Духовное развитие учащихся на уроках музыки через синтез дисциплин

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 08:59, реферат

Краткое описание

Жизненно важными для любого человека являются такие черты личности, как творчество, самостоятельность, образованность, интеллигентность, трудолюбие. Целью работы школы является воспитание творческой личности, компетентной, социально – зрелой, конкурентноспособной. При этом нельзя забывать, что одной из задач школы остается освоение мира по законам добра и красоты. Особенно эффективно эта задача решается предметами эстетического цикла, одним из которых является музыка.

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 44.61 Кб (Скачать)

С самого начала своей педагогической деятельности меня интересовало то, как разными средствами искусства можно выразить состояния человека, его взгляды на окружающий мир, его переживания, как можно передать различные образы. И я всегда, на каждом уроке, стараюсь искать эти живые ниточки, эти связи искусств с нашей жизнью.

         4 четверть 8 го класса, носящая название  «Великие наши современники»  и не имеющая при этом конкретизации, позволяет строить уроки  с  опорой на интересы детей и  конечно, на интересы учителя.  По итогам анкетирования интересы  учеников не всегда совпадают  с мнением учителя, но это заставляет  задумываться над всех нас волнующими вопросами: «Как в этом современном, сложном и порой безвкусном мире разнообразной музыки научиться выделять достойные для восприятия современные музыкальные произведения, т.е. научить детей  вслушиваться вдумываться и понимать музыку?»

          Для себя я пытаюсь решить  эту проблему таким образом: пробую  на своих уроках дать возможность  детям подумать над смыслом  стихов русских поэтов, проследить  за музыкальной линией стиха, а затем услышать, как эти же  стихи воплотились в произведениях  разных  музыкальных жанров и  разных авторов. Конечно, уроки литературы  подразумевают знакомство и обсуждение  стихов различных поэтов, но они  не прослеживают взаимосвязь  музыки и слова, если конечно  сам учитель не заинтересован  в этом, а мне в свою очередь, хотелось бы познакомить детей  с «поющими» или музыкальными  стихами русских поэтов.

         В первом полугодии  8го класса  я работаю т. о. над произведениями, написанными на стихи С. Есениа, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, считая, что стихи этих поэтов детям ближе. А именно 4 четверть я посвящаю поэзии М. Цветаевой. К этому времени дети учатся воспринимать песни и стихи знакомых поэтов, как нечто серьезное и духовное, и тогда не все, но многие песни на стихи  М. Цветаевой тоже становятся им доступны, тем более, что в нашей школе многие дети имеют дополнительное музыкальное образование и проявляют серьезный интерес  к материалу, а за ними тянутся и другие.

К раскрытию темы 4 четверти 8 класса «Наши великие современники» меня подтолкнула встреча и разговор с моим педагогом, композитором Марией Григорьевной Соснер – Вышкиной. Прожившая сложные дни своей жизни, она создает вокальные циклы «Монолог женщины» и затем «Бессонница».

Большая часть песен этих циклов написана на стихи М.И. Цветаевой.

Я задумалась над тем, как современным людям необходима поэзия Цветаевой, они находят в ней родство душ, видение жизни. И оказывается не только Мария Григорьевна, но и другие современные композиторы (А. Шнитке, Э. Фертельмейстер, И. Крутой, А. Петров и др.) обращаются к творчеству великой поэтессы Серебряного века, считая ее свое современницей, а ее мироощущение очень близким нам, современным людям.

И я начала свой творческий поиск. На протяжении шести рабочих уроков 4 четверти мы с ребятами выявляли связи творчества М. Цветаевой с современным искусством и, наконец, подошли к заключительному 2-х часовому уроку – празднику на тему: «Музыка и стихи М. Цветаевой как нерасторжимое единство». «Урок – праздник» - это потому, что я готовлю детям подарок. На этот заключительный урок я приглашаю своего педагога, композитора Марию Григорьевну Соснер – Вышкину. Она старается не отказывать нам в этих встречах. На этом уроке дети исполняют ее песню из цикла «Монолог женщины» на стихи М. Цветаевой «Полюбил богатый бедную».

Я считаю, что этот разговор о жизни, творчестве великой поэтессы Серебряного века, о том, как он значим для других видов современного искусства еще более увеличит интерес ребят в 11 классе при изучении творчества М. Цветаевой на уроках литературы.

