Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа
Цель исследования: анализ норм законодательного регулирования права на информацию, отношений власти и СМИ.
Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих задач:
Охарактеризовать право на информацию;
Определить специфику законодательного регулирования права на информацию в России;
Выявить проблемы законодательного регулирования права на информацию;
Провести анализ государственного регулирования деятельности СМИ;
Охарактеризовать правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Законодательное регулирование права на информацию в России
1.1. О праве на информацию ………………………………………………………4
1.2. Проблемы законодательного регулирования права на информацию…..…10
2. Законодательное регулирование отношений власти и СМИ
2.1. Государственное регулирование деятельности СМИ…………………..…18
2.2. Правовое регулирование информационных отношений
в области массовой информации………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44
Из анализа нормативно-правовой базы следует [1]:
1. СМИ должны способствовать
формированию нового
2. Специалисты пресс-служб
органов государственной
а) сообщения для СМИ должны соответствовать принятым нормам и стандартам, быть правдивыми, точными и понятными;
б) предпочтительно передавать информацию для СМИ заблаговременно с целью предоставления возможности для ее анализа и изучения;
в) коммуникации по взаимодействию со СМИ должны быть гибкими, легко адаптируемым к возможным изменениям, с соблюдением установленных норм, правил и этики взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулирование и контроль за деятельностью СМИ осуществляется через систему законодательства, а также путем разработки специальных правительственных программ содействия СМИ. Европейский суд по правам человека постановил, что свобода СМИ требует особой защиты, дабы обеспечить им возможность играть жизненно важную роль общественного стража и распространять представляющую общественный интерес информацию [1].
Такие страны как Австрия, Германия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Франция отличает явно выраженная свобода мнений, закрепленная письменно в конституциях. В Великобритании и Австралии ситуация иная: законодатели этих стран утверждают, что свобода мнения гарантирована в их неписаных конституциях. В Германии и Испании считается, что представители прессы обладают большими, чем кто-либо, правами собирать и распространять информацию. Эти права являются следствием особой роли СМИ в формировании общественного мнения и служении общественным интересам.
В некоторых странах на
правительства возложена
Отдельные законы о печати имеют только Австрия и Швеция. Закон содержит основные положения, касающиеся прессы (в Швеции такой закон обладает конституционным статусом). В то время как в ФРГ существует целый ряд федеральных законов, затрагивающих прессу, каждая земля имеет отдельный закон о печати, и все они построены по одному образцу. Во Франции действует ряд законов о печати. Такие страны, как Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Великобритания, США, не имеют никакого отдельного закона о печати и мало (или вообще не имеют) законов, которые применяются исключительно к СМИ. Во многих странах реформаторы в последние годы призывают к кодификации и усовершенствованию законов, и во Франции этот процесс уже начался.
Во всех развитых странах система взаимодействия власти (в первую очередь, исполнительной) и вещателей строится на двух основных принципах [5]:
– принципе максимального невмешательства государственной власти не просто в деятельность вещателей, но и вопросы регулирования их деятельности (регулирование осуществляется специальными органами, напрямую неподконтрольными власти, в т. ч. исполнительной);
– принципе коллегиальности органов, осуществляющих такое регулирование, причем формирование коллегиального органа осуществляется так, чтобы учесть интересы по возможности большей части политических и социальных сторон.
Эти принципы объединены в
идеологию, по которой в развитых
демократических странах
Решая первую задачу исследования, была охарактеризована сущность права на информацию, как естественного и неотчуждаемого права человека и гражданина, для практической реализации которого необходим перевод этого естественного права через законодательство в систему позитивного права.
Решая вторую задачу исследования, была определена специфика законодательного регулирования права на информацию в России. Процесс формирования информационного законодательства России развивается в двух направлениях. Во-первых, формируется совокупность специальных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в информационной сфере. Во-вторых, отдельные «информационные нормы» внедряются в другие отрасли законодательства, регулирующие отношения в различных сферах деятельности общества и государственной власти. Развитие информационного законодательства не ограничивается только федеральным уровнем, но осуществляется и на региональном уровне. При этом ведущая роль в правовом регулировании отношений в информационной сфере принадлежит развитию федерального информационного законодательства как единой системы взаимоувязанных федеральных законов, что является обязанностью федеральной законодательной власти и за что она несет непосредственную ответственность.
Решая третью задачу исследования, были выявлены проблемы законодательного регулирования права на информацию, ведь в связи с правом на информацию оно не может не учитывать необходимость ограничения этого права в целях защиты интересов личности, общества и государства.
Решая четвертую задачу исследования, был проведен анализ государственного регулирования деятельности СМИ. Из-за неоднозначности позиций средств массовой информации взаимоотношения между ними и властными структурами складывается либо «по конфликтной, либо по консенсусной, либо по консенсусно-конфликтной модели». Преобладание консенсусной модели зависит от объективного отражения средствами массовой информации происходящих событий в обществе.
Решая пятую задачу исследования, было охарактеризовано правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации. Нормативно-правовая база взаимодействия органов власти и СМИ пока не имеет цельной правовой базы. Уже давно назрела необходимость в принятии на федеральном уровне информационного кодекса. От степени умения и желания работать с прессой нередко зависит успех деятельности различных органов власти, отдельных руководителей и политиков. СМИ работают в новом правовом пространстве с 1991 года. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. закрепил общие принципы свободы массовой информации, новый механизм организации и деятельности СМИ.
Таким образом можно считать цель исследования достигнутой. В работе проанализированы нормы законодательного регулирования права на информацию, отношений власти и СМИ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