Гарантия прав субъектов информационных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:56, реферат

Краткое описание

Общеизвестно, что неправомерное искажение или фальсификация, уничтожение или разглашение определенной части информации, равно как и дезорганизация процессов ее обработки и передачи в информационно-управляющих системах наносят серьезный материальный и моральный урон многим субъектам (государству, юридическим и физическим лицам), участвующим в процессах автоматизированного информационного взаимодействия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие информационных отношений……………………………….…..5
2. Субъекты информационных отношений, их безопасность…………….16
3. Российское государство как субъект обеспечения информационной безопасности…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 54.52 Кб (Скачать)

                  
 
 
 

Реферат

По правовому  обеспечению информационного менеджмента

На тему:

 «Гарантия прав субъектов информационных отношений» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Понятие информационных отношений……………………………….…..5

2. Субъекты информационных отношений, их безопасность…………….16

3. Российское государство как субъект обеспечения информационной безопасности…………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………25

Список  литературы…………………………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Общеизвестно, что неправомерное искажение или фальсификация, уничтожение или разглашение определенной части информации, равно как и дезорганизация процессов ее обработки и передачи в информационно-управляющих системах наносят серьезный материальный и моральный урон многим субъектам (государству, юридическим и физическим лицам), участвующим в процессах автоматизированного информационного взаимодействия.

Жизненно  важные интересы этих субъектов, как  правило, заключаются в том, чтобы  определенная часть информации, касающаяся их безопасности, экономических, политических и других сторон деятельности, конфиденциальная коммерческая и персональная информация, была бы постоянно легко доступна и в то же время надежно защищена от неправомерного ее использования: нежелательного разглашения, фальсификации, незаконного  тиражирования или уничтожения. Острота проблемы обеспечения безопасности субъектов информационных отношений, защиты их законных интересов при  использовании информационных и  управляющих систем, хранящейся и  обрабатываемой в них информации все более возрастает. Этому есть целый ряд объективных причин.

Прежде  всего - это расширение сферы применения средств вычислительной техники  и возросший уровень доверия  к автоматизированным системам управления и обработки информации. Компьютерным системам доверяют самую ответственную  работу, от качества выполнения которой  зависит жизнь и благосостояние многих людей. ЭВМ управляют технологическими процессами на предприятиях и атомных  электростанциях, управляют движением  самолетов и поездов, выполняют  финансовые операции, обрабатывают секретную  и конфиденциальную информацию.

Изменился подход и к самому понятию "информация". Этот термин все чаще используется для обозначения особого товара, стоимость которого зачастую превосходит  стоимость вычислительной системы, в рамках которой он существует. Осуществляется переход к рыночным отношениям в области создания и  предоставления информационных услуг, с присущей этим отношениям конкуренцией и промышленным шпионажем.

Проблема  защиты вычислительных систем становится еще более серьезной и в  связи с развитием и распространением вычислительных сетей, территориально распределенных систем и систем с  удаленным доступом к совместно  используемым ресурсам.

Доступность средств вычислительной техники  и прежде всего персональных ЭВМ  привела к распространению компьютерной грамотности в широких слоях  населения, что закономерно, привело  к увеличению числа попыток неправомерного вмешательства в работу государственных  и коммерческих автоматизированных систем как со злым умыслом, так и чисто "из спортивного интереса". К сожалению, многие из этих попыток имеют успех и наносят значительный урон всем заинтересованным субъектам информационных отношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие информационных отношений

Решение многочисленных проблем современного этапа развития  информационных   отношений , занимающих все большее внимание у отечественных  и зарубежных законодателей, было бы малопродуктивным в условиях отсутствия более или менее конкретного  плана правовой работы над их преодолением. При конструировании такого плана  можно отталкиваться либо от совокупности наиболее остро стоящих сегодня  проблем информационного поля, либо исходить из существа  информационных   отношений , предваряя, таким образом, появление новых проблем.

Понятие   информационных   отношений  еще  не закрепилось в правовой науке, хотя мы можем встретить в нынедействующем  законодательстве множество предпосылок  к этому в виде определения  понятий  “информация”, “массовая  информация”, “ информационный  обмен”, “информационные процессы”, “информационные продукты” и  т.п., поэтому для целей настоящей  статьи, дабы сузить круг рассматриваемых  вопросов, под  информационными   отношениями  мы будем понимать процесс  целевого перераспределения в обществе сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. 

