Правовое регулирование трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:59, реферат

Краткое описание

Конституция РФ в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд, закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ). Эти положения распространяются и на педагогических работников. Как и другие граждане, они свободны в выборе учебного заведения путем вступления в трудовой коллектив на основе добровольного волеизъявления, направленного на выполнение трудовой функции.

Оглавление

1. Источники трудового регулирования педагогических работников 2
2. Право на занятие педагогической деятельностью 5
3. Особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора 7
4. Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников 13
5. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность 16
6. Юридическая ответственность педагогического работника 19
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование трудовых отношений.docx

— 53.55 Кб (Скачать)

Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений  на занятие предпринимательской  деятельностью в качестве индивидуального  предпринимателя, как для педагогических работников, так и для иных лиц, работающих по трудовому договору, за исключением государственных  служащих. Педагогические работники  в государственном образовательном  учреждении не являются государственными служащими.

В соответствии с п. 2 ст. 48 Закона РФ «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При этом следует  учесть, что не подлежит лицензированию, только педагогическая деятельность, носящая индивидуальный характер.

Физическое лицо, получающее доходы от индивидуальной педагогической деятельности, должно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в налоговых органах по месту своего жительства, представить налоговую декларацию о предполагаемых доходах от указанной деятельности, а также самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ с указанных доходов в порядке, установленном ст. 227 НК РФ.

Поскольку индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется, законодательство не требует от индивидуального  предпринимателя, занимающегося образовательной  деятельностью, разработки и утверждения  образовательной программы.

Форма договора об оказании платных образовательных услуг индивидуальным предпринимателем утверждена Приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2994.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Далее необходимо сказать  об ответственности лица, ведущего индивидуальную трудовую педагогическую деятельность. Гражданский кодекс РФ запрещает репетитору гарантировать результат своих услуг. Родители ребенка должны понимать, что сразу договориться о конечном результате работы репетитора невозможно, все зависит от самого абитуриента, его возможностей и уровня знаний. Репетитор должен отвечать только за качество и количество произведенного им обучения.

Физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, с нарушением законодательства Российской Федерации, несут уголовную и административную ответственность за незаконное предпринимательство (п. 4 ст. 23 ГК РФ).

6. Юридическая ответственность педагогического  работника

 

Институт юридической  ответственности занимает одно из центральных  мест в ряду правовых средств, обеспечивающих эффективную реализацию конституционных  прав граждан в области образования  и формирующих целостный механизм гарантий осуществления прав и свобод личности в сфере образования.

Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержаться в нормах права.

Юридическая ответственность, выражаясь в мерах государственного принуждения, в ограничении прав и свобод граждан, не может устанавливаться  и применяться произвольно. Основанием для юридической ответственности является правонарушение.

Правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние правоспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

Порядок привлечения к  ответственности и меры, применяемые  государством при наступлении юридической  ответственности, должны соответствовать  определенным принципам, к которым относят законность, обоснованность, справедливость, неотвратимость, целесообразность, недопустимость повторной или двойной (уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

В сфере образования, в  силу разнородности образующих ее общественных отношений, действуют все традиционно  закрепленные законодательством РФ виды юридической ответственности: гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая, дисциплинарная. В то же время для образования характерным является и специфический вид ответственности – образовательно-правовая, возникающая только при противоправном посягательстве на образовательные (педагогические) отношения.

Особенностью  юридической ответственности в образовании является ее комплексный характер, когда она, включая в себя элементы разных видов ответственности, отражает особенности содержания педагогических правоотношений, что и получило свое закрепление в отдельных специальных отраслевых законодательных актах – Уголовном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Трудовом кодексе РФ.

