Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ норм законодательного регулирования права на информацию, отношений власти и СМИ.
Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих  задач:
Охарактеризовать право на информацию;
Определить специфику законодательного регулирования права на информацию в России;
Выявить проблемы законодательного регулирования права на информацию;
Провести анализ государственного регулирования деятельности СМИ;
Охарактеризовать правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Законодательное регулирование права на информацию в России
1.1. О праве на информацию ………………………………………………………4
1.2. Проблемы законодательного регулирования права на информацию…..…10
2. Законодательное регулирование отношений власти и СМИ
2.1. Государственное регулирование деятельности СМИ…………………..…18
2.2. Правовое регулирование информационных отношений
в области массовой информации………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44

Файлы: 1 файл

курсовая_оконч.docx

— 81.76 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

1. Законодательное регулирование  права на информацию в России

    1. О праве на информацию ………………………………………………………4
    2. Проблемы законодательного регулирования права на информацию…..…10

2. Законодательное регулирование  отношений власти и СМИ

2.1. Государственное регулирование  деятельности СМИ…………………..…18

    1. Правовое регулирование информационных отношений

в области массовой информации………………………………………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Право на информацию является одним из основных прав человека. Возникновение  подобного права обусловлено  тем, что информация пронизывает  все сферы человеческой деятельности. Несмотря на это, право на информацию долгое время не было выделено в  самостоятельный институт ни в одной  европейской стране, и даже сам  термин «информация» редко использовался. Изменения произошли только после  принятия Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод 1950 г., когда внесение норм, закрепляющих право на информацию в национальные законодательства, стало необходимым  для их соответствия европейским  стандартам.

«Отношения власти и СМИ, как основного органа распространяющего информацию, регулируются исключительно законодательством, которое, с одной стороны, гарантирует свободу СМИ, а с другой – право человека на получение информации, свободу высказывания, плюрализм мнений в обществе, подконтрольность СМИ обществу, их ответственность» [1]. Система законодательства складывалась в течение столетий. При этом роль и место СМИ в обществе менялись. В настоящее время СМИ выполняют функцию не только инструмента информирования общества, но и средства контроля со стороны общества за деятельностью власти. Поэтому в демократических странах, как правило, власть не может непосредственно управлять СМИ и использовать их в своих целях. Тем не менее, государство сохраняет определенную возможность регулировать и контролировать процессы в области СМИ.

В условиях становления информационного  общества актуально понимать, насколько  законодательство соответствует современным  функциям СМИ, и каким образом  регулирует их отношения с органами государственной власти.

Объектом исследования является законодательство РФ.

Предмет исследования: право на информацию, отношения власти и СМИ в Российской Федерации.

Цель исследования: анализ норм законодательного регулирования права на информацию, отношений власти и СМИ.

Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих  задач:

  1. Охарактеризовать право на информацию;
  2. Определить специфику законодательного регулирования права на информацию в России;
  3. Выявить проблемы законодательного регулирования права на информацию;
  4. Провести анализ государственного регулирования деятельности СМИ;
  5. Охарактеризовать правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации.

Методы исследования: конкретно-исторический подход, метод системного и логического  анализа, сравнительный метод.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы в количестве 10 источников.

 

 

 

 

1. Законодательное регулирование  права на информацию в России

 

    1. О праве на информацию

 

Информация – это основополагающий ресурс для развития человеческой личности, формирования гражданского общества и  функционирования механизма государственного управления. Права и свободы человека и гражданина могут быть гарантированы  и защищены только при наличии  свободы информации, обеспечивающей формирование адекватного происходящим событиям общественного мнения и  эффективное воздействие этой «четвертой власти» на власть государственную  и само общество. Свобода информации – одна из ключевых характеристик гражданского общества.

«Право на информацию – естественное и неотчуждаемое право человека и гражданина. Для его практической реализации необходим перевод этого естественного права через законодательство в систему позитивного права. Преодоление коллизии между естественным и позитивным правом – одна из наиболее актуальных проблем законодательной деятельности на современном этапе, успешное решение которой способно обеспечить повышение эффективности законодательного регулирования и исполнимости законов» [4]. Перевод естественного права в систему позитивного права и обеспечение максимального учета в позитивном праве естественных прав и интересов отдельной личности и общества в целом – ключевая творческая задача законодательной работы.