Праовое урегулирование  информационных   отношений  подчинено тем же закономерностям, что и урегулирование других видов общественных отношений, с той разницей, однако, которую определяет особый предмет этих самых отношений. Правовое регулирование приходит на смену регулирования каких-либо отношений с помощью иных социальных норм: моральных, религиозных, технических и др. в связи с тем, что эти слабо гарантированные и инертные в изменении социальные регуляторы перестают оказывать надлежащее, объективно требуемое обществом регулятивное воздействие, что проявляется в дестабилизации общественных отношений, выражаемой в различных формах причиняемого вреда, после чего право наращивает свой регулятивный массив пропорционально росту такой дистабилизации. Появление и развитие информационного законодательства настолько же адекватно отражает возникшие в обществе проблемы информационного спектра.

Итак,  информационные   отношения , представленные в виде целевого прераспределения в обществе различных  сведений, занимают особую нишу в функционировании общественных механизмов. Изначально заложенный в качестве одной из конституционных  основ российского общества идеологический плюрализм (ст.13 Конституции) и информационные права граждан (ст.29) призваны гарантировать  стабильное политическое и социо-культурное развитие общества. Достижение такого значительного эффекта возможно благодаря лишь единственному базовому признаку  информационных   отношений  — их массовости. Так как, если бы механизм циркуляции информации не затрагивал широких слоев общественности, связи политических и экономических элит с остальным обществом, то вряд ли бы  информационные   отношения  вообще приобрели когда-либо общесоциальную значимость и, как следствие, необходимость в правовом урегулировании. Такая необходимость была замечена еще в начале Нового времени с появлением первых газет, однако теперь, когда в результате НТР информация пронизывает буквально все сферы общественной жизни, решающее значение признака массовости информации для правового регулирования  информационных  отношений более чем очевидно.

В соответствии с российским законодательством  под массовой понимается информация для неограниченного круга лиц. Здесь можно заметить два взаимосвязанных  аспекта: качественный и количественный, которые в определении правового  режима массовой информации имеют принципиальное значение. Качественный аспект ракрывает  массовость информации как информации общественной, общей для всех, вседоступной, открытой; количественный — как  информации, распространяемой для широкой  сети потребителей, пользователей информации. Количественный аспект производен от качественного: так, предназначенная  для неограниченного круга лиц  информация, не пользуясь спросом, может  иметь очень малое количество потребителей, либо не иметь их вообще, и тем не менее оставаться массовой. Однако подобная ситуация является исключением, иначе не было бы никакого резона предусматривать  особое положение СМИ, особый статус журналиста в нынешнем его виде, либо вообще определять режим массовой информации правовыми рамками. Поэтому  признавая, что всё, кроме конфиденциальных и секретных сведений, есть массовая информация, мы предполагаем и количественную массовость такой информации.

Таким образом, мы рассмотрели некоторые черты  основного признака информации, имеющего значение для правового регулирования  информационных   отношений  —  массовости. Однако этот признак есть лишь статистический показатель реального  процесса информационного обращения, индикатор значимости  информационных   отношений , раскрывающий статическую  информационную картину общества. Теперь же этот решающий для правового регулирования  информационных   отношений  признак  массовости информации необходимо проследить в динамике, т.е. рассмотреть особенности  самого информационого обмена, поскольку  право регулирует именно отношения, а не статистику отношений.