Справедливо считается, что сила ее стихов не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов. То торжественно приподнятые, то разговорно – бытовые, то песенно – распевные, то задорно – лукавые, то иронически- насмешливые, они в своем интонационном богатстве мастерски передают переливы гибкой, выразительной, емкой и меткой русской речи.

Действительно, не у многих русских поэтов столь мастерское, виртуозное умение пользоваться ритмическими возможностями стиха.

Прослеживая сегодня жизненный путь Марины Цветаевой, переживая вместе с ней, читая стихи и прозу, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой русской интеллигентки. И хочется помочь, и не можешь. И думаешь: может, она в чем – то виновата перед людьми, перед своей страной? Ведь трагический конец – самоубийство! – как роковое наказание. Но за что?

Ей, наверное, хотелось пронзительно крикнуть в самые тяжелые минуты: «Что я вам сделала, люди, если чувствую себя несчастнейшей из несчастных, самым обездоленным из всех человеком?»

То состояние, которое испытывала в жизни М. Цветаева, способны прочувствовать и мы, люди конца 20 – начала 21 века (современные люди). Мы так же способны чувствовать любовь, измену, разочарование в людях и жизни. Мы тоже чего – то ищем и иногда от безысходности «опускаем руки». Содержание стихов М. Цветаевой настолько глубинно, что мимо него не могли пройти такие яркие и талантливые люди современности, как кинорежиссер Эльдар Рязанов, певцы Валерий Леонтьев, Алла Пугачева, Ирина Аллегрова и др., композиторы Э. Фертельмейстер (ректор Нижегородской консерватории, нижегородский композитор), композиторы Альфред Шнитке, Андрей Петров, М. Таривердиев и др.

И обо всем этом мне хотелось поведать ребятам на уроках музыки в 4 четверти 8 класса.

          Программа  Д.Б. Кабалевского в целом построена таким образом, что позволяет творчески  подходить к урокам музыки, а это подразумевает и сам предмет

 

 

 

 

1 урок

 

Тема: «Марина Цветаева – поэтесса Серебряного века»

 

Читаем вслух выбранные стихи. Обсуждаем. Стараемся выделять главное. Предполагаем возможность переложения на музыку. Подробное обсуждение стихотворения «Полюбил богатый бедную».  Отношения между людьми разных социальных слоев возможны, но способны ли они на длительное существование? Прослушивание песни М. Соснер на это стихотворение. Разучивание песни «Полюбил богатый бедную».

2 урок

 

Тема: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья… Я родилась»

Начало 20 века. Серебряный век. Русская поэзия этого периода. Яркие музыкальные представители С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин…

Слушание музыкального фрагмента Концерта № 2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова. Музыка Рахманинова отражает политическую обстановку в стране, сложность бытия.

А.Н. Скрябин. Тема поиска в «Прелюдии №4», тема борьбы в Этюде № 12.

Фрагментарное знакомство с биографией М. Цветаевой. Иммиграция А.Н. Скрябина С.В. Рахманинова и М. Цветаевой. Объединяет  тема борьбы, неопределенности, тема поиска.

Заканчивается работа над песней «Полюбил богатый бедную»

3 – 4 уроки

 

Тема: «Мария Соснер. Видение стихов М. Цветаевой»

 

Рассказ о творческой жизни Марии Соснер.

  Вокальный цикл «Бессонница». Главная героиня – женщина.

Фрагментарное прослушивание понравившихся песен. Приходим к выводу, что данный цикл – то крик души женщины, которая долгое время носила в себе многочисленные проблемы, переживания, душевную боль. Это ее рассуждения о смысле жизни. В итоге женщина уходит.

  Прочтение стихотворения «Мой милый, что тебе я сделала».

Слушание романсов. Обсуждение «Мой милый, что тебе я сделала» на музыку Людмилы Гончаровой и Марии Соснер.

  Проводим музыкально – сравнительный анализ произведений.

 

План

 

Средства музыкальной выразительности

Л. Гончарова

М. Соснер

Темп

   

Характер

   

Динамика

   

Мелодия

   

Аккомпанемент

   

Кульминация

   

Драматургия

   

Музыкальный  образ

   

 

 

5 урок

 

Тема: «Альфред Шнитке. Его музыка – голос нашего времени»

 

Знакомство с творчеством Альфреда Шнитке, постоянной сменой стилей, с работой в кино и театре. Его музыка отражает современный мир и человека в этом мире. Работает практически во всех музыкальных жанрах. В его музыке слышится голос нашего времени, нашей жизни – трагической и прекрасной.

