Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа
Цель исследования: анализ норм законодательного регулирования права на информацию, отношений власти и СМИ.
Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих задач:
Охарактеризовать право на информацию;
Определить специфику законодательного регулирования права на информацию в России;
Выявить проблемы законодательного регулирования права на информацию;
Провести анализ государственного регулирования деятельности СМИ;
Охарактеризовать правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Законодательное регулирование права на информацию в России
1.1. О праве на информацию ………………………………………………………4
1.2. Проблемы законодательного регулирования права на информацию…..…10
2. Законодательное регулирование отношений власти и СМИ
2.1. Государственное регулирование деятельности СМИ…………………..…18
2.2. Правовое регулирование информационных отношений
в области массовой информации………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44
Согласно Уставу КПСС, «на республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные организации партии и их руководящие органы возлагалось руководство местной печатью, радио и телевидением».
Основные направления работы средств массовой информации и пропаганды определялись директивными указаниями, которые содержались в партийных решениях и документах.
Непосредственное руководство складывалось из нескольких звеньев:
1. Парткомы проявляли
заботу о политической
2. Партийные комитеты
активно использовали прессу
как средство гласности,
3. Партийные комитеты
заботились о повышении
4. Проводили работу по подготовке, воспитанию и расстановке журналистских кадров.
На партийных съездах, пленумах, в постановлениях ЦК КПСС давалась «оценка деятельности средств массовой информации, определялись основные проблемно-тематические направления их работы при решении политических и хозяйственных задач».
Коммунистическая партия оказывала в это время влияние на все стороны жизни общества и средства массовой информации. ЦК КПСС четко координировал деятельность средств массовой информации. Вопросы организации совместных действий печати, телевидения и радио четко фиксировались в «перспективных планах».
В плане определялась тематическая направленность выступлений, основные рубрики, формы организации массовой работы редакций и т. д. Для каждого органа массовой информации в соответствии с его спецификой, намечались конкретные задачи. Партийные работники лично общались с сотрудниками редакций, непосредственно участвовали в делах редакционного коллектива по выпуску газет, подготовке радио – и телепередач.
В практике партийного руководства средствами массовой информации использовались разнообразные формы личных контактов, это: выступления партийных работников на редакционных летучках, совместные поездки с корреспондентами в командировки, участие во встречах «за круглым столом».
В этот период в деятельности средств массовой информации насаждались пропагандистские стереотипы, в которых не оказалось места миру общественного, тем более, личного мнения, свободным дискуссиям по «болевым» проблемам общества. Можно сказать, что пресса, радио и телевидение фактически сливались с властью, стали проводниками ее политики. Таким образом, власть и средства массовой информации оказались как бы по одну сторону, а общество – по другую [2].
Иначе строятся взаимоотношения властных структур и средств массовой информации в годы перестройки и пост перестройки. В этот период происходит смена модели полного контроля государства над средствами массовой информации в модель независимости от государства и сотрудничества с властными структурами.
В демократическом государстве средства массовой информации призваны выражать волю не собственно власти, а волю народа, гражданского общества. Спору нет, средства массовой информации должны выйти из-под административного контроля власти. Но свобода сама по себе не гарантирует объективности информации. Беспрерывность позиции журналиста, органа прессы не предохраняет от использования средств массовой информации в качестве инструмента манипулирования общественным мнением. Сегодня наблюдается финансовая зависимость средств массовой информации от учредителей и капитала. Основная масса средств массовой информации выдает ту информацию, которая согласовывается с государственными органами либо с учредителями.
Кроме того, сегодня происходит сокращение тиражей на все местные, региональные и центральные издания. Причина кроется не только в росте могущества электронных средств массовой информации, но и в растущей конкуренции издательских корпораций, поглощении мелких издательских фирм крупными фирмами. Для «выживания» средствам массовой информации приходится искать новые источники информации, а также совершенствовать формы взаимодействия с властными структурами. Кроме того, необходим поиск новых форм взаимодействия со своей аудиторией на фоне электронных конкурентов.
