Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 08:59, реферат
Жизненно важными для любого человека являются такие черты личности, как творчество, самостоятельность, образованность, интеллигентность, трудолюбие. Целью работы школы является воспитание творческой личности, компетентной, социально – зрелой, конкурентноспособной. При этом нельзя забывать, что одной из задач школы остается освоение мира по законам добра и красоты. Особенно эффективно эта задача решается предметами эстетического цикла, одним из которых является музыка.
Работа
Тема исследовательской работы:
« Духовное развитие учащихся на уроках музыки через синтез дисциплин»
духом музыки,
Мы живем в начале
21 века, в информационную эпоху. И
сегодня с настойчивой
Жизненно важными для любого человека являются такие черты личности, как творчество, самостоятельность, образованность, интеллигентность, трудолюбие. Целью работы школы является воспитание творческой личности, компетентной, социально – зрелой, конкурентноспособной. При этом нельзя забывать, что одной из задач школы остается освоение мира по законам добра и красоты. Особенно эффективно эта задача решается предметами эстетического цикла, одним из которых является музыка.
Музыка развивает память, внимание, усидчивость, ответственность. Активное вовлечение учащихся в практическую духовную жизнь учит мыслить на языке чувств, ощущений, в результате чего ребенок становится коммуникабельной личностью с развитыми эмоциональными качествами не только с современной культурой, но и с прошлым человечества.
На пороге нового тысячелетия, когда новые информационные технологии внедряются во все сферы общественной жизни, особенно остро встала проблема места и роли нравственных ценностей в общественной жизни, когда стало очевидно, что самые выдающиеся достижения технического прогресса оборачиваются катастрофическими последствиями для человека.
Актуальность темы исследования:
Быстро изменяется облик современного мира, характер и способ человеческого общения, производственной деятельности. Ход исторического процесса непредсказуем.
В наше время всё больше обращаются к таким сторонам жизни человека, как благополучие, свобода, развитие способностей, реализация творческих сил, освобождение от невежества и пороков.
Кризис, переживаемый нашей страной, в значительной степени вызван утратой гуманистических нравственных ценностей. Становится всё более очевидным, что одних только социально – экономических и политико – правовых реформ для его преодоления недостаточно. Необходимо сформировать новое мировоззрение, ее отношение к жизни. Любые социальные преобразования только тогда имеют прогрессивный смысл, когда служат духовно - нравственному возрождению и совершенствованию общества. Присущий морали критический настрой по отношению к действительности, неудовлетворённость реальностью и её оценка, являются необходимыми предпосылками соответствия социальной практики провозглашаемым гуманистическим целям. Нравственное возрождение и духовное совершенствование человека – это и цель, и средство прогрессивных и успешных социальных преобразований. Таковыми они могут быть только при условии приобщения каждого человека к функциональным нравственным ценностям, превращения их в устойчивые убеждения и мотивы поведения. Музыка играет огромную роль в формировании мировоззрения учащихся: мировосприятии и мироощущении.
Степень разработанности темы:
Над данной темой работали многие исследователи:
Д. Кабалевский обращает внимание на то, что главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.
Т. Е. Вендрова утверждает, что музыку надо постоянно переживать вместе с детьми и переживать как часть жизни, т.е. помня о ее жизненном, философском нравственном содержании. Только через интерес к музыке, лежит путь к развитию личности ребенка.
В. Медушевский считает, что в музыке и в других искусствах человек может быть представлен по-разному: как персонаж, как лирический герой или повествователь, как «художественное я». Эти три формы иногда пребывают в неразделимом единстве, порой же не просто дифференцируются, но и отталкиваются друг от друга отношениями иронии, гротеска, пародии, гнева.
Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. По словам известного психолога - музыковеда Б.М. Теплова, музыка является особым видом познания – эмоциональным, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться.
Цель работы: Духовно-нравственное развитие личности учащихся наиболее эффективно осуществляется через синтез
дисциплин эстетического цикла.
Задачи: 1. Дать определение духовности.
2. Дать определение нравственным ценностям.
3. Исследовать способы развития духовности средствами музыки.
4. Изучить литературу о методах духовного развития учащихся
на уроках литературы и музыки.
5. Провести диагностику школьников, определяющую результаты
духовно – нравственного
Концепция исследования:
Если на уроках музыки использовать синтез искусств музыки, ИЗО, литературы, то духовное развитие учащихся наиболее успешно, это способствует целостному восприятию музыкального искусства и формирует общечеловеческие качества личности.