Стандартный цикл обращения информации можно представить  в виде простейшей формулы: “... —  производство — распространение  — потребление — ...” Широкое  правовое регулирование распространения  информации вместе с нормами, стимулирующими производство качественной информационной продукции и способствующими воспитанию достойной культуры потребления, составляет основу организационного и правового положения субъектов и правового режима информационного обращения. Подавляющая доля нормативных установлений, как мы увидим далее, касается стадии распространения, потому что именно здесь процесс движения массовой информации и проявляется в полной мере. Тем не менее, и в другие звенья информационного цикла отчасти проникают правовые нормы. В области создания информационной продукции невозможно предусмотреть каких-либо серьезных мер по правовому ограничению ее производства в любом виде, поскольку это справедливо вызовет обвинения в цензуре, именно поэтому контроль за общественной нравственностью, например, вынесен в стадию распространения информации. Однако, хотя здесь в первичной стадии и действует принцип ненаказуемости мыслей, может презюмироваться негативное отношение общества, выраженное в законодательстве, к тому, чтобы иметь цели, скажем, направленные на разжигание расовой розни, а распространение таких идей (материализованное, например, в факте создания соответствующего общественного объединения (ст.13.5 Конституции РФ)) и вовсе запрещается и карается, что, в свою очередь, лишает стимулов создавать такого рода информационную продукцию. 

Тем не менее, правовое регулирование присутствует и в  этой стадии информационного производства, правда не в виде норм охранительного свойства (о чем мы уже упомянули), а в виде регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических  предпосылок развития и совершенствования  информационного производства. В  области же информационного потребления  введение каких-либо ограничений к  действенным результатам, как показывают многочисленные практические примеры, привести не может, и все правовые усилия опять же переносятся на центральную  стадию информационного обращения  — стадию распространения информации. Однако и здесь нельзя говорить, что регулятивная способность права  полностью исключается в информационном потреблении, вопрос состоит лишь в  том, что правовые нормы, не способные  эффективно воздействовать на характер информационного потребления непосредственно  в информационной сфере, могут успешно  решать поставленные задачи через призму регулирования других по характеру  общественных отношений. В данном случае имеется в виду правовое регулирование  в области образования и просвещения  как подрастающего поколения, так и общественности в целом.

Стадию распространения  информации, впитывающую в себя наибольшее количество социальных нормативов, и  особенно правовых, можно классифицировать для лучшего восприятия проблем  развития информационных процессов по признаку способа распространения на две автономных группы.

А) Непосредственное распространение, когда создатель  информационного продукта, или его  интерпретатор, воздействуют на потребителя  “напрямую” (сюда можно отнести  собственно общение, а также передачу идей в воспитательно-образовательной  среде (лекции, прочие коллективные занятия), кроме того, это митинги, театрализованные представления и другие культмассовые  мероприятия). Правовым регулированием этот вид распространения потоков  информации практически не затронут, т.к. социальной значимости с точки  зрения регуляции общественных отношений  здесь не находят ввиду относительной  локальности и невозможности  и недопустимости государственного вмешательства.

Б) Опосредованное распространение, когда между создателем инфопродукта (или интерпретатором) и потребителем стоит механизм (система  механизмов), или иное средство фиксации и передачи информации, наличие которых  предопределяет массовость таких  информационных   отношений , повышенную влиятельность  этих информационных продуктов. Историческое развитие технологий распространения  информации наглядно показывает рост массовости информационного обмена, а, следовательно, и значимости информации в обществе, что в свою очередь, как мы говорили выше, является индикатором  необходимости правового урегулирования. Так, можно выделить следующие стадии технологического совершенствования  распространения информации в опосредованном его варианте: 1) распространение  посредством фиксации статического блока информации, расположенного в  местах больших скоплений людей (например, Законы 12 таблиц на центральной  площади античного Рима, приказы  феодалов и первые новостные бюллетени  на столбах торговых площадей); 2) распространение  информации посредством книг, сначала  рукописных свитков, а позже и  печатных книг (распространяются среди  узкого круга людей, — например, среди представителей духовенства, — либо концентрируются в библиотеках); 3) распространение газет и журналов (начиная с мелкой розничной продажи, а затем и распространение  по подписке); 4) с ХХ века начинается высокотехнологическое распространение  информации на базе использования электромагнитных явлений и механизмов, преобразующих  электромагнитные сигналы в воспринимаемую человеком форму: а) во-первых, радио  и телевидения (распространение  общей по характеру информации в  “каждый дом”), б) во-вторых, сетевой  компьютерной техники (распространение  любой индивидуальной информации для  каждого потребителя); сюда же мы относим  и различные промежуточные разновидности  технологий распространения информации, вытекающих из форм а) и б), имеется  в виду спутниковое и кабельное  цифровое телевидение и радио и пр.

Информация о работе Гарантия прав субъектов информационных отношений