Одни газеты имеют свою электронную версию, становятся абонентами электронной сети «Интернет». Другие, «уходят» в оппозицию, критикуя все и, прежде всего, власть. Третьи, стремятся к сотрудничеству и взаимодействию с властными структурами. Четвертые – «чахнут» и их место занимают электронные средства массовой информации [1].
В поисках информации средства массовой информации преподносят своей аудитории зачастую недостоверную информацию. Это, в свою очередь, приводит к конфликтам с властными структурами, если эта информация затрагивает деятельность этих структур, да и не только с ними.
Недостоверность информации приводит к снижению доверия к средствам массовой информации, что влечет само собой к сокращению их аудитории. Отсюда, средства массовой информации выступают не как защитники интересов общества, а действуют в угоду либо своих, либо других интересах. Получив свободу, средства массовой информации плохо представляют, как распорядиться ею, а структуры власти лихорадочно ищут пути упорядочивания их деятельности. Поэтому часто даже сегодня встречаются конфликты между средствами массовой информации и властными структурами.
С развитием рыночных механизмов, пресса ищет новые формы своего существования, что нередко приводит к конфликтам с органами власти. Дело не только в освещении информации, но и в зависимости средств массовой информации от учреждений, издателей.
Проблема здесь, прежде всего,
в том, что средства массовой информации
в жизнедеятельности
Это вызывает разные оценки деятельности средств массовой информации, в основе которой лежит реальное противоречие между двумя основными функциями. С одной стороны – они призваны обеспечить информационное обслуживание процесса функционирования властных структур, с другой стороны – их задачей является информационное обеспечение процесса реализации потребностей и интересов социальных слоев и групп гражданского общества. Одним из новых веяний в современной России является создание пресс-служб, служб по связям с общественностью в государственных, общественных, коммерческих организациях. Главной функцией таких служб в государственных органах власти является – обеспечение граждан и общественных объединений исчерпывающей и объективной информацией о целях, планах, намерениях и программах деятельности органов власти, а также учет интересов и общественных нужд при формировании программ, целей деятельности органов власти и выборе методов их реализации.
Именно последовательное
воплощение в жизнь этих функций
реализует демократическую
Наиболее характерным
примером конфликтной модели являются
примеры Испании, Португалии, Греции
в период их перехода от диктатуры
к режиму демократии. В открытый конфликт
вылились трения между правительством
М. Тетчер и британскими СМИ во время фолклендской
войны. Журналистам был закрыт доступ
в районы боевых действий. Министерство
обороны сознательно дезориентировало
журналистов. Это заставило средства массовой
информации обращаться к иностранным
источникам информации и вызывало серьезные
нарекания со стороны правительства. Сегодня
во многих демократических государствах
содержание материалов прессы и рекламы
регулируется. Для этого выработаны разнообразные
процедуры: от полного законодательного
контроля до системы саморегулирования.
Рассмотрим эти процедуры на примере стран, таких как: США, Франция, Великобритания и Япония. В целом, средства массовой информации США медленно, но верно подошли к принятию некой формы подотчетности, такой, как Национальный Совет по новостям, признают элементарную обязанность исправлять ошибки, а также принять критику и реагировать на нее. Национальный Совет по новостям берет свое начало с рекомендаций Комиссии Хатчинса. Этой комиссией было рекомендовано создать независимую организацию, в функции которой входила бы оценка работы прессы и сообщение результатов этой оценки общественности. Созданию Совета в 1973 году предшествовали долгие споры редакторов газет и других средств массовой информации о том, не угрожает ли его появление правам журналистов. Но Совет все же был создан.
