Процессуальные и тактические особенности допроса участников уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:55, дипломная работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, цель, виды и общие положения допроса, также показать роль допроса в раскрытии и расследовнии преступлений;
исследовать взимосвязь тактического, оргнизционного, психологического, педгогического, этического аспектов и соотнести между ними данные изучения следственной практики

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Общие положения теории и практики допроса
6
1.1. Становление и развитие допроса в судопроизводстве
6
1.2 Понятие, цель, виды, общие положения и теоретические основы допроса
17
1.3 Психологические и логические основы допроса. Некоторые положения психологии допроса
24
Глава 2. Процессуальные и тактические особенности допроса участников уголовного процесса
39
2.1 Процессуальные особенности допрос свидетеля, потерпевшего
39
2.2 Процессуальные особенности допроса подозреваемого и обвиняемого, эксперта и специалиста
49
Глава 3. Некоторые особенности проведения допроса
63
3.1. Особенности допроса несовершеннолетних
63
3.2 Тактика допроса на очной ставке
68

Заключение
75
Список использованной литературы
80

Файлы: 1 файл

тактика допроса567.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

Как правило, наибольшую сложность  для следователя представляет оценка результатов восприятий пространства, времени и движения. Следует иметь в виду, что относительно точное восприятие расстояния возможно в пределах до полукилометра.

Результатом восприятия является образование  в коре головного мозга временных  нервных связей (ассоциаций), которые, собственно, и составляют вторую стадию формирования показаний – запечатление, заключающееся в запоминании, сохранении воспринятого10.

Прочность запоминания зависит  от состояния нервной системы  воспринимающего, полноты и четкости восприятия, понимания и осмысливания воспринятой информации, наличия внимания, волевых усилий, характера эмоциональных переживаний, особенностей речи, проявления интереса субъекта к воспринимаемой информации, сознания ее значимости и т. д.

Интенсивность забывания зависит  от ряда факторов: силы впечатления и прочности запоминания, степени осмысливания и понимания воспринятого, волевых усилий удержать в памяти факты, степени устойчивости интересов к воспринятой информации, темперамента, состояния нервной системы, дефектов памяти, утомления, а также времени, прошедшего с момента восприятия. Чрезмерно сильнее впечатления могут не только подкреплять, но и ослаблять, а иногда и полностью глушить то, что было запечатлено в сознании.

Являясь третьей стадией формирования показаний, воспроизведение осуществляется, как правило, с помощью устной речи.

Большое значение для тактики допроса имеют психологические закономерности воспроизведения ранее воспринятой информации. Воспроизведение может быть непосредственным и опосредствованным, произвольным и непроизвольным. Оно протекает в двух формах: узнавания (воспроизведения при повторном восприятии объекта) и воспоминания (осуществляемого в отсутствие объекта).

  • Особо значимым для допроса является произвольное воспроизведение, основанное на ассоциативных процессах и активной мыслительной деятельности. Необходимо знать, что на формирование показаний в стадии воспроизведения оказывают влияние многочисленные субъективные и объективные факторы.

В ходе допроса следователю нередко  помогает умение мобилизовать память допрашиваемого. В припоминании забытого следователь может использовать различные способы оказания помощи допрашиваемому, в том числе постановку напоминающих вопросов о сопутствующих обстоятельствах, которые допрашиваемый хорошо помнит, предъявление предмета, который ранее допрашиваемый видел, проведение допроса на месте проверяемого события и т. п.

Кроме того, следователям не следует  сбрасывать со счетов данные научных исследований, которые вооружают следствие знаниями об этапах формирования показаний, указывают на причины возможных заблуждений, подсказывают, на каком этапе и почему могут происходить отклонения оттого, что имело место в действительности, показывают специфику процесса формирования показаний допрашиваемых. В частности, отмечается необходимость учета:

  • особенностей формирования показаний потерпевших на стадии получения информации о происшедшем, ее запечатления, сохранения, до- 
    процессуального воспроизведения и передачи;
  • особенностей формирования (изменения) показаний при их приеме и процессуальном закреплении;
  • изменений показаний между первым и повторными допросами.

Так, на стадии получения информации формирование показаний начинается с ощущений и восприятия, особенности проявления которых, у разных людей неодинаковы.

