Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ норм законодательного регулирования права на информацию, отношений власти и СМИ.
Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих  задач:
Охарактеризовать право на информацию;
Определить специфику законодательного регулирования права на информацию в России;
Выявить проблемы законодательного регулирования права на информацию;
Провести анализ государственного регулирования деятельности СМИ;
Охарактеризовать правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Законодательное регулирование права на информацию в России
1.1. О праве на информацию ………………………………………………………4
1.2. Проблемы законодательного регулирования права на информацию…..…10
2. Законодательное регулирование отношений власти и СМИ
2.1. Государственное регулирование деятельности СМИ…………………..…18
2.2. Правовое регулирование информационных отношений
в области массовой информации………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44

Файлы: 1 файл

курсовая_оконч.docx

— 81.76 Кб (Скачать)

При этом для обеспечения  методологической корректности формирование единой системы информационного  законодательства, включающего широкий  спектр взаимосвязанных вопросов правового  регулирования действий с информацией  и ее защиты, деятельности средств  массовой информации, информатизации, развития телекоммуникаций и средств  связи, информационного обеспечения  деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления, формирования и использования информационных ресурсов и т.д., необходимо сконцентрировать всю законодательную работу на федеральном уровне в одном специализированном комитете Государственной Думы.

 

 

2. Законодательное регулирование  отношений власти и СМИ

 

2.1. Государственное регулирование  деятельности СМИ

 

Средства массовой информации – один из важнейших институтов современного общества. Огромна роль их в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом.

В Федеральном законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимается периодическое  печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма  периодического распространения массовой информации». Пугачев В.П. трактует средства массовой информации как «учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам» [1]. Средства массовой информации на практике реализуют фундаментальные права человека – на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции.

Средства массовой информации отличаются оперативностью распространения  информации, способностью проникать  во все социальные общности, профессиональные, возрастные и другие группы. В своих репортажах и комментариях средства массовой информации могут обратить внимание  общественности на стороны деятельности правящих кругов, играют роль в ограничении власти  и конкретных действий. Средства массовой информации не могут наградить, но могут сделать популярным; не могут карать, но могут высмеять; не могут назначить на должность, но могут содействовать избранию. Рассмотрение особенностей средств массовой информации будет неполным без изучения их функций [1].

Функции средств массовой информации разнообразны. В любом  современном обществе они в той  или иной форме выполняют ряд  общих политических функций. Опыт истории  показывает, что средства массовой информации способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запутывать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.

Г. Ласуэлл – известный американский политолог и политический психолог выделил четыре основные функции средств массовой информации [2]:

1. Наблюдение за миром  (сбор и распространение информации);

2. Редактирование (отбор  и комментирование информации);

3. Формирование общественного  мнения;

4. Распространение культуры.

Пресса, радио, телевидение  претендуют на выполнение функций «сторожевой  собаки общественных интересов»; на то, чтобы быть «глазами и ушами общества».

Считаем, что наиболее целесообразно выделение следующих функций средств массовой информации [3]:

Информационная. Средства массовой информации создают своеобразную информационную среду, которая характеризуется единством двух потоков политической информации – «сверху» и «снизу».

Информация «сверху» несет  данные о государственных и административных решениях, информация «снизу» –  о том, как эти решения воспринимаются. Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

Информационная деятельность средств массовой информации позволяет  людям активно судить о политических событиях и процессах в том  случае, если она выполняет образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, получаемые от средств массовой информации других источников. Она также позволяет правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации. Средства массовой информации, конечно, не могут обеспечить системное и глубокое усвоение политических знаний. Эта задача специальных образовательных учреждений – школ, институтов и т. д. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации.

Образовательная роль средств  массовой информации тесно связана  с функцией социализации. Политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. Вышеназванные функции позволяют средствам массовой информации выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только средства массовой информации, но и оппозиция, а также специализированные институты судебного и иного контроля. Критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях. Объектом внимания средств массовой информации являются и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами средства массовой информации.

Их контрольная функция  основывается на общественном мнении. В отличие от государственных  и иных органов контроля, средства массовой информации не могут применять  административные или экономические  санкции к нарушителям. Их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, так как они дают не только юридическую, но и моральную  оценку тем или иным событиям и  лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции средства массовой информации опираются как на закон, так и на общественное мнение. Контрольная функция средств массовой информации особенно необходимо при слабой оппозиции и несовершенстве социальных государственных институтов контроля.

Средства массовой информации не только критикуют недостатки в  политики и обществе, но и выполняют  функцию артикуляции различных  общественных интересов, интеграции политических субъектов. Эта функция позволяет обеспечивать представителям общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только средствами массовой информации, но и другими институтами: партиями и группами интересов. Однако без использования средств массовой информации и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия. Все рассмотренные выше функции средств массовой информации прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям или сознательного бездействия, в их вовлечении в политику. Средства массовой информации обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Круг политических функций средств массовой информации  не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые выделяют такие функции, как инновационная – проявляющаяся в инициировании политических изменений, путем постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная функция состоит в обслуживании средствами массовой информации политики, определенных партий и ассоциаций; функция формирования общественного мнения [3].

