Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа
Цель исследования: анализ норм законодательного регулирования права на информацию, отношений власти и СМИ.
Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих задач:
Охарактеризовать право на информацию;
Определить специфику законодательного регулирования права на информацию в России;
Выявить проблемы законодательного регулирования права на информацию;
Провести анализ государственного регулирования деятельности СМИ;
Охарактеризовать правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Законодательное регулирование права на информацию в России
1.1. О праве на информацию ………………………………………………………4
1.2. Проблемы законодательного регулирования права на информацию…..…10
2. Законодательное регулирование отношений власти и СМИ
2.1. Государственное регулирование деятельности СМИ…………………..…18
2.2. Правовое регулирование информационных отношений
в области массовой информации………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44
Каждое конкретное государство выбирает свой механизм регулирования отношений средств массовой информации и власти. В Великобритании в большей мере полагаются на саморегулирование. В 1953 году был создан Совет по делам прессы. Цель Совета состояла в устранении запретительного характера законодательного контроля. Данный Совет состоял из представителей средств массовой информации. Главной функцией членов Совета являлась защита свободы слова и рассмотрения жалоб общественности. Но этот Совет не имел достаточного авторитета. В «1989 году был образован Комитет для регулирования деятельности прессы». Этот комитет рекомендовал вместо Совета по делам прессы учредить Комиссию по жалобам на прессу по образцу системы саморегулирования [2].
Кроме этой Комиссии, правительство имеет специальную службу по связям с общественностью и прессой. При премьер-министре состоит пресс-секретарь, который и является источником ежедневных сообщений о политике правительства. В Японии формула взаимодействия средств массовой информации и власти иная.
Так, созданная еще в «1925 году и до сих пор действующая Японская вещательная корпорация является общественной, а не коммерческой». Эта корпорация постоянно изучает общественное мнение. Опрашивает своих слушателей и зрителей. Ее возглавляет Совет директоров, состоящий из 12 человек. Их назначает премьер-министр с одобрения обеих палат парламента. Властные структуры напрямую взаимодействуют со средствами массовой информации без «посредников». В этом взаимодействии немаловажную роль играют традиции государства. В результате до сих пор не было ни одного конфликта между этой корпорацией и властью.
Таким образом, изучение форм взаимодействия власти и средств массовой информации показало, что органы власти и средства массовой информации взаимодействуют на основе трех моделей: конфликтной, консенсуальной и конфликтно-консенсуальной.
Механизм взаимодействия
органов власти и средств массовой
информации варьирует от страны к
стране. В настоящее время во многих
странах созданы различные
Средства массовой информации и государственные органы власти в определенной степени зависят друг от друга: журналисты нуждаются в органах власти как в источнике информации, а властным структурам необходимы журналисты для сообщения общественности своих намерений и решений.
В последние десятилетия мир переживает период перехода от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений.
Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность.
Информационное пространство представляет собой всю совокупность отношений между носителями информации и ее получателями. СМИ являются основными носителями информации.
Использование массовых источников информации обеспечивает более полный охват населения, особенно это, важно, когда информация носит общемировой или общенациональный характер. Зачастую такая глобальная информация несет в себе опасность недостоверной подачи, что приводит к искажению действительности и простому манипулированию. При всей своей значимости СМИ находятся в сложной ситуации. По настоящему независимые средства массовой информации – это не реальная задача. Как правило, основной источник давления на СМИ – материальное обеспечение. Для обеспечения материальной независимости СМИ они нуждаются в государственных программах содействия их деятельности [3].
Очень интересно посмотреть, как обстоят дела со СМИ, в этом плане, в странах Запада. Общая закономерность: несмотря на существование развитого рынка средств массовой информации и книгоиздания, осуществляется разносторонняя государственная протекционистская политика, выражающаяся в прямых финансовых ассигнациях средствам массовой информации и издателям, в налоговых и таможенных льготах, льготных тарифах на услуги почты, телефонные и телеграфные услуги и так далее, причем независимо от политических, религиозных и иных взглядов средств массовой информации [1].
Цели государственных программ содействия:
1. Обеспечить необходимый
плюрализм информационной
2. Сделать доступным для
граждан максимум оперативной
информации о деятельности
3. Препятствовать монополизации СМИ.
Например: Австрия. Правительство осуществляет широкую программу содействия развитию печати, в рамках которой оно субсидирует все ежедневные газеты. В последнее время все газеты получали равные дотации (в том числе и лидеры рынка), и общая сумма субсидий составляла более 100 миллионов австрийских марок. Цель такого субсидирования состоит в содействии выживанию как можно большего числа газет с тем, чтобы поддерживать существование широкого спектра мнений.
В дополнение к общей программе содействия СМИ существует специальная – по поддержке небольших газет, которые играют особенно важную роль в формировании различных политических мнений.
Льготные расценки на почтовые услуги, установленные для ежедневных газет, дали больший экономический эффект, чем система субсидий. Правительство также представляет помощь книгоиздательским предприятиям.
Великобритания. С британских газет и журналов при продаже не взимают налог на добавленную стоимость, для них установлены пониженные почтовые сборы, тарифы на международные телеграммы и передачу фотоинформации.
