Гарантия прав субъектов информационных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:56, реферат

Краткое описание

Общеизвестно, что неправомерное искажение или фальсификация, уничтожение или разглашение определенной части информации, равно как и дезорганизация процессов ее обработки и передачи в информационно-управляющих системах наносят серьезный материальный и моральный урон многим субъектам (государству, юридическим и физическим лицам), участвующим в процессах автоматизированного информационного взаимодействия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие информационных отношений……………………………….…..5
2. Субъекты информационных отношений, их безопасность…………….16
3. Российское государство как субъект обеспечения информационной безопасности…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 54.52 Кб (Скачать)

Таким образом, происходит совершенствование технологий и методик распространения информации, причем необходимо отметить, что наблюдается  не замена предыдущей формы распространения  информации более новой, а их “наслаивание”, хотя и с некоторой потерей  позиций ранних форм распространения.

Перечисленные виды распространения информации необходимым  образом определяют специфику ее потребления конечным пользователем, поэтому организация нормативных  усилий законодателя в русле этих разновидностей распространения и  может дать наиболее адекватный и  оптимальный вариант правового  регулирования  информационных   отношений . Для того чтобы проиллюстрировать  возможности такого подхода, рассмотрим его более предметно в следующем разделе.

История правового  регулирования  информационных   отношений  во многом не совпадает  с историей развития технологий распространения  информации, поскольку значимость  отношений   информационных  воспринимались только лишь в контексте иных общественных отношений и совсем не рассматривались  в качестве самостоятельного объекта  правового регулирования. Так, о  связи категорий информации и  права вспоминали, например, при  рассмотрении отношений по поводу защиты чести и достоинства (при правонарушениях  в виде клеветы и оскорбления), отношений по поводу государственной  или личной безопасности, при необходимости  защиты “охраняемой законом тайны” (секретных или конфиденциальных сведений), т.е. при различного рода грубых нарушениях информационного  обмена, составляющих, хотя и довольно важную, но совсем не большую часть  необходимого правового регулирования. Тем не менее, с некоторых пор  законодатель обратил внимание и  на собственно  информационные   отношения , сделав их самостоятельным  предметом правового регулирования (законы “О средствах массовой информации”, “Об информации, информатизации и  защите информации”, “Об участии  в международном информационном обмене”). 

Типология информационных средств 

Итак, перейдем к обсуждению специфики перспективного планирования нормативно-правовых мер, направленных на решение современных  проблем информационной сферы. Как  мы уже говорили, решающее значение в урегулировании  информационных   отношений  приобретает признак  массовости информации, который в  динамическом выражении, т.е. в процессе информационного обращения, полностью  раскрывается в стадии распространения  информации, причем непосредственное распространение (группа А, см. выше) практически  исключает правовое регулирование, поэтому далее мы будем говорить лишь об опосредованном распространении, регулирование которого и определяет эффективность решения целого спектра проблем информационного плана, поскольку именно здесь раскрывается существо  информационных   отношений  и их место в общественном развитии. Негативные проявления массового информационного обмена, начиная с непропорционального ценностного смещения в обществе, приводящего к социальным антагонизмам, и заканчивая отдельными случаями диффамации и посягательствами на тайну частной жизни граждан, могут ликвидироваться как механизмами гражданского общества, так и прямым регулятивным государственным вмешательством. Поскольку об эффективности первого способа для российской действительности говорить еще преждевременно, следует преимущественно уделять внимание совершенствованию механизмов правового воздействия на процесс информационного обмена.

Для того чтобы  должным образом систематизировать  все виды форм распространения информации для целей дальнейшего рассмотрения, абстрагируемся от  понятий  “средства  массовой информации”, “средства массовой коммуникации” и проч., а будем  употреблять термин “ информационные  средства”, т.е. средства, дающие наиболее мощные потоки информации, потребляемой в обществе, средства, определяющие массовость информации. Конкретная правовая модель, закрепляющая место информационных средств в обществе, вытекает из совмещения особенностей исторически  сложившегося технологического типа распространения  информации для каждого вида информационных средств с основными вопросами  социального взаимодействия таким  образом распространяемой информации с политической, экономической и  культурной сферой отношений. Классификация  правовых моделей регулирования  информационных средств будет строится ниже по убыванию общесоциальной значимости, и иллюстрируется на примере наиболее ярких социальных признаков потребления  информации каждого информационного  средства, которые и определяют специфический  тон правового регулирования  каждого типа распространения информации.

