Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ норм законодательного регулирования права на информацию, отношений власти и СМИ.
Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих  задач:
Охарактеризовать право на информацию;
Определить специфику законодательного регулирования права на информацию в России;
Выявить проблемы законодательного регулирования права на информацию;
Провести анализ государственного регулирования деятельности СМИ;
Охарактеризовать правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Законодательное регулирование права на информацию в России
1.1. О праве на информацию ………………………………………………………4
1.2. Проблемы законодательного регулирования права на информацию…..…10
2. Законодательное регулирование отношений власти и СМИ
2.1. Государственное регулирование деятельности СМИ…………………..…18
2.2. Правовое регулирование информационных отношений
в области массовой информации………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44

Файлы: 1 файл

курсовая_оконч.docx

— 81.76 Кб (Скачать)

Согласно Уставу КПСС, «на  республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные организации  партии и их руководящие органы возлагалось  руководство местной печатью, радио  и телевидением».

Основные направления  работы средств массовой информации и пропаганды определялись директивными указаниями, которые содержались  в партийных решениях и документах.

Непосредственное руководство  складывалось из нескольких звеньев:

1. Парткомы проявляли  заботу о политической направленности, последовательности и актуальности  выступлений прессы, повышении информационной  насыщенности публикаций, теле – и радиопрограмм.

2. Партийные комитеты  активно использовали прессу  как средство гласности, регулярного  информирования населения о принимаемых  решениях и осуществляемых мерах.

3. Партийные комитеты  заботились о повышении действенности  выступлений средств массовой  информации.

4. Проводили работу по  подготовке, воспитанию и расстановке  журналистских кадров.

На партийных съездах, пленумах, в постановлениях ЦК КПСС давалась «оценка деятельности средств  массовой информации, определялись основные проблемно-тематические направления  их работы при решении политических и хозяйственных задач».

Коммунистическая партия оказывала в это время влияние  на все стороны жизни общества и средства массовой информации. ЦК КПСС четко координировал деятельность средств массовой информации. Вопросы организации совместных действий печати, телевидения и радио четко фиксировались в «перспективных планах».

В плане определялась тематическая направленность выступлений, основные рубрики, формы организации массовой работы редакций и т. д. Для каждого  органа массовой информации в соответствии с его спецификой, намечались конкретные задачи. Партийные работники лично  общались с сотрудниками редакций, непосредственно участвовали в  делах редакционного коллектива по выпуску газет, подготовке радио  – и телепередач.

В практике партийного руководства  средствами массовой информации использовались разнообразные формы личных контактов, это: выступления партийных работников на редакционных летучках, совместные поездки с корреспондентами в командировки, участие во встречах «за круглым столом».

В этот период в деятельности средств массовой информации насаждались  пропагандистские стереотипы, в которых  не оказалось места миру общественного, тем более, личного мнения, свободным  дискуссиям по «болевым» проблемам  общества. Можно сказать, что пресса, радио и телевидение фактически сливались с властью, стали проводниками ее политики. Таким образом, власть и средства массовой информации оказались как бы по одну сторону, а общество – по другую [2].

Иначе строятся взаимоотношения  властных структур и средств массовой информации в годы перестройки и пост перестройки. В этот период происходит смена модели полного контроля государства над средствами массовой информации в модель независимости от государства и сотрудничества с властными структурами.

В демократическом государстве  средства массовой информации призваны выражать волю не собственно власти, а  волю народа, гражданского общества. Спору нет, средства массовой информации должны выйти из-под административного контроля власти. Но свобода сама по себе не гарантирует объективности информации. Беспрерывность позиции журналиста, органа прессы не предохраняет от использования средств массовой информации в качестве инструмента манипулирования общественным мнением. Сегодня наблюдается финансовая зависимость средств массовой информации от учредителей и капитала. Основная масса средств массовой информации выдает ту информацию, которая согласовывается с государственными органами либо с учредителями.

Кроме того, сегодня происходит сокращение тиражей на все местные, региональные и центральные издания. Причина кроется не только в росте  могущества электронных средств  массовой информации, но и в растущей конкуренции издательских корпораций, поглощении мелких издательских фирм крупными фирмами. Для «выживания»  средствам массовой информации приходится искать новые источники информации, а также совершенствовать формы  взаимодействия с властными структурами. Кроме того, необходим поиск новых  форм взаимодействия со своей аудиторией на фоне электронных конкурентов.