В ходе исследования были использованы методы:
- теоретического анализа педагогической и методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- изучение и анализ педагогического опыта;
- обобщение;
Базой исследования была МОУ СОШ № 126 автозаводского района Г. Нижнего Новгорода.
Предполагаемый результат исследования – активизация таких человеческих ценностей, как Сострадание, Милосердие, Вера, Надежда, Любовь, что в целом предполагает духовное и гармоничное развитие личности учащихся.
2003 – 2004 годах было проведено исследование.
Анализ результатов исследования показал, что мы живем в ситуации духовного вакуума, вымывания из жизни подрастающего поколения духовных ценностей. Если дети начальной школы еще выбирают такие жизненные приоритеты как друзья, родители, счастье, то уже в 7 – 8 классе на первое место ставят материальное благополучие; 2 – успех, карьеру; 3 – друзья. Все это говорит о необходимости средствами предмета музыка сформировать в учащихся осознанную потребность в таких исконно российских ценностях, как: вера, надежда, любовь, сострадание, милосердие.
Следующее исследование обусловлено стремлением сформировать у учащихся целостный образ мира через синтез искусств: музыки, ИЗО и литературы. Ученикам 8 – классов был задан вопрос:
Как часто вы читаете художественную литературу?
Ученикам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов:
1.каждый день
2.в выходные
3.в каникулы
4.когда задают
5.я не люблю читать
6.предпочитаю играть в компьютерные игры и смотреть телевизор
Результаты демонстрируют, что учащиеся перестали читать книги, а предпочитают играть в компьютер и смотреть телевизор. Поэтому встала проблема средствами музыки вызвать у учащихся интерес к чтению художественной литературы.
Определяющую роль в эмоциональном и духовном развитии учащихся играет семья. Поэтому родителям учеников также были заданы вопросы:
«Считаете ли вы важным приобщение ваших детей к миру прекрасного?»,
«Какое учреждение играет определяющую роль в этом процессе?
На первый вопрос практически 100% опрошенных родителей ответили
«ДА».
На второй вопрос мнения родителей разделились:
Результат мониторинга показывает, что именно на школу сегодня возложена миссия приобщения учащихся к миру прекрасного. Родители, объективно оценивая свои возможности и услуги, предоставляемые различными учреждениями, сходятся во мнении, что основной груз ответственности за формирование и всестороннее развитие личности ребенка должна взять на себя школа.
Почему заинтересовал именно этот возраст?
Именно в этот период жизни у подростка начинают впервые формироваться собственные нравы и вкусы. Они начинают впервые задумываться чему в жизни посвятить себя, какую выбрать профессию и чем бы они хотели заниматься в свободное время? Они выбирают себе друзей по интересам, выбирают литературу для чтения, музыку для слушания, телевизионные передачи для просмотра и т.д.
Т.к. подросток в своих психологических проявлениях существо общительное. Его интеллект развивается, прежде всего, за счет расширения границ его социальной жизни, а эмоциональная сфера обогащается за счет усвоения духовных ценностей коллектива.
Цель музыкальной деятельности, как творческой деятельности школьников никогда не предшествует художественной деятельности. Она рождается в процессе деятельности ее осмысления и переосмысления
Интегративный урок складывается из различных видов деятельности, однако представляет собой целостную систему, основанную на межпредметных связях. Его важнейшей задачей является воспитание личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства. Как целостная художественно-педагогическая форма, он должен иметь свои специфические методические особенности: организацию сопереживания, постижения нравственно-эстетической сущности искусства, а затем уже получение знаний, умений и навыков.
Проследив интеграцию различных видов искусств, разработаны инновационные технологии преподавания музыки в 5- 8 классах, а также серия уроков и внеклассных мероприятий.
Исходя из цели педагогической деятельности и данных, полученных в результате мониторинга, поставлены следующие задачи:
Принципами реализации педагогической деятельности в нашем случае являются:
8 класс 4 четверть. Программа Д. Кабалевского предполагает закрепление полученных знаний и повторное, более подробное, знакомство с жизнью и творчеством ряда русских современных композиторов 20 века.
Ставя перед собой цель эмоционального и духовного развития личности учащихся через синтез искусств, я решила изменить программный материал 4 четверти 8 класса, сохранив при этом тематизм, разработанный Кабалевским. Я создала цикл уроков музыки, в которых раскрыла нерасторжимое единство поэзии М. Цветаевой с современной классической и эстрадной музыкой и с кинематографом 20 века.
Информация о работе Духовное развитие учащихся на уроках музыки через синтез дисциплин