С учетом общих принципов  юридической ответственности формируется  ряд принципиальных положений, определяющих регулирование ответственности в сфере образования. К ним следует отнести:

  • сочетание общих оснований юридической ответственности со специальными основаниями, характерными только для области образования;
  • наличие в механизме правового регулирования образованием педагогических правоотношений и учет в связи с этим особых оснований ответственности;
  • в качестве правонарушений в педагогических правоотношениях выступают нарушения основных прав человека и гражданина в сфере образования;
  • сочетание публично-правовых и частноправовых элементов в регулировании ответственности;
  • своеобразие санкций ответственности в области образования, отражающих особенности педагогических правоотношений, в частности воспитательный характер отдельных из них;
  • ограниченное применение санкций, препятствующих осуществлению права личности на образование;
  • сочетание и взаимосвязь различных видов юридической ответственности, предусмотренных законом в сфере образования;
  • учет сектора платного характера предоставления образования (платные образовательные услуги).

Образовательная правовая ответственность (далее ОПО) наступает за нарушение (в том числе неисполнение, ненадлежащее исполнение) педагогических юридических норм, регламентирующих педагогические отношения (правоотношения). ОПО проявляется в применении санкций определенного характера, обусловленных содержанием педагогических (образовательных) правоотношений.

Наступление ОПО по общему основанию обусловливается: во-первых, нарушением прав граждан в области  образования, прежде всего права на образование, и, во-вторых, неисполнением (ненадлежащим исполнением) своих обязанностей образовательной организацией, педагогическими работниками.

Одной из особенностей образовательных  правоотношений является то, что они  юридически оформляют, опосредуют педагогические нормы, которые, в свою очередь, выступают  фактическими регуляторами предоставления образования и (или) воспитания образовательной организацией и более конкретно – педагогическими работниками.

ОПО отличается от иных видов  юридической ответственности тем, что может устанавливаться лишь в образовательной сфере, более того, лишь в образовательном процессе, в ходе учебного взаимодействия обучающегося и педагога. Основания ОПО и соответствующие санкции устанавливают, как правило, сами образовательные учреждения. Подобный вывод вытекает из их полномочий, автономии в образовательной сфере, закрепляемых законодательством об образовании.

К основным группам нарушений в образовательном процессе образовательной организацией следует отнести:

  • ненадлежащее исполнение установленных правил поступления, набора, отбора, в том числе вследствие необоснованного отказа в приеме;
  • ненадлежащее проведение конкурса при приеме в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения;
  • несоблюдение установленного режима учебных занятий, в т.ч. расписания и графика;
  • несоблюдение государственного образовательного стандарта;
  • ненадлежащее качество учебных занятий, несоблюдение требований к форме учебных занятий.

Для квалификации социального  поведения в области образования  в качестве правонарушения следует  руководствоваться такими критериями, как противоправность поведения, социальная вредоносность поведения, степень вредоносности социальных последствий.

Как показывает анализ образовательной  деятельности, многие нарушения педагогических норм и соответственно правовых, закрепляющих их, не несут серьезных социальных последствий и в худшем случае оказывают неблагоприятное воздействие  на поведение лишь участников педагогического  взаимодействия – педагога, обучающегося, не затрагивая при этом конституционного права гражданина на образование  и гарантий его осуществления, тем  более что многие стороны образовательного процесса регулируются на уровне устава образовательного учреждения, правил его внутреннего распорядка, а также посредством обычно складывающегося поведения.

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.
  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г.
  3. Федеральный закон "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 N 148-ФЗ).// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ.// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.
  5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ.// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.
  6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 09.01.2010. - № 2.

 

Литература

  1. Куров С.В. Проблемы правовой ответственности в сфере образования. Ежегодник Российского образовательного законодательства, том 1 / Москва, декабрь 2009г.
  2. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов Изд. 3-е, перераб., доп./ 4-е/ 5-е, Стереотип. 2006 г.
  3. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд.,- М: «НОРМА».- 2007г
  4. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права: Учебник для юридических вузов Изд. 3-е, Изд-во Готика /Москва, 2002 г.
  5. Носков С.А. Об элементах института юридической ответственности / С.А. Носков // Вестник Саратовской гос. академии права. - Саратов: Изд-во СТАЛ, 2007 г. № 1.
  6. Бойкова О.С. Филиппова М.В. «Новейшая судебная практика по трудовому законодательству с комментариями». - Практическое пособие. - Москва. –«ГроссМедиа». - 2008г.

 


Информация о работе Правовое регулирование трудовых отношений