Одни газеты имеют свою электронную версию, становятся абонентами электронной сети «Интернет». Другие, «уходят» в оппозицию, критикуя все  и, прежде всего, власть. Третьи, стремятся  к сотрудничеству и взаимодействию с властными структурами. Четвертые  – «чахнут» и их место занимают электронные средства массовой информации [1].

В поисках информации средства массовой информации преподносят своей  аудитории зачастую недостоверную  информацию. Это, в свою очередь, приводит к конфликтам с властными структурами, если эта информация затрагивает деятельность этих структур, да и не только с ними.

Недостоверность информации приводит к снижению доверия к  средствам массовой информации, что  влечет само собой к сокращению их аудитории. Отсюда, средства массовой информации выступают не как защитники интересов общества, а действуют в угоду либо своих, либо других интересах. Получив свободу, средства массовой информации плохо представляют, как распорядиться ею, а структуры власти лихорадочно ищут пути упорядочивания их деятельности. Поэтому часто даже сегодня встречаются конфликты между средствами массовой информации и властными структурами.

С развитием рыночных механизмов, пресса ищет новые формы своего существования, что нередко приводит к конфликтам с органами власти. Дело не только в  освещении информации, но и в зависимости  средств массовой информации от учреждений, издателей.

Проблема здесь, прежде всего, в том, что средства массовой информации в жизнедеятельности современного общества являются элементом системы  «политика – власть – общество». Но место и роль этого элемента разными политиками и журналистами видятся по-разному. Одни рассматривают  средства массовой информации как орган  власти, другие – как орган гражданского общества [2].

Это вызывает разные оценки деятельности средств массовой информации, в основе которой лежит реальное противоречие между двумя основными  функциями. С одной стороны – они призваны обеспечить информационное обслуживание процесса функционирования властных структур, с другой стороны – их задачей является информационное обеспечение процесса реализации потребностей и интересов социальных слоев и групп гражданского общества. Одним из новых веяний в современной России является создание пресс-служб, служб по связям с общественностью в государственных, общественных, коммерческих организациях. Главной функцией таких служб в государственных органах власти является – обеспечение граждан и общественных объединений исчерпывающей и объективной информацией о целях, планах, намерениях и программах деятельности органов власти, а также учет интересов и общественных нужд при формировании программ, целей деятельности органов власти и выборе методов их реализации.

Именно последовательное воплощение в жизнь этих функций  реализует демократическую природу  государства, дает возможность гражданам  реально участвовать в управлении государством. А власть делается открытой и прозрачной для людей, то есть подконтрольной общественности, общественному мнению. Формы взаимодействия органов власти и средств массовой информации должны строится, исходя, и из мирового опыта. Зарубежные страны очень долго шли к модели независимости и сотрудничества. Первоначально (XIX – начало ХХ веков) в странах западной демократии, как и в СССР, средства массовой информации были под контролем государства. Однако, провозглашение гласности и постепенная трансформация ее в свободу средств массовой информации началась существенно раньше, чем в России. Сегодня, в этих странах существует четкое отделение средств массовой информации от власти, не допускается подчинение средств массовой информации государству, кроме государственных средств массовой информации.

Наиболее характерным  примером конфликтной модели являются примеры Испании, Португалии, Греции в период их перехода от диктатуры  к режиму демократии. В открытый конфликт вылились трения между правительством  
М. Тетчер и британскими СМИ во время фолклендской войны. Журналистам был закрыт доступ в районы боевых действий. Министерство обороны сознательно дезориентировало журналистов. Это заставило средства массовой информации обращаться к иностранным источникам информации и вызывало серьезные нарекания со стороны правительства. Сегодня во многих демократических государствах содержание материалов прессы и рекламы регулируется. Для этого выработаны разнообразные процедуры: от полного законодательного контроля до системы саморегулирования.

Рассмотрим эти процедуры  на примере стран, таких как: США, Франция, Великобритания и Япония. В целом, средства массовой информации США медленно, но верно подошли к принятию некой формы подотчетности, такой, как Национальный Совет по новостям, признают элементарную обязанность исправлять ошибки, а также принять критику и реагировать на нее. Национальный Совет по новостям берет свое начало с рекомендаций Комиссии Хатчинса. Этой комиссией было рекомендовано создать независимую организацию, в функции которой входила бы оценка работы прессы и сообщение результатов этой оценки общественности. Созданию Совета в 1973 году предшествовали долгие споры редакторов газет и других средств массовой информации о том, не угрожает ли его появление правам журналистов. Но Совет все же был создан.