Норвегия. Чтобы обеспечить разнообразие взглядов и поддержать местные газеты, правительство выделяет субсидии в форме прямых дотаций для газет, находящихся в тяжелом финансовом положении. Любая газета, выходящая как минимум два раза в неделю и не являющаяся самой большой в данном регионе, может получить субсидии, величина которых зависит от тиража газеты.
Газета, находящаяся в тяжелом финансовом положении должна ежегодно подавать прошение на субсидию, получение которой является условием независимости издания и его главного редактора. Такая поддержка является необходимой для большего числа газет Норвегии, которые без нее не смогли бы выжить. Субсидии помогли сохранить плюрализм взглядов в прессе и ограничить негативные последствия концентрации СМИ.
Кроме того, норвежское правительство проводит косвенное субсидирование прессы посредством снижения почтовых тарифов и, что наиболее важно, освобождение печатных изданий от налога на добавленную стоимость.
Франция. Государственные субсидии информационным ежедневным изданиям, учрежденные в 1984 году, ставят целью сохранить разнообразие выражаемых СМИ мнений. Государственная помощь прессе включает налоговые льготы, специальные почтовые и телефонные тарифы.
Ежегодная финансовая помощь прессе оценивается в 5 миллиардов франков.
Швеция. Шведское правительство субсидирует газеты в целях сохранения плюрализма мнений. Самая большая финансовая помощь была оказана так называемым вторым газетам, то есть газетам со вторым по величине тиражом в своем регионе, так как их доход от рекламы невелик. Например, две крупные ежедневные газеты – Arbetet (социал-демократическая) Svenska Daybadet (консервативная) получают дотации, без которых они не могли бы существовать.
Наряду с оказанием финансовой помощи газетам, находящимся если не в бедственном положении, то, по крайней мере, в сложном экономическом положении, шведское государство в настоящее время оказывает разные виды помощи в целом. Наиболее серьезной мерой следует считать освобождение от налога на добавленную стоимость, которое распространяется на все газеты. Шведская пресса также пользуется сниженными почтовыми тарифами. В среднем в Швеции газеты получают 400-500 миллионов шведских крон в год.
Финляндия. В Финляндии
система дотаций «прессе
Средний размер установленного по одиннадцати странам Европы налога на добавленную стоимость – 17,6%, для книгоиздания НДС в среднем по этим странам составляет 4,1%. В ряде стран он вообще с книгоиздателей не взимается [3].
Зарубежный опыт всегда полезен и интересен, но не менее интересно, как обстоят дела в России. Особенность Российской Федерации заключается в масштабах территории. Деление на субъекты приводит к тому, что каждый регион решает проблемы взаимодействия власти и СМИ по-своему.
Одна многоуважаемая общественная
организация в феврале 2001 года проводила
исследование складывающейся ситуации
вокруг СМИ в 78 регионах Российской
Федерации. Основной вопрос, который
интересовал специалистов, каково влияние
местных органов
2.2. Правовое регулирование
информационных отношений
в области массовой информации
Нормативно-правовая база взаимодействия
органов власти и СМИ пока не имеет
цельной правовой базы. Уже давно
назрела необходимость в
От степени умения и желания работать с прессой нередко зависит успех деятельности различных органов власти, отдельных руководителей и политиков. СМИ работают в новом правовом пространстве с 1991 года. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. закрепил общие принципы свободы массовой информации, новый механизм организации и деятельности СМИ [1]. Закон определил основные принципы деятельности СМИ:
1. Любой представитель
СМИ должен освящать факты
точно такими, как они происходят
на самом деле – без
2. Ответственность за
незаконные пути добывания
3. Отказ СМИ от выдачи
в эфир слухов, сплетен, догадок
как действительно имевших
4. Не предавать огласке
сообщений о серьезных
5. Право на выступления
в конфликтных ситуациях
6. Точка зрения журналиста
не должна оскорблять
7. При публикации фактов журналист должен давать четкие ссылки на первоисточники.
8. Журналист не отвечает
за сведения, полученные из официальных
государственных и
Конституция РФ и Закон РФ «О средствах массовой информации» устанавливают определенные разумные ограничения свободы массовой информации и, следовательно, деятельности СМИ. Они касаются запрета пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрета пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Недопустимости разглашения сведений составляющих государственную или коммерческую тайну.
Законодательная база, касающаяся деятельности СМИ и взаимодействия органов власти и СМИ не исчерпывается Законом РФ «О средствах массовой информации». По подсчетам специалистов она состоит из более чем 30 законов только на федеральном уровне. Особо следует выделить Федеральный Закон Российской Федерации «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 года. Этот закон определяет критерий «государственности» СМИ; дает предписание по обязательной тематике ежедневного, еженедельного и ежемесячного освещения деятельности органов государственной власти; регулирует условия выступлений депутатов в региональном телерадиоэфире.
Правовое регулирование
деятельности СМИ, в соответствии с
Конституцией РФ, находится в совместном
ведении РФ и ее субъектов. Реализуя
это конституционное
Помимо законов, правовое пространство взаимодействия органов государственной власти и СМИ, деятельности СМИ определяется также многочисленными Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и ведомственными инструкциями.
Информация о работе Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