завоевания их  расположения, то потому, что оно обладало силой, подобной силе наиболее священных существ. Стало быть  круг священных объектов не может быть определен раз  навсегда; их распространенность бесконечно меняется  вместе с религиями. Вот как буддизм оказывается религией; дело в том, что, за отсутствием богов, он предполагает существование священных явлений, а именно, четырех благородных истин и проистекающих из них действий[69]. 

Формы религиозной  жизни человека. 

Существенно возрос престиж религии и церкви. Ныне религия, все религиозные конфессии высвобожденные с под влияния административно-командной системы и владеют правом соблюдения свободы совести; усилился интерес людей к религии (тем не менее он лучше продиктован модой, чем верой у бога, религиозными убеждениями); возрождаются религиозные праздники, ритуалы, традиции, восстанавливаются разрушенные в советских времена храмы. Параллельно с такими явным образом прогрессивными изменениями в религиозной жизни, с усилением положительного влияния церкви на общественные процессы время от времени наблюдается обострение отношений между отдельными религиозными конфессиями, и это нуждается в усилении внимания к церкви со стороны государства, научных учреждений. Изменилась в пользу религии общественная мысль, а для ее социологического изучения открылись новые перспективы. 

Формы религиозной  жизни человека. 

Первыми формами  религии, которые существовали еще  в первоначальном обществе, были фетишизм, тотемизм и магия. 

Фетишизм —  религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым предоставляли мистических и сверхъестественных качеств. Фетишизм вытекает из первоначальных верований в возможность принудить божество удовлетворить желание человека. В мировых религиях остались элементы фетишизма (у христианства - пошанування мощей и икон, святых мест; пошанування «черного камня» - у мусульман, священных «стоп бога» - у буддистов). 

Тотемизм —  очень давняя форма религии, которая  возникла в ранний период родового устройства. Это комплекс верований, мифов, обрядов родоплеминного общества, связанных с представлением о сверхъестественной связи и кровной родственности между определенными группами людей и так называемыми тотемами - растениями, животными, предметами или явлениями. Группа носит имя тотема и ему поклоняется, так как считает, что тотем ее оберегает. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что имеет коллективный объект поклонения. 

Магия — это  колдовскые обряды и заклинания, с  помощью которых люди старались  повлиять на других людей, животные, а  также на явления окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении. Магические обряды есть у все х народов, они очень разнообразные. Повсеместно были распространены магические обряды в начале пахоты, посевной, собирание урожая, для вызывания дождя или обеспечение успеха на охоте или на войне, общеизвестные приговаривания, видшиптування, «причинная», ношение талисманов и т.п.. 

Если ввести таким образом понятие церкви в определение религии, то не исключим ли мы тем самым из него индивидуальные религии, которые индивид устанавливает для самого себя и которым он служит только для себя? Ведь почти нет такого общества, где бы они не встречались. Каждый оджибве, как мы  увидим далее, имеет своего личного маниту, которого он сам себе выбирает и по отношению к которому он  выполняет особые религиозные обязанности; у меланезийца с острова Банкс есть свой таманю[92], у римлянина – свой гений[93], у христианина – свой святой покровитель и свой ангел-хранитель и т.д. Все эти культы по определению выглядят совершенно независимыми от понятия группы. И эти индивидуальные религии  не только очень часто встречаются в истории: некоторые задаются теперь вопросом, не призваны ли они  стать ведущей формой религиозной жизни и не наступит ли день, когда не будет больше другого культа,  кроме того, который каждый свободно выберет себе в  глубине души[94]. 
 

Итак, Религия  – это единая система верований  и действий,  относящихся к  священным, т. е. к отделенным, запрещенным, вещам.

Информация о работе Формы религиозной жизни человека