Его функция состояла в  том, чтобы принимать к рассмотрению жалобы против средств массовой информации. Однако, эти жалобы принимались лишь в тех случаях, когда сами средства массовой информации отказывались реагировать на запросы граждан. Совет состоял из «18 граждан и штата профессионалов при них. Средства массовой информации представляли 8 членов Совета». На слушаниях разрешалось присутствие адвокатов, представляющих средства массовой информации и истца. Национальный Совет по новостям и его сотрудники пытаются выступить посредниками в споре. Они проводят слушания по тем жалобам, по которым не удавалось принять решение. Заслуга Национального Совета по новостям в том, что он обеспечил возможность открытого обсуждения для граждан, не желающих или не обладающие финансовыми возможностями обращаться в суд. Самым широко поддерживаемым, хотя все еще не слишком распространенным способом добиться подотчетности в средствах массовой информации, является институт «омбудсменов»,  который возник в Швеции.

Омбудсмен – уполномоченный по правам человека – человек, в  чьи функции входит наблюдение за точностью и беспрестанностью соблюдения прав человека, в том числе и  право пользование информацией. Кроме этого в обязанности  этого должностного лица входит и  разъяснение общественности особенностей информационного дела, также донесение  точек зрения читателей до руководства. В настоящее время омбудсмены действуют во многих стран [2].

Конкретный набор обязанностей омбудсмена может сильно отличаться. Некоторые омбудсмены пишут памятные записки руководству, в которых  анализируется работа репортеров и  редакторов. Другие пишут критические  разборы, вывешиваемые на доске объявлений в редакции. Третьи пишут критические колонки, которые регулярно печатаются в газете.

Почти все омбудсмены получают читательские жалобы. Омбудсмен расследует эти жалобы и принимает ответные меры. Эти меры заключаются в признании  газетой ошибки и ее исправлении.

Этот вид отношений  был бы более эффективным, если бы омбудсмены не являлись частными лицами, а представляли властные структуры. У этих должностных лиц было бы больше полномочий при выполнении своих  должностных обязанностей. Фактически они бы выполняли роль посредников между правительством и средствами массовой информации, как пресс-секретари. С другой стороны, снивелировалось бы их независимое положение от влияния властных структур.

Если в США Национальный Совет по новостям состоит из представителей средств массовой информации и общественности, то во Франции аналогичная структура  формируется иначе.

Во Франции с принятием  закона в 1986 году была отменена последняя  из монополий (на вещание). С этого  времени вступили в соперничество  государственные каналы и частный  сектор. По Закону «Об аудиовизуальных  средствах» созданы Комиссии по коммуникациям  и свободам. В 1989 году Национальная Комиссия по коммуникациям и свободам была заменена на Высший Совет по аудиовизуальным  средствам.

Это Совет был составлен  по модели Конституционного Совета. В  его состав входит 9 назначаемых  членов; 3 – назначаются Президентом  Республики; 3 – Председателем Сената; 3 – председателем Национального  Собрания.

Срок полномочий членов Высшего  Совета по аудиовизуальным средствам  составляет 6 лет. Их мандат не возобновляется и не подлежит отмене. Возрастной ценз установлен 65 лет на момент назначения членов Совета. Членам этого Совета запрещено в течение года после  завершения своих полномочий занимать общественные посты по вопросам коммуникаций. Высший Совет по аудиовизуальным средствам назначает президентов, генеральных директоров государственных телеканалов. Устанавливает спецификацию этих телеканалов и следит за ее использованием. Выдает разрешение на вещание и заключает с частными телеканалами многолетнюю конвенцию. В этой конвенции фиксируются права и обязанности телеканалов и санкции против них, в случае нарушения этих обязанностей. Совет контролирует выполнение принятых конвенций. Сфера компетенции Высшего Совета по аудиовизуальным средствам распространяется на все государственное и частное вещание, кабельное и спутниковое телевидение. Данная регулирующая инстанция может полностью или частично приостановить разрешение на вещание на месяц или более. Может сократить срок разрешения на вещание и даже его изъять. Высший Совет по аудиовизуальным средствам имеет возможность налагать денежные санкции в размере «0,3%» от общего оборота. Эффективность этой структуры говорит сама за себя. Во Франции до сих пор очень редко встречаются конфликтные модели взаимоотношения властных структур и средств массовой информации.

Информация о работе Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