«Нормативное оформление естественного права на информацию и обеспечение гарантий перехода от общей нормативной категории к субъективному праву конкретного индивида связаны с определением этого права как юридической категории, определением его места и роли в системе других прав человека и его связи, как правового института, с другими институтами права, а также с определением содержания и механизмов реализации этого права» [5, с. 348].

В России право на информацию отнесено к категории конституционных  прав. Действующая Конституция Российской Федерации в главе 2 «Права и свободы  человека и гражданина» содержит статью 29, часть 4, которая устанавливает, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Здесь же в качестве ограничения этого права зафиксировано, что «перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Часть 5 статьи 29 гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.

Следует особо обратить внимание на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает свободу  всех компонентов права на информацию, которое раскрывается через такие  действия с информацией, как «искать, получать, передавать, производить  и распространять».

Для развития конституционной  нормы о праве на информацию в  плоскость практической реализации этого права актуальным и необходимым  является формирование специальной  отрасли законодательства – информационного  законодательства. «Предметом информационного законодательства является регламентация особой группы однородных общественных отношений, возникающих при осуществлении различных действий с информацией. Такие отношения принято называть информационными» [8, с.93].

Процесс формирования информационного  законодательства России развивается  в двух направлениях. Во-первых, формируется  совокупность специальных нормативных  правовых актов, регулирующих отношения  в информационной сфере. Во-вторых, отдельные «информационные нормы» внедряются в другие отрасли законодательства, регулирующие отношения в различных  сферах деятельности общества и государственной  власти. Развитие информационного законодательства не ограничивается только федеральным  уровнем, но осуществляется и на региональном уровне. «При этом ведущая роль в правовом регулировании отношений в информационной сфере принадлежит развитию федерального информационного законодательства как единой системы взаимоувязанных федеральных законов, что является обязанностью федеральной законодательной власти и за что она несет непосредственную ответственность»  
[2, с.131]. Такое развитие информационного законодательства обусловлено тем, что в соответствии со статьями 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации информация и информационные ресурсы, а, следовательно, и вопросы правового регулирования информационных отношений могут находиться в введении Российской Федерации, совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а также непосредственно в введении этих субъектов. При этом некоторые специалисты считают, что в качестве конечной цели формирования информационного законодательства следует рассматривать создание Информационного кодекса Российской Федерации [6].

Предмет отношений в связи  с реализацией всех установленных  Конституцией компонентов права  на информацию собирательно обозначается как «информация». Понятие «информация» относится к числу таких общефилософских  категорий, как пространство, время, движение, энергия. Так как информация исследуется в различных аспектах, то существует множество различных  определений этого понятия. Общее  определение информации, как предмета правовых отношений в сфере информационного  законодательства, дано в Федеральном  законе «Об информации, информатизации и защите информации» (далее –  Закон об информации и информатизации) [2]. В законе информация определяется как сведения о фактах, лицах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления.

Существенно значимым для комплексного решения задачи законодательного регулирования права на информацию является тот факт, что в базовом Законе об информации и информатизации в качестве объекта правового регулирования определяется не содержание и смысл информации, не ее материальный носитель, а документированная информация в целом и формируемые на ее основе информационные ресурсы. Такой подход позволяет в соответствии с мировой практикой рассматривать информацию как ресурс в двух аспектах: материальном – на информацию распространяется право вещной собственности; интеллектуальном – в отличие от других ресурсов на нее распространяется право интеллектуальной собственности и авторское право.

Законодательная регламентация  права интеллектуальной собственности, институты авторского и патентного права представляют собой самостоятельную  область законодательства, призванную обеспечивать, в первую очередь, защиту личных неимущественных и имущественных  прав авторов произведений, к которым  относятся многие виды информационной продукции, а также авторов иной интеллектуальной продукции, включая  такую продукцию как программное  обеспечение, отдельные компоненты и в целом различные информационные и коммуникационные технологии.

