Процессуальные и тактические особенности допроса участников уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:55, дипломная работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие, цель, виды и общие положения допроса, также показать роль допроса в раскрытии и расследовнии преступлений;
исследовать взимосвязь тактического, оргнизционного, психологического, педгогического, этического аспектов и соотнести между ними данные изучения следственной практики

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Общие положения теории и практики допроса
6
1.1. Становление и развитие допроса в судопроизводстве
6
1.2 Понятие, цель, виды, общие положения и теоретические основы допроса
17
1.3 Психологические и логические основы допроса. Некоторые положения психологии допроса
24
Глава 2. Процессуальные и тактические особенности допроса участников уголовного процесса
39
2.1 Процессуальные особенности допрос свидетеля, потерпевшего
39
2.2 Процессуальные особенности допроса подозреваемого и обвиняемого, эксперта и специалиста
49
Глава 3. Некоторые особенности проведения допроса
63
3.1. Особенности допроса несовершеннолетних
63
3.2 Тактика допроса на очной ставке
68

Заключение
75
Список использованной литературы
80

Файлы: 1 файл

тактика допроса567.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

             Глава 3. Некоторые особенности проведения допроса

 

3.1 Особенности допроса несовершеннолетних

Допрос является не только распространенным и эффективным следственным действием, но и самым необходимым в ходе предварительного расследования. В тоже время это очень сложное следственное действие, а допрос несовершеннолетнего вдвойне. От того насколько грамотно следователь его проведет, нередко зависит успех расследования по уголовному делу. В условиях роста преступности несовершеннолетних вопрос об особенностях тактики допроса несовершеннолетних становится особенно актуальным.

Допрос несовершеннолетних имеет  свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями, своеобразием психологии детей и подростков. Поэтому его проведение предусматривает дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивающие объективность и применение особых тактических приемов, разрабатываемых криминалистикой.

Педагогика и психология различают  шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и психического развития: младенческий возраст (от рождения до года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); подростки (от 11 до 14—15 лет); старший школьный возраст (от 14—15 до 17—18 лет). Представители последних четырех групп могут быть допрошены на предварительном следствии. С учетом этих особенностей строится тактика допроса, формулируются вопросы, избирается линия поведения следователя.

Наряду с этими основными  особенностями личности, присущими несовершеннолетним соответствующих возрастных групп, психические качества различны и индивидуальны у каждого несовершеннолетнего. Поэтому следователь должен знать не только психические особенности той возрастной группы, к которой относится допрашиваемый, но также хорошо знать и его личные качества. Эта необходимость подтверждается и тем, что психические особенности допрашиваемого могут оказывать существенное влияние на восприятие и запоминание им обстоятельств, интересующих следствие, а также на последующее их воспроизведение при допросе.

Анкетирование следователей в городе Орле по поводу тактики допроса несовершеннолетних показал, что допрос несовершеннолетних не создает, по их мнению, каких-либо трудностей, относится к разряду "легких" следственных действий. По нашему мнению, такое убеждение связано с тем, что подростки, как правило, сознаются в совершенном, их попытки скрыть происшедшее или дать ложные показания обычно непродуманны. Тем не менее, как правильно замечают криминалисты36, абсолютно бесконфликтных ситуаций не бывает, и, признаваясь в совершении преступления в целом, обвиняемые могут преуменьшать или преувеличивать свою роль в совершенном преступлении, скрывать соучастников преступления, не рассказывать про отрицательно их характеризующие эпизоды в процессе совершения преступления и т.п.

В Следственном отделе Заводского РОВД г. Орла нами были изучены материалы следственно практики (около 30 уголовных дел), в которых участвовали несовершеннолетние. Мы вынуждены констатировать, что во многих случаях следователями не были учтены личностные особенности несовершеннолетних. 

На совещании сотрудников Заводского РОВД было отмечено, что первый допрос несовершеннолетних проводится не совсем грамотно, второпях, поскольку освещаются в нем только основные моменты совершенного преступления. Тем не менее, этот допрос должен проводиться максимально детально, так как на этом этапе предварительного расследования в качестве доказательств фигурируют только протокол осмотра места происшествия (и то не во всех случаях) и некоторые другие недостаточные для уяснения сути происшедшего доказательства (сообщение о преступлении, фототаблица, изъятые с места происшествия предметы и т.д.).

