Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ норм законодательного регулирования права на информацию, отношений власти и СМИ.
Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих  задач:
Охарактеризовать право на информацию;
Определить специфику законодательного регулирования права на информацию в России;
Выявить проблемы законодательного регулирования права на информацию;
Провести анализ государственного регулирования деятельности СМИ;
Охарактеризовать правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Законодательное регулирование права на информацию в России
1.1. О праве на информацию ………………………………………………………4
1.2. Проблемы законодательного регулирования права на информацию…..…10
2. Законодательное регулирование отношений власти и СМИ
2.1. Государственное регулирование деятельности СМИ…………………..…18
2.2. Правовое регулирование информационных отношений
в области массовой информации………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44

Файлы: 1 файл

курсовая_оконч.docx

— 81.76 Кб (Скачать)

Из анализа нормативно-правовой базы следует [1]:

1. СМИ должны способствовать  формированию нового национального  самосознания, содействовать выработке  общенациональной идеи, созданного  фундамента стабильности и согласия  в российском обществе.

2. Специалисты пресс-служб  органов государственной власти  должны придерживаться следующих  правил:

а) сообщения для СМИ  должны соответствовать принятым нормам и стандартам, быть правдивыми, точными  и понятными;

б) предпочтительно передавать информацию для СМИ заблаговременно  с целью предоставления возможности  для ее анализа и изучения;

в) коммуникации по взаимодействию со СМИ должны быть гибкими, легко  адаптируемым к возможным изменениям, с соблюдением установленных  норм, правил и этики взаимодействия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Регулирование и контроль за деятельностью СМИ осуществляется через систему законодательства, а также путем разработки специальных правительственных программ содействия СМИ. Европейский суд по правам человека постановил, что свобода СМИ требует особой защиты, дабы обеспечить им возможность играть жизненно важную роль общественного стража и распространять представляющую общественный интерес информацию [1].

Такие страны как Австрия, Германия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Франция отличает явно выраженная свобода мнений, закрепленная письменно  в конституциях. В Великобритании и Австралии ситуация иная: законодатели этих стран утверждают, что свобода  мнения гарантирована в их неписаных  конституциях. В Германии и Испании  считается, что представители прессы обладают большими, чем кто-либо, правами  собирать и распространять информацию. Эти права являются следствием особой роли СМИ в формировании общественного  мнения и служении общественным интересам.

В некоторых странах на правительства возложена обязанность  поддерживать свободу СМИ и плюрализм мнений в соответствии с положениями конституции (Нидерланды, Швеция) или с судебным толкованием (Франция, Германия). Наиболее серьезную защиту свободы СМИ предусматривает законодательство Швеции. В конституциях ряда стран (Нидерланды, Испания, Швеция) четко прописаны права граждан на получение необходимой информации, а суды Франции, Германии, США обращаются к положениям конституции для обеспечения гарантии таких прав. В Нидерландах правительственные органы должны соблюдать право общественности на доступ к информации (ст. 110). Конституция Швеции гарантирует всем гражданам «в их отношениях с государственной службой… свободное получение любой информации или возможность ознакомиться с другими мнениями» [1].

Отдельные законы о печати имеют только Австрия и Швеция. Закон содержит основные положения, касающиеся прессы (в Швеции такой  закон обладает конституционным  статусом). В то время как в  ФРГ существует целый ряд федеральных  законов, затрагивающих прессу, каждая земля имеет отдельный закон  о печати, и все они построены  по одному образцу. Во Франции действует  ряд законов о печати. Такие страны, как Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Великобритания, США, не имеют никакого отдельного закона о печати и мало (или вообще не имеют) законов, которые применяются исключительно к СМИ. Во многих странах реформаторы в последние годы призывают к кодификации и усовершенствованию законов, и во Франции этот процесс уже начался.

Во всех развитых странах  система взаимодействия власти (в  первую очередь, исполнительной) и вещателей  строится на двух основных принципах [5]:

– принципе максимального невмешательства государственной власти не просто в деятельность вещателей, но и вопросы регулирования их деятельности (регулирование осуществляется специальными органами, напрямую неподконтрольными власти, в т. ч. исполнительной);

– принципе коллегиальности органов, осуществляющих такое регулирование, причем формирование коллегиального органа осуществляется так, чтобы учесть интересы по возможности большей части политических и социальных сторон.

