Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:59, реферат
Конституция РФ в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд, закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ). Эти положения распространяются и на педагогических работников. Как и другие граждане, они свободны в выборе учебного заведения путем вступления в трудовой коллектив на основе добровольного волеизъявления, направленного на выполнение трудовой функции.
1. Источники трудового регулирования педагогических работников 2
2. Право на занятие педагогической деятельностью 5
3. Особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора 7
4. Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников 13
5. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность 16
6. Юридическая ответственность педагогического работника 19
Список литературы 23
Правовое регулирование трудовых отношений
Оглавление
1. Источники
трудового регулирования
2. Право на
занятие педагогической
3. Особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора 7
4. Особенности
регулирования рабочего
5. Индивидуальная
трудовая педагогическая
6. Юридическая
ответственность
Список литературы 23
Конституция РФ в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд, закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ). Эти положения распространяются и на педагогических работников. Как и другие граждане, они свободны в выборе учебного заведения путем вступления в трудовой коллектив на основе добровольного волеизъявления, направленного на выполнение трудовой функции.
Для целей настоящего Федерального закона под педагогическими работниками понимаются физические лица, состоящие в трудовых отношениях с образовательными организациями и выполняющие на профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и (или) организации образовательного процесса.
В организациях, осуществляющих обучение, к педагогическим работникам относятся работники, непосредственно занятые обучением, воспитанием обучающихся и (или) организацией образовательного процесса в специализированных структурных образовательных подразделениях таких организаций. ( «ФЗ об образовании» нов.).
Однако осуществление
Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Основным источником регулировании труда и трудовых отношений в РФ является Трудовой кодекс Российской Федерации – основной систематизированный законодательный акт, регулирующий трудовые отношения в РФ. (Вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Введенным в действие ФЗ от 30 июля 2006 г. (№ 90-ФЗ) внесен ряд существенных изменений в ТК РФ).
ТК РФ содержит нормы, цель которых - создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей, а также необходимую правовую базу для изменения правового характера трудовых отношений.
Наряду с ТК РФ с ним тесно переплетается федеральный «Закон об образовании». В нем происходит отражение правового регулирования труда педагогических работников. Иными словами он отражает содержание трудового кодекса, но и включает в себя должностные обязанности педагогических организаций.
Правовым актом, регулирующим
должностные обязанности и
Квалификационная
- В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.
- В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
- В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.
Специфика педагогической деятельности,
характеризующаяся высоким
Педагогической называется деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов.
Согласно ст.331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Это полностью соответствует нормативному положению, закрепленному в ст. 53 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании”.
Уровень образования работников образовательных
учреждений, предъявляемый в тарифно-
Специальные требования к профилю полученной специальности предъявляются по должностям: (концертмейстера, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога). Особые требования предъявляются к педагогическим работникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
В пункте 62 Типового положения об общеобразовательном
учреждении, утв. постановлением Правительства
РФ от 19.03.01 № 196, установлено, что на
педагогическую работу принимаются
лица, имеющие необходимую
Еще одним обязательным условием для реализации данного права является отсутствие судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ. Приговором суда педагогический работник может быть лишен права заниматься педагогической деятельностью. Вопросы, связанные с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, урегулированы в ст. 47 УК РФ.
С педагогическими работниками, которым приговором суда запрещено заниматься педагогической деятельностью, а также имеющими судимость за определенные преступления, трудовой договор прекращается на основании п. 4 ст. 83 ТК РФ.
Лица, имеющие право на занятие педагогической деятельностью не должны иметь медицинских противопоказаний, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 "Об утверждении перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности".
Для выявления медицинских
Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами.
Основным отраслевым источником трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс РФ. Формирование российского трудового законодательства имеет ряд специфических особенностей, обусловленных сложностью и исключительной важностью заключения трудовых договоров с педагогическими работниками.
Трудовой договор – это соглашение, которое заключают между собой работник и работодатель и, согласно которому, работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, соответствующей его квалификации, а также соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (Ст. 56 ТК РФ). Работодатель, в свою очередь, обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечить его условиями труда, соответствующими трудовому законодательству РФ.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается обеими сторонами. Один экземпляр передается работнику, а второй остается у работодателя. Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня фактического допущения работника к выполнению трудовых обязанностей.
В трудовом договоре указываются:
– фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица);
– место работы (с указанием структурного подразделения);
– дата начала работы;
– наименование должности с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или трудовая функция. При этом недопустимо искажение наименования профессии (должности) с целью исключить или уменьшить расходы по предоставлению льгот или гарантий работникам (ст. 57 ТК РФ);
– права и обязанности работника;
– права и обязанности работодателя;
– характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
– режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
– условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
– виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
Статья 64 ТК РФ предусматривает определенные гарантии работнику при заключении трудового договора.
При приеме на работу работодатель
обязан ознакомить работника с действующими
в организации правилами
Для работников педагогического и руководящего состава общеобразовательного учреждения законодательством предусмотрена более сложная процедура подписания трудового договора, чем обычный порядок приема на работу.
Работники общеобразовательного учреждения должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения. В случае мотивированного отказа органа управления образованием утвердить кандидатуру, избранную на ту или иную должность государственного учебного заведения, проводятся новые выборы.
На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с учащимися в классе.
Руководители государственных
и муниципальных
– избраны коллективом образовательного учреждения; либо при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем, либо с последующим утверждением учредителем;
– назначены учредителем; наняты учредителем.
По завершении всех этих процедур с лицом, избранным руководителем, заключается срочный трудовой договор.
Следует также иметь в виду, что уставом образовательного учреждения может быть установлен перечень должностей, не относящихся к педагогическим, замещение которых осуществляется по конкурсу. Ну и, наконец, замещение всех должностей педагогических работников производится только по срочному трудовому договору, заключаемому на срок до 5 лет.
Согласно статье 54 Закона
РФ от 10.07.1992 №3266–1 «Об образовании»
заработная плата и должностной
оклад работнику
Информация о работе Правовое регулирование трудовых отношений