Гарантия прав субъектов информационных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:56, реферат

Краткое описание

Общеизвестно, что неправомерное искажение или фальсификация, уничтожение или разглашение определенной части информации, равно как и дезорганизация процессов ее обработки и передачи в информационно-управляющих системах наносят серьезный материальный и моральный урон многим субъектам (государству, юридическим и физическим лицам), участвующим в процессах автоматизированного информационного взаимодействия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие информационных отношений……………………………….…..5
2. Субъекты информационных отношений, их безопасность…………….16
3. Российское государство как субъект обеспечения информационной безопасности…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 54.52 Кб (Скачать)

Наибольшую  сложность при решении вопросов обеспечения безопасности конкретных информационно-управляющих систем (информационных технологий) представляет задача определения реальных требований к уровням защиты критичной для  субъектов информации, циркулирующей  в АС. Ориентация на интересы субъектов  информационных отношений дает ключ к решению данной задачи для общего случая.

Определение требований к защищенности информации

Исторически сложившийся подход к классификации  государственной информации (данных) по уровням требований к ее защищенности основан на рассмотрении и обеспечении  только одного свойства информации - ее конфиденциальности (секретности). Требования же к обеспечению целостности  и доступности информации, как  правило, лишь косвенно фигурируют среди  общих требований к системам обработки  этих данных. Считается, что раз к  информации имеет доступ только узкий  круг доверенных лиц, то вероятность  ее искажения (несанкционированного уничтожения) незначительна. Низкий уровень доверия  к АС и предпочтение к бумажной информационной технологии еще больше усугубляют ограниченность данного  подхода.

Если  такой подход в какой-то степени  оправдан в силу существующей приоритетности свойств безопасности важной государственной  информации, то это вовсе не означает, что его механический перенос  в другую предметную область (с другими  субъектами и их интересами) будет  иметь успех.

Во многих областях деятельности (предметных областях) доля конфиденциальной информации сравнительно мала. Для коммерческой и персональной информации, равно как и для  государственной информации, не подлежащей засекречиванию, приоритетность свойств  безопасности информации может быть иной. Для открытой информации, ущерб  от разглашения которой несущественен, важнейшими могут быть такие качества, как доступность, целостность или  защищенность от неправомерного тиражирования. К примеру, для платежных (финансовых) документов самым важным является свойство их целостности (достоверности, неискаженности). Затем, по степени важности, следует  свойство доступности (потеря платежного документа или задержка платежей может обходиться очень дорого). Требований к обеспечению конфиденциальности отдельных платежных документов может не предъявляется вообще. 
 
 
 

3. Российское государство  как субъект обеспечения информационной безопасности

На рубеже XX—XXI веков мир вступил в новую  эпоху — эпоху информационного  общества. Промышленно развитые страны за последнее десятилетие перешли  на новую ступень социально-экономического развития, связанную с принципиальным изменением способов производства и  формированием качественно новой  структуры общественных отношений.

В этой связи формирование в России основ  информационного общества необходимо рассматривать как одно из важных условий ее дальнейшего продвижения  по пути экономического, социального  и культурного развития. Правда уверенность в этом, разделяемая большинством ученых и специалистов, зачастую игнорирует то обстоятельство, что в настоящее время, несмотря на широкое распространение термина «информационное общество», экспертное сообщество еще не пришло к единому пониманию его содержания. Одни считают, что это общество, в котором обеспечивается легкий и свободный доступ к информации по всему миру, другие — что это общество, в котором основными объектами и результатами труда большинства являются информация и знания.

Более развернуто информационное общество может  быть охарактеризовано как фаза развития современной цивилизации, для которой  характерно резкое увеличение роли информации и знаний в жизни общества, возрастание  доли информационных коммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом  внутреннем продукте (ВВП), созданием  глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым  информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и  услугах.

Информационная  сфера, как совокупность информации, средств ее производства, обработки  и хранения, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование  информации, а также системы регулирования  возникающих при этом общественных отношений, являясь системообразующим  фактором жизни общества, активно  влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности государств, и поэтому их национальная безопасность существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, причем, очевидно, что в ходе технического прогресса эта зависимость будет  возрастать. Под информационной безопасностью  государства понимается состояние  защищенности его национальных интересов  в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов  личности, общества и государства. Таким образом, статус члена информационного общества не отменяет того обстоятельства, что у каждой из входящих в него стран имеются собственные национальные интересы в информационной сфере и, тем самым, существует необходимость обеспечивать безопасность этих интересов.

Государство является важнейшим субъектом обеспечения  информационной безопасности, что обосновано в концептуальных документах, касающихся сферы обеспечения информационной безопасности, а также в законодательных  актах. Однако реалии процесса продвижения  по пути построения информационного  общества и осуществления мер  по обеспечению информационной безопасности не вполне соответствуют концептуальным параметрам.