Допросу несовершеннолетнего должна предшествовать тщательная подготовка. Подготовка включает собирание достаточно полной информации о психических  и физических качествах несовершеннолетнего, об условиях его жизни, быта, воспитания. Во главу угла при подготовке к допросу следует поставить изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Для достижения указанных целей необходимо использовать методы разработанные криминалистикой, юридической психологией, логикой, и педагогикой в комплексе.

Начать допрос рекомендуется с  получения данных о личности несовершеннолетнего, условиях его жизни и воспитания. Поскольку получение этих данных предполагает психологически менее  неприятную для несовершеннолетнего процедуру: подросток рассказывает о своей жизни, и в том числе, имеет возможность рассказать о своих положительных качествах или негативных условиях, которые, так или иначе, способствуют совершению преступлению. Встретив искреннее внимание и интерес к себе самому, подросток охотнее и спокойнее расскажет о совершенном преступлении и своей роли в нем.

По сравнению с общими требованиями, предъявляемыми к допросу участников уголовного судопроизводства37 при получении данных о личности подростка, должны быть зафиксированы следующие факты: 

1) учеба: где подросток учится, как давно, менял ли школы,  если учится в техникуме, ПТУ,  то каким образом был осуществлен  выбор, его отношение к учебе  в целом и к отдельным учебным  дисциплинам в частности, его  объяснение причин неудач в учебе, отношение с учителями и одноклассниками, поведение (дисциплина) в школе, участие в жизни школы, планы на будущее (продолжение учебы), имеется ли возможность для полноценных занятий дома, пропуски уроков, их причины;

2) здоровье: как часто подросток болеет, какими заболеваниями, пьет ли регулярно какие-либо лекарства, занимается ли спортом, употребляет ли алкоголь, наркотики, курит. Если подросток начинает нервничать и все отрицать в агрессивной форме: я не больной, я не псих, я в детстве не падал, необходимо разъяснить ему, что такие вопросы задаются не только ему, и его никто не подозревает в нездоровье, в том числе и психическом, просто это стандартный набор вопросов, ответы на которые должны быть получены следователем в ходе допроса;

3) семейные отношения: состав  семьи, наиболее близкий член  семьи, кто занимается с подростком, наличие конфликтов в семье  с участием или без участия  подростка (между родителями, родителями  и пожилыми членами семьи и  т.п.), отношение к этим конфликтам;

4) ближайшее окружение, занятия  в свободное время: увлечения,  успехи подростка, нарушения поведения  в прошлом (мелкие хищения,  хулиганство, побеги из дома, попытки  суицида и т.п.).

Большое внимание в тактике допроса  несовершеннолетних уделяется также такой проблеме, как лжесвидетельство, и явно недооценивается его роль на практике. Несмотря на то, что вопросы, связанные с дачей заведомо ложных показаний, подвергались широким исследованиям с позиции уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, криминалистической науки, чему подтверждением служат работы О.А. Зайцева, В.И. Смыслова, М.Х. Хабибуллина, А.А. Шмидта, С.М. Юдушкина, проблема лжесвидетельства несовершеннолетних осталась недостаточно освещенной и изученной38.  

Сомнение в достоверности показаний могут возникнуть у следователя, как во время, так и после допроса. В процессе допроса такие сомнения порождаются противоречивостью показаний, их изменением, явным не соответствием известным обстоятельствам дела, имеющимся в распоряжении следователя доказательствам, заученность рассказа, наличие несвойственных несовершеннолетнему формулировок и выражений.

Допрашивая лгущего несовершеннолетнего, следователь не может избежать определенного  психологического воздействия на него с целью получения правдивых  показаний. В этом нет ничего противозаконного или аморального (если только это воздействие не содержит элементов обмана или насилия, т.е. является правомерным).

В процессе допроса не рекомендуется  показания несовершеннолетнего  сразу же заносить в протокол, т.к. это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосредоточиться на реализации тактического плана допроса. Кроме того, в силу этого может быть утрачен психологический контакт, т.к. подросток может почувствовать формальное к себе отношение, а не искренний интерес к его жизни и поведению.  Более целесообразно в ходе допроса делать черновые записи показаний, которые не так заметны для допрашиваемого и не отвлекают следователя от беседы с несовершеннолетним. В протокол показания лучше заносить только по окончании допроса, сохраняя свойственные несовершеннолетнему обороты речи39.