Его функция состояла в том, чтобы принимать к рассмотрению жалобы против средств массовой информации. Однако, эти жалобы принимались лишь в тех случаях, когда сами средства массовой информации отказывались реагировать на запросы граждан. Совет состоял из «18 граждан и штата профессионалов при них. Средства массовой информации представляли 8 членов Совета». На слушаниях разрешалось присутствие адвокатов, представляющих средства массовой информации и истца. Национальный Совет по новостям и его сотрудники пытаются выступить посредниками в споре. Они проводят слушания по тем жалобам, по которым не удавалось принять решение. Заслуга Национального Совета по новостям в том, что он обеспечил возможность открытого обсуждения для граждан, не желающих или не обладающие финансовыми возможностями обращаться в суд. Самым широко поддерживаемым, хотя все еще не слишком распространенным способом добиться подотчетности в средствах массовой информации, является институт «омбудсменов», который возник в Швеции.
Омбудсмен – уполномоченный по правам человека – человек, в чьи функции входит наблюдение за точностью и беспрестанностью соблюдения прав человека, в том числе и право пользование информацией. Кроме этого в обязанности этого должностного лица входит и разъяснение общественности особенностей информационного дела, также донесение точек зрения читателей до руководства. В настоящее время омбудсмены действуют во многих стран [2].
Конкретный набор обязанностей омбудсмена может сильно отличаться. Некоторые омбудсмены пишут памятные записки руководству, в которых анализируется работа репортеров и редакторов. Другие пишут критические разборы, вывешиваемые на доске объявлений в редакции. Третьи пишут критические колонки, которые регулярно печатаются в газете.
Почти все омбудсмены получают читательские жалобы. Омбудсмен расследует эти жалобы и принимает ответные меры. Эти меры заключаются в признании газетой ошибки и ее исправлении.
Этот вид отношений был бы более эффективным, если бы омбудсмены не являлись частными лицами, а представляли властные структуры. У этих должностных лиц было бы больше полномочий при выполнении своих должностных обязанностей. Фактически они бы выполняли роль посредников между правительством и средствами массовой информации, как пресс-секретари. С другой стороны, снивелировалось бы их независимое положение от влияния властных структур.
Если в США Национальный Совет по новостям состоит из представителей средств массовой информации и общественности, то во Франции аналогичная структура формируется иначе.
Во Франции с принятием закона в 1986 году была отменена последняя из монополий (на вещание). С этого времени вступили в соперничество государственные каналы и частный сектор. По Закону «Об аудиовизуальных средствах» созданы Комиссии по коммуникациям и свободам. В 1989 году Национальная Комиссия по коммуникациям и свободам была заменена на Высший Совет по аудиовизуальным средствам.
Это Совет был составлен по модели Конституционного Совета. В его состав входит 9 назначаемых членов; 3 – назначаются Президентом Республики; 3 – Председателем Сената; 3 – председателем Национального Собрания.
Срок полномочий членов Высшего Совета по аудиовизуальным средствам составляет 6 лет. Их мандат не возобновляется и не подлежит отмене. Возрастной ценз установлен 65 лет на момент назначения членов Совета. Членам этого Совета запрещено в течение года после завершения своих полномочий занимать общественные посты по вопросам коммуникаций. Высший Совет по аудиовизуальным средствам назначает президентов, генеральных директоров государственных телеканалов. Устанавливает спецификацию этих телеканалов и следит за ее использованием. Выдает разрешение на вещание и заключает с частными телеканалами многолетнюю конвенцию. В этой конвенции фиксируются права и обязанности телеканалов и санкции против них, в случае нарушения этих обязанностей. Совет контролирует выполнение принятых конвенций. Сфера компетенции Высшего Совета по аудиовизуальным средствам распространяется на все государственное и частное вещание, кабельное и спутниковое телевидение. Данная регулирующая инстанция может полностью или частично приостановить разрешение на вещание на месяц или более. Может сократить срок разрешения на вещание и даже его изъять. Высший Совет по аудиовизуальным средствам имеет возможность налагать денежные санкции в размере «0,3%» от общего оборота. Эффективность этой структуры говорит сама за себя. Во Франции до сих пор очень редко встречаются конфликтные модели взаимоотношения властных структур и средств массовой информации.
Информация о работе Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