Эти принципы объединены в  идеологию, по которой в развитых демократических странах телевизионное  и звуковое вещание и вообще все  СМИ являются не институтом власти, а институтом общества. Основная их цель состоит не в служении интересам  государства (имеются в виду интересы власти), а в служении интересам  общества. Такую позицию в этих странах разделяет и сама власть, которая осознала необходимость  независимой оценки ее деятельности со стороны общества через СМИ  и поняла, что таким образом  существенно повышается эффективность  ее управления обществом.

Решая первую задачу исследования, была охарактеризована сущность права на информацию, как естественного и неотчуждаемого права человека и гражданина, для практической реализации которого необходим перевод этого естественного права через законодательство в систему позитивного права.

Решая вторую задачу исследования, была определена специфика законодательного регулирования права на информацию в России. Процесс формирования информационного законодательства России развивается в двух направлениях. Во-первых, формируется совокупность специальных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в информационной сфере. Во-вторых, отдельные «информационные нормы» внедряются в другие отрасли законодательства, регулирующие отношения в различных сферах деятельности общества и государственной власти. Развитие информационного законодательства не ограничивается только федеральным уровнем, но осуществляется и на региональном уровне. При этом ведущая роль в правовом регулировании отношений в информационной сфере принадлежит развитию федерального информационного законодательства как единой системы взаимоувязанных федеральных законов, что является обязанностью федеральной законодательной власти и за что она несет непосредственную ответственность.

Решая третью задачу исследования, были выявлены проблемы законодательного регулирования права на информацию, ведь в связи с правом на информацию оно не может не учитывать необходимость ограничения этого права в целях защиты интересов личности, общества и государства.

Решая четвертую задачу исследования, был проведен анализ государственного регулирования деятельности СМИ. Из-за неоднозначности позиций средств массовой информации взаимоотношения между ними и властными структурами складывается либо «по конфликтной, либо по консенсусной, либо по консенсусно-конфликтной модели». Преобладание консенсусной модели зависит от объективного отражения средствами массовой информации происходящих событий в обществе.

Решая пятую задачу исследования, было охарактеризовано правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации. Нормативно-правовая база взаимодействия органов власти и СМИ пока не имеет цельной правовой базы. Уже давно назрела необходимость в принятии на федеральном уровне информационного кодекса. От степени умения и желания работать с прессой нередко зависит успех деятельности различных органов власти, отдельных руководителей и политиков. СМИ работают в новом правовом пространстве с 1991 года. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. закрепил общие принципы свободы массовой информации, новый механизм организации и деятельности СМИ.

Таким образом можно считать  цель исследования достигнутой. В работе проанализированы нормы законодательного регулирования права на информацию, отношений власти и СМИ.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Комаровский В. С. Государственная Служба и средства массовой информации (Курс лекций). – Воронеж. Издательство Воронежского Государственного Университета, 2003.
  2. Нисневич Ю.А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000.
  3. Телекоммуникации и право: вопросы стратегии  /Под ред. Ю.М.Батурина. – М.: Центр «Право и СМИ», 2000.
  4. Лившиц Р.З. О противоречивой двуединой природе права //Подготовка и принятие законов в правовом государстве. Материалы международного семинара. Москва, Государственная Дума, 28-29 апреля 1997 года. М.: Издание Государственной Думы, 1998.
  5. Бачило И.Л., Кристальный Б.В., Нисневич Ю.А. Концепция и структура Федерального закона «О праве на информацию в Российской Федерации» //Государственная Дума в весенней сессии 2000 года (сборник аналитических, информационных и справочных материалов). М.: Институт экономики переходного периода, 2000.
  6. Копылов В.А. О структуре и составе информационного законодательства //Государство и право. 1996. №6.
  7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №28.
  8. Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997.
  9. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии.  – М.: Российская политическая энциклопедия, 1998.  –
  10. Г.Н.Татаринова Управление общественными отношениями. Издательский Дом « ПИТЕР»-2004.

 


Информация о работе Законодательное регулирование права на информацию, отношений власти и СМИ