Необходимо также отметить неоценимую роль педагога, именно правильно подобранного педагога, в допросе несовершеннолетнего (порядок участия педагога устанавливает  ст. 425 УПК РФ). С одной стороны, участие педагога в допросе несовершеннолетнего помогает следователю наладить контакт с несовершеннолетним. С другой стороны — для несовершеннолетнего обвиняемого участие педагога является дополнительной гарантией защиты его прав и законных интересов и правильности выбора для него меры пресечения или иных принудительных мер. Неверно выбранный в зависимости от типа личности подростка жесткий или благодушный педагог может оказать негативное воздействие на весь процесс расследования в будущем, поскольку первый контакт зачастую является основой будущего взаимодействия с подростком. Следователю необходимо выбрать такого педагога, который был бы удобен допрашиваемому несовершеннолетнему, т.е. подросток мог бы свободно изъясняться в его присутствии и не стесняться учителя, не бояться порицания со стороны взрослого, в противном случае закомплексованность несовершеннолетнего не даст следователю возможности установления психологического контакта с допрашиваемым.

В отдельный случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, помогает снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого допрашиваемого, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы40.         

Таким образом, проведение допроса  будет успешным только тогда, когда  следователь будет учитывать  присущие подросткам особенности, прогнозировать их возможное поведение и создавать  благоприятную атмосферу в ходе производства этих следственных действий. В противном случае, эффективность, доказательственное значение этих действий будут снижены, будет мала вероятность получения новых объективных данных, имеющих значение для дела, сведется на нет воспитательное значение предварительного расследования.

 

3.2 Тактика допроса на очной ставке.

Очная ставка - это следственное действие, состоящее в допросе ранее допрошенных лиц в целях устранения в их показаниях существенных противоречий (ст.192 УПК РФ).

Основные условия проведения очной  ставки41:

  • участники должны быть ранее допрошены, а допросы процессуально 
    оформлены;
  • наличие существенных противоречий в показаниях относительно обстоятельств, имеющих важное значение:
  • место;
  • время;
  • способы совершения преступления;
  • виновность обвиняемого;
  • иные обстоятельства, входящие в предмет доказывания.

В ряде случаев очная ставка проводится и по обстоятельствам, касающимся докриминального или посткриминального поведения потерпевшего (обвиняемого) либо характеризующим их взаимоотношения.

Очная ставка, как правило, проводится на том этапе расследования, когда следователь уже обладает достаточной совокупностью доказательств для правовой оценки показаний ее участников.

В отдельных случаях проведение очной ставки целесообразно на более ранней стадии расследования (например, между потерпевшим и подозреваемым сразу после задержания последнего, когда его психологическое состояние, внезапность задержания и незнание им объема информации, которым располагает следователь, могут создать выигрышную ситуацию для получения правдивых показаний).

Очная ставка может быть проведена  между двумя обвиняемыми (подозреваемыми), между обвиняемым (подозреваемым) и свидетелем, между обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим, между двумя свидетелями, между двумя потерпевшими и т. д.

В первую очередь указанное следственное действие направлено на устранение существенных противоречий в ранее данных допрашиваемыми показаниях по поводу одних и тех же обстоятельств, фактов, событий, исследуемых по делу (ст. 192 УПК РФ).

Порядок проведения очной ставки регламентируется уголовно-процессуальным законодательством, в соответствии с которым, приступая к допросу на очной ставке, следователь опрашивает лиц, между которыми производится очная ставка (знают ли они друг друга, и в каких отношениях находятся между собой). Затем указанным лицам поочередно предлагается дать показания по  тем обстоятельствам, для выяснения которых производится очная ставка. После дачи показаний каждому из допрашиваемых следователь может задавать вопросы. Лица, между которыми производится очная ставка, могут с разрешения следователя задавать вопросы друг другу, о чем производится отметка в протоколе (ст. 192 УПК РФ).

Оглашение показаний участников очной  ставки, содержащихся в протоколах предыдущих допросов, а также воспроизведение звукозаписи этих показаний допускаются лишь после дачи ими показаний на очной ставке и записи их в протокол.

В протоколе очной ставки показания  допрашиваемых лиц записываются в той очередности, в какой они давались. Каждый участник очной ставки подписывает свои показания, каждую страницу в отдельности.

Если очная ставка проводится с  участием потерпевшего или свидетеля, они вначале предупреждаются об уголовной ответственности за уклонение или отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, что протоколируется.

Информация о работе Процессуальные и тактические особенности допроса участников уголовного процесса