Что касается термина «информационная безопасность», то в разных контекстах и у разных авторов он может иметь различный смысл. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации под «информационной безопасностью» понимается состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. 

В Федеральном  законе «Об участии в международном  информационном обмене» 1996 г. информационная безопасность также определялась как  состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Одним из наиболее важных субъектов информационных отношений является государство. Ясно, что государство, являясь одним из главных субъектов процесса формирования информационного общества, одновременно должно является гарантом его информационной безопасности. Органы государственной власти и управления, в компетенцию которых входит регулирование социально-политических отношений в информационно-психологической сфере, а также негосударственные субъекты данной деятельности, привлекаемые органами государственной власти и управления для решения задач государственного регулирования в информационно-психологической сфере, выступают в качестве субъектов государственной информационной политики.

В свою очередь, субъектами обеспечения информационной безопасности являются органы, организации  и лица, уполномоченные законом на осуществление соответствующей деятельности.

Все они  подразделяются на три основных типа, различающиеся интересами в осуществлении  этой деятельности: индивиды как личности, общественные организации и органы государственной власти. 

Субъекты  государственной информационной политики можно разделить на две основные категории.  

-Государственные  субъекты государственной информационной  политики. 

-Субъекты  массового информирования и коммуникации.

В системе  субъектов государственной информационной политики государственные субъекты разделяются на группы по следующим  категориям:

-уровни  власти и управления (федеральный,  региональный, местный);

-ветви  государственной власти (законодательная,  исполнительная, судебная);

-направления  деятельности органов власти (органы  гражданского, экономического управления, «силовой блок», культура, внешнеполитические  ведомства). 

В системе  субъектов государственной информационной политики субъекты массового информирования и коммуникации разделяются на группы по следующим категориям:  

-по  виду собственности (государственные  СМИ и МК, контролируемые российскими  физическими и юридическими лицами; негосударственные СМИ и МК, контролируемые  иностранными физическими и юридическими  лицами); 

-по  способу распространения информации (электронные СМИ и МК, печатные  СМИ и МК, Internet-СМИ и Internet-МК).

Государство занимает особое место как среди  субъектов государственной информационной политики, так и среди субъектов  обеспечения информационной безопасности, поскольку оно обладает уникальными  средствами и силами противодействия  угрозам в данной сфере. Свою деятельность государство осуществляет совместно  с индивидами и обществом, но при  этом влияние государства на обеспечение  безопасности является определяющим. Это положение закреплено законодательно. В соответствии со ст. 71 Конституции  Российской Федерации основные функции  по обеспечению безопасности, включая  и информационную безопасность, относятся к ведению Федерации. Это означает, что все проблемы защиты жизненно важных интересов Российской Федерации в информационной сфере должны решаться федеральными органами государственной власти. В законе «О безопасности» также прямо говорится: "Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей".

Государство является определяющим и ведущим  субъектом политики. Оно имеет  монополию на насилие как средство политического господства и располагает  значительным набором средств воздействия  на поведение всех членов общества, а также материальными, техническими и кадровыми ресурсами для реализации своей политики.

Все органы государства в той или иной мере участвуют в деятельности по обеспечению информационной безопасности. Однако, их компетенция и предметы ведения в данной сфере деятельности различны, в зависимости от целей  и задач, стоящих перед этими органами.

Компетенция органов государственной власти является тем фундаментом, на котором  основывается вся система обеспечения  информационной безопасности. Учитывая, что информационные системы и  информационные ресурсы создаются  и используются всеми органами государства, в системе обеспечения информационной безопасности особую роль играют те органы государства, которые выполняют  руководящие и координирующие роли, от оптимального определения компетенции  которых в существенной степени  зависит информационная безопасность страны.

Общая структура государственной системы  обеспечения информационной безопасности включает четыре основные властные подсистемы, образующие ветви власти, различающиеся  функциями в области обеспечения  информационной безопасности и соответственно компетенцией: президент, законодательная, исполнительная и судебная власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Гарантии  прав субъектов Российской Федерации — предусмотренные Конституцией государственно-правовые механизмы, обеспечивающие юридическую и фактическую самостоятельность субъекта РФ в составе Федерации. К числу важнейших гарантий относятся закрепленные в Конституции принципы равенства субъектов Федерации, их независимости и самостоятельности. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Гарантией прав субъектов Федерации служит наличие и способ формирования Совета Федерации — верхней палаты российского парламента. Конституция особо выделяет круг вопросов, по которым принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К числу Г.п.с. РФ относятся конституционные положения о целостности и неприкосновенности их территории. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).

В соответствии с возможной заинтересованностью  различных субъектов информационных отношений существует четыре основных способа нанесения им ущерба посредством  разного рода воздействий на информацию и системы ее обработки:  

Информация о работе Гарантия прав субъектов информационных отношений