Общественное мнение сегодня  становится более активным и действенным  регулятором политического процесса. Сила общественного мнения в значительной мере предопределяется средствами массовой информации, не только отражающими  сложившиеся настроения, но и формирующими это общественное мнение.

В некоторых случаях актуализация массового сознания в виде общественного  мнения может дезорганизовывать  процесс политического управления. Когда те или иные политические идеи закреплены в массовом сознании, существуют в истинных, позитивных стереотипах, средства массовой информации способны достичь нужного результата, не обращаясь  к общественному мнению. Иное дело, когда радио, печать, телевидение  обращены на новые проблемы, когда  рождаются конфликтные ситуации, касающиеся миллионов людей. Общественное мнение становится в этом случае мощным средством политики, инструментом реализации политических замыслов и достижений политических целей.

В целом можно сказать, что печать, телевидение и радио  продуцируют и распространяют политическую информацию. Именно те знания, нормы  и ценности, усвоение которых необходимо и достаточно для рекрутирования в политику, для сознательного и действенного участия в политической жизни [1].

Без радио, телевидения, газет  и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться  в потоке противоречивых политических процессов, принимать ответственные  решения. Средства массовой информации позволяют ему выйти за рамки  индивидуального опыта, делают обозримым  весь мир политики. В этом главная отличительная черта средств массовой информации как политического института.

Итак, средства массовой информации, с одной стороны, выступают как  неформальный орган власти. С другой стороны, как институт гражданского общества. Средства массовой информации выполняют важные функции в обществе, такие как: информационную, образовательную, критики и контроля, формирования общественного мнения и другие.

Если сравнить итоги крупных  политических реформ в России за последнее  столетие, то можно заметить их общую  тенденцию: возрастание роли и влияния  различных средств массовой информации.

Рассмотрим основные модели взаимоотношений средств массовой информации с властными структурами  в России и за рубежом. Характер взаимоотношения правительства, других властных структур со средствами массовой информации варьирует от страны к стране. Немаловажное значение имеет и то, в какой степени журналисты, репортеры, обозреватели, редакторы и  издатели разделяют те или иные общественные ценности, идеалы, партийные ориентации и установки. Большинство средств массовой информации в развитых странах предпочитают подчеркивать свою независимость от государства, государственно-политических институтов и, прежде всего, от правительств. Из-за неоднозначности позиций средств массовой информации взаимоотношения между ними и властными структурами складывается либо «по конфликтной, либо по консенсусной, либо по консенсусно-конфликтной модели» [1].

Преобладание консенсусной модели зависит от объективного отражения средствами массовой информации происходящих событий в обществе. С помощью средств массовой информации общественное мнение становится известным органом государственной власти, учитывается ими и таким образом оказывает воздействие на проводимую политику.

Конфликтная модель возникает  в основном, либо из-за необъективной  подачи информации средствами массовой информации, либо из-за ограниченного  доступа журналистов в органы государственной власти. В научной литературе описаны три модели взаимодействия средств массовой информации и власти [3].

Первая модель. «Средства массовой информации полностью независимы от государства. При этом они хотели бы получить от власти информации о каждом ее шаге, накапливать, обобщать и распределять информацию.

Вторая модель. Средства массовой информации сотрудничают с государством в той степени, в какой государство дотирует их, но при этом оставляет за собой право на критическое отношение к деятельности властных структур.

Третья модель. Средства массовой информации работают под контролем государства, проводят в жизнь его политику».

В различных политических режимах проявляется одна из этих моделей, которые имеют свои черты  и особенности. Будет ошибочным утверждение, что властные структуры и средства массовой информации не стремятся к консенсусу, к диалогу. Это подтверждается тем, что в органах власти, в различных ведомствах существуют отделы или управления по связям с общественностью (пресс-службы), функционирующие на основании Федерального закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Эти подразделения призваны наладить диалог данной властной структуры со средствами массовой информации, через представление сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц, «по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, ссылки справочных материалов и иных формах».

Теперь перейдем к рассмотрению моделей взаимоотношений властных структур и средств массовой информации в Российской Федерации. С начала двадцатого века модели взаимодействия власти и средств массовой информации в СССР и Российской Федерации изменились. Дольше всех просуществовала модель полного контроля государства над средствами массовой информации. В Советском Союзе средствам массовой информации отводилась роль инструмента политики КПСС. Система средств массовой информации формировалась партийно-государственными структурами и функционировала под их полным контролем. Партийные комитеты обладали директивными, управленческими и контрольными функциями по отношению к средствам массовой информации.

Информация о работе Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