Признание права не только интеллектуальной, но и вещной собственности  на информацию обеспечивает возможность  законодательного регулирования товарных отношений, объектом которых она  является, в том числе и в  рамках общих подходов и принципов  законодательного регулирования отношений  в экономической сфере. Здесь  следует отметить, что Гражданский  кодекс Российской Федерации включил  в структуру объектов гражданских  прав такой объект, как «информация». Статья 128 кодекса указывает на этот объект как на самостоятельный в ряду таких объектов, как вещи и иное имущество, деньги и ценные бумаг, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности. Однако Гражданский кодекс не внес окончательную ясность в решение достаточно сложной юридической проблемы включения объекта «информация» во всем многообразии его видов и форм представления в систему гражданско-правовых отношений. Представляется, что в настоящее время гражданско-правовые и товарные отношения, объектом которых является информация, в недостаточной степени отрегулированы. Поэтому российский рынок информации слабо развит, а решение проблемы легального представления населению и структурам общества различных видов информации как самостоятельного вида услуги находится на крайне низком уровне. При этом на теневом рынке информация признается значимым, стратегически важным товаром, и на ее приобретение расходуются значительные финансовые ресурсы. Законодательная либерализация рынка информации и вывод на этой основе информации как товара из теневого оборота является одним из существенно значимых направлений практической реализации права на информацию. Кроме того, это позволит снизить уровень угроз информационной безопасности личности, общества и государства в целом.

Перевод естественного права  на информацию в систему позитивного  права требует нормативного определения  не только объекта, но и субъектов, содержания, общих принципов и порядка, в  целом механизма реализации права  каждого свободно искать, получать, производить, передавать и распространять информацию. Нормативным актом, призванным обеспечить решение указанной задачи, должен стать Федеральный закон  «О праве на информацию в Российской Федерации», проект которого в марте 2001 года внесен в Государственную  Думу депутатами В.В.Похмелкиным и С.Н.Юшенковым [7].

В данном законопроекте в  качестве субъектов права на информацию определены физические и юридические  лица, общественные организации, органы государственной власти и местного самоуправления, которые в процессе личной, профессиональной, производственной и общественной деятельности могут  выступать в роли собственников, владельцев (держателей) и пользователей  информационных ресурсов, информационных систем и сетей, а также посредников. Установлены права и обязанности  указанных субъектов, а также  виды реализации ими права на информацию и распоряжения информацией, принадлежащей  им на правах собственности или на договорной основе. Законопроект регламентирует общий порядок получения информации по запросу, доступа к системам публичной  информации, распространения официальной  информации органов государственной  власти и местного самоуправления, предоставления информационных услуг  негосударственными организациями. Установлены  принципы и условия ответственности  физических, юридических и должностных  лиц за нарушения права на информацию, а также возможность обжалования  их действий или бездействия, нарушающих это право, в судебном порядке.

Введение в действие такого закона необходимо для создания и  дальнейшего развития эффективной  с правоприменительной точки  зрения законодательной базы, обеспечивающей практическую реализацию права на информацию.

Одно из основополагающих условий реализации права на информацию – возможность свободного поиска и получения общественно значимой информации. Такая возможность обеспечивается открытостью и доступностью для  пользователей источников общественно  значимой информации. Основным и самым  мощным источником такой информации является государственная власть в  лице ее органов и организаций, а  также институты местного самоуправления.

«На этапе постиндустриальной модернизации при переходе к новому типу социальной организации общества – открытому информационному обществу – доминирующей концепцией государственного управления становится концепция государства как ориентированной на потребителя сервисной организации, оказывающей услуги населению. Указанная концепция служит инструментом административных реформ во всех без исключения развитых странах мира»  
[9, с.219]. В рамках таких реформ органам государственной власти и местного самоуправления вменяется в обязанность предоставление населению всего спектра информационных услуг, что обеспечивает информационную открытость и прозрачность для общества их деятельности. Реформа системы государственного управления чрезвычайно актуальна и для России. Важнейшей составляющей такой реформы должна стать модернизация информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Отсутствие в органах государственной власти четкого, законодательно регламентированного порядка использования внутри этой системы и предоставления обществу информации, поступающей в распоряжение конкретных должностных лиц, является одной из существенных причин низкой эффективности государственного управления и распространения коррупции в этой сфере.

Информация о работе Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