1-я категория  — телевидение и радио. Их  специфика обусловлена следующими  факторами: 

- ограниченность  частот передачи теле- и радиосигналов  для наиболее массовых в настоящее  время технологий передачи (имеются  в виду широковолновые станции  наземного вещания);  

- эффект присутствия  (вызывающий у потребителя повышенную  эмоциональную напряженность, развивающий  психологическую восприимчивость); 

- некритичность  восприятия (интенсивный информационный  поток, за течением которого  необходимо постоянно следить  потребителю не оставляет времени  для анализа, что повышает его  внушаемость, подавляет волю телезрителя  или радиослушателя); 

- распространение  сведений осуществляется преимущественно  за счет широкой сети первичных  пользователей (т.е. интенсивное  распространение, в отличие от  экстенсивного — определяемого  возможностью многократного использования  разными людьми одного и того  же информационного массива); 

- ведущая роль  в осведомлении граждан о фактах, событиях и т.д.

2-я категория  — компьютеры, подключенные к  глобальным и локальным информационным  сетям: 

- возможность  выбора потребителем информации, практически неограниченной по  тематике и объему (истинная демократичность;  возникает проблема излишнего  потребления пользователем социально  нейтральной или социально вредной  продукции, что решается, в частности,  созданием социально ориентированных  поисковых систем; также довольно  остро стоит проблема защиты  авторских прав, защиты специальных  сведений);  

- связь в компьютерных  сетях может быть двусторонней (когда сам потребитель одновременно  является распространителем, создавая  свои странички в сети, рассылая  электронную почту); 

- перспектива  занятия первого места в распространении  информации в обществе; 

- одновременное  включение преимуществ и недостатков  первой категории (если мы имеем  дело с трансляцией по сети  теле- и радиопродукции). 

(Необходимость  правового регулирования иных  видов распространения информации, проистекающих тем или иным  образом из 1 и 2 категорий, будет  зависеть от темпов технологической  конвергенции, масштабность которой  в сегодняшней России вызывает  некоторые сомнения, и, тем не  менее, можно говорить, что базовые  социальные признаки этих категорий,  вызывающие к необходимости правовое  регулирование, окажутся верными  и для новых форм распространения информации: цифровое кабельное, компьютерное, спутниковое телевидение и радио).

3-я категория  — печатная пресса (газеты, журналы,  альманахи и т.п.): 

- отсутствие  технологических ограничений распространения  информации, относительная простота  такого информационного производства  и распространения (приводит к  реализации подлинного плюрализма  мнений; проявляется большая лояльность  при подаче информации, когда  можно остановиться и проанализировать  полученные данные); 

- наличие наибольшего  выражения признака т.н. “внешнего  плюрализма”, когда пресса представляется  плюралистически пропорциональной  в обществе только если брать  весь объем издаваемых в России  газет и журналов, а не одно  или несколько изданий, которые  ежедневно потребляет единичный  читатель; 

- ориентация  газет на повышенное содержание  новостных материалов в основном  с общественно-политической окраской (формирование общественного мнения; особое внимание уделяется механизму  - как и какие события освещать, а также может иметь значение  и в связи с чем); 

- характер распространения  сведений — смешанный (совмещение  интенсивного и экстенсивного  методов распространения, т.е.  хотя массовость и достигается  широкой сетью потребителей, реализуется  также и в возможности многоразового  потребления одних и тех же сведений).