Одним из важнейших положений тактики  допроса является необходимость установления психологического контакта11 с допрашиваемым, который достигается благодаря авторитету следователя, его твердости в проведении своей линии, непреклонности в принципиальных вопросах, с одной стороны, и благожелательности, готовности видеть в любом допрашиваемом живого человека, подчеркнутому стремлению избавить его от лишних тягот, облегчить его участь (действуя при этом в рамках закона) - с другой.

Следует отметить, что психологами  установлен ряд мешающих установлению нормальных контактов между людьми психологических барьеров, представляющих собой барьер к "человеку", содержанию требования, его форме, условиям предъявления и т. п. Психологические барьеры можно условно подразделить на:

  • логические;
  • эмоционально-логические;
  • эмоционально-волевые.

Рассматривая установление психологического контакта как своеобразный процесс, исследователи выделяют в качестве одной из ведущих характеристик закономерность его динамики12. Это позволяет установить последовательность этапов указанного процесса, раскрыть внешние и внутренние факторы, определяющие особенности каждого из этапов.

На первой стадии допроса, как правило, следователь получает от допрашиваемого сведения, содержащие анкетные данные, но не это является основной целью данного этапа. Это, по сути, лишь внешняя сторона, подтекстом же этой части допроса, ее внутренним содержанием является определение обоими собеседниками линии своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу.

На второй стадии допроса, которая является стадией перехода к психологическому контакту, обычно задаются незначительные для существа дела вопросы (касающиеся трудового и жизненного пути допрашиваемого, порой совершенно отвлеченные, например, о хорошей погоде за окном, оригинальности фасона платья допрашиваемой и т. п.). Главной же задачей является установление контакта. На этом этапе допроса определяются общие параметры предстоящей беседы: темп, ритм, уровень напряженности, состояние собеседников и главные аргументы, которые будут использованы для убеждения друг друга в своей правоте.

Третья стадия допроса  может быть определена как главная, так как именно здесь следователь организует получение от допрашиваемого основной информации, необходимой для расследования, и раскрытия преступления. И допрашивающий успешно справляется с поставленной задачей, если владеет приемами, основанными на глубоко индивидуальном подходе к личности допрашиваемого.

На четвертой стадии допроса следователь сопоставляет вновь полученную информацию с уже имеющейся в деле и приступает к устранению неточностей и разночтений.

На пятой, заключительной стадии допроса полученная информация фиксируется в протоколе допроса и представляется в письменном виде допрашиваемому. Последний в подтверждение правильности составленного документа ставит свою подпись.

Для установления психологического контакта следователь  должен уметь расположить к себе допрашиваемого. Это может быть достигнуто неподдельным интересом к судьбе допрашиваемого, который должен видеть стремление следователя (иного допрашивающего) к установлению истины, готовность выслушать все доводы допрашиваемого.

В то же время  следователю необходимо показать, что  попытки ввести его в заблуждение, бесполезны. Малейшее же допущение  допрашиваемым развязности, тем более грубости в поведении должно тотчас пресекаться, поскольку под установлением психологического контакта не подразумевается установление отношений равенства - это всегда взаимоотношения между представителем государства и частным лицом.

Психологическому  контакту благоприятствует способность  следователя с учетом индивидуальных особенностей допрашиваемого (возраста, характера, интересов, психического состояния, отношения к делу и т. п.) находить верный тон в общении.

Следует подчеркнуть, что вся динамическая сторона допроса связана с темпераментом допрашиваемого и для достижения поставленных целей следователь должен планировать темп, ритм, продолжительность, уровень напряженности проведения допроса, а также способы снятия излишнего напряжения с учетом особенностей темперамента допрашиваемого.

Так, при допросе сильных и подвижных типов (холериков и сангвиников) темп, ритм и напряженность допроса могут быть достаточно высокими, вводная стадия допроса и часть контакта могут быть сокращены до необходимого минимума, переходы от одного темпа беседы к другому могут осуществляться без предварительной подготовки.

Иной должна быть динамика допроса флегматика - представителя  сильного, уравновешенного, инертного  типа. При допросе лиц с подобной нервной системой следует учитывать сравнительно длительный период "втягивания", отсюда необходимость сравнительно большой вводной части и стадии контакта, медленные переходы от освещения одного эпизода к другому, замедленный ритм беседы.