У А.Шнитке создан вокальный цикл на стихи М. Цветаевой. В основе цикла три стихотворения поэтессы.

Альфред Шнитке и Марина Цветаева… Сходная судьба, близкие взгляды и видение жизни. И искусство сложно для восприятия.

Чтобы понять нужно думать!

 

 

6 урок

 

Тема: «Поэзия М. Цветаевой в современном кинематографе»

 

Режиссер Эльдар Александрович Рязанов.

Просмотр видеозаписей фрагментов кинофильмов, слушание романсов, обсуждение. Гармония стиха, мелодии, голоса, интонации исполнителя.

  1. к/ф «Жестокий романс»

романс «Под лаской плюшевого пледа»

музыка Андрея Петрова

слова Марины Цветаевой

  1. к/ф «Ирония судьбы или с лёгким паром!»

песни    «Хочу у зеркала»

      «Мне нравится»

музыка Микаэля Таривердиева

слова Марины Цветаевой

  1. к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»

романс Настеньки

музыка Андрея Петрова

слова Марины Цветаевой.

 Останавливаем внимание на стихотворении «Генералам 1812 года».

   Обсуждение содержания, посвящение этого стихотворения.

   Разучивание романса на этот текст.

  Дети приходят к  выводу, что поэзия М. Цветаевой  востребована    

  современным кинематографом.

Поэзия М. Цветаевой настолько глубинна и чувственна, что помогает людям глубже воспринимать и чувствовать жизнь.

 

 

6 - 7 урок

 

Тема: «Музыка и стихи М. Цветаевой как нерасторжимое единство»

 

(заключительный  урок 2 часа)

         Это урок –  сюрприз, на который приглашается автор музыки на стихи М. Цветаевой, М. Соснер – Вышкина. Сама Мария Григорьевна обычно не отказывает детям в этой встрече, т. к. тоже считает поэзию М. Цветаевой актуальной в наши дни. Она сама   с удовольствием отвечает детям и задает вопросы, и учащиеся охотно ведут диалог с творческим человеком. На данном уроке звучат песня на стихи М. Цветаевой в исполнении И. Аллегровой и М. Соснер  «Я тебя отвоюю». Учащиеся сравнивают музыкальное прочтение стихов двух авторов, рассуждают, сопоставляют с жизнью. Дети смотрят видеосюжет с концерта М. Соснер, рассуждают над смыслом слов  и прочтением автора в песни «Полюбил» Сами исполняют ее.

Как пример использования в кинематографе показывается видеосюжет из  кинофильма «Ирония судьбы» и  песня «Хочу у зеркала». Рассуждая над смыслом стихов этой песне, дети приходят к выводу, что  главная героиня «гадает» о своей судьбе.

В память о трагической судьбе М. Цветаевой  звучит реквием А. Шнитке и завершается урок  песней в исполнении А. Пугачевой «Монолог».

 

       Для  эффективного решения педагогических задач используются следующие методы работы:

  1. Метод художественно – педагогического анализа (анализ – разбор, анализ – беседа, музыкально-художественный анализ)

Направлен на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этого метода подразумевает выбор проблеммы,   

 которую способно решить музыка, и поиск ответа на нее самими   

 учениками.

 

  1. Метод художественно – педагогической драматургии:

    Этот метод направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов  эмоционального контраста или последовательного обогащения,   развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построение урока с конкретными условиями, уровнем развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса;

    • Эвристический диалог
    • Метод образной картины
    • Метод эмпатии (восприятие на чувственном уровне)

 

  1. Метод перспективы и метод ретроспективы устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке у школьников.

Установление связей предполагается на трех  уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями:

    А также следующие формы  процесса обучения:

  1. Беседа.
  2. Дискуссия.
  3. Слушание музыки.
  4. Хоровое и сольное пение.
  5. Музыкально - ритмические движения.
  6. Рисование.
  7. Рассматривание.
  8. Работа с книгой.
  9. Словесное рисование. (описание картины)
  10. Сюжетно – ролевые игры

Информация о работе Духовное развитие учащихся на уроках музыки через синтез дисциплин