4-я категория  — кино- и видеопродукция, книги,  компакт-диски, аудиокассеты и  т.п. (т.е. объект, заключающий в  себе информационный продукт,  во-первых, как правило, связанный  с трудоемкими затратами на  изготовление и, во-вторых, распространяется  посредством емких, передвигаемых  материальных носителей): 

- создание такой  продукции связано, как правило,  с творчеством (углубленная смысловая  содержательность материалов, ориентация  на социо- культурную идейную  сферу); 

- необходимость  защиты такого рода творческой  продукции от посягательств “массовой  культуры” (такая необходимость  возникает вовсе не из того, что “массовая культура” пользуется  большим спросом у граждан,  а потому, что объем “китча”,  в силу своей низкой ресурсной  требовательности заполоняющий информационное пространство, гораздо больше объема такой творческой продукции); 

- продукция такого  рода является системной базой  идей, мыслей, представлений для  первых трех категорий (не только  в том смысле, что эти материалы  просто используются в телепередаче, например, а в том, что они  задают вектор мышлению создателей  соответствующей продукции тех  категорий); 

- сообразно особенностям  своих материальных носителей  испытывают как недостатки, так  и преимущества первых категорий  информационных источников; 

- акцент в  распространении — на экстенсивность (рассчитаны на возможное повторное  восприятие — хотя в большинстве  случаев тем же человеком, что  частично нивелирует массовость, которая, с другой стороны,  компенсируется интенсивным распространением, — что способствует фундаментальности,  более глубокому усвоению, анализу). 

5-я категория  — плакаты, стенды, календари  и другие изображения и тексты  рекламного, пропагандистского, агитационного  и иного характера (например, наружная  реклама на автобусах), т.е. “мертвая  картинка”, а также информационные  табло, “бегущая строка” и  т.п.: 

- располагаются  преимущественно в местах больших  скоплений людей (проблема с  выделением специальных мест  для этого, проблема близкого  расположения таких информационных  средств со специфическим содержанием  к школам, детским садам, церквям  и др.); 

- распространение  сведений только интенсивное; 

- рассчитаны  на восприятие небольшой информационной  порции за короткое время, и  потому сконструированы так, чтобы  оставить глубокий след в сознании  человека (следовательно, броскость  инфопотока, ставит проблему лояльности  оставления такого следа в  сознании; обычно направлены на  то, чтобы внушить что-то потребителю,  или содержится побуждение вспомнить,  подумать о чем-то и др.). 

Именно по таким  технологическим видам передачи информации и классифицируется сложный  механизм ее опосредованного распространения. И теперь, в зависимости от того, насколько остро в обществе преломляются эти технолого-социальные особенности  передачи сигнала, можно рассуждать и о направленности правовых регулятивных усилий. 

Система информационного  законодательства 

Если принимать  во внимание типологию, изложенную во втором разделе, не вызывает больших  трудностей оценка пробелов в российском информационном законодательстве. Так, достаточно полным регулированием располагает  только лишь 3-я категория информационных источников — печатная пресса (специальный  отраслевой закон “О средствах массовой информации” от 27.12.91г. № 2124-1). Отношения  в области телевидения и радио  регулируются сегодня некоторыми положениями  того же закона “О СМИ”, Постановлением Правительства РФ от 07.12.94г. №1359 “О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи  в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации”, другими  ведомственными нормативными актами, указами Президента, регулирующими  отрывочные положения правового  статуса этой категории информационных средств, и которые не смогут своим  количеством заменить всего лишь один закон “О телевидении и радиовещании”, который вот уже несколько  лет обсуждается в Государственной  Думе. Но самое бедственное положение  наблюдается с правовым регулированием 2-й категории информационных источников. Регулирует отношения по поводу компьютерной информации “общий смысл” закона “О связи” от 16.02.95г. №15-ФЗ, три статьи УК, постановление Правительства  “Об утверждении положения о  лицензировании деятельности в области  связи” № 642 от 05.06.94г. и несколько  приказов Государственного комитета по связи и информатизации, которые  никак не подчеркивают  информационный  характер таких  отношений , а регулируют лишь их организационные и технические  моменты. Спасти положение здесь  может лишь комплексный закон, регулирующий отношения в сфере телекоммуникаций (или электросвязи).

Информация о работе Гарантия прав субъектов информационных отношений