Особый подход требуется при допросе так  называемых слабых типов (меланхоликов), поскольку их характерной реакцией на различные жизненные трудности (а допрос ими воспринимается именно таким образом) является склонность к охранительному торможению. Подобная реакция исключает возможность высокого ритма и напряженности при ведении допроса. Кроме того, следует учитывать и повышенную чувствительность меланхоликов, их "тонкую" реакцию на похвалу и порицание их деятельности.

Отметим, что  в ходе допроса между допрашивающим  и допрашиваемым происходит обмен информацией, причем не только на вербальном (словесном) уровне, но и на невербальном.

Психологами установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7%, за счет звуковых средств (включая тон  голоса, интонацию звука) на 38% и за счет невербальных средств на 55%. Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канат применяется для "обсуждения межличностных" отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений13.

Невербальные средства общения выполняют вспомогательные функции, заключающиеся в повышении значимости информации вербального сообщения, более точной передаче ее смысла и значения. С помощью этих средств в ходе допроса опытный следователь получает дополнительную информацию о состоянии допрашиваемого и даже о направлении его мыслей путем наблюдения за поведением допрашиваемого. И нередко в результате полученной таким образом информации у следователя (допрашивающего) появляются так называемые "улики поведения"14.

Криминалистическое  значение улик поведения заключается  в том, что они позволяют интерпретировать определённое поведение подозреваемого и обвиняемого как причинно связанное  с расследуемым преступлением и, следовательно, сделать вывод о  причастности подозреваемого (обвиняемого) к совершению этого преступления.

В основе механизма  образования улик поведения лежат  психические особенности личности преступника. Сам факт преступления как противоправное событие вызывает у человека, причастного к его  совершению, образование в центральной нервной системе господствующего очага возбуждения, концентрирующего в себе психические процессы, имеющие отношение к совершенному деянию. Этот очаг возбуждения доминанта - обусловлен постоянными размышлениями виновного о содеянном, его переживаниями, стойким чувством беспокойства, неуверенности, страха и т.п. В сформировавшемся очаге возбуждения преобладающее значение имеют психические процессы, связанные со стремлением преступника защитить себя от грозящей ответственности образуется защитная доминанта. Под её воздействием преступник может совершать поступки, которые, с его точки зрения, обеспечат ему безопасность, помогут избежать изобличения и последующего наказания или хотя бы заблаговременно узнать о приближении опасности, подготовиться к ней. Именно эти действия преступника, выделяясь своей атипичностью, необъяснимостью с точки зрения обычных жизненных представлений, и привлекают к себе внимание органов, осуществляющих расследование, дают основания для предположения о причастности подозреваемого или обвиняемого к совершённому преступлению, то есть образуют улики поведения. В этом смысле поведение преступника, формирующее данные, которым придаётся значение улик поведения, обоснованно отнесено С.В. Лаврухиным к категории деструктивного (с точки зрения преступника15). В отличие от конструктивного преступного поведения со свойственными ему обдуманными, целенаправленными поведенческими актами, содержание и последствия деструктивного поведения не осознаются преступником в полной мере, что способствует изобличению виновного.

В криминалистике понятие «улики поведения» трактуется очень широко и включает в себя все виды поведения подозреваемого и обвиняемого, могущие быть вызванные  его причастностью к преступлению.

Так,     к     уликам    поведения     обычно     относят     факты     умолчания подозреваемого   (обвиняемого)   об   уличающих   его   обстоятельствах   или данные   им   заведомо   ложные   показания   об   этих   обстоятельствах.16

В литературе возможность  признания уликой поведения факта сообщения обвиняемым заведомо ложных сведений об изобличающих его обстоятельствах обосновывалась также тем, что данный факт позволяет прийти к выводу о его обусловленности именно совершённым обвиняемым преступлением, если его рассматривать не изолированно, а в ряду других доказательств по делу. Тогда заведомая ложность показаний обвиняемого допускает их возможную связь с преступлением.17

Информация о работе Процессуальные и тактические особенности допроса участников